Как пережить трёхкратное падение выручки и сохранить команду
Есть и второй продукт — Helpmate — собственная ERP-система для автоматизации внутренних бизнес-процессов: учёта выручки с возможностью выставления счетов в различных валютах, а также трекингом загрузки сотрудников на проектах. Его мы пока не продаём, но можем показать, если вам интересно 🙂
Оба проекта мы используем, чтобы занять сотрудников. Они не скучают в периоды без клиентских проектов и занимаются, чем-то интересным, нужным и важным для компании.
Однако всего этого недостаточно, чтобы сохранить костяк команды и пройти этот тяжёлый период.
Действуем в общих интересах
Для меня было критично определить и сохранить Core Team.
Core Team — это не только те, кто приносит компании деньги, но и те, кто не уйдёт, если возникнут сложности.
Если вы вводите антикризисные меры и ничего больше не делаете, то есть риск, что самые сильные сотрудники могут уйти, а останутся более слабые.
Я понимал, что есть те, кто уже сомневался и своё будущее в компании представлял смутно. Получается, что если мы продолжим проходить сложные периоды и продолжим усиливать антикризисные меры, то высока вероятность, что я откажусь от людей, которые могли и хотели бы остаться, и сохраню тех, кто в будущем захочет уйти. Этого допускать не хотелось. Поэтому я выяснял такие важные моменты на 1-1 созвонах со всеми сотрудниками.
Была целая неделя, когда я созванивался со всеми, спрашивал, что важно, что не важно, выяснял «расстаёмся или нет», говорил о своих планах на человека.
Важно было не просто публично объявить что-то, а включиться и активно обсудить. Со всеми. Выматывало жутко, но я понимал, для чего всё это делаю.
Когда проводил 1-1, то вёл примерно такой разговор: «В ближайшие три месяца будет тяжело, хреново даже. Скорее всего, будут неинтересные проекты, в том числе, возможно, будут команды с которыми не захочется работать, но мы сейчас это делаем временно, чтобы выйти в плюс. Если ты готов всё это терпеть, то ты оставайся. Скажи мне сейчас или в течение недели».
Максимально простой разговор, если человек говорит «я точно остаюсь». «Хорошо. На какие условия ты готов оставаться?». Абсолютно открытый честный разговор и поиск компромиссных решений.
Из интересных наблюдений: за три месяца до февраля 2022, люди ходили с офферами на большую зарплату. И всегда был страх, что человек уйдёт в другую компанию, если мы не договоримся по деньгам. Но после личных разговоров оказалось, что людям не всё равно, где работать. Они готовы идти навстречу компании, и даже на временное снижение зарплаты.
Если бы не кризис 2022-го, я бы многое не понимал про наш бизнес и команду.
Ещё я включился в продажи на российском рынке. Всем сотрудникам дал задание взбодрить свой нетворк, а сам поехал в роуд-шоу. Мы все перешли в «предпринимательскую фазу», активно включились в процесс продаж. Так, получилось за короткий промежуток набрать портфель проектов в России.
В результате всё оказалось лучше, чем ожидали. Мы почти не минусанули в июле, а в августе вышли на нашу привычную чистую прибыль — больше 30%. И постепенно откатили жёсткий пакет мер обратно.
Да, мы немного проскребли дном в июле, но за счёт подушки безопасности, как бы проскочили самую острую фазу. При этом 100% Core Team осталось в компании — это самый важный результат. Получилось ровно так, как я смоделировал.
На конференции «Город IT» я делился своими опасениями, что в отрасли будет затишье в первом квартале 2023 года, потому что тогда будут расходоваться бюджеты, которые планировались в 2022 году. Однако, мы подобную тенденцию не заметили. Пресейлов было больше. Стартовали новые проекты. А весной мы вновь решили инвестировать в маркетинг, но уже на российском рынке.
Советы, которыми я могу поделиться
Не нужно ждать убытков, нужно сокращать расходы под тренд
Нам удалось сократить расходы в 1,5 раза, при этом по количеству людей мы сократились всего на 15%. Да, у нас была финансовая подушка на полгода и можно было подождать и ничего не делать. Но у Аспирити до моего прихода уже был опыт локального кризиса в 2018 году.
В 2018 году ушли два крупных клиента одновременно. Руководство решило затаиться и переждать, ведь в IT большие циклы сделки, сложно сделать выводы сразу.
В итоге люди ждать не захотели. Первыми ушли сильные сотрудники из Core Team. Не все, но многие. Из-за этого стало сложнее запускать новые проекты, а подушку за это время «съели» и стали залезать в кредиты, чтобы выплатить зарплаты сотрудникам.
Второй раз через такое проходить не хотелось. Поэтому подушку использовали только для того, чтобы покрывать кассовые разрывы. Но за все колебания, она так и не уменьшилась.
Действуйте быстро
Когда наступают критические моменты, инициатива должна быть у тебя. Нужно быстро включиться, провести решения и получить результаты. Ставьте себе дедлайн в неделю, дольше может быть уже поздно.
Определите Core team
Решите, кого критически важно оставить в компании. Эти люди станут основой и помогут возродиться из пепла.
Мотивируйте тем, что будет после кризиса
Говорить, что «сейчас такая ситуация, сами понимаете» и «ну, вы держитесь» — деструктивно. Приятнее и полезнее говорить, что будет впереди. У нас, например, было такое условие:
В августе выйдем в прибыль — в сентябре привезём всех сотрудников со всей страны на корпоратив в Красноярске и погуляем. Следующей точкой была 13-я зарплата. В итоге мы выплатили всем 53-ю зарплату, потому что зарплаты у нас начисляются еженедельно, и запланировали рост зарплат в течение нескольких месяцев. На 2023 год я планировал запуск опционной программы. Это такое распределение долей компании среди тех, кто вкладывается в компанию — редкость для IT, но частая практика в юридических и консалтинговых агентствах.
Включайтесь сами и разговаривайте
Если постоянно не говорить с сотрудниками о том, что происходит, какие в компании результаты продаж, какие намечаются проекты, какие пресейлы, то люди быстро стухают, а этого допускать нельзя.
Текущее состояние компании
Главный ресурс компании — талантливые люди. Поэтому мы разморозили найм осенью прошлого года, и уже успели прирасти по количеству сотрудников. В мае приняли сразу пятерых ребят. Большинство из новеньких получили офферы после весенней стажировки. Самой масштабной в нашей истории, кстати. А также постоянно поддерживаем тех, кто ездит на конференции с выступлениями и для нетворкинга.
До весны 2022 года мы практически не присутствовали на рынке аутсорс разработки в РФ. У нас даже не было сайта на русском. Получается, что в самый кризис мы почти с нуля выходили на рынок, старались понять, на чём сфокусироваться и как расставить акценты.
Нам уже удалось заявить о себе, как о студии #1 в проектировании решений для бизнеса в Рейтинге Рунета и войти в топ-20 разработчиков корпоративных решений. Мы также взяли призовые места в паре конкурсов и начали работу над несколькими крутыми проектами в РФ. Этой весной выкупили, пожалуй, самую дорогую нулевую строчку в Рейтинге Рунета, о чём позже тоже расскажем в статье.
Диверсификация по рынкам — это дополнительная страховка от возможных будущих кризисов. Которых, я надеюсь, не случится. Но соломку мы на всякий случай подстелили 🙂
Давно не видал такой наглой накрутки лайков с пустых акков.
У меня пустой акк, но я читаю. Есть правило, что этого недостаточно?
и мы не пустые, мы очень даже полные!
Это вы про те пять лайков под вашим коментом? Или про дизлайки под моим? А то я запутался :)
В чем прикол выкладывать статью на vc и обсуждать ее межу собой же?
Зачем это нужно показывать на публику?
А в чем прикол, спрашивать "в чем прикол" автора, который старался, писал статью, готовил материал и поделился с сотрудниками и другими людьми результатами. Вы своим опытом ни с кем никогда не делитесь?
PR маркетинг, возможности получить инвестирование. Показать что "даже из такой жопы" можно вылезти и мы вылезли. Инвестируйте в нас. Ничего плохого тут нет на самом деле. Просто замалчивание мелочей (а дьявол кроется в них) путает просто до ужаса