{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Как мы открыли «Игровую Академию» и закрыли её через полгода

Если читать скучно, то в конце статьи — выводы и таблица расходов.

Краткая предыстория

В самом начале своей карьеры я три года проработал педагогом дополнительного образования в областном Дворце творчества. Мне нравилось этим заниматься, а мои воспитанники с самого первого года занимали призовые места на областных и всероссийских конкурсах: конкуренция в 2007 году была еще слабая.

Но финансовая составляющая такой деятельности, мягко говоря, неинтересная. Поэтому постепенно я ушёл на фриланс делать сайты, а потом стал партнёром в веб-студии.

Весной 2018 года меня пригласили стать спонсором главного конкурса по веб-дизайну в нашем регионе — «ОренИнфо 2018», и я решил подарить победителям основных номинаций по монитору.

Пообщавшись с бывшими коллегами, понял, что отрасль за это время выросла, а родители пытаются учить своих детей самым модным направлениям (хотя лично моё мнение, что лучше спорта ничего в детстве не развивает). В этот момент были некоторые идеи, но открываться самостоятельно было дорого и страшно.

Удачное стечение обстоятельств

Наивно я так решил и быстро принимал решения, которые в итоге были максимально ошибочными.

Один из наших клиентов решил спросил, нет ли у нас проектов для инвестиций. Пообщавшись с клиентом, предложили ему долю в проекте за часть инвестиций на оборудование и мебель и начали искать помещение. Район выбрали самый быстроразвивающийся, но спальный.

Нашли помещение в здании, находящемся в 50 метрах от входа в школу и в 200 метрах от входа в детский сад. В нём уже прочно обосновались школа робототехники, школа английского языка, студия детских мероприятий, центр профориентации для подростков.

Мы наивно подумали, что возможны какие-нибудь коллаборации с этими организациями, а также, что близость к детским учреждениям имеет какое-то преимущество.

Отдельный вход, соблюдения всех требований помещения для образовательных целей и адекватная цена за метр склонили нас к его выбору. Мы договорились о небольших каникулах, которые требовались для покупки мебели и оборудования, и ринулись рьяно шерстить магазины в поисках наилучших предложений. Этим было заниматься интересно и прикольно, но здесь притаилась первая и очень существенная ошибка.

Начинать надо было с вывески.

А она появилась у нас на второй месяц работы, до этого всем приходилось объяснять, с какой стороны здания мы находимся, рядом с кем, какая дверь.

Сделали простую вывеску. Не очень вышло.

Правда, мы практически вместе с открытием установили светодиодную вывеску, которая более-менее позволяла находить к нам дорогу новым клиентам.

Как я уже говорил, помещение было адекватным по цене, но не очень удобным. Но лучше предложения мы в принципе не нашли. Пришлось экспериментировать с расстановкой мебели и игровых зон.

Помещение у нас было из двух комнат, коридора, туалета и небольшой веранды на входе. Изначально мы предполагали, что в комнате на входе у нас будут зоны с PS4, а в другой комнате — компьютерный кабинет.

Варианты расстановки мебели в комнате.

Начали экспериментировать с расстановкой мебели. Хотелось всё сделать максимально стильно, модно и ярко.

Но быстро поняли, что яркие цвета — наиболее маркие, поэтому красота продержится недолго. Также такой вариант предполагал много однообразных мест, а значит, варьировать цены не получится. Поэтому возник новый вариант.

Логика была простая: многие из клиентов приходили бы по-одному или вдвоём, а занимали бы целый диван. За счёт такой расстановки получалось две премиум-зоны и три зоны экономкласса. Но в итоге всё пришло к третьему варианту, когда количество зон сократилось, но они стали более замкнутыми и уютными.

Такая расстановка позволяла игрокам не мешать друг другу.

Также решили задействовать коридор — там расположись игровые места

В нём мы решили разместить игровые компьютеры для теста, что клиентам более интересно — PS или PC. Наверное, здесь самое место обозначить просто огромную вторую ошибку.

PS4 в принципе никому не интересны, все хотели компьютеры.

Итак, после покупки, доставки, сборки мебели и компьютеров, а также установки подсветки всё стало выглядеть примерно так:

Наступил день, когда мы наконец-то могли начать принимать клиентов. Чтобы два администратора могли работать посменно, рабочий график сделали с 10:00 до 20:00. И тут спряталась третья ошибка.

Нужно работать круглосуточно.

Создали сообщество во «ВКонтакте», на тот момент вкладываться в остальные соцсети или сайт не хватало времени.

Начали давать рекламу: можно прийти и поиграть бесплатно за репост. Каждый новый клиент получал карту клиента и час игры бесплатно. Но реклама не дала никакого эффекта. Вообще. Репостов было более 300. То есть репост делали, но не приходили.

Тогда решили действовать по-старинке. Напечатали купонов на бесплатный час и наняли промоутеров — раздать возле ближайшей школы. И вот это был настоящий стресс-тест для нас и для администратора.

До вечера все места были заняты и вылезло много проблем с играми. Продолжили тестить направление и раздали купоны возле других школ в районе. Начали собирать в группу уже тех клиентов, которые пришли.

Предлагали им сделать репост и получить час бесплатно. Это сработало — у клиентов были друзья в районе, которые видели пост и тоже приходили. В итоге всё это сработало, но тут тоже была ошибка, но не критичная.

Бесплатными часами мы приучили к халяве.

Поэтому, как только мы отменили акции на бесплатные часы, и кончился срок действия купонов, заполненность резко снизилась.

Поняли, что это путь в никуда, и необходимо переделывать подход к работе. Но об этом позже. Первый месяц работы завершился убытком в виде аренды и авансов администраторам — 50 тысяч рублей. Оборот был примерно 5000 рублей, но это нас не расстраивало, ведь это только начало.

Образовательное направление

Параллельно с игровым направлением развивалось образовательное. Мы самостоятельно разработали и собрали мебель для кабинета, все выглядело достаточно стильно.

Так как изначально был план придерживаться игровой тематики, то разработали программу.

Если кому-то интересна программа, пишите, отправлю

Начали давать рекламу на пробное занятие. Таргетировали объявления как на подростков, так и на родителей, но больше 1000 переходов не дали ни одной записи. Здесь мы поняли очередную ошибку.

В дополнительном образовании есть сезонность.

Родители хотят отдать ребёнка на кружок или секцию в начале года и на весь год, чтобы больше не заморачиваться. Сами с партнёром мы так и делаем, поэтому предполагать, что другие в марте захотят сменить направление для ребёнка было наивно. Оставалось рассчитывать на тех, кто совсем никуда не ходит. Но здесь в определении группы все сказано.

Второй месяц закончили с убытком в виде аренды и авансов одному администратору — 45 тысяч рублей.

Смена направления на профессиональную игровую подготовку

Так как уже окончательно стало понятно, что PS4 никак не получится монетизировать, решили оставить одну зону для двух постоянных клиентов, а другие переделать в профессиональную стримерскую. Подготовили оборудование и переделали зону, получилось довольно уютно.

Стримерское место

На фото не видно, но хромакей присутствует. Решили протестить направление по обучению стримингу. Это уже зашло. Клиенты появились как от постоянников, так и с рекламы. Аренда стриминговой комнаты было дороже, но никого это не заинтересовало.

Третий месяц аренды закончился с убытком в виде аренды и авансов одному администратору — 45 тысяч рублей.

Количество оставшихся идей — меньше двух. Решили провести турнир. В качестве дисциплин предложили:

  • CS:GO.

  • FIFA 2019.

  • Mortal Combat X.
  • Dota 2.

И вот здесь нас ждала настоящая неожиданность. За 1000 рублей на таргетированную рекламу мы смогли получить 41 заявку на турнир. В основном это были команды на CS:GO и участники на FIFA. Рекламу остановили и начали готовиться к турниру.

Так как планировался тестовый турнир, дата была очень близко. Этот день все запомнили надолго, такой суматохи и сумбура в моей жизни давно не было, хотя я проводил мероприятия и на большее количество участников.

В итоге победители получили дипломы.

Победитель в номинации FIFA 2019
Победитель в номинации CS:GO

И все задавали вопрос: когда будет следующий турнир.

Четвёртый месяц завершился убытком в виде аренды — 35 тысяч рублей.

Проведя тщательный анализ ситуации, поняли, что есть только два решения:

  1. Закрыть проект.
  2. Переделать проект во что-то другое, где сами компьютеры будут чем-то дополнительным.

Приготовили презентацию для инвестора, начали общаться. Но чем больше общались и обсуждали вопросов, тем больше понимали, что тема, скорее всего, не очень. Потом это подтвердилось в статье на vc.ru.

Ждать для полномасштабного теста образовательного направления нужно было лета или осени, а до того времени — терпеть убытки. У школы робототехники было 25 учеников, у школы английского языка было два занятия в день. Мы поняли, что местоположение не помогает с клиентами, а нарабатывать имя в образовании нужно годами. Поэтому решили закрыть проект.

Краткий рассказ с цифрами

Траты до запуска:

Полная версия:

Сюда можно добавить аванс за месяц работы и ремонт, но фактически это расходы за первый месяц работы:

Полная версия:

Оборот в первый месяц — 5000 рублей, убыток без учёта капитальных вложений — 50 тысяч рублей.

В первом месяце, кроме основного зала, начали закупать оборудование для компьютерного кабинета и продолжили во втором:

Полная версия:

Второй месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 45 тысяч рублей.

Затем больше работали над образовательным направлением, особых расходов не было:

Траты за третий месяц

Третий месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком 45 тысяч рублей.

Но, как я уже рассказывал, решили обустраивать стримерскую, а также сменить направление. Требовалось запускать компьютерный кабинет, поэтому следующий месяц снова стал месяцем больших расходов:

Траты за четвёртый месяц

Четвёртый месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 35 тысяч рублей, то есть мы смогли окупить администраторов. Дальше работали по накатанной, пока не решили закрыть проект, убыток был только в виде аренды:

Траты за пятый месяц

Пятый месяц без учёта капитальных вложений закончили с убытком в 35 тысяч рублей.

Шестой месяц пришлось заплатить за аренду, чтобы вывести оборудование и часть мебели.

Итого расходов: 1 051 300 рублей.

В эту сумму не включены многие совсем мелкие расходы, а также часть авансов, которые закрывались оборотом.

Как ни странно, я очень доволен этим опытом, у меня нет чувства разочарования за потраченные деньги и время, так как такой опыт многому учит.

Какие выводы я сделал

  • Даже если есть довольно большой опыт в тематике, связи, но человек не был в аналогичном бизнесе на управленческой должности, он не знает всех нюансов, и со стороны ему может казаться, что бизнес довольно простой.
  • Вывеску нужно вешать на следующий день после выбра помещения. Лучше пусть люди заходят и смотрят на ремонт, но уже начинают узнавать о вас.
  • Лучше посетить нескольких конкурентов. У нас в городе мы нашли только двоих, и нам казалось, что наше помещение полностью подходит под бизнес, но после проведения чемпионата это оказалось не так.
  • Не стоит рассчитывать только на онлайн-рекламу. Не всегда она срабатывает так, как хочется. До этого проекта из-за моего основного направления я считал иначе.
  • Если бизнес не показывает перспектив роста, его нужно трансформировать, то стоит задумать о закрытии. Если бы мы закрылись до трансформации, сэкономили бы 300–400 тысяч рублей.
  • Стоит рисковать и пробовать, ведь это опыт, который больше нигде не взять.

Отдельная благодарность инвестору проекта Игорю Мгеладзе и партнёру проекта Денису Запенкову.

Если у Вас есть мысли, как можно было сделать иначе и где ещё были допущены ошибки, буду рад вашему мнению в комментариях.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Paul Koval

Берете ААА проект где ЧМ проходят 2 раза в год и отборочные по 6 раз в год. где призовой фонд от 2 000 000 USD
Изучаете регламент их соревнований
Ищите спонсора c вложениями в клуб 7-10 тыщ долларов в месяц на обеспечение ЗП команды в течении 6-8 месяцев до самоокупаемости.
Заявляетесь сначала как Training Team по проекту.
Создаете отборочные туры для местных и не очень
Формируете костяк на ЗП с 2-3 запасными.
Создаете стрим рум где транслируете тренировки и результаты потом обговариваете тактики собираете донаты до-привлекаете суб-спонсоров.
Ведите трансляцию на 2-3 языках Англ-Рус+ Испан либо Китай
Выходите на первые отборочные через 4-6 месяцев.
Если есть результат создаете Байпас для болельщиков торгуете билетами и долей компании.
Тачкуете свой шмот с эмблемой и логотипом команды.
Банчите с производителем Ноунейм железа для игры контракт + ваши логотипы.
Айт ивент для выставок с косплеем с денежными призами для до набора из соревнований новых лидов для второго состава итд.

Жируете ! или умираете с позором через год )))
Даже если войти в топ 100 команд в мире то это уже ЖИР!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Шикарный комментарий!

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Карташов

Видимо я что то пропустил в этой жизни. По моему игровые клубы уже совсем старая история. У меня был клуб с 99-02 года, и у же тогда это было больше хобби чем заработок.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Игровые клубы есть, их много, они работают и приносят прибыль. Мы когда делали презентацию для инвестора, то искали аналоги. Из просто интересных это https://blackstargaming.club/
Но есть и вообще крутые клубы-арены:
https://arena.winstrike.gg/
http://cyber-loft.ru/
Но у нас изначально идея была сделать большой игровой проект, просто в статье об этом не стал писать. В рамках игрового клуба все время работать не хотели, больше была цель собрать аудиторию, чтобы на ее базе строить профессиональные киберспортивные команды, а также направление разработки и стриминга игр.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
S.Z

Можно с друзьями залететь и поиграть в кс, с пивом и кальяном

Ответить
Развернуть ветку
Stas Stanislavsky

я не люблю оставлять негативные комментарии, но это отличная статья о том, как делать не надо.
во-первых, как родилась идея возниковения этой «игровой академии»?. я вот читаю, и вижу такой месседж: я работал с детьми, было прикольное помещение, а меня спросили, есть ли проекты под инвестиции, ну вот мы и сделали такую штуку — все верно? а попробовать докопаться до сути, зачем вообще нужны такие центры? почему это вообще называется каким-то центром, если там почти сразу же начался игровой клуб? только представьте, как один другому говорит «пошли катанём в игровом центре»? хоть название какое-нить было бы, звучное! и вообще, дети ходят в клуб, как правило, потому что дома не могут играть (родители запрещают много проводить времени, или просто нет компа) или хотят пойти именно поиграть в буткемп формате с друзьями — тут даже цен не видать, может они были 200 рублей в час. да и тем более за что платить, у Тимати вон в центре Москвы игровой клуб есть, где за 120 рублей в час сидишь на топовом железе и кресле, а тут...
не знаю, столько всего можно было сделать в начале: обкатить на «5 почему», реально пообщаться с детьми. у вас же были контакты подопечных, с ними хоть кто-нить поговорил про данных центр? чтоб они дали фидбек. дальше, окей, клуб. 3 компа? ну это курам насмех, какова вообще должна была быть окупаемость? начать вообще можно было с того, что почти все онлайн игры играются 5х5, и это сразу же отбивает возможность дать заскочить 5 ребятам порезаться весь день/ночь, а тут 3 компа, бгага. образовательное направление — кто чему учить будет? ну я хочу получить высокий ранк в контре, хотя у меня ниже среднего. научите! у админов рейтинги во всех играх выше среднего, или под обучением подразумевалась обучалка в стиле "ходить на WASD, присесть Ctrl"? в общем, тут можно долго разглагольствовать

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Спасибо за комментарий, не такой уж он негативный получился, а больше по сути.
Изначально план был простой - открыть именно Игровую Академию, так как всем было интересно найти толковых ребят и идти в киберспорт. Игровой клуб смотрелся как переходный этап, чтобы собрать аудиторию, и в принципе заявить как-то о себе. К сожалению, уже только через 4 месяца поняли, что на самом деле для для этого можно было провести турнир. А когда поняли что место для турниров не подходит и требуются еще достаточно большие вложения, чем были сделаны до этого.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Sobchenko

Из статьи я понял, что вы хотели запустить обучающие курсы для детей, но при этом запустили игровой клуб(я так понимаю они умерли давным давно) и он не взлетел. А начала учебного года вы просто не дождались, хотя сами понимаете сезонность детских кружков.
Задним умом все хороши. Но я предположу, что нужно было пройтись по окрестным школам, поговорить с завучами по воспит. работе, директорами, учителями. Провести ознакомительные уроки для детей по веб-дизайну, программированию, 3-д анимации, СММ, Сео, проф. комп. играм, стримингу, ведению инсты/вк, видеоблоггингу. Устроить в школах конкурсы на самую годную идею для чего-то там с призом - 50% бесплатных занятий.
Возможно что-то из вышеперечисленного принесло бы и наполняемость и профит.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Сейчас практически все школы пытаются заработать на дополнительном образовании. Общались по этому поводу со школой робототехники, они рассказали, что когда пришли в ближайшие школы, то там просто не пустили. Оказалось, что школы сами купили франшизу робототехники и запустили курсы. Спасибо за комментарий, об идее конкурса в таком формате не думали.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Ilabanau

гаматься и получать образование имхо противоположные ипостаси вообще.
здесь какой-то диссонанс сходу - "академия" где гамаются. это типа отмаза родителям что ли? я пошел в академию с друзьями )

вообще хз, прямо вспомнились ночные посиделки в CS клубах в ~2003
я бы ставил сразу 10-20 столов да и все, без лишних трат, наверное)

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

У меня от подобных «бизнес-идей» лютейшим образом бомбит. Это какой-то клубок смешанных чувств стыда и злости!

От всей затеи просто несёт некомпетентностью и не пониманием сути вопроса. Далее я писал большой-злой пост с разносом до кирпичика, но решил, что это всё пустое ... Ведь и негативный опыт — это тоже опыт, к тому же ГГ это прекрасно понимает.

Но,

Обучающие курсы ≠ обучение «играм».
Обучение «играм» ≠ тренировкам кибер-спортсменов.

Игры — это не бокс, где надо ставить удар, чтобы не сломать кисть. Я даже не представляю себе процесс такого обучения, как оно у вас проходило то?

Хват мышки и позиция рук на клавиатуре — это индивидуальность. Или вы переучивали хват кончиками пальцев на хват ладонью? А клавиатуру нарочито поворачивали на 45 градусов для уменьшения давления в суставах кисти?

Если же вы обучали тактикам ведения боя, триксам и фишкам проброса гранаты на zz, то без знания основ — ходить на w, приседать на shift (нет, на шифт; я олдскульщик), а бегать на ctrl — вся затея скатывается во мрак :)

Ну а обучение тактикам — это уже тренировка, и для этого «инструктор» должен обладать соответствующими компетенциями и иметь релевантный опыт.

Если ваша изначальная цель была войти в чудесный мир киберспорта, то выше вам дали начальный рецепт. Однако, для начала надо изучить мат. часть.

Представляю, как ученики «игровой академии» сдают экзамен на aim400kg на точность и реакцию :'D

Если же вы хотели именно учить детей компьютерным премудростям, типа веб-дизайн и/или программирование, гейм-дев, тогда это совершенно другая история. И вот названием «Игровая Академия» вписывается просто идеально! Я бы своего пиздюка отправил учиться делать игры, чем просаживать 5000 часов в доте или wow ...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Мне такие статьи нравятся, поэтому и решил свою такую же написать. Про гейм дев прочитал, как ребята с 3 своими ноутбуками запустили курсы, а теперь у них сеть и франшиза. Возможно моя кому-то подскажет что это не так просто.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Лапин

Да парни молодцы, появилась идея, протестили, не пошло - закрыли, пошли дальше. Надеюсь этот опыт поможет в следующих проектах)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
ccLouise

Вам надо было в торговом центре размещаться. Получали бы стабильный поток как постоянных, так и новеньких. А там вертели бы уже что хотели.

Да, аренда в тц конская (как правило), но прибыль в итоге все покроет.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Поняли это сразу после проведения первого турнира, что нужно открытое пространство и просто дополнительное место - в торговом центре идеально. Но да, аренда просто неадекватная на общих основаниях. Наверное, только как-то лично если договариваться без отдела продаж, то можно еще подобрать условия.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Dombrovsky

Я из статьи с «выводами» так и не понял, что вы хотели сделать — образовательный проект или компьютерный клуб? Очевидно, что это разные ниши с разными ЦА.

Если бы вы сосредоточились на образовании, могло бы получиться лучше. Вы говорите, что родители не хотели в марте выбирать программу ДО, а почему не начали делать летние программы? Почему вообще позиционировали себя именно как ДО «всерьёз и надолго», а не делали коротких программ. Скажем, типа такого — https://coddyschool.com/courses/minecraft-python/?

Ответить
Развернуть ветку
Artem Dzyuba

Прочитал первые несколько абзацев, вплоть до поиска партнера. Не смог понять — вы открывали школу кодинга игр? Школу веб-дизайна? Компьютерный клуб? Статья слишком длинная, чтобы искать ответ. Было бы здорово это обозначать вначале.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

дак походу сами знали что открывали, в том и проблема вышла.

ИМХО опять же.. PS4 и диванчики это больше студенты уже, которые пришли пивка е%нуть и с джойстиком погонять.

компы - это те кто чисто погамацца.

ну и просто нафига их всех мешать в кучу... выделив каждому по 2м2, в тесноте и в обиде...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Малахов

По мне так вопрос - "кто будет платить"Если игрок - то надо ориентироваться на более старший возраст и не на школьников.
Если родитель - то надо двигаться в сторону продуктов , популярных в среде родителей.
Очень небольшое количество родителей готово инвестировать в игры .

Собственно, если рассчитываем на детей , то важно продавать то что нравится родителям (они платят ) и детям (они ходят).
Если рассчитываем на "взрослых детей" (самооплачиваемых) то тогда уже можно думать о киберспорте.

Ответить
Развернуть ветку
Василий Малыгин

А почему не стали использовать VR? Например, VR + руль и педали для автосимуляторов, VR-комната, стоячие места и т.п.?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Сами совсем не в теме, поэтому рисковать не стали. У нас есть в некоторых торговых центрах такие точки, и народа в них не густо совсем.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Вот именно из-за таких статей многие могут подумать, что все легко и просто, найти несколько миллионов, открыться, но потом закрыться. Ну и не надо забывать что это франшиза, поэтому им не выгодно в статье рассказывать всю правду о сложностях бизнеса.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лис

Там один из первых комментариев рвет всю статью на части из простой математики, все слишком гладко.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Kenig

Так надо было сразу с турниров начинать каждую субботу воскресенье. Призовой фонд такой-то.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Да, просто изначально это казалось сложнее, чем в итоге получилось.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

«Создали сообщество в вконтакте https://vk.com/citoren, на тот момент вкладываться в остальные соцсети или сайт не хватало времени».

И так и не хватило хотя бы лендос на Тильде запилить. Я понимаю, что многие региональные бизнесы обходятся сообществами в соц. сетях, но извините, работая таким образом, вы сильно ограничиваете ЦА и возможности аналитики рекламных каналов, не говоря уж о работе с повторными продажами и проч.
И после этого Вы пишете, что «поняли, что только онлайн не работает». Мы с 16-го года ведём курсы http://learn.python.ru в Москве и именно онлайн у нас и работает. Да, конечно, работает ещё и фактор того, что до курсов у нас было (и есть) сообщество, работающее с 2012-го года, но если говорить о платных каналах, то так.
Кстати, мы работаем без помещения с вывеской — обходимся арендой помещения непосредственно на время занятий, но это уже другая история.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Спасибо за комментарий. Если бы задача была чисто образовательный проект продвинуть, то тут Ваш подход верный. Но мы пытались не работать со спросом, а создавать его. Здесь только социальные сети могут помочь в онлайне. Ну и то что сработает в онлайне в Москве не обязательно сработает в Оренбурге.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Krestovnikov

Увидел земляка, решил поддержать. Ну как поддержать, скорее пожурить.
У меня был компьютерный клуб в Орске, с 2002 по 2005 год, и я его продал, потому что не видел перспектив этого бизнеса. Сейчас на волне популяризации киберспорта решили сделать проект?
Ок, а где расчёты? "Начинать надо было с вывески" - начинать надо было с простейшего бизнес-плана, или анализа доходов и расходов. Вы вложили 1 млн. в проект без понимания того, когда эти деньги вернёте. Голый энтузиазм это не бизнес.
Вы собрали в своём кейсе самые распространённые ошибки начинающего предпринимателя:
- Отсутствие чёткой стратегии
- Слабая экономика
- Неэффективное расходование средств (какие администраторы, какие 50 т.р. зп., если выручки нет??)
- Плохая упаковка (к вопросу о вывеске и дизайне вообще)
- Пассивная реакция на очевидные провалы и т.д.
Могу совершенно искренне поздравить - вы купили опыт. Не самый дорогой, поверьте)
Распорядитесь теперь им правильно. Начните читать книги по бизнесу для начала.
Извините, что в таком поучающем тоне, но если бы мне в своё время указывали на ошибки, я бы меньше денег и времени потерял.
И последнее.
"Отдельная благодарность инвестору проекта Игорю Мгеладзе" - найдите в себе смелость принять провал на свой счёт и взять на себя обязательство вернуть инвестору вложенные средства. Таким образом вы сохраните репутацию и получите дополнительную мотивацию работать усерднее.
Удачи вам!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Спасибо за комментарий. Вот ради таких и стоит писать такие статьи, хотя это жутко страшно публично рассказывать о провале.
Наверное, стоило добавить в начало бизнес-план и расчеты с расписанием, но это еще больше бы увеличило статью. Если коротко, то планировалось набрать 120-150 человек именно на обучение гейм деву. А это уже оборот 250-400 в месяц. В компьютерный клуб превращаться плана не было, больше чисто для атмосферы, и для тех кто ждет занятие или вышел с занятия. Также вложений изначально было 500 запланировано. Но когда к PS4 добавили PC сумма выросла, а затем когда решили попробовать другую стратегию и турниры еще. Но эти тесты мы уже делали на свои. Убыток по месяцам это в основном аренда, а не оклады. Администратор большую часть времени был 1, а остальные смены мы делили с партнером. Может быть мало расписано, но побоялся что статью на час никто не станет читать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Joseph Sawczyk

Давно инвестиции стали == депозитам в банк?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Прочел это-потратил время зря
Итого расходов: 1 051 300 рублей.

да ну его нафиг, этот офлайн бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Суперкомент! )))
Главный вывод:
После 9 лет онлайна идти в офлайн нужно как минимум с осторожностью))
Ну или не идти)))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Клюев

надо не просто изучить конкурентов, если планируете свой бизнес, надо сначала хоть немного поработать в аналогичном и понять все детали

Ответить
Развернуть ветку
Антон Филатов

Понравилась статья, наткнулся на неё по ссылке от Алексея Локонцева ( владельца Top Gun и сети компьютерных клубов Colizeum), а тут ещё оказался и инвестор, за которым я слежу в соцсетях (думаю мало Игорей Мгеладзе, но совпадения возможны)

Позвольте пару слов.

1) Не совсем понял момент с местоположением.. Я так понял в черте Оренбурга (город по населению приличный)

2) Позиционирование себя.
Вроде бы доп образование для детей и вроде кибер клуб.. (50 кв.м это очень мало)

3) Интерьер и оборудование неконкуретоспособны с современными компьютерным и клубами

4) Знать бы статистику рекламных компаний.. 
(У нас большинство клиентов через таргет пришли и сарафанное радио, пока даже других каналов продвижения не использовали)

Немного о себе.
С другом открыли компьютерный клуб в городе с населением 180к
Работаем 3 недели, по прогнозам идём пока в ноль (ежемесячных расходов больше чем 200к)
Создали свое сообщество в контакте ещё до открытия клуба, собственно где работали с фокус-группой и создавали ЦА вокруг сообщества.
Работаем круглосуточно - другой вариант даже не должен рассматриваться.
Клуб площадью 177 кв.м
Оборудование 15 ПК и 2 консоли (правда PS 4 может не особо пользуется спросом, но так как позиционирование "компьютерный клуб", то просто обязаны присутствовать)
Есть ещё куда расширяться.
За прибыльность пока не готов говорить бизнеса, обсудим через год :) 

Ответить
Развернуть ветку
Bender Rodriguez

Ха-ха, только сейчас заметил, что статья опять «спонсирована» неким «Мгеладзе».
Мутный тип, этот ваш Игорь ...

Нам ждать армию ботом-воздыхателей? С предыдущей пачкой администрация довольно быстро расправилась и, вроде как, потёрла все статьи с фейковых аккаунтом и сами аккаунты.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Игнатов
Автор

Наверное, вы путаете кого-то с кем-то. Эта статья спонсирована только моим личным временем. В статье есть ссылка на группу, но продублирую на всякий случай vk.com/citoren, там есть много видео даже. Так что можете провести собственное независимое расследование, чтобы потом быть спокойным)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
51 комментарий
Раскрывать всегда