Два кейса неудачных поисков инвестиций

Реальные фаундеры делятся с нами собственным неудачным опытом поиска инвестиций. Наверняка, эти истории окажутся для кого-то крайне полезными и помогут избежать негативных последствий в поиске финансирования для своего проекта.

Два кейса неудачных поисков инвестиций

Ошибочная ставка на «сарафанное радио»

Будучи руководителем, имеющим в подчинении много людей, в какой-то момент я обратил внимания на то, что эффективность работы напрямую зависела от того, что и как едят сотрудники. В коллективе у нас было много бесед о различных типах диет, в том числе вегетарианстве и веганстве и многом другом. В одной из своих поездок в Финляндию познакомился с владельцем сети отелей и ресторанов, который, узнав, что наша компания работает в том числе в сфере IT, предложил реализовать проект электронного меню для своей сети.

Погрузившись в работу над данным проектом, я ознакомился с рядом весьма интересных научных проектов и исследований в этой стране. Оказалось, что у Финляндии была проблема с одним из регионов, точнее со смертностью среди мужчин среднего возраста и старше. Они пригласили учёных, и этот регион стал первым пилотным в исследовании данной проблемы. Определив, какой там был рацион и изменив его, ученым удалось значительно увеличить продолжительность жизни людей. Они взяли под контроль потребление соли, исключили сахар и уменьшили потребление животных жиров.

Изучив все эти материалы я подумал, а что, если пойти дальше и контролировать не только потребление каких-либо продуктов, но и подбирать питание сообразно генетическому коду человека и даже генетическому коду микробиома человека. Так родилась концепция BFS (Body Food System) от международного холдинга Advanced Scientific Research Projects. Собрав международную команду специалистов, мне удалось создать стройную идею, которую я оформил в «документ виденья» и, не выдавая главных секретов, зарегистрировал его в библиотеке конгрессов США.

Осознав, что самостоятельно я не смогу реализовать проект, вспомнил, что существуют инвесторы (ранее я никогда не задумывался об этом, так как все проекты реализовывал за свой счёт или за счёт государственных выплат). Вернувшись в Санкт-Петеребург, в течение года я рассылал «документ виденья» всем, кому только мог с предложением проинвестировать проект. Опыта никакого не было и, соответственно, я пошел не тем путём, которым идут обычно стартапы, а стал использовать прямой маркетинг и сарафанное радио. Многие интересовались идей и проектом, обещали вложиться, но произошло кое-что другое…

Однажды я обнаружил, что некий миллиардер, чьё имя я не буду тут называть по этическим причинам, решил реализовать этот проект без моего участия. Ему случайно попал в руки мой концепт, а дальше на базе имеющихся у него ресурсов было не сложно все запустить. Таким образом доставка еды на базе генетических анализов заработала по Санкт-Петербургу. Но так как ключевых моментов я в документе не отразил, чтобы защитить ноу-хау, полноценно реализовать идею у них не получилось.

Вторую попытку уже спустя несколько лет я предпринял более осознанно и заключил соглашение о намерениях и поиске инвесторов с финской стартап-студией WeInvest. Поначалу все шло хорошо мы даже нашли инвесторов на данном этапе. Многие стали обращаться и интересоваться, но случилось неожиданное. После объявления о вступлении Финляндии в НАТО, студия и ее команды начали перебираться в США, руководители, курирующие мой проект, менялись как перчатки. В итоге в какой-то момент я очень устал объяснять одно и тоже, поняв, что члены команды не читают документы. Надеюсь, после непродолжительного отдыха третья попытка будет успешной.

Автор: Денис Банченко, предприниматель, основатель Advanced Scientific Research Projects & Association of Sleep Research Projects

Сильная нацеленность бизнес-модели на конкретный рынок

Основателями стартапа выступили два бывших руководителя компаний-конкурентов, решивших делать новый бизнес вместе. Каждый из основателей привел свою часть небольшой команды и взял на себя ответственность за одну из двух ключевых составляющих бизнеса: производственную и клиентско-сбытовую.

Одним из отличий новой компании от тех, которые ранее возглавляли основатели, была ориентация на зарубежный рынок, выход на который был критичен для успеха предполагаемой бизнес-модели. Поиски инвестора, помимо собственно финансирования ранней стадии жизненного цикла, имели целью еще и облегчить этот самый выход. И такой «ангел» был найден достаточно быстро — он базировался в нужном регионе и был преисполнен уверенности, что может не только вложить необходимые средства, но и дать хороший старт на целевом рынке.

Стоит отметить, что на этом этапе основателями стартапа был допущен целый ряд ошибок — в первую очередь, из-за излишнего оптимизма и желания поскорее начать перспективный бизнес. Бизнес-модель самого стартапа также была весьма уязвимой — основатели ориентировались только на один зарубежный рынок. Впрочем, как им казалось, достаточно крупный и устойчивый. Но, к сожалению, на нем произошла «форс-мажорная» ситуация космических масштабов уже на втором месяце жизни стартапа. Ситуация на несколько месяцев сделала практически невозможными переговоры о сотрудничестве по всем каналам, которые обещал предоставить инвестор. Казалось бы, нужно всего несколько месяцев (как выяснилось в итоге — около трех) подождать…

Сооснователи предпринимали все доступные им усилия для переориентации на другие рынки, но в данном случае сыграла свою роль и слишком сильная нацеленность бизнес-модели на конкретный рынок, и некоторое ослепление ранее обещанными инвестором перспективами взаимодействия с его партнерами. Кроме того, вскоре «ангел» внезапно завел речь о возврате вложенных в стартап средств, начав в одностороннем порядке рассматривать инвестиции как кредит. К счастью для основателей стартапа, никакой документальной основы под такими претензиями не было.

В итоге основатели стартапа нашли другого инвестора — международную структуру, которая также обещала предоставить свои каналы для выхода на целевые рынки и необходимое финансирование. В результате в относительном выигрыше остались все заинтересованные лица: стартап стал одной из дочерних компаний международной структуры, его основатели — миноритариями этой же структуры и топ-менеджерами вновь созданной компании… А первоначальный инвестор вышел из данной истории через выкуп его доли новым инвестором, причем с очень хорошим плюсом.

Автор: Константин Зусманович, финансовый аналитик, предприниматель

Еще больше полезной информации о привлечении инвестиций в бизнес в нашем телеграм-канале. Регулярно публикуем кейсы и лайфхаки по поиску и общению с инвесторами, делимся шаблонами, гайдами и советами от экспертов рынка, мероприятиями для нетворкинга и «прокачки» вашего проекта. Подписывайтесь!

Начать дискуссию