{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

От папки на Яндекс.Диске до собственного ПО: как сеть кальянных стала IT-компанией

Кажется, что кальянный бизнес — про чил и расслабон. Но на самом деле здесь есть место не только вдохновению, но и выстроенным бизнес-процессам.

Привет! Меня зовут Ильяс Валиуллин, я основатель самой крупной сети lounge баров в мире — Мята. Мы запустились 9 лет назад, и сейчас у нас уже около 400 Мят в 11 странах и 120 городах. Рассказываем, как управлять таким количеством заведений и не сойти с ума.

Интерьер одной из Мят
В 2014 году мы открыли первое заведение Мята Lounge и почти сразу запустили франшизу. Сейчас у нас 4 формата заведений — Мята Lounge, Мята Signature, Мята Platinum и Мята Cyber

Чтобы передавать франчайзи наработанную базу знаний, списки поставщиков, подрядчиков и другую полезную информацию, мы сделали папку на Яндекс. Диске с множеством подпапок внутри:

Это примерно треть подпапок той самой папки на Яндекс.Диске

Каждый год количество франчайзи увеличивалось: если в 2016 году мы открыли 8 новых заведений, то в 2018 добавились ещё 52. Мятами стало сложно управлять, данные о партнерах были разрозненны по разным Excel-табличкам: часть информации была у менеджера по продажам, часть — у менеджера по запуску, часть у других сотрудников. В итоге оценить работу каждого отдельного заведения было достаточно сложно.

Мы хотели масштабироваться, а для этого нужно было аккумулировать всё в одном месте. Да и партнеры жаловались: в Яндекс. Диске было сложно искать информацию. Стало понятно, что ситуацию нужно менять.

Наша цель — максимально автоматизировать все процессы. Чтобы франчайзи могли мгновенно получать полезную информацию и улучшать работу своего заведения. Ведь, чем лучше выстроены процессы конкретного заведения, тем успешнее сама сеть.

Стали изучать софты по автоматизации, которые уже были на рынке, от 1С до программ в сфере дополнительного образования. Однако ни одна программа не могла полностью закрыть все наши потребности.

Тогда мы решили создать ПО, которое будет круче всего, что уже есть на рынке.

Как устроена IT-система Мяты

Сейчас у Мяты собственная IT-инфраструктура — автоматизированная система для франчайзингового бизнеса, которая включает в себя несколько сущностей. Это ПО, которое упрощает и структурирует взаимодействие всех участников — управляющей компании (УК), партнеров и наших гостей.

Система состоит из:

  • административной панели УК,
  • личного кабинета партнера в CRM,
  • приложения для гостей,
  • портала статистики,
  • и информационного телеграм-бота.

Прежде всего мы структурировали данные о наших партнерах — объединили разрозненные Excel-таблички в наглядную систему.

Для самих франчайзи мы создали отдельный личный кабинет партнера в CRM. Здесь мы собрали в базу знаний все наши стандарты и регламенты работы, технологические карты, да и вообще всю необходимую информацию для работы заведения.

Сейчас это многофункциональный сервис — здесь можно взаимодействовать с гостями, оплачивать роялти, получить поддержку управляющей компании и даже сформировать push-уведомления для приложения.

Благодаря CRM франчайзи имеет постоянный доступ ко всей документации и расширенной базе знаний

Мы постоянно пополняем информацию и дорабатываем софт

Внутри базы есть всё, что нужно для успешной работы: информация о контрактах и поставщиках, о полезных сервисах, о стандартизации сети, исследования, регламенты и многое другое, всего и не перечислить. Например, мы заранее подготовили все маркетинговые материалы — франчбук, брендбук, сезонные меню, афиши, гайды по разным каналам продвижения. Франчайзи не нужно ничего придумывать самому — просто бери готовое, изучай и используй.

Даже форму для сотрудников можно заказать прямо внутри CRM:

Внутри системы для франчайзи можно посмотреть фотографии формы и сделать заказ как в обычном интернет-магазине. Он сразу поступит на наше производство

Когда мы выкатываем в CRM изменение или нововведение, то обязательно его объясняем — готовим обучающие видеоматериалы, статьи для базы знаний и гайды.

Обучающие видеоматериалы и вебинары для франчайзи

А затем анонсируем новые материалы в телеграм-боте:

Не нужно заходить в систему и искать, что именно обновилось: обо всем придет уведомление от бота. Посмотреть новый материал можно прямо с телефона
Мы рассказываем франчайзи не только об обновлениях системы, но и об изменениях в законодательстве. Например, о том, как правильно маркировать товары. Для нас важно, чтобы партнеры Мяты соблюдали законодательство РФ.

Для себя как управляющей компании мы внедрили в CRM эффективную систему аналитики — с её помощью отслеживаем все изменения и динамику развития точек. Собираем расширенную информацию о франчайзи, их заведениях и гостях.

Всё это мы систематизируем на статистическом портале, доступ к которому ограничен. Здесь мы обрабатываем все цифры и анализируем, насколько успешно развивается сеть и как улучшить её показатели.

Плюс мы разработали систему лояльности для гостей — приложение Мята Loyalty. После регистрации в приложении гость получает доступ к гибкой системе лояльности, персонализированным скидкам и бонусам. А ещё в Мята Loyalty можно получить информацию о всех заведениях сети в РФ, посмотреть фото, забронировать столик и вызвать такси.

Нам было важно, чтобы гость мог прийти в любую Мяту и воспользоваться единой системой лояльности.

Приложение Мяты в App Store. Гость может накопить баллы и тратить их в любом заведении сети. При установке приложения — 300 баллов в подарок

Система лояльности полезна не только гостям, но и франчайзи — она помогает привлекать новых клиентов и удерживать старых. Если гость остался доволен, в следующий раз он снова придёт в Мяту — ведь здесь у него уже есть кешбэк и баллы.

С помощью приложения мы собираем аналитику о гостях: знаем, когда гость впервые пришел в Мяту, в какое именно заведение сети, сколько баллов он списал или накопил в нашей системе лояльности.

Приложение для всех одно, а вот базы гостей изолированы. Это значит, что франчайзи не может получить доступ к базе клиентов соседа и использовать её для своих целей. Каждая Мята видит исключительно своих гостей.

На этом моменте въедливый читатель vc спросит:

И что, всё это вы создали безо всяких проблем?

На самом деле, трудностей было много. Например, наши франчайзи могут пользоваться одной из трех систем учета — либо iiko, либо Quick Resto, либо R-Keeper. Эти программы нужны для финансового учета, регистрации столиков, работы с товарными накладными, инвентаризации, расчета зарплаты.

Поэтому нужно было сделать приложение для гостей так, чтобы оно одинаково хорошо работало с любой из этих систем.

Франчайзи пользуются той системой учета, которая для них удобнее. А гости взаимодействуют только с фирменным приложением Мяты, и система лояльности везде работает одинаково

В марте 2022 года одна из популярных систем учёта внезапно ушла из России, и франчайзи потеряли базы данных клиентов, наработанные годами. Но с помощью единой CRM-системы нам удалось оперативно всё восстановить и спасти бизнес франчайзи — все контакты гостей хранились на наших серверах.

Мы постоянно дорабатываем наше ПО по запросам партнеров. Появляется запрос — мы сразу его видим и обрабатываем. Например, раньше в CRM-системе можно было просто оплатить роялти. Посыпался шквал вопросов, как правильно сформировать акты, куда их потом отправлять и так далее. Поэтому мы это автоматизировали и сделали так, чтобы акты и все закрывающие документы можно было сформировать прямо внутри системы, в один клик.

Можно нанять целый штат бухгалтеров, чтобы они готовили закрывающие акты для всех франчайзи. Но мы автоматизировали этот процесс и сэкономили человекочасы и затраты на зарплату сотрудников.

Видим, что у партнеров появляется много однотипных вопросов по какой-то теме — дорабатываем систему франчайзи по их запросам и нуждам.

А что дальше?

В этом году мы планируем развивать наше приложение, чтобы им могли пользоваться гости Мяты в других странах. Плюс хотим предложить свои IT-решения другим участникам рынка. Наши приложения и CRM-система подойдут абсолютно любой франшизе в HoReCa — достаточно просто поменять базу знаний на свою. Мы будем очень рады, если наше ПО поможет рынку франчайзинга в России развиваться и в итоге улучшит экономику нашей страны.

А какие it-решения вы внедряете в своем бизнесе? Поделитесь в комментариях ↓

0
100 комментариев
Написать комментарий...
Вадим Гурьянов

Помню, по работе пришлось на годик-два переехать в Мск. Был в мятах всех цветов, и если оч коротко: дизайн норм, партнёрство с общепитом на точках норм, кальяны и обслуживание — не норм. Все 4 раза меня обсчитали, использовав "более крепкий и дорогой табак" при условии, что я ясно просил его не использовать, так как в принципе такое не курю.

Я человек не конфликтный, просто оставлял отзывы на Яшке. Более того, я человек из мира общепита, бизнеса и кальянок. То есть, я всё могу понять и принять, разовую ошибку уж тем более. Но не постоянно же!

Крч меняйте алгоритм работы, пожалуйста. Это не есть норм.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

если регулярно — то это бизнес-модель

Ответить
Развернуть ветку
Не очень хороший человек

так это все потому, что вы человек не конфликтный
по-другому никак, только пиздить наглецов и скандалить

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Марат Шайхутдинов

Вам про it/crm систему, а вы про продукт, никакой субординации

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Юлия Каримова

Теперь кальянщики будут называть себя программистами?)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Ibragimov

сами себя они могут хоть Наполеонами называть

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Не кальянщики, а "кальянный мастер"!

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Bo.G

фраза "курить мануал" запахла новыми запахами.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Мухтар Аблязов

Перед тем, как разрабатывать свои нишевые продукты, всегда стоит взглянуть на low-code системы. Мне кажется, все ваши потребности мог закрыть Pyrus, рекомендую ознакомиться.

P. S. Интересный у вас AppStore, рейтинг приложений не показывает!

Ответить
Развернуть ветку
Кая

Спасибо за ненавязчивую рекламу. Но к сожалению обычный задачник не может заменить полноценное ПО, которое включает в себя взаимодействие с партнерами, интеграцию крупнейших систем учёта и работу с гостями лидера рынка🙂

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Ibragimov

кстати, Pyrus делает тот же человек, который делал iiko

Ответить
Развернуть ветку
Leha Shum

Скрин рисованный😹😹😹
А nocode вы сказали бред

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Макс Мартин

Ребят, а почему при 400 заведениях, у вас такой отстойный логотип? Как-будто все еще на районе работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Логотип отличный

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Sergey Osaulenko

Нормальный лого с отличными цветами. Лучше чем очередная надпись модным шрифтом.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

Лебедев же

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Orzu Sharafi

Мята топчик! Люблю их заведения!

Ответить
Развернуть ветку
Родитель номер один

Любишь брать в рот длинные продолговатые предметы и сосать?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Рома Дмитриев

сам из Казани и ни раз по моему не был в этих мятах. хз откуда это помешательство на кальянах людей

Ответить
Развернуть ветку
Kot Paslyon

Мне больше непонятно другое. Кальян в магазине в среднем стоит 10-12 тыс. То есть пару-тройку походов в заведение. Так зачем куда-то регулярно ходить (если нравится эта тема). Сиди себе дома в приятной компании попыхивай ;))

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Юрий Б.

В каментах дружеский вечер юмористов и новорегов

Ответить
Развернуть ветку
Bo.G
Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Самое грустное - это франшизы в небольших городах, что хука, что мята такой тлен.. Странно что у франшиз так слабо работает обратная связь, тайные покупатели и всё такое. Половину франшизных заведений можно смело закрывать. И из оставшихся еще половину. Эх, бабки-бабки закрывают глаза((.

Ответить
Развернуть ветку
Нет

Если рынок пустой - даже дно будет считаться "ничего себе".

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Частное Яйцо

Круто! У меня в Подольске есть. Каждый день проезжаю, но что-то ни разу не заходил. После поста с супругой зайдём на досуге.

Ответить
Развернуть ветку
Макс Мартин

Человек. Расскажи пожалуйста, как твой мозг работает. Продавцы кальянов попали тебе в поле зрения и ты такой "Дай я зайду к ним в гости"?

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Serge Tikhonenko

Тут был еще один парень, который открывал IT кальянные в Москве. Как раз перед ковидом второй или третий объект готовил. Потом пропал и больше не писал. А вы как ковид пережили?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Рыжов
Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
World is a Playground

о, мята, отлично!

Ответить
Развернуть ветку
Koztrofi

Великолепно

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Самый хреновый кальян был именно у них в Ростове на Театральной)

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Шаурмячка сделала сайт на Тильде и стала айти-компанией.

Ответить
Развернуть ветку
Нет

Инфоповод и цитирование. Profit.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Борзов

Есть 4 типа заведений (платинум, лаунж и др), но не нашел на сайте и в материале, чем они отличаются

Ответить
Развернуть ветку
Barone Rosso

Был в платинуме на Мосфильмовской, по-моему просто дороже.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Придворова

Не ожидала, что кальянная так заморачивается насчёт ПО

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

ну не одна кальянная, а франшиза 5 сотен кальянных :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Paul Borodin

Не понял, как Мята стала ай-ти. В любом случае успехов! Создавать свой софт не дешего и хорошо что решились на это вместо очередного внедрения АМО / Битрикса.

Ответить
Развернуть ветку
Марат Шайхутдинов

Там реверс инжиниринг, из айти в кальяны, если погуглить

Ответить
Развернуть ветку
Илья

На цыгана Димку Портнягина денег нет? На vc теперь статейки пописываете ?

Ответить
Развернуть ветку
Albert Muller

Пару раз пришлось заглянуть в Мяты, в поисках обеда и кофе в Москве. Жуткие, провонявшиеся помойки. Даже кофе побрезговали там пить. Деградация населения очевидна, коли позволяют себя травить такой дрянью...

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Lokvud

Ну что тут сказать, если судить по комментариям, то дерьмо ваша кальян сеть, Ильясик

Ответить
Развернуть ветку
Elena Volkova

Была в мятах разных в Москве штуках в пяти - ни в одну из них, как и в другие кальянные мяты я точно никогда не зайду больше. Плохой выбор табаков, плохой сервис и самое главное - отвратительно забитые кальяны. Никакие приложения этого не спасут.

Ответить
Развернуть ветку
97 комментариев
Раскрывать всегда