От папки на Яндекс.Диске до собственного ПО: как сеть кальянных стала IT-компанией
Кажется, что кальянный бизнес — про чил и расслабон. Но на самом деле здесь есть место не только вдохновению, но и выстроенным бизнес-процессам.
Привет! Меня зовут Ильяс Валиуллин, я основатель самой крупной сети lounge баров в мире — Мята. Мы запустились 9 лет назад, и сейчас у нас уже около 400 Мят в 11 странах и 120 городах. Рассказываем, как управлять таким количеством заведений и не сойти с ума.
Чтобы передавать франчайзи наработанную базу знаний, списки поставщиков, подрядчиков и другую полезную информацию, мы сделали папку на Яндекс. Диске с множеством подпапок внутри:
Каждый год количество франчайзи увеличивалось: если в 2016 году мы открыли 8 новых заведений, то в 2018 добавились ещё 52. Мятами стало сложно управлять, данные о партнерах были разрозненны по разным Excel-табличкам: часть информации была у менеджера по продажам, часть — у менеджера по запуску, часть у других сотрудников. В итоге оценить работу каждого отдельного заведения было достаточно сложно.
Мы хотели масштабироваться, а для этого нужно было аккумулировать всё в одном месте. Да и партнеры жаловались: в Яндекс. Диске было сложно искать информацию. Стало понятно, что ситуацию нужно менять.
Наша цель — максимально автоматизировать все процессы. Чтобы франчайзи могли мгновенно получать полезную информацию и улучшать работу своего заведения. Ведь, чем лучше выстроены процессы конкретного заведения, тем успешнее сама сеть.
Стали изучать софты по автоматизации, которые уже были на рынке, от 1С до программ в сфере дополнительного образования. Однако ни одна программа не могла полностью закрыть все наши потребности.
Тогда мы решили создать ПО, которое будет круче всего, что уже есть на рынке.
Как устроена IT-система Мяты
Сейчас у Мяты собственная IT-инфраструктура — автоматизированная система для франчайзингового бизнеса, которая включает в себя несколько сущностей. Это ПО, которое упрощает и структурирует взаимодействие всех участников — управляющей компании (УК), партнеров и наших гостей.
Система состоит из:
- административной панели УК,
- личного кабинета партнера в CRM,
- приложения для гостей,
- портала статистики,
- и информационного телеграм-бота.
Прежде всего мы структурировали данные о наших партнерах — объединили разрозненные Excel-таблички в наглядную систему.
Для самих франчайзи мы создали отдельный личный кабинет партнера в CRM. Здесь мы собрали в базу знаний все наши стандарты и регламенты работы, технологические карты, да и вообще всю необходимую информацию для работы заведения.
Сейчас это многофункциональный сервис — здесь можно взаимодействовать с гостями, оплачивать роялти, получить поддержку управляющей компании и даже сформировать push-уведомления для приложения.
Благодаря CRM франчайзи имеет постоянный доступ ко всей документации и расширенной базе знаний ↓
Внутри базы есть всё, что нужно для успешной работы: информация о контрактах и поставщиках, о полезных сервисах, о стандартизации сети, исследования, регламенты и многое другое, всего и не перечислить. Например, мы заранее подготовили все маркетинговые материалы — франчбук, брендбук, сезонные меню, афиши, гайды по разным каналам продвижения. Франчайзи не нужно ничего придумывать самому — просто бери готовое, изучай и используй.
Даже форму для сотрудников можно заказать прямо внутри CRM:
Когда мы выкатываем в CRM изменение или нововведение, то обязательно его объясняем — готовим обучающие видеоматериалы, статьи для базы знаний и гайды.
А затем анонсируем новые материалы в телеграм-боте:
Для себя как управляющей компании мы внедрили в CRM эффективную систему аналитики — с её помощью отслеживаем все изменения и динамику развития точек. Собираем расширенную информацию о франчайзи, их заведениях и гостях.
Всё это мы систематизируем на статистическом портале, доступ к которому ограничен. Здесь мы обрабатываем все цифры и анализируем, насколько успешно развивается сеть и как улучшить её показатели.
Плюс мы разработали систему лояльности для гостей — приложение Мята Loyalty. После регистрации в приложении гость получает доступ к гибкой системе лояльности, персонализированным скидкам и бонусам. А ещё в Мята Loyalty можно получить информацию о всех заведениях сети в РФ, посмотреть фото, забронировать столик и вызвать такси.
Нам было важно, чтобы гость мог прийти в любую Мяту и воспользоваться единой системой лояльности.
Система лояльности полезна не только гостям, но и франчайзи — она помогает привлекать новых клиентов и удерживать старых. Если гость остался доволен, в следующий раз он снова придёт в Мяту — ведь здесь у него уже есть кешбэк и баллы.
С помощью приложения мы собираем аналитику о гостях: знаем, когда гость впервые пришел в Мяту, в какое именно заведение сети, сколько баллов он списал или накопил в нашей системе лояльности.
Приложение для всех одно, а вот базы гостей изолированы. Это значит, что франчайзи не может получить доступ к базе клиентов соседа и использовать её для своих целей. Каждая Мята видит исключительно своих гостей.
На этом моменте въедливый читатель vc спросит:
И что, всё это вы создали безо всяких проблем?
На самом деле, трудностей было много. Например, наши франчайзи могут пользоваться одной из трех систем учета — либо iiko, либо Quick Resto, либо R-Keeper. Эти программы нужны для финансового учета, регистрации столиков, работы с товарными накладными, инвентаризации, расчета зарплаты.
Поэтому нужно было сделать приложение для гостей так, чтобы оно одинаково хорошо работало с любой из этих систем.
В марте 2022 года одна из популярных систем учёта внезапно ушла из России, и франчайзи потеряли базы данных клиентов, наработанные годами. Но с помощью единой CRM-системы нам удалось оперативно всё восстановить и спасти бизнес франчайзи — все контакты гостей хранились на наших серверах.
Мы постоянно дорабатываем наше ПО по запросам партнеров. Появляется запрос — мы сразу его видим и обрабатываем. Например, раньше в CRM-системе можно было просто оплатить роялти. Посыпался шквал вопросов, как правильно сформировать акты, куда их потом отправлять и так далее. Поэтому мы это автоматизировали и сделали так, чтобы акты и все закрывающие документы можно было сформировать прямо внутри системы, в один клик.
Видим, что у партнеров появляется много однотипных вопросов по какой-то теме — дорабатываем систему франчайзи по их запросам и нуждам.
А что дальше?
В этом году мы планируем развивать наше приложение, чтобы им могли пользоваться гости Мяты в других странах. Плюс хотим предложить свои IT-решения другим участникам рынка. Наши приложения и CRM-система подойдут абсолютно любой франшизе в HoReCa — достаточно просто поменять базу знаний на свою. Мы будем очень рады, если наше ПО поможет рынку франчайзинга в России развиваться и в итоге улучшит экономику нашей страны.
А какие it-решения вы внедряете в своем бизнесе? Поделитесь в комментариях ↓
Помню, по работе пришлось на годик-два переехать в Мск. Был в мятах всех цветов, и если оч коротко: дизайн норм, партнёрство с общепитом на точках норм, кальяны и обслуживание — не норм. Все 4 раза меня обсчитали, использовав "более крепкий и дорогой табак" при условии, что я ясно просил его не использовать, так как в принципе такое не курю.
Я человек не конфликтный, просто оставлял отзывы на Яшке. Более того, я человек из мира общепита, бизнеса и кальянок. То есть, я всё могу понять и принять, разовую ошибку уж тем более. Но не постоянно же!
Крч меняйте алгоритм работы, пожалуйста. Это не есть норм.
если регулярно — то это бизнес-модель
так это все потому, что вы человек не конфликтный
по-другому никак, только пиздить наглецов и скандалить
Вам про it/crm систему, а вы про продукт, никакой субординации
Теперь кальянщики будут называть себя программистами?)
сами себя они могут хоть Наполеонами называть
Не кальянщики, а "кальянный мастер"!
фраза "курить мануал" запахла новыми запахами.
Комментарий недоступен
Перед тем, как разрабатывать свои нишевые продукты, всегда стоит взглянуть на low-code системы. Мне кажется, все ваши потребности мог закрыть Pyrus, рекомендую ознакомиться.
P. S. Интересный у вас AppStore, рейтинг приложений не показывает!
Спасибо за ненавязчивую рекламу. Но к сожалению обычный задачник не может заменить полноценное ПО, которое включает в себя взаимодействие с партнерами, интеграцию крупнейших систем учёта и работу с гостями лидера рынка🙂
кстати, Pyrus делает тот же человек, который делал iiko
Скрин рисованный😹😹😹
А nocode вы сказали бред
Ребят, а почему при 400 заведениях, у вас такой отстойный логотип? Как-будто все еще на районе работаете?
Логотип отличный
Нормальный лого с отличными цветами. Лучше чем очередная надпись модным шрифтом.
Лебедев же
Комментарий недоступен
Мята топчик! Люблю их заведения!
Любишь брать в рот длинные продолговатые предметы и сосать?
сам из Казани и ни раз по моему не был в этих мятах. хз откуда это помешательство на кальянах людей
Мне больше непонятно другое. Кальян в магазине в среднем стоит 10-12 тыс. То есть пару-тройку походов в заведение. Так зачем куда-то регулярно ходить (если нравится эта тема). Сиди себе дома в приятной компании попыхивай ;))
В каментах дружеский вечер юмористов и новорегов
Самое грустное - это франшизы в небольших городах, что хука, что мята такой тлен.. Странно что у франшиз так слабо работает обратная связь, тайные покупатели и всё такое. Половину франшизных заведений можно смело закрывать. И из оставшихся еще половину. Эх, бабки-бабки закрывают глаза((.
Если рынок пустой - даже дно будет считаться "ничего себе".
Комментарий недоступен
Круто! У меня в Подольске есть. Каждый день проезжаю, но что-то ни разу не заходил. После поста с супругой зайдём на досуге.
Человек. Расскажи пожалуйста, как твой мозг работает. Продавцы кальянов попали тебе в поле зрения и ты такой "Дай я зайду к ним в гости"?
Тут был еще один парень, который открывал IT кальянные в Москве. Как раз перед ковидом второй или третий объект готовил. Потом пропал и больше не писал. А вы как ковид пережили?
Привет. Писал. https://vc.ru/offline/466631-istoriya-timeless-kalyannye-investicii-v-500-millionov-rubley-i-sobstvennaya-it-sistema
о, мята, отлично!
Великолепно
Самый хреновый кальян был именно у них в Ростове на Театральной)
Шаурмячка сделала сайт на Тильде и стала айти-компанией.
Инфоповод и цитирование. Profit.
Есть 4 типа заведений (платинум, лаунж и др), но не нашел на сайте и в материале, чем они отличаются
Был в платинуме на Мосфильмовской, по-моему просто дороже.
Не ожидала, что кальянная так заморачивается насчёт ПО
ну не одна кальянная, а франшиза 5 сотен кальянных :)
Не понял, как Мята стала ай-ти. В любом случае успехов! Создавать свой софт не дешего и хорошо что решились на это вместо очередного внедрения АМО / Битрикса.
Там реверс инжиниринг, из айти в кальяны, если погуглить
На цыгана Димку Портнягина денег нет? На vc теперь статейки пописываете ?
Пару раз пришлось заглянуть в Мяты, в поисках обеда и кофе в Москве. Жуткие, провонявшиеся помойки. Даже кофе побрезговали там пить. Деградация населения очевидна, коли позволяют себя травить такой дрянью...
Ну что тут сказать, если судить по комментариям, то дерьмо ваша кальян сеть, Ильясик
Была в мятах разных в Москве штуках в пяти - ни в одну из них, как и в другие кальянные мяты я точно никогда не зайду больше. Плохой выбор табаков, плохой сервис и самое главное - отвратительно забитые кальяны. Никакие приложения этого не спасут.