{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему каждому предпринимателю нужен персональный ассистент и 5 прикладных советов, как нанять годного

За 22 года управления агентством я как-то сумел сделать то, что 5 лет назад продавали все инфоцыгане — уйти из операционки. Не то, чтобы я постиг дзен регулярного менеджмента, но как-то мало помалу построились процессы, наладились взаимосвязи, выстроился костяк и поддерживающие функции и я почти выдохнул.

Но пришла беда откуда не ждали — весь бизнес в России закончился весной 22 года и 29 июля я переехал из Москвы в Алматы. Бизнес сжался в разы, команда уменьшилась в разы, процессы порушились, для тех клиентов, кто переместился с нами на новые рынки, тут тоже оказалось все в новинку. Короче, операционка навалилась с новой силой. Новые юрлица, новые валюты и валютные регулирования, новый бухучет, новые правила, новый бизнес-этикет. Плюс, добавились чисто бытовые проблемы — адаптация в новой стране, документы, ветеринары для котов, школы для детей, поиск местных юристов/бухгалтеров/подрядчиков, офис, логистика.. Короче, задачи тупо перестали умещаться в голове и в календаре.

Я пытался вывозить сам, планировать что-то, как-то кому-то делегировать. Всегда ведь вывозил и почти всегда в одиночку. Но что-то в этот раз выходило не очень. Привет, выгорание, депрессия и прочие признаки психологической и эмоциональной перегрузки.

1. Обращаться за помощью - нормально. И это - не признак слабости!

У меня есть знакомый - серийный предприниматель - который каждый новый свой бизнес начинал с найма ассистента на это направление. И всегда у него как-то отлично получалось. Так что про персонального ассистента я думал давно. Но у меня, в отличие от этого парня, опыт ассистента был в прошлом единичный, и хотя мой ассистент вытащил на себе всю логистику агентства в ковид, мы с ним были категорически лично не совместимы и я каждый раз ломался на общении. Так что, обжегшись раз, я наверное месяца 4 саботировал начало поиска. Типа, если мне и так плохо, а наняв ассистента я, вероятно, “куплю” себе еще проблем, то лучше и не начинать. Да еще и набор требований у меня был такой, что я не видел шансов вообще когда бы то ни было найти кого-то успешно. Ну, сами посудите, мне нужен был местный человек из Алматы, кто знал бы английский и казахский, был бы немного знаком с рекламной отраслью и стоил бы не как чугунный мост.

Причем, я умею искать пиарщиков. Нанимал много, в основном не ошибался, и сейчас со мной работают просто суперлюди.

Как бывшие россияне, так и местные ребята из Казахстана и Узбекистана. А вот с ассистентом прямо ступор какой-то был.

И вот через 4 месяца я случайно увидел в сообществе Паши Хегая пост человека, который, по его словам, решал нерешаемые проблемы с наймом. И что-то меня дернуло этому человеку написать. Так мы познакомились с Сашей Гостищевым из "Up to grade".

Созвонились, поговорили, Саша мне подсказал куда думать, успокоил, что неразрешимых проблем в найме не бывает и это все технологизируется. После разговора прошло еще пару месяцев и я понял, что продолжаю саботировать. Потому что технологию-то я знаю, а результата ( точнее, вероятного отсутствия его ) я по-прежнему боюсь. Пришлось прийти к Саше и его партнеру Милане на поклон и попросить помощи. Пришлось побороть себя и довериться тогда еще незнакомым людям, просто потому, что ощущения от разговора у меня остались приятными, сообщество наше крепкое и помогающее, случайных людей там нет. Короче, прыжок веры, как говорят тренеры и тимбилдеры.

2. Ваши кандидаты на рынке есть всегда!

С чего все началось? Меня интервьюировали. Долго и внимательно. Описали мою компанию, выяснили, какие ценности декларируем, какими обладаем. Прогнали меня через интервью для определения персональных особенностей ( для найма персонального ассистента это важно ). И затаились. Я не понял, что происходит и начал нервничать.

Прыжок веры я прыгнул, а с верой начались проблемки ( и это хорошая точка роста для всех сервисных бизнесов - всегда держите тревожных клиентов в курсе того, что сейчас происходит и что будет происходить!).

А через две недели как повалили! Ребята проанализировали рынок ассистентов Казахстана, собрали базу, предположили, кто еще может подойти на роль ассистента кроме тех, у кого “ассистент” было написано в резюме. Составили описание компании специально под тот психотип, который мне наиболее подходил. И запустили воронку.

3. Не соглашайтесь на компромиссы!

За две недели я прособеседовал 8 человек, хотя всего откликов было 1380 (!). Причем, зарплату указал среднюю Алматинскую - около 500 долларов. Из 8 человек только 2 мне не подошли совсем, все остальные моим требованиям удовлетворяли. 7 из 8 сделали тестовое задание на хорошем уровне. При этом, я сформулировал задания с минимальным набором вводных для того, чтобы кроме результата понять, как кандидат думает. И тут Милана дала отличный лайфхак ( может, это только для меня оно было открытием ).

Давать тестовые задания из реальной жизни, чтобы результатом можно было воспользоваться. Например, «нужна мебель в коворкинг».

Но так как до этого был момент, когда я остался без обратной связи на две недели (потом выяснилось, что по факту всего одна, но я ж тревожный), доверия к процессу у меня было немного, я был готов согласиться на кандидатуру первой же девушки, которая нормально прошла собеседование и нормально сделала тестовое. Не идеально, но на хорошем уровне. И тут меня ребята отговаривали и уговаривали - Саша, надо посмотреть всех, не надо соглашаться на первое примерно подходящее предложение. Кандидаты есть!

В итоге, через месяц ко мне вышла Наргиза - девушка из Алматы, с казахским и английским, с пониманием маркетинга. И до сих пор она со мной!

4. Выводите кандидата на тестовые дни!

Это тоже было для меня новость - испытательный срок - это, конечно, хорошо, но как будто надо его отработать по-любому, И он такой долгий, что уже в конце проще согласиться и оставить кандидата, чем прощаться и потеряв 3 месяца снова возвращаться в поиск. Тестовые дни - это несколько дней, может быть неделя, когда кандидат бросается сразу на реальные задачи из реальной жизни, но на короткие, с быстрым результатом. В тестовые дни хорошо понять, свой человек или нет, и ты еще не так в него погрузился, чтобы было жалко расставаться.

5. Не бойтесь делегировать

Одним из страхов моих при поиске ассистента был страх, что человек-то у меня будет, а нагрузить я его не смогу. И себя не разгружу и человека демотивирую. И тут мне прямо пришлось напрягать доверие и смелость и отдавать Наргизе даже те задачи, с которыми я не был уверен, что она справится. В итоге, я как тот пессимист из анекдота, который всегда или прав или приятно удивлен, был приятно удивлен.

Что в итоге?

Казахстан, как и многие другие страны СНГ – уже довольно развитый рынок. И прийти сюда с улицы и доказать, что ты чего-то стоишь – довольно сложно. Можно не дожить до момента, пока рынок узнает, что ты хороший пиарщик.

Что делает моя ассистентка? Она ищет и подбирает мне мероприятия, на которых надо поучаствовать, она договаривается, благодаря ей я начал делать стримы с местными интересными людьми.

Но самое главное - я давно задумал сделать продукт на базе ИИ, который помогает пиарщикам сделать автоматические пресс-релизы. Чтобы и с пиарщиками познакомиться и пошуметь. Но у меня не хватало времени, чтобы заняться этим проектом вплотную. И благодаря ассистенту мне удалось выделить необходимое количество времени чтобы заняться творчеством, например.

Вот какой продукт на выходе получился:

Про нас написали около 20 изданий, половина из них – в Центральной Азии. Сейчас меня зовут выступать на все тусовки в Казахстане и Узбекистане, где говорят про пиар, маркетинг и искусственный интеллект. И я даже могу на них ездить не боясь, что что-то просядет!

Короче, ассистент - это благо для предпринимателя и решение многих проблем. Всем ассистента, посоны!

Вот описание этого же кейса, но глазами самих рекрутеров! И больше душераздирающих историй про пиар ищите в моем телеграм-канале

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Денис Кузьмин

Александр, спасибо за статью! Очень актуально сейчас. Отдельное спасибо, что так подробно описал путь. Это развеивает страхи.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

Пусть все получится!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Гостищев

Спасибо за такую крутую статью!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Борисов

Хорошая статья, давно задумывался, после прочтения решил поискать кандидатов, оказалось их не так мало, скоро буит асистант)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

Саш, а что еще кроме ивентов, в зоне ее ответственности?

Ответить
Развернуть ветку
Александр Лихтман
Автор

Да дохрена всего. Презу собрать, врача найти, вся мудянка кароч

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда