{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как работать с сопротивлением людей при внедрении изменений? — по 6 слоям Теории ограничений (ТОС)

Теория ограничений Голдратта (ТОС — Theory of constraint) — мое увлечение и профессия уже 13 лет. Это методология улучшения процессов и показателей бизнеса, а я — сертифицированный консультант и практик по ее внедрению. А значит внедряю в компаниях изменения. Внедрять изменения в процессах, которые вошли у людей в стойкую привычку сложно.

Но в ТОС есть одна из исходных посылок (как аксиома в геометрии), что сопротивления изменениям у людей не существует. Речь о том, что люди редко сопротивляются переменам из чистого упрямства. Если сотрудникам не нравится внедрение нового решения в компании — значит им плохо рассказали о плюсах этого решения и не объяснили, что они выиграют в этой ситуации. А вот что они что-то потеряют, если откажутся от знакомого работающего решения, люди чаще всего видят хорошо.

Этот внутренний конфликт каждого, кого затрагивают изменения, можно визуализировать с помощью инструмента Теории ограничений — «Туча» (рисунок ниже). Впрочем, такой конфликт, как показан на диаграмме может быть у руководства компании в целом, а не просто личной дилеммой сотрудников.

Читается «Туча» так:

Для того, чтобы(А) продолжать получать результат сейчас и в будущем мы должны (B) достичь чего-то большего. Большее нужно нам для будущих растущих результатов. Да и просто, чтобы результаты не упали, приходится бежать все быстрее. Но чтобы (B) достичь чего-то большего, мы должны (D) изменить то, как мы ведем деятельность сейчас. Потому что повторение привычных процедур приводит, в лучшем случае, к привычным результатам.

Но есть и другая ветка:Для того, чтобы (A) Получать результат сейчас и в будущем мы должны (С) Избежать потери достигнутого. Ведь если мы чего-то достигли — разработанных продуктов, рынков, процедур — мы должны продолжать на этом зарабатывать. А чтобы (С) Избежать потери достигнутого, мы (D’) не должны менять свои подходы.

То, что я написала в утверждениях тоже выносится на диаграмму «Туча» в виде исходных посылок, объясняющих стрелки-связи между боксами. Далее, в ходе работы с «Тучей» эти посылки мы ставим под сомнение и продумываем для каждой возможные «Инъекции» — решения, которые помогут достичь желаемой цели без конфликта (В) и (С). «Туча» это один из логических инструментов, с помощью которого Теория ограничений помогает найти win-win решения, а не довольствоваться компромиссами. Но это я забежала вперед. Возвращаюсь.

___

Большинство значимых изменений (и в личной жизни, и рабочей) создают такую дилемму/конфликт: с одной стороны, не хочется лишаться уже достигнутых результатов, с другой, нужно двигаться вперед.

Так как же внедрять изменения, если люди видят в них не только выгоды, но и негативные последствия?

Два шага к решению проблемы сопротивления изменениям

Шаг первый — понять, на каком слое сопротивления находится человек.

Шаг второй — прийти к согласию. Но способ, которым можно этого добиться, зависит от того, на каком слое сопротивления находится человек.

О каких слоях сопротивления речь?

В Теории ограничений выделяют шесть слоев сопротивления изменениям, по которым люди двигаются последовательно. По аналогии с 5 стадиями принятия неизбежного: ).

Слои сопротивления по ТОС:

  • Несогласие с проблемой. По мнению человека все отлично работает и он не понимает, зачем нужны изменения.
  • Несогласие с направлением решения. Человек осознает проблему, но думает, что решить ее нужно иначе.
  • Несогласие с тем, что решение принесет обещанные выгоды. Напрягаться и внедрять изменения однозначно придется, а точно ли это улучшит показатели компании?
  • Опасение, что решение приведет к негативным последствиям. Человек согласен, что проблема есть и решение звучит здраво. Но есть страхи, что решение вызовет негативные последствия для компании или для него лично. Например, что будет с KPI сотрудника?
  • Опасение, что препятствия на пути решения проблемы окажутся непреодолимыми. Например: другие не поддержат, не освоят новых методов, нам не хватит ресурсов для внедрения и т. д.
  • Человек соглашается, но ничего не делает. Это значит, что решение продавили, когда он находился на одном из пяти верхних слоев сопротивления, он махнул рукой на ситуацию и не говорит о проблеме прямо.

Далее разберем, как действовать на каждом слое сопротивления, чтобы прийти к согласию.

Как преодолеть сопротивление: рекомендации и примеры из практики

Первый слой сопротивления: несогласие с проблемой

Решение — Говорите не о решении, начните с обсуждения проблемы.

Во-первых, важно убедиться, что вы говорите об одной и той же проблеме. Во-вторых, если вы будете просто давать распоряжения без объяснений, это не поможет сотрудникам разобраться в ситуации.

Разберем пример из практики. Клиент — производственная компания. Один из крупных каналов продаж — специализированная розница (не собственная сеть). В ходе стратегической сессии мы сформулировали задачу: выяснить, как повышение уровня наличия в магазине повлияет на изменение продаж. Договорились с ТОП-руководителями, что надо договориться с одним из магазинов на эксперимент, установить камеру напротив стеллажа с нашими товарами и пополнять магазин не раз в неделю, а ежедневно. Быстро пополнять то, что ушло, будем по данным камеры, не дожидаясь еженедельного прихода в магазин торгового представителя. К дополнительным затратам на доставку ради эксперимента мы были готовы.

Задачу передали в коммерческое подразделение. Когда эксперимент закончился, мы подвели итоги и выяснили, что продажи выросли в три раза. Этот результат настолько превзошел все ожидания, что мы начали расспрашивать сотрудника, что именно он делал во время эксперимента. Сотрудник сначала отнекивался, а потом признался, что:

  • Поменяли торгового представителя на более бойкого
  • Магазину дали скидку на продукцию, чтобы простимулировать продажи
  • Запустили программу мотивации для продавцов. Они получали премию за продажу товаров нашего клиента, чего раньше не было
  • Дважды изменили ассортимент
  • Поставили второй стеллаж под расширенный ассортимент без камеры

А вот частоту поставки товаров в магазин не изменили. Товар приезжал с такой же частотой, что и раньше — раз в неделю. И камера для пополнения не использовалась. Как и прежде приезжал торговый представитель, снимал информацию, что закончилось и оформлял поставку в течение недели. Т. е., несмотря на рост продаж, упущенные продажи оставались.

Почему сотрудник принял так много мер? Он знал, что данные с камеры каждый день смотрит собственник лично. И сотрудник сделал все возможное, чтобы повысить продажи и таким образом порадовать собственника и обосновать свое рабочее место. Словом, он получил готовое решение, сам додумал для какой проблемы это решение (для роста продаж) и решал совсем не ту задачу (измерение влияния наличия на продажи).

Иногда на этот пример мне отвечают: «И что? Он же поднял продажи! — Он красавчик!». Красавчик, только мы хотели получить системное решение, как поднять продажи у всех клиентов не разорив компанию на кучу хаотичных действий.

Первый и второй слой сопротивления: несогласие с проблемой и/или направлением решения

Решение — Освойте инструмент «Туча».

Я начала свою статью с визуализации проблемы принятия изменений через этот самый инструмент ТОС.

Построение логических «Туч» полезно для работы с 1 и 2 слоями сопротивления и поможет вам выявлять проблемы, визуализировать их и доносить свою мысль до сотрудников.

Структура тучи:

Это классный инструмент, чтобы понять друг друга и договориться. Например, в одной из компании директор говорил сотрудникам: «Если вы видите, что я даю вам поручение, которое вступает в конфликт с вашим видением — приходите с «Тучей». Приходите и показывайте на диаграмме: “Я считаю, что нужно делать вот это действие ради такой-то потребности компании. А вы поручаете мне делать конфликтующее действие, и я не понимаю, ради чего?” »

Вернемся к нашему кейсу с камерой в магазине и проиллюстрируем его с помощью «Тучи»:

Расшифрую рисунок. На той стратсессии мы обсуждали с ТОП-менеджерами, что у компании есть нежелательное явление НЖЯ (тоже инструмент из мыслительных процессов Теории ограничений): «Продажи в канале специализированной розницы сократились на такой-то процент».

Это нежелательное явление ставит под угрозу потребность компании увеличить Проход в канале специализированной розницы. Возможно, формулировка странно звучит для незнакомых с финансовыми показателями ТОС: ). Поясню, что Проход — финансовый показатель, который показывает в данном случае разницу между выручкой и затратами конкретно этого канала без распределения общих затрат компании.

Чтобы увеличить Проход канала мы предложили увеличить частоту пополнения магазинов. В этом случае опустевшие крючки из под товара заполнялись бы быстрее. Но мы не были уверены в результате. Таких магазинов в Москве и Московской области, куда поставляет товар компания — сотни. Усилия и затраты на увеличение частоты будут большие. А будет ли эффект? Об этом нижняя часть «Тучи».

Мы вытаскиваем исходную посылку, почему мы сейчас на стратсессии находимся в конфликте между 2 решениями: увеличивать частоту поставки или сохранять прежнюю? Потому что мы не знаем (как показано на рисунке ниже) к какому изменению объема продаж приведет увеличение частоты поставки и улучшение уровня наличия (сервиса) в магазине. Возможно, покупатели, не увидев одного нашего товара, берут с соседнего крючка другой и наличие им не важно? Так давайте узнаем! Как мы можем узнать с небольшими затратами? Можем запустить эксперимент на 1 магазин.

Но запустить эксперимент — это глобальное решение. Чтобы исполнители этого решения поняли задачу, ее нужно расписать.
Например:

Цель: Запустить эксперимент и узнать, как повышение уровня наличия повлияет на продажи:

Детали задачи:

  • Договориться с магазином об аренде стеллажа
  • Определиться с ассортиментной матрицей
  • Повесить камеру для анализа крючков
  • Пополнять магазин так часто, как требуется для избежания стокаутов используя данные камеры
  • Все остальные факторы оставить неизменными

Так, с помощью инструмента «Туча» Теории ограничений, мы можем наглядно продемонстрировать и объяснить сотрудникам, что именно мы хотим сделать, зачем это нужно и почему мы выбрали именно такой способ решения проблемы.

___

Мне не хочется вас перегревать, поэтому рекомендации, как работать с оставшимися слоями сопротивления я рассказываю в следующей статье.

Чтобы не пропустить новые материалы — подписывайтесь на мой канал здесь. А также все анонсы будут в моем телеграме.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Alexander Onischenko

Отличная статья!

О ТОС узнал в 2008м году, считаю одной из полезнейших вещей.
Работу с ограничениями и противоречиями по Детмеру пришлось осваивать ещё лет 5.

Здорово, что консультируете. Полезное дело, удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Если это никому не надо, то зачем навязывать?

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Анисимова
Автор

Светлана, почему никому не надо? Статья о том, что не всегда руководство доносит до сотрудников суть изменений и поэтому бывает реакция на местах "Что они там опять напридумывали, мешают работать". В данном кейсе исполнитель был очень работящий, нельзя сказать, что ему было "не надо", просто реализовал не ту идею, которая задумалась. Но именно из-за неполного знания идеи.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана

Сейчас внедряют много цифровых новществ, которые не несут никакого смысла, кроме лишнего контроля сврху. Понятно, что все сопротивляются.

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Не согласны с вами)
Современные системы упрощают работу и для самого сотрудника. Например, при работе с любыми задачами. Раньше нужно было искать чат в автором задачи в телеграме, а если еще какие то документы по задаче были, то это еще затягивается. А если нужно добавить еще одного человека к задаче? В общем много сложностей, которые отнимают время. Тасе трекеры как раз и помогают сделать вот такие процессы молниеносными

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Это, разумеется, не панацея, но некоторые процессы ускоряет отлично

Ответить
Развернуть ветку
Projecto

Могут быть неочевидны преимущества нового решения. Например, автоматизация некоторых операционных задач, сокращение времени на проведение совещаний. В таких ситуациях главное дать аккуратно внедрять решение через лидеров команды, они будут делиться опытом, чтобы сенить непонимание на интерес у команды)

Ответить
Развернуть ветку
Nicole

Почему никому не нужен, кому-то точно нужен

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Балакин

"Речь о том, что люди редко сопротивляются переменам из чистого упрямства"- вообще человек по природе своей трудноадаптивный персонаж: нам нужно сначала присмотреться, оценить все риски

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Анисимова
Автор

И это здорово! Оценить риски и препятствия и понять, где соломку подложить полезно для всех сторон процесса изменений

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда