Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Подхватили проект после исчезнувших разработчиков и за суперкороткое время создали рабочий MVP стартапа, который начал зарабатывать сразу после релиза.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Меня зовут Валерьян Брунин, я директор ILAVISTA. Мы разрабатываем сложные проекты и стартапы: веб-сервисы и платформы, приложения, интернет-магазины. Беремся за работу даже там, где другие опускают руки, и успешно решаем поставленные задачи.

Сегодня я расскажу как раз о таком проекте. В нем есть все: разработчики, которые кормили завтраками, а потом исчезли с радаров, оставив клиенту только несколько дизайн-макетов, грандиозная горящая задача по разработке MVP веб-платформы и двух приложений на Flutter, сжатые до одного квартала сроки — и результат, про который не стыдно и на VC рассказать.

Особенности проекта

Проект — агрегатор экскурсий Findgid — изначально задумывался как стартап: быстро разработать и запустить MVP продукта, проверить гипотезы, найти product-market fit — и масштабировать решение сразу на российском рынке, а затем и на международном.

Разработкой должна была заниматься сторонняя компания, которую клиента нашел сам. Наши партнеры из студии DDSI при этом выступали как подрядчики по SEO и продвижению, чтобы включиться в работу сразу после релиза и обеспечить быстрый набор аудитории.

Так как большого бюджета на продвижение не было, заказчик решил сделать ставку на SEO — сразу сделать все правильно, чтобы после запуска получать максимум органического трафика и не так сильно зависеть от платной рекламы.

По плану наши партнеры должны были курировать процесс разработки и проследить за тем, чтобы проект был сделан правильно с точки зрения поисковой оптимизации.

Пропавшие разработчики и их наследие

Все пошло наперекосяк, когда в марте 2022 после 10 месяцев работы и более 1 000 000 рублей предоплаты компания-разработчик перестала выходить на связь.

Когда наши партнеры из DDSI стали разбираться, оказалось, что к разработке компания фактически не приступала. Разработчики кормили заказчика завтраками и показывали якобы рабочие кусочки кода во время встреч, при этом не передавая их клиенту и максимально затягивая сроки.

В итоге еще до их исчезновения проект сильно вышел за первоначально обозначенные дедлайны.

Ну а после их пропажи оказалось, что из готового на руках у заказчика осталось только несколько дизайн-макетов будущего сайта и приложений. Ни одного готового и функционального модуля — только картинки.

Конечно, ситуацию мы знаем только со слов заказчика и не в курсе, какие были первоначальные договоренности и условия. Хочется верить, что команда, которая работала с проектом до нас — крутые ребята, но что вышло, что вышло.

Ситуация осложнялась тем, что в разработку были вложены деньги инвесторов. А это значит, проект нужно было в любом случае запускать кровь из носу.

Именно с такими вводными заказчик пришел к нам:

● За 3 месяца разработать и запустить функциональный MVP.

● Со старта проработать SEO, чтобы сайт хорошо ранжировался.

● Реализовать киллер-фичи, которые бы могли выделить проект на фоне конкурентов и привлечь аудиторию с одной стороны и гидов с другой.


Задача: сделать как у 9-летнего конкурента, только лучше

Ни документации, ни техзадания, ни рабочего кода — на старте не было ничего, кроме сжатых сроков и желания сделать проект, у которого будет потенциал на достаточно развитом и конкурентом рынке.

Со стороны заказчика задача звучала амбициозно: «Сделайте, как Tripster, только лучше!»

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

На самом деле, для стартапов это довольно типичное желание: создать новый Амазон, Озон, Букинг, Юбер (только лучше) и взорвать рынок.

В нашем случае просто «сделать лучше» было невозможно:

  • На все пожелания не было ни бюджета, ни времени.
  • Другая логика: в Tripster все экскурсии добавляют администраторы сервиса, они же следят за тем, чтобы страницы экскурсий выглядели привлекательно. Мы же изначально хотели сделать бесшовный интерфейс, чтобы экскурсии добавляли сами гиды и туристические компании.

В этом главная сложность таких продуктов: чтобы сделать красивую страницу, нужно добавить много данных → пользователям лень этим заниматься → они не добавляют экскурсии → сервис не конкурентоспособен.

Поэтому очень важно соблюсти баланс, чтобы страница выглядела привлекательно, а ее создание отнимало у пользователя минимум времени и сил.


  • Слишком много сценариев экскурсий: в Tripster были индивидуальные, груповые, короткие, многодневные экскурсии, путешествия и т.д. Мы просто не могли себе позволить насколько усложнить все с самого начала. Это бы сильно затянуло разработку и отпугнуло пользователей: никто не хочет разбираться с обилием вариантов и сложным интерфейсом на никому неизвестном новом сайте.

В итоге мы приняли единственное верное решение: ориентироваться на Tripster, но не копировать его. Хорошие идеи и решения переделывать под себя, от плохих и сомнительных — отказываться. Работать спринтами и постепенно наращивать функционал по мере развития проекта. Идти своим путем, но с оглядкой на рынок.

Архитектура проекта

Чтобы уложиться в сроки, мы постарались максимально упростить архитектуру MVP. Ключевой задачей на этом этапе было продумать все так, чтобы проект был одинаково удобен как для гидов и туркомпаний, которые размещают экскурсии, так и для конечных пользователей, которые их покупают.

При этом нужно было обеспечить бесшовное функционирование как веб-платформы, так и приложений на iOS и Android.

В итоге общедоступную информационную архитектуру мы выстроили так:

  • Главная
  • Каталог
  • Поиск
  • Сортировка
  • Фильтрация
  • Карта
  • Страница экскурсии
  • Покупка экскурсии
  • Информационные страницы в блоге

В закрытой зоне сайта и приложений находятся:

  • Личный кабинет гида
  • Личный кабинет путешественника

Для управления контентом проекта мы также разработали CMS, которая тоже является важной частью проекта.

Архитектура приложения для путешественников (конечных пользователей) аналогична веб-версии.

Приложение для гидов (добавляющих экскурсии) решили отложить на потом и реализовать уже после релиза в ходе работ по развитию проекта.

Разработка веб-платформы

Так как у нас было всего 3 месяца на разработку, нужно было придумать процесс, который бы позволил создать рабочий проект с нуля и запустить его за предельно сжатые сроки.

Классический подход к продуктовой разработке предполагает, что проект проходит через ряд последовательных этапов:

● Техническое задание

● UX design

● UI design

● Front-end / Back-end

● QA

● Наполнение контентом

● Продакшн


Только наполнение контентом здесь занимает обычно больше месяца, не говоря уже про индексацию поисковиками.

Всю работу мы разбили на четыре блока:

1. Создание страниц под каждую страну и город.

Быстро создаем информационные страницы на HTML, прописываем метаданные и открываем для индексации.

Сделано за 2 недели, после чего сайт уже индексируется поисковиками, SEO-шники занимаются своими задачами по повышению видимости, а мы продолжаем разработку.

2. Создание и модерация страниц гидов и экскурсий.

Гиды в бета версии создают и оформляют профили как ранние последователи. Мы на ходу поправляем неудобные моменты и прикручиваем создание экскурсий.

В итоге, к тому моменту, как первые гиды регистрируются на платформе, у нас уже готов полный функционал: страницы городов и возможность создавать в них экскурсии.

Все в реальном времени выводится на страницы — SEO растет.

3. Создание и модерация пользователей.

К тому моменту, как на платформе появляются гиды и экскурсии, на них уже идет целевой трафик из Яндекса и Google.

Не усложняем и на первом этапе даем пользователям возможность оставить заявку в один клик вместо полноценной регистрации.

4. Заказ и оплата экскурсий пользователями.

Оцениваем удобство заказа экскурсий, дорабатываем юзабилити и уже после этого прикручиваем полноценный кабинет с возможностью бронирования и оплаты.

В итоге к моменту релиза у нас полностью рабочий проект с живыми пользователями, настоящими экскурсиями и целевым трафиком.

По сути, такой подход дал нам возможность за предельно короткое время запустить не просто продвинутый MVP для проверки гипотез, а полностью готовый, пусть и сырой, продукт.

Функционал для добавления экскурсий

В отличие от конкурентов мы даем пользователям возможность самостоятельно добавлять экскурсии. С одной стороны, это дает им больше гибкости, с другой — экономит время и ресурсы администратора платформы.

Процесс добавления экскурсии достаточно сложный по сути: нужно подготовить достаточно много информации и добавить ее на платформу. И это проблема, потому что, чтобы не отпугнуть гидов, этот процесс должен быть очень простым. Страницы экскурсии при этом должны получаться визуально привлекательными, чтобы привлекать пользователей и подталкивать их к заказу.

В итоге, мы придумали, как его упростить и разбили процесс на пять простых шагов.

Шаг 1. Общая информация

Понятные поля для заполнения, информативные подсказки, гибкие настройки — заполнение занимает буквально пару минут.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Шаг 2. Расписание

Интуитивно понятный интерфейс для установки расписания экскурсии. Все по-прежнему предельно просто и занимает минимум времени.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Шаг 3. Цена

Все точно так же просто и интуитивно понятно, как и на предыдущих этапах. Можно задать стоимость экскурсии, дать скидку, понизить или повысить цену на конкретный день и время.

Например, мы знаем, что в понедельник утром мало желающих — делаем скидку, а в субботу днем желающих много — можно поставить более высокую цену.

Сколько бы ни было экскурсий (а каждый гид проводит их в год до 1500 раз), мы даем возможность создать ее один раз и назначить сквозные цены с возможностью точечной корректировки.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Шаг 4. Оформление

Самый сложный этап: чем больше информации и фото загрузит гид, тем привлекательнее будет выглядеть страница экскурсии.

Но с точки зрения функционала мы и здесь максимально все упростили и сделали все интуитивно понятным.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Шаг 5. Карта

Сделали удобную систему подсказок, чтобы гиды могли добавлять достопримечательности на маршрут и делать описание экскурсии еще более информативным и привлекательным для туристов.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Так как со стороны заказчика не было владельца продукта, который мог бы нас направить, весь функционал полностью реализовала наша команда: от идеи и логики до финальной реализации.

На выходе — самый удобный на рынке функционал для самостоятельного добавления экскурсий.

В итоге: каждый гид за очень короткое время может создать привлекательную страницу экскурсии, даже если не разбирается в верстке и оформлении.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Элегантное решение для оптимизации скорости взаимодействия с базой данных

В процессе разработки функционала для добавления экскурсий мы столкнулись с серьезной проблемой.

Когда гиды задают расписание экскурсий на год вперед — создаются миллионы записей в базе данных, что замедляет сайт. Это делает его менее удобным для пользователей и очень негативно влияет на SEO.

В больших проектах это не проблема: оптимизацией скорости в рабочем режиме занимаются back-end разработчики и DevOps-ы. Но у нас MVP, и у заказчика нет ресурсов на этих специалистов.

Чтобы устранить проблему, мы нашли простое, но очень эффективное решение: вместо создания записи под каждую экскурсию мы создаем запись с общим расписанием. Отдельная запись для экскурсии в БД создается только в момент бронирования.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

В итоге количество записей сократилось во много раз, и скорость работы сайта не снизилось, даже когда гиды начали активно добавлять экскурсии каждый день.

Чаты и уведомления

Чтобы не было соблазна перейти в Телеграм или Whatsapp, внутренние чаты должны быть простыми и удобными как для пользователей, так и для гидов.

Чтобы этого добиться, мы построили чаты на основе сокетов. В итоге они работают без перезагрузки, сразу видно, когда кто-то вам пишет и когда сообщение прочитано.

Интересная особенность: чаты открываются только после бронирования.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Для реализации мы использовали библиотеку Laravel Echo, которая является стандартной для решения таких задач. Обычно она используется с коммерческим сервисом Pusher, но мы хотели сделать решение независимым и масштабируемым без дополнительных затрат.

Чтобы этого добиться, мы интегрировали Echo с Open source библиотекой socket.io — результат оказался даже лучше, чем мы ожидали изначально.

Это же решение мы использовали для отправки уведомлений о событиях на сайте: изменение статуса экскурсии, новые сообщения в чате и т.д.

Проработка SEO

Фронтенд сайта изначально был реализован при помощи vue.js. Все страницы сайта и метаданные рендерились только в момент загрузки js скриптов.

Хотя Google и Яндекс говорят, что такие сайты индексируются хорошо, на самом деле все совсем по-другому: содержимое сайта они или не видят совсем, или видят частично.

Нам очень хотелось сохранить реактивность, удобство и возможности vue.js, но при этом не использовать сторонние библиотеки для встраивания кода в html. Реализовывать SSR (server side rendering) мы не стали, так как для нас было важно не нагружать сервер: на проекте было очень много данных и потенциально их должно было стать еще больше.

В итоге мы решили, что наиболее оптимальным вариантом будет верстка с помощью шаблона Blade от Laravel для тех страниц, которые должны быть проиндексированы поисковыми системами.

Вынесли всю важную для поисковых роботов верстку в php, там же прописали метаданные, а необходимые для дальнейшей работы страницы и функции оставили в vue.js и использовали данный функционал только в момент взаимодействия пользователя со страницей.

Таким образом, на выходе мы получили страницу, содержимое которой без проблем сканировалось поисковыми роботами, а весь функционал работал плавно, без перезагрузок.

В сочетании с хорошо проработанной структурой, удобным дизайном и быстрой скоростью работы это дало возможность нам сделать почти идеально соответствующий требованиям поисковых систем проект.

В результате он хорошо индексируется и привлекает целевой трафик по нужным запросам, что дает возможность серьезно экономить на платной рекламе и привлекать пользователей из органической выдачи.


Разработка приложении на Flutter для iOS и Android

Для удобства конечных пользователей мы разработали приложения, которые дают возможность быстро и удобно искать и бронировать экскурсии и туры, переписываться в чате и многое другое.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Приложение реализовано с помощью кросс-платформенной технологии Flutter. Это фреймворк от Google с открытым исходным кодом, который дает возможность создавать приложения для разных платформ с применением единой базы кода.

По сути, Flutter дает возможность создать интерфейс и запрограммировать логику один раз — и приложение автоматически будет работать и на iOS, и на Android.

Это сильно экономит ресурсы разработки и ускоряет запуск приложений. Функция горячей перезагрузки дает возможность быстро проверять и тестировать изменения в приложениях одновременно на обеих платформах. Стоимость поддержки благодаря этому также ниже, чем при разработке отдельных приложений под каждую платформу.

Сэкономить время и ресурсы нам помогло также то, что API на back-end писался для front-end на vue.js и этот же API сразу же можно было использовать на Flutter, что мы и сделали.

Как устроено приложение

При попадании в приложение пользователь без регистрации может знакомиться с экскурсиями.

После выбора экскурсии может зарегистрироваться и прямо в приложении общаться с гидом. Чат, о котором мы уже упоминали выше, тоже кросс-платформенный и работает на любых устройствах.

Еще одна полезная и интересная фича — это возможность проложить маршрут от своей точки к точке сбора. Сервис работает на основе карт Google. Для туристов, которые не ориентируются в городе, это суперважная функция.

Также прямо в приложении можно делать покупки. Для оплаты экскурсии используется пакет webview_flutter для перехода в платежную систему.

Оповещения о важных событиях внутри приложения реализованы через Firebase: пользователям приходят пуши с уведомлениями.

В общем, приложение само по себе полностью закрывает все потребности путешественника и может работать само по себе. Турист может даже не знать о существовании веб-платформы и все делать через приложение.

После запуска. Результаты первых месяцев работы Findgid

Всего за 3 месяца, с очень ограниченным бюджетом мы разработали продвинутый MVP со всем необходимым для старта бизнеса функционалом и огромным потенциалом для развития.

Проработанная архитектура, удобный интерфейс, широкий функционал как для гидов, так и для конечных пользователей — все это дало возможность привлекать целевой трафик буквально с первых дней после полноценного релиза.

Без дополнительной рекламы за первые 3 месяца после релиза проекта в августе 2022 года в нем зарегистрировались 61 гид и 24 пользователя, которые забронировали 235 экскурсий.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Дополнительно менеджеры сами приглашают гидов и помогают им добавлять экскурсии, чтобы дать больший выбор пользователям и увеличить конверсию в бронирование из поиска.

Менее, чем за год после релиза, сайт вышел на посещаемость 1000+ визитов в день, что для нового сайта является очень хорошим показателем.

Как мы разработали Uber для экскурсий за 3 месяца

Трафик стабильно растет и будет расти дальше за счет постоянной работы над сайтом, хороших поведенческих факторов и увеличения его авторитета в глазах Яндекса и Google.

Рост позиций по целевым запросам в Яндексе
Рост позиций по целевым запросам в Яндексе
Рост позиций по целевым запросам в Google
Рост позиций по целевым запросам в Google

Планы, выводы и рекомендации

Спустя год после релиза проект стабильно растет. В планах уже в ближайшее время выйти на 30-50 бронирований в день.

Со своей стороны мы все это время занимаемся доработкой проекта и расширением функционала. В результате Findgid за очень короткое время прошел путь от MVP до полноценного работающего и зарабатывающего продукта.

  • Если вы выходите на рынок, где уже есть похожие продукты — начните проект на месяц позже, но сделайте исследование. Это поможет отстроиться от конкурентов и четко понять, что в проекте должно быть обязательно, а от чего можно отказаться. Вы также поймете, какие недочеты есть у конкурентов и как сделать свой продукт лучше. Исследование поможет сэкономить бюджет и запустить крутой продукт.
  • Просто сделать продукт сегодня не достаточно. Бум платформ прошел. Пользователи хотят качественного сервиса и бесшовного интерфейса. Продукт должен быть на уровне MVP идеальным в своей основной задаче.
  • Если ваша платформа заточена на трафик — SEO закладывайте на уровне архитектуры проекта. Поисковая оптимизация — долгий процесс, и чем раньше вы начнете, чем лучше заточите под нее проект — тем больше трафика получите после запуска и тем меньше будет стоить привлечение пользователей.

Мы с командой будем рады ответить на ваши вопросы и проконсультировать по разработке стартапов, платформ и приложений. Задавайте вопросы здесь или пишите в Телеграм: valeryan_brunin — с удовольствием пообщаюсь и постараюсь помочь.

P.S. Команда проекта ищет новый раунд инвестиций для масштабирования. Кому интересно, можете связаться с CEO Findgid Артемием Благовещенским в Телеграм: LaMatumba.

9.8K9.8K показов
2K2K открытий
44 репоста
45 комментариев

В какие деньги по итогу встал MVP для клиента?

Ответить

Точную сумму не сможем разгласить, но бюджет был до 30 000$ по курсу 2022 года.

Ответить

MVP на максималках у вас, конечно, получилось. Интересно будет посмотреть на проект через год-два

Ответить

Сейчас активно работаем над приложением для гида, чтобы все было в телефоне на 100% - вот этого результата и ждем через пол года) А через 2 надеюсь весь мир будет пользоваться)

Ответить

Что владельцы сервиса думают про конкурента sputnik8.com и недавнюю ситуацию с ним?

Ответить

Небось, что неплохо нанять юриста который будет просматривать туры) но бюджета нет, поэтому пох, по русски кароч будет

Ответить

наверное надо пригласить в коменты владельцев)

Ответить