Если упёрся в потолок, или пространственно-временной вихрь предпринимателя

В этой статье я рассказываю этапы развития предпринимателя как специалиста и делюсь опытом. Модель поможет увидеть, на чём фокусируются предприниматели в разные периоды, какие проблемы и возможности это создаёт.

В детстве я хотел стать таксистом. Был уверен, что это предел моих способностей. Плохо учился, был неорганизован, неряшлив, забывчив, не уверен в себе. У меня не было силы воли, чтобы заставить себя что-то делать. Я месяцами не ходил в школу. Был изгоем в классе. Почти никогда не делал домашние задания. Учителя ко мне относились как к человеку без будущего.

Пишу это — и мороз по коже. Но у меня были хорошие друзья, хорошие гены, родители-предприниматели с уклоном в науку и любовь к чтению. Такой вот баланс.

В семнадцать лет я уже открыл свою первую компанию. Мы делали рекламные видеоролики для IT компаний, и быстро стали лидерами рынка. Получали заказы от всех IT-компаний, которые сегодня на слуху. А сегодня моя вторая компания Zebrainy делает «Сказбуку». Это приложение для детей, которое дважды получало награду «Лучшая игра в мире по версии Apple». Это самое качественное и продуманное приложение для детей, с точки зрения пользы для ребёнка. Но я предвзят, как вы понимаете.

Это я у второго офиса компании
Это я у второго офиса компании

Двадцать лет я занимаюсь бизнесом. И все эти годы школьные проблемы оставались со мной: нулевая организованность, ужасное планирование, провалы в работоспособности, отсутствие сил довести дело до конца. Жуть. Этот дисбаланс мучает меня всю жизнь. С одной стороны, я мог продемонстрировать сверхрезультат. С другой — я никогда не мог сделать из этого работоспособную систему. Подробнее про мой путь можно почитать на личном сайте (там ничего не продаётся).

И страдал я от непонимания до тех пор, пока не встретил Игоря Рыбакова — человека с похожим набором внутренних проблем. По крайней мере, так я почувствовал. Я встретил долларового миллиардера с похожими проблемами. Стало понятно, что, может быть, и у меня всё-таки есть шанс прыгнуть выше головы.

К Игорю можно относиться по-разному из-за образа, который он строит в медийном пространстве. Но наше личное общение дало мне много знаний и пищи для размышлений, за это я очень благодарен.

Два года у меня ушло, чтобы построить модель, которая ответила бы на вопрос: «Могу ли я построить работоспособный бизнес, если у меня такие проблемы? Или пора в таксисты?» Два года — ради очень простой схемы, которую я назвал Пространственно-временной Вихрь Предпринимателя (ПВВП). Люблю красивые названия.

Чтобы разобраться в себе, мне нужен был эталон предпринимателя. Просто чтобы соотнести свои черты с его чертами. Я стал перебирать варианты — и ни один мне не нравился. В знакомых или известных бизнесменах просто не было всех черт, которые я хотел бы видеть в себе. А ориентироваться на культовых предпринимателей опасно, так как их подходы были актуальны для того времени, когда они начинали. Сейчас у них принципиально другая сфера задач.

От безысходности я обратился к странным вариантам. Например, мог бы Бог быть эталоном предпринимателя? Но я атеист, поэтому быстро перескочил на такой вопрос: «Можно ли саму Вселенную взять за эталон предпринимателя?» Звучит странно, но именно после этого в голове щёлкнуло.

Какие инструменты были у Вселенной? Время, пространство, и где-то на стыке появляется материя. Именно такую схему я попробовал нарисовать и спроецировать на неё предпринимательство.

Общий набросок
Общий набросок

Сразу оговорюсь, что использование терминов «время», «пространство» и «материя» не стоит дальше воспринимать буквально. Это просто механизм, объяснение того, как я пришел к этой схеме, и то, что помогает её быстрее запомнить.

Суть очень простая. Есть три фазы, которые проходят предприниматели по мере развития: «Фаза времени», «Фаза материи» и «Фаза пространства». Отличаются они фокусом внимания. В «Фазе времени» предприниматель больше всего думает о том, что он должен делать. Сегодня, завтра, через месяц... А в «Фазе пространства» мысли сфокусированы на последствиях для мира от предпринимательской деятельности. Конкретные шаги уходят на второй план.

Рассмотрим подробнее каждую фазу.

Фаза времени. На чем сфокусирован предприниматель, находящийся в ней? На действии. Он безостановочно отвечает на вопрос: «Что я должен сделать?» Позвонить, встретиться, написать письмо, подготовить презентацию, купить по сто, продать по двести.

Это прекрасные операционисты, менеджеры проектов, исполнительные директора, маркетологи. Они знают, как наладить процессы внутри компании. Они исполнительны, у них высокий уровень внутренней организованности. Их работа распланирована. Компании, которые созданы предпринимателем в «Фазе времени», самые надежные с точки зрения финансов.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе времени» — торговец. Его условная сверхцель — купить дешевле, чем продать.

Фаза материи. Предприниматель в «Фазе материи» сфокусирован на продукте. В его мыслительном потоке доминирует вопрос: «Как сделать продукт лучше?» Какие функции добавить? Как удешевить производство? Как обойти конкурентов и впечатлить пользователей?

Это прекрасные производственники и продакт-менеджеры. Они хорошо понимают, какими характеристиками должен обладать продукт, чтобы принести максимальную радость пользователям.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе материи» — руководитель завода. Его сверхцель — сделать лучший продукт на рынке.

Фаза пространства. В ней предприниматель сфокусирован на изменении мира. Он думает о том, как преобразить общество к лучшему, как оставить след после себя, как решить мировые проблемы.

Это прекрасные визионеры. Часто выходящие за пределы своего бизнеса. Воспринимающие бизнес как один из инструментов влияния. Они глубоко анализируют текущие тренды, чтобы видеть будущее не только компании, но и всего мира.

Эталонный образ предпринимателя в «Фазе пространства» — Илон Маск. Его сверхцель — развитие человечества.

Дальше предлагаю не ломать язык и использовать приятные уху предпринимателя термины: Бог времени, Бог материи, Бог пространства.

Вся суть в том, что мозг не очень хороший инструмент, чтобы заниматься предпринимательством. Он развился, чтобы от тигра убежать и яблоко в листве найти. В результате не существует предпринимателей, которые находятся сразу во всех фазах.

У Бога времени нет ресурсов, чтобы думать о мире. Бог пространства ничего не понимает в том, как компания должна действовать для достижения цели. Он лишь выставляет цели и контролирует, чтобы компания их впитала. Бог материи может создать идеальный продукт, но как его продать и кому он нужен — вторичные для него вопросы.

Важно понять, к кому ты сам как предприниматель относишься. Это сразу дает подсказки, на чем сфокусироваться, чтобы преодолеть кризис развития компании.

Например, из-за специфики воспитания у меня абсолютно провален пласт времени. Я всегда очень поверхностно понимал, что нужно делать. Зато хорошо разбираюсь в том, каким должен быть продукт (фаза материи) и достаточно глубоко копаю в устройство мира и необходимые изменения (фаза пространства).

Пока я принимал решения о том, что компания должна делать, всё было плохо. Когда я стал управлять с помощью целей и ценностей, бизнес начал расти. Действиями стали заниматься другие люди, которым это наиболее близко.

Суть одной картинкой
Суть одной картинкой

Как эта схема помогает мне в повседневной работе?

1. Стало легко анализировать партнеров. Компаниям, во главе которых Бог времени, можно доверять, но потолок их возможностей низкий. Если руководит компанией Бог материи или Бог пространства, надо проверить, кто именно осуществляет операционную деятельность. Если основатель, то с компанией работать нельзя. У них провал с организованностью, хотя услуги или продукт могут быть великолепными.

2. Внутри своей компании я слежу, чтобы были закрыты все три фазы. Должны быть люди, которые сфокусированы на действиях. Люди, сфокусированные на продукте, и люди, сфокусированные на преобразовании мира. Тогда компания надёжна с точки зрения бизнес-показателей и имеет большой потенциал для роста.

3. Я проанализировал всех ключевых сотрудников, чтобы понять, ближе к какой фазе они находятся. Оказалось, что есть люди, которым уже тесно в «Фазе времени», есть люди, которые переросли «Фазу материи». Они по привычке находились на своих местах, постепенно теряя мотивацию. Простые перестановки позволили снова зажечь огонь в их глазах.

4. Эта модель применима и к широкому масштабу. Например, для русских характерно быть в «Фазе материи». Мы прекрасные инженеры, изобретатели, но выстроить бизнес-процессы вокруг изделия не умеем. Еще меньше русских, которые задумываются о преобразовании мира. Это не в нашей культуре, мы слишком замкнуты на себе. Это кажется нам чем-то чуждым. Поэтому глобальных российских компаний очень мало. Именно присутствию в «Фазах времени и пространства» надо учить предпринимателей из РФ.

5. Еще один кейс предложил Игорь Рыбаков, когда мы обсуждали эту схему. На своём опыте он обнаружил, что попытки Бога пространства спускаться на уровень ниже и руководить конкретными действиями, ставить конкретные задачи приводят к разрушению компании. Если предприниматель дорос до вопросов преобразования мира, то он должен решать все проблемы в компании, меняя цели и ценности, а не беря под контроль прямое управление.

В следующей статье я чуть подробнее остановлюсь на предпринимателях в Фазе пространства. Потому что я уже устал слышать одну и ту же прекрасную идею о спасении мира, которая им свойственна. Мир спасать не надо, но об этом в следующий раз. Спасибо.

11
Начать дискуссию