Ассоциации — это топливо для шуток. Как связать сетап и панчлайн?

Мир находится в постоянных изменениях, а наша серия материалов «Основы юмора» остается островком стабильности. В прошлый раз мы обсудили, как нужно придумывать сетап. Наступило время второй части шутки – панчлайна.

На этапе работы с сетапом мы определяли, какое ожидание возникает в голове у слушателя, когда он слышит факт в сетапе. Это ожидание формируется на основе:

- его собственного опыта;

- чего-то, что он услышал ранее;

- собственных представлений о мире;

- его стереотипов (стереотипы, вообще, отлично помогают в юморе).

В целом, это ожидание формируется на основе его ассоциаций с услышанным фактом или темой. Чем сильнее ассоциация связана с услышанным, чем она ближе к теме, тем сильнее ожидание.

На схеме ниже представлено схематически (вот такая тавтология), отношение ожидания к факту и прочим ассоциациям. В центре находится сам заявленный вами факт. В ближнем к нему круге расположилось ожидание, а вокруг – ассоциации. Если ваш панчлайн, то есть итоговая мысль шутки, попадает в ожидание, то она оказывается несмешной, потому что она очевидна. В юморе это называется «пробить шутку».

Отношение ожидания к факту и прочим ассоциациям
Отношение ожидания к факту и прочим ассоциациям

Ассоциация, которую вам нужно использовать в шутке, должна находиться как можно ближе к области, которая обозначена пунктирной линией – чем дальше ассоциация, тем неожиданней мысль, а значит, сильнее шутка. Но важно, чтобы ассоциация не выходила за пунктирную линию (или выходила за нее совсем чуть-чуть), потому что если она окажется слишком далекой, то зрители не смогут связать элементы шутки воедино, потому она окажется несмешной.

Например, ассоциации «поезд – вокзал» очень близки, а «поезд – Римская империя» наоборот, слишком далеки (хотя для некоторых она может сработать). Потому нужно найти золотую середину.

Как мы помним, на этапе сетапа мы создаём ожидание, а панчлайн это ожидание ломает. Но важно, чтобы слом этого ожидания был понятным для зрителя. Мы уже поговорили про важность ассоциаций, но есть ещё одна важная вещь — связь сетапа и панчлайна. Об этой связи пишет Екатерина Чубукина в книге "Да вы шутите!" Эта связь называется точкой изменения или точкой перехода. Ею может быть слово или действие, которое может быть истолковано по-разному, и именно на столкновении интерпретаций точки перехода и строится шутка.

Например, в прошлом материале про сетап есть шутка «Девушки часто говорят мне "Ты такой парень, за которого выходят замуж, когда нагулялись". Поэтому теперь я знакомлюсь с девушками на выходе из парков». Здесь точкой перехода является слово "нагулялись" — ожидание зрителя строится на интерпретации "экспериментировали, пробовали разное и готовы остепениться", а комик использует буквальное значение этого слова.

А в шутке:

— Слушай, а когда ты почувствовала шевеление ребенка?

— Когда он устроился на работу и стал жить отдельно.

такой точкой является слово «шевеление» – его можно понять и в контексте «движения ребенка в животе», и в контексте «активные действия осознанного человека».

Важно, чтобы точка перехода была одна – иначе в шутке получится слишком много смыслов. Точкой перехода может быть не только слово, но и жест, или даже звук (в случае миниатюры или монолога). Представьте сцену без слов, в которой жена уходит от мужа. Она убегает, а муж стоит спиной к публике, его плечи трясутся… В нашей голове рождается идея: он расстроен, он плачет, он ужасно тоскует по жене. Потом он поворачивается, и мы видим, как он смеется – так вот почему тряслись его плечи! Он делает себе «Кровавую Мэри» и идет на балкон отмечать начало новой, свободной жизни. В этом случае роль точки перехода взяли на себя трясущиеся плечи – мы истолковали их в одном контексте, а суть оказалась в другом.

❗Здесь есть важный момент ❗ Когда мы шутим устно, в компании или со сцены, у нас есть помощники – интонация, мимика, жестикуляция. Мы можем делать паузы в нужных местах или собственным смехом подсказывать, какие моменты в истории заслуживают внимания. Но когда мы шутим письменно, в нашем распоряжении есть только буквы и знаки препинания, которые нужно сложить в предложения так, чтобы насмешить читателя.

Ассоциации — это топливо для шуток. Как связать сетап и панчлайн?

Пришло время разбирать конкретные техники создания панчлайна.

Начнем мы с моей любимой, потому что она технологична и объединяет в себе все то, что мы уже успели изучить. Она называется «Десятый вопрос».

В Академии ПРМ среди разбираемых нами методов есть «5 почему» — метод поиска корневых причин проблем, где мы последовательно задаем вопрос «почему?» по проблеме, пока не доберемся до её корня. Техника «десятый вопрос» похожа на «5 почему» по форме, но не по сути. Мы задаем вопросы, которые обсуждали в материале про сетап «зачем?», «почему?» и «к чему это приводит?». Но если на том этапе мы задавали эти вопросы, чтобы понять, какое ожидание создаст сетап у зрителей, то здесь наша задача найти как раз ту мысль, которая окажется для зрителей неожиданной. Мы задаем вопрос (например, это будет «зачем?»), находим ответ, а после задаем «а зачем еще?». И так несколько раз, пока не наберем пул разных ответов.

Как можно догадаться из названия техники, чаще всего это бывает десять раз, но и как в «5 почему» это скорее ориентировочное число: иногда вопрос приходится задавать больше раз, иногда – меньше. Результатом этой техники будет получение ответа, который будет находиться в дальней ассоциации, связанной с сетапом.

Разберем на примере шутки известного комика Джорджа Карлина, который славился хлесткими и мизантропическими шутками. Он спрашивает «что самое замечательное в доме на побережье океана?». Очевидные ответы: морской воздух, можно купаться и т.д. – с ними сложно поспорить, но эти ответы не очень смешные. Совсем нереальные ответы: можно поймать кракена, подружиться с русалкой – они ассоциируются с океаном, но очевидно фантастичные, потому тоже не вызовут смех. Карлин, который как вы помните, мизантроп, ответил так: что самое замечательное в доме на побережье океана? Люди окружают тебя только с трех сторон. Ответ неожиданный, но смешной, потому что помимо своей неожиданности усиливается сценическим образом Карлина.

Может случиться так, что самый смешной ответ придет вам первым, а возможно – двенадцатым. Эта техника благоволит трудолюбивым, а с опытом смешные ответы могут находиться быстрее — этим мне она и нравится.

В следующих материалах мы продолжим обсуждать техники создания панчлайна, а пока можете поупражняться в юморе в комментариях )

44
3 комментария

"— Слушай, а когда ты почувствовала шевеление ребенка?
— Когда он устроился на работу и стал жить отдельно." - интересный заход, да и шевеление обыграли, не без токсичности, но в этом и юмор

1
Ответить

Когда панчлайн не попадает в сетап.

1
Ответить

Уже обожаю вашу рубрику, с нетерпением буду ждать следующего поста

1
Ответить