Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Оверлендинг - это особый вид туристического извращения.

Самое точное формальное определение будет таким:

Оверлендинг - это самостоятельное приключенческое путешествие в отдаленные места, где главной целью является само путешествие. Обычно, но не обязательно, такие путешествия осуществляются на авто, ночлег - палаточный, часто они длятся месяцами и годами, нередко пересекают международные границы.

Scott Brady , CEO expeditionportal.com , дважды кругосветчик

Если коротко: это активное самостоятельное путешествие на автомобиле, у которого нет цели, а есть только путь. Жизнь как путешествие, путешествие как жизнь.
Почему это в "Личном опыте"? Потому что я и есть оверлендер. Путешествую на авто куда глаза глядят и напутешествовал более 400 000 км.

Неожиданно для себя приехал из Санкт-Петербурга к Тихому океану. Потому что оверлендер.
Неожиданно для себя приехал из Санкт-Петербурга к Тихому океану. Потому что оверлендер.

Сначала я хотел сделать для вас перевод американской статьи, но из "примечаний переводчика" получился мой собственный пост.

Куда уже поглядели мои глаза через окно экспедиционного авто, я покажу в конце поста, пока пусть тут буде схема

В схему не вошли короткие трипы по Индии, Юго-Восточной Азии и Европе
В схему не вошли короткие трипы по Индии, Юго-Восточной Азии и Европе

База

Ключевое в оверлендинге - это опора в пути на себя. Турагенты и фиксеры нанимаются для локальных задач, если отели, то случайно найденные по пути, если активности, то сделанные самостоятельно. И так во всем - никто не определяет содержание, дух и ход путешествия кроме самого оверлендера.

Оверлендинг это автопутешествие?

Да, но не обычное. Путешествие на авто из Москвы на море - не оверлендинг. У обычного путешествия есть финальная цель и план. У нас, оверлендеров, есть предпочитаемое направление по глобусу, располагаемое время, ресурсы, и все. Движение по направлению и есть цель.

Оверлендинг это оффроуд?

Нет. Джиппинг, оффроудинг, покатушки по лесу и грязи - это короткие приключения, в которых бездорожье должно быть непременно покорено, чтобы в понедельник снова выйти на работу. В путешествиях цели взять препятствие любой ценой нет. Мы всегда готовы к любым трудностям на дороге, но не создаем себе их специально. Потому что когда путешествие есть путь, очень важно сохранить технику целой, а экипаж - бодрым.

Наша цель - ездить там, где хотим. Иногда (всегда) мы хотим туда где сложно
Наша цель - ездить там, где хотим. Иногда (всегда) мы хотим туда где сложно

Вэнлайф это оверлендинг?

Если хипповатые ребята-дауншифтеры просто живут в автодоме у моря и ездят между пляжами, то нет. Жизнь в движении между странами на автодоме - да, это оверлендинг, причем один из самых красивых.

Байкал. Вместо гламурного автодома пусть будет кадр с девушкой. Она тоже оверлендер.
Байкал. Вместо гламурного автодома пусть будет кадр с девушкой. Она тоже оверлендер.

Ок, как это по-русски?

Цели у оверленд-путешествия нет, путь ограничен размерами нашего с вами глобуса. Поэтому ближе всего к термину оверлендинг в русском языке будет автокругосветка. Кругосветное путешествие на своей машине и есть высшая степень оверлендинга.

Зачем месяцами и годами ездить черт знает где?

Не знаю, наверное потому что можем. В конце поста я зайду на этот вопрос еще раз.

Как выглядит типичный оверлендер?

  • Чаще всего это пары. Редко одиночки и почти никогда не группы людей
  • Возраст разный, но обычно либо 25-35, либо 60+. Пенсионерская пара - типичные оверлендеры из Европы
  • Среди оверлендеров почти не встречаются толстяки
  • Просты ребята, небрезгливые, не боятся работать руками - чинить машину, строить кемпинг, выбирать продукты на рынке и есть руками с лотка в африканской деревне
  • Позитивные, коммуникабельные, в своем познании преисполненные. Образ жизни оверлендера располагает быть таковыми и больше ни каковыми.
Inst: overlandsite . Третий год в пути, едут пан-американ трек , сейчас в Ю.Америке
Inst: overlandsite . Третий год в пути, едут пан-американ трек , сейчас в Ю.Америке

На какие деньги они катаются?

"Кругосветки это для богатых бездельников" - тупейшее заблуждение. Богачи обычно становятся туристами. Абсолютно все, все оверлендеры которых знаю - люди со скромным для своей страны доходом. Пенсионеры используют пенсию и получают доход от сдачи недвижки. Молодые ребята заранее, в течение нескольких лет, копят на путешествие мечты. Или работают в пути. Среди оверлендеров я знаю как творческих ребят, так и айтишников. Обычно они все контракторы на удаленке. Еще чаще - журналисты и блогеры всех сортов. Эти умеют зарабатывать на самом путешествии.

Мое рабочее место 4 года назад в Северном Казахстане. Типичное!
Мое рабочее место 4 года назад в Северном Казахстане. Типичное!

Семья и дети?

О, любимый вопрос обывателя. Мол, пусть рожают и дома сидят, а то чо они не как мы.

Я уже сказал что большие путешествия лучше всего делаются парой. И чаще всего это пара семейная.

У возрастных оверлендеров детей либо нет, либо они уже взрослые.

У молодых все интереснее - в кругосветке или сразу после они либо разводятся, либо укрепляются в чайлфри. Но что чаще - размножаются. Тогда путешествие на некоторое время приостанавливается. Спустя несколько лет наши путешественники либо оседают в пучине быта, либо начинают путешествовать с детьми как минимум еще лет пять - до школы.

Inst: olgantour_ . Коротко: швейцарцы, 2 года в пути по Ближнему Востоку и Африке, вернулись домой за пару недель до родов
Inst: olgantour_ . Коротко: швейцарцы, 2 года в пути по Ближнему Востоку и Африке, вернулись домой за пару недель до родов

Я знаю ребят, которые в пути уже много лет, и у них дети-школьники. Там обычно так: большой автодом или караван, дети учатся на дистанте, родители работают на удаленке, а путешествие плавно превращается в вэнлайф. Тоже вариант как жить, когда дома не сидится.

Хочу оверлендинг. На какой машине ехать в кругосветку?

Конценсус-ответ - на той, которая у вас есть. Идеальной машины нет и не будет, в то время как на дорогах я встречал путешественников на абслютно любых авто.

Почему общего идеала нет?

Потому что для разных климатических зон нужны разные машины. Для разных задач в одном путешествии нужны машины разных габаритов и массы. Разные люди по-разному относятся к личному пространству, "чувству стен", у них разные требования к условиям сна, гигиены и комфорту на уровне "могу залезть на крышу авто или мне 70 лет и уже тяжело".

Потому что в разных странах набор доступных машин запчастей по маркам тоже разный. Попробуйте найти сломанную полуось на УАЗ в Патагонии. А полуось на Ленд Ровер где-нибудь в Магадане? Вот я об этом.

Здесь же - локальные техрегламенты, экологические и таможенные ограничения (гуглите "Карнет де пассаж" например)

Андрей, все-таки, дай базу по подготовке авто к оверлендингу

Автомобиль для оверлендинга обычно будет с повышенной проходимостью. Чтобы добираться в такие места, куда сложно добраться иначе. А еще дикие ночевки в горах, стоянки у моря и все такое - мы же помним про самостоятельность и опору на свои ресурсы. Это вторая причина почему машины для оверлендинга большие и полноприводные.

Поэтому совокупно я бы описал оверленд-мобиль так:

Полноприводный авто категории Б.
Вместительный.
Вписывается в габарит 20-футового контейнера.
Имеет минимум тюнингованных компонентов, не имеет несерийных узлов, без которых нельзя ехать (кастомные рычаги подвески, детали трансмиссии и апгрейды двигателя).
Имеет запас воды от 30 литров.
Несет на борту все для безопасной ночевки в диапазоне температур -10 - +30.
Не имеет никаких признаков армейских авто, особенно камуфляжной окраски.

Это все. Остальное чрезвычайно вариативно.

Среди россиян эталоном экспедиционной машины считается Тойота Лэнд Круизер 70, 150 и 200 серии. В Европе - Ленд Ровер Дискавери и старый Дефендер. А в обоих Америках - продукция американских автобрендов.

Я езжу на Mitsubishi L200 с отапливаемой палаткой на крыше, кухней с водопроводом в заднем отсеке, небольшой внедорожной подготовкой и объемом, достаточным для жизни вдвоем или коротких поездок вчетвером.

Опасно ли в больших автомобильных путешествиях?

Если коротко, то нет. Первый инсайт путешественника, когда тот выбирается из-под (мамкиной) туроператорской юбки таков: мир в целом НЕ настроен к вам враждебно. В оверленд-путешествии вы, безусловно, повстречаете некоторое дерьмо. Возможно лишитесь некоторых денег и вещей, иногда вам будет холодно и страшно. Но всего этого будет не больше чем в обычной жизни.

Бизнес на оверлендинге

Он существует.

Подготовка машин, или как ее называют среди нас - "постройка". Средний чек на постройку экспедиционника в России начинается от 1 000 000 руб. Разнообразное кемпинговое снаряжение с фокусом на автомобили, всевозможный тюнинг. Постройка жилых модулей для машин набирает обороты, появляются локальные производители караванов ("прицеп-дача") и автодомов.

А в "развитых странах" этой индустрии уже больше 50 лет.

Посмотрите, например, на европейскую выставку для оверлендеров Abenteur & Allrad. Я там был в 2019. Кроме выставки с 300+ участниками, на выставке есть территория где собралось потусить 1500++ машин практикующих путешественников.

Но есть и специфические именно для кругосветок бизнесы.

Например, несколько компаний помогают преодолеть Дарьенский пробел - место на Панамском перешейке между С. и Ю.Америкой, где нет вообще никаких дорог. Базируются в Панаме, отправляют автомобили путешественников морем в Колумбию, и заодно готовят проехавших США и Мексику ко второй половине панамериканского маршрута.

В Германии есть компания, специализирующаяся на доставке машин кругосветчиков в Ю.Америку.

Компания Garmin выступила инвестором сервиса iOverlander - приложения где собираются ресурсы для путешественников по миру (точки, ночевки, СТО, контакты нужных людей на местах).

Я и сам в некотором роде такой специфический предприниматель.

Что самое сложное в оверлендинге?

Однозначно - гос.границы, визы, ограничения на машины и другие формальности. Давайте попробуем заехать из России, например, в гости к зимовщикам и дайверам в египетский Дахаб. Первые 5000 км до Турции - легко, всего две границы, безвиз, информации навалом. Но дальше у нас по пути Сирия, в которой стреляют. Израиль с фашистскими ограничениями на временный ввоз транспорта. И собственно Синайский полуостров, куда со стороны Израиля по неведомой причине по умолчанию (но ходы есть) запрещают въезд 4х4 авто с дизельным двигателем, а оверленд-мобиль это обычно и то, и другое.

А другие сложнсоти?

На второе место я бы поставил психологию и межкультурное общение. Как нигде, именно в путешествии приходится честно принять, что вокруг нас в мире живут не колхозаны, не айтишники, не чурки и не ватники. А люди. Их нужно всех принимать такими, какие они есть. Иначе оверлендера никакой психолог не вывезет.

Россия и оверлендинг - какая связь?

Наша Россия - идеальная страна для оверлендинга. Огромная, и покрывает все возможные сферы интересов. Горы есть. Степи есть. Материальная история, заброшки, промтуризм - все есть. При этом по сравнению с Европой и США - тотальная, бесконечная свобода. Да, свобода в РФ, прикиньте. Берешь и едешь куда хочешь, паркуешься где хочешь, редкие ООПТ легкодоступны без броней и очередей (привет нац.паркам США и Канады), а на восток от Урала пространства столько, что оверлендить можно годами. И топливо, топливо меньше чем за доллар!

Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Вообще, ровно две вещи помешали России стать лучшей целью автопутешествий для всего мира. Сначала - исключительно сложное визовое законодательство. Теперь - мнимый иностранцами риск получить "по натовской морде" или пополнить "обменный фонд шпионов" в Лефортово. Все разумеется наладится, но чуть позже.

Российские оверлендеры

Их хватает. Заскринил вам несколько аккаунтов, за которыми слежу. А кругосветчиков-мотоциклистов наверное еще больше чем автомобилистов.

Оверлендинг. Мир больших автопутешествий, мой рассказ про явление и причем тут Россия

Зачем нужен оверлендинг, вторая попытка.

Видели, какой я в позапрошлом абзаце оптимист? Оверлендеры все оптимисты, и не просто так. Смотрите, в этом году в авторитетном Overland Journal вышла статья для оверлендеров, в котором самым комфортным направлением на Ближний Восток был назван... Ирак. Война там закончилась меньше пяти лет назад, а журнал этот - американский для американцев.

Так интересно устроен мир, который познают оверлендеры.

И вот наверное ответ на вопрос, зачем нужен оверлендинг.

Это лучший способ познания всего мира, драйвер кругозора и вдохновения

Я в этом абсолютно уверен

Нет ничего лучше объехать мир, вдохновиться, "найти себя" и сделать на этом вайбе что-нибудь очень стартапно-хорошее.

После Магадана я написал книгу "Как путешествовать по России на автомобиле" и открыл консультации. Я строю маршруты, делаю разведки для коммерческих туров и другие интересные штуки, и мечтаю о том чтобы на своей машине(!) вернуться в Индию .

Как думаете, получится?

Пара ссылок про мои путешествия

44
12 комментариев

Статья очень интересная! Подписался на оверлендеров, которые вы рекомендовали) я, конечно, не оверлендер, но тоже очень люблю путешествовать

1
Ответить

Лучше бы конечно, дом на колёсах с собой возить, так и на жилье сэкономить можно, или суть не в этом, а в том, чтобы перемещаться на авто, а ночевать в гостишках?

Ответить

Дом на колесах не так просто возить как кажется. Поэтому путешествуют чаще без домов чем с ними

Ответить

Автору спасибо, гримвагены у селебрити прекрасно подойдут, будем рекомендовать.

Ответить

Гримвагены и есть автодома в прошлой жизни. Но не совсем они подходят для путешествий скажем в африку или на наш дальний восток

Ответить

полагаю, что путь сильнее ограничен размерами кошелька, чем размерами глобуса

Ответить

Перед кошельком идёт тогда ещё ограничение здоровьем и мотивацией

Ответить