Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

В прошлой статье я рассказала, что бизнес-методология Теория ограничений предлагает два шага, чтобы побороть сопротивление людей изменениям: 1) понять, на каком слое сопротивления находится человек, 2) прийти к согласию, используя инструменты, которые соответствуют этому слою сопротивления.

Напомню, слои сопротивления изменениям по Теории ограничений есть следующие:

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

Первые два слоя сопротивления и инструменты для них мы разобрали в прошлый раз. Движемся дальше.

Третий слой: несогласие с тем, что решение принесет обещанные выгоды

Первая рекомендация — выберите зону эксперимента и снимите с людей ответственность за показатели. Акцентируйте внимание на том, что вы хотите оценить эффект от решения (работу новой системы автоматизации, мотивации, лояльности… или других изменений), а не работу сотрудников. Объясните, что даже если в ходе эксперимента показатели зоны эксперимента ухудшатся, вы не будете за это наказывать персонал.

Приведу пример из другой сферы. Помимо моей частной консалтинговой практики по теории ограничений я — соучредитель и директор StockM Consulting — мы разрабатываем и внедряем программный продукт по управлению запасами по ТОС. К нам приходят компании, которые хотят управлять запасами лучше, и понимают, что нужно менять что-то в процессах. А дальше мы слышим сигналы двух типов от руководства сотрудникам:

  • «Четко следуйте алгоритмам системы в экспериментальных магазинах — мы хотим оценить их, а не вашу работу».
  • «Вы там на программу надейтесь, но и сами не плошайте. За результаты с вас спрошу».

В каком случае есть шанс провести эксперимент и замерить результат, а в каком люди будут «спасать» показатели и вмешиваться в ход эксперимента?

Вот пример такого эксперимента из практики внедрения StockM. Клиент — крупная торговая сеть в 150 магазинов. Из них мы выбрали 4 для трехмесячного пилота по внедрению системы. И именно там руководство объяснили сотрудникам товародвижения, что хотят оценить алгоритмы системы, а не работу сотрудников. Вот результаты:

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

Каждый столбец — одна неделя. У третьего магазина нет данных за ранний период, поскольку он открылся за несколько недель до старта эксперимента.

Мы видим значительное сокращение запасов с одновременным ростом продаж, рост ROI и оборачиваемости. Таких результатов мы добились благодаря тому, что всем сотрудникам дали распоряжение строго следовать требованиям системы и сняли с них всю ответственность за показатели.

По итогам пилота руководство решило внедрить систему StockM во всех магазинах сети. А после внедрения сказали: «Это было самое нежное внедрение из всех ИТ-продуктов в истории нашей компании». Нежность появилась от того, что не пришлось ломать сотрудников. Им разрешили поэкспериментировать на небольшой выборке, и они убедились в результате и не сомневались уже:

  • в наличии проблемы,
  • в направлении решения,
  • в размере выгоды от этого решения.

Важно снимать с сотрудников ответственность за эксперимент, который выбирает и проводит руководство. Работники должны понимать, что их задача — четко следовать новым правилам, а не пытаться «спасти» ситуацию, типа «Мы так мало никогда не заказывали, давайте нолик еще добавим к количеству».

Вторая рекомендация — начинайте с простого. Чтобы показать людям, что решение работает, сначала получите те результаты, которых проще всего добиться. При внедрении теории ограничений мы говорим: «Собрать низко висящие плоды» — это значит внедрить сначала решения, которые помогают добиться быстрых результатов и показать людям, что ТОС работает. После этого сотрудники с большим энтузиазмом соглашаются и на изменения с более долгосрочным эффектом.

Покажу опять на примере внедрения StockM. Часто на проектах видим желание сотрудников клиентов начать с более «головоломных» задачек. Интересно посмотреть, как справится продукт и/или консультанты. Например, начать делать заказы не российским поставщикам, а китайским. Потому что там китайский новый год, встающие во Владивостоке контейнеры, ковидные ограничения и другие сюрпризы. Но время поставки из Китая долгое и пока мы дождемся третьей, четвертой поставки (а именно тогда уже заметен эффект от внедрения) — люди перегорят. Поэтому мы всегда настаиваем, что начинаем с простого и быстрого. Так можно отточить навык работы в продукте, увидеть эффект и лучше понять настройки для более сложных поставщиков.

Вот здесь тоже пример «сбора низковисящих плодов», когда переход на производственное планирование сделали сначала для 22 SKU, получили результат первого месяца и каждый месяц добавляли новую группу и фиксировали результаты. Через 4 месяца производственное планирование всех заказов выполнялось по ТОС.

Лояльности сотрудников и производственного руководства к изменениям удалось добиться благодаря быстрым результатам. Запасы готовой продукции, еще которые пару месяцев назад не входили на склад, таяли на глазах, а конфликтов с коммерческой службой из-за дефицита не возникало.

Третья рекомендация: не позволяйте многозадачности отсрочить получение выгоды.

Давайте посмотрим на таком примере:

У нашего сотрудника 4 задачи, каждая длительностью в неделю. Если решать задачи последовательно, то выгоду от решения первой задачи компания будет получать уже через неделю, от второй — через 2 и т. д.

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

Но если сотрудник пытается решить одновременно 4 задачи, на каждую из которых уйдет по неделе чистого времени, вы получите результат не раньше, чем через месяц.

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

А если учитывать, что в реальности требуется время на переключение с одной задачи на другую, то до завершения первой задачи пройдет больше месяца. Притом это идеальная ситуация, без форс-мажоров и случаев, когда человека отвлекают по другим вопросам и подкидывают новые задачи.

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

Важно не то, сколько проектов/инициатив по улучшению мы запускаем в работу, а сколько завершаем. Если у вас сразу все задачи «горящие и срочные», значит, пришло время остановиться, проанализировать ситуацию, заморозить некоторые проекты и сосредоточиться на том, что действительно важно.

Четвертый и пятый слой сопротивления: опасение, что решение приведет к негативным последствиям и/или возникнут непреодолимые препятствия

Перед разговором с сотрудником сделайте домашнюю работу: подумайте, какие препятствия, риски и возможные негативные последствия он видит или может заметить. Запишите все плохие последствия, к которым может привести решение. Смотрите на проблему глазами сотрудника и обращайте внимание на его опасения.

В инструментах мыслительных процессов ТОС есть инструмент для этого — он называется Негативная ветвь. Нам нужно увидеть причинно-следственную цепочку, как хорошее решение может привести к негативному последствию. И доработать решение.

Давайте вернемся к кейсу про камеру в магазине из первой части статьи. Если сейчас в функции торгового представителя входит приезд в магазин, сбор информации (глазками и устно) об отсутствующем товаре на крючках и оформление заказа, а он узнает о том, что в магазине появится камера, которая позволит получать информацию о том, что продано в магазине, какие мысли у него могут возникнуть? Почему он, возможно, начнет саботировать решение? Я показала возможные негативные ветви ниже (читаем по стрелкам снизу вверх):

Как работать с сопротивлением людей изменениям в компаниях — продолжение разбора

Из негативной ветви мы можем понять, в каком месте позитивные или нейтральные события сменяются негативными и доработать решение, чтобы негатива избежать. В данной ветви негативом являются увеличение нагрузки или снижение зарплаты и руководителю стоит проговорить с сотрудником возможны ли вообще такие последствия и что предлагает компания.

Спросите и выслушайте сотрудника. Он знает детали и может указать на препятствия, о которых вам неизвестно. Лучше проработать эти моменты заранее и вместе с тем показать доверие к персоналу, чем проигнорировать опасения работников и столкнуться с проблемами при внедрении.

Шестой слой сопротивления: человек говорит «да», но ничего не делает

Буквально по свежим следам, я вчера получила такое сообщение на прошлую статью: «Вообще, я сначала думал, что это намеренный саботаж. Но очевидно, что причины совсем другие». Мы склонны обвинять людей, в том что они саботируют изменения. Но Элияху Голдратт (создатель Теории ограничений) говорил о том, что люди стремятся к изменениям. Мы поступаем в институты, женимся, рожаем детей и даже берем ипотеку. И на работе жить без изменений будет очень скучно. Если есть ощущение саботажа, то скорее всего мы просто продавили человека на каком-то более раннем слое. А значит стоит вернуться к началу и разобраться на каком слое сопротивления находится сейчас человек, выслушать его, и объяснить ваше решение с учетом его страхов и сомнений.

Подведем итоги. Чтобы можно было конструктивно работать с сопротивлениями:

  • Говорите о проблеме, не только о решении
  • Выберите зону эксперимента и снимите с людей ответственность за показатели
  • Начинайте с простого. Соберите «низко висящие плоды»
  • Не позволяйте многозадачности отложить получение выгоды от решения
  • Делайте «домашнюю» работу до разговора: продумайте возможные риски и препятствия
  • Выслушайте сотрудника. Он знает детали
  • Изучайте инструменты мыслительных процессов ТОС

В продолжение предлагаю посмотреть интервью о работе с людьми при внедрении ТОС с одним из моих клиентов. И буду рада вам в своем телеграм-канале.

Остались вопросы? Задавайте!

16
10 комментариев

Мне кажется вы забыли упомянуть самый первый и самый главный и самый частый слой саботажа - человеческая лень.

Человек по своей природе существо ленивое, и если он в чем то новом не видит смыла, то хрен жопу оторвет от земли.

Мы 30 лет автоматизируем бизнес, в 99% случаев саботаж есть всегда, на всех уровнях, очень часто начиная с фаундеров.

Пряники без кнута никогда не срабатывают, они просто маскируют саботаж.

Когда начальника говорит теперь вы будет писать эту хрень не на бумаге а в интернет, и тогда я куплю себе новую машину, энтузиастов обычно не бывает.

А когда он говорит
теперь вы будет писать эту хрень на бумаге а в интернет, и тогда я куплю себе новую машину, а вы не пойдете на улицу, энтузиастов полно

2
Ответить

Один из моих бизнесов тоже связан с автоматизацией - мы автоматизируем управление запасами на основе алгоритмов теории ограничений и я Вас прекрасно понимаю. Мы тоже встречаемся с сопротивлениями со стороны сотрудников клиента. И первым делом возникает желание обвинить людей в лени или недальновидности, в желании жить очень привычным, пусть и неэффективным путем. Но если посмотреть на ситуацию глазами этих людей - они какой-то процесс выстроили, а тут приходят новые сторонние люди, которым не работать в этой компании, хотят их процесс разрушить и построить новый автоматизированный. Мало ли что они там обещают и говорят, жить в этом процессе этим сотрудникам. Конечно, у них возникают страхи и сомнения. Ценно разобраться какие именно и помочь их преодолеть.

2
Ответить

Если сотрудники не доверяют руководству или ранее встречались с неудачными попытками изменений, они могут быть скептически настроены к новым инициативам.

2
Ответить

Да, но и при отсутствии негативного опыта можно загнать людей в сопротивление, если не выслушать их мнение, страхи и сомнения.

1
Ответить

Вообще занятная тема.
Про продавливание - точно про меня.
Если мы договорились что-то делать и не делаем - меня это дико бесит.
///
Ну вот мы решили, что сядем в лодку и переплывем озеро.
У каждого свое весло.
Садимся.
Я гребу, а второй нет.
Что за на?!
"Ну, я вот тут это... чет подумал..."
///
Как раз вот надумал написать про несколько случаев из своей практики - отказывался от проектов, когда люди только говорили про действия, но не действовали.
///
Человек сидит в условном горящем доме, но его решимости хватает только чтобы поговорить:
"Так... Ситуация выглядит нехорошо... нам так-то надо что-то делать..."
///
Еще есть тема прокрастинации - иногда принимает ужасающие формы.
Особенно если речь про руководителя.

1
Ответить

Вы написали, что продавливание про Вас и что пришлось выйти из ряда проектов. Значит, продавливание не помогло. Об этом и я написала. Продавить можно, но мы останемся разочарованными, потому что ситуация не изменится.
Можно попробовать по-другому. Возможно, люди не просто саботируют. Возможно, они что-то делают, но не то, что Вы ожидаете.
Но если вы все обсудили, договорились, но человек не выполняет свои обещания/обязательства, то, конечно, гребсти одному постоянно не стоит.

2
Ответить

Почему в статье не рассматривается метод кнута, а только пряника? Дайте кнуту слово

1
Ответить