Пищевая пирамида бизнеса

Мы часто забываем что равенства одинаково работают в обе стороны. Если бытие определяет наше сознание, то точно также наши мысли определяют то как мы живем.

Например, классическая школьная пищевая пирамида показывает кто кого сожрал.

Классическая пищевая пирамида​
Классическая пищевая пирамида​

Если продолжить логику этой пирамиды, то такие примитивные организмы как гельминты и блохи должны быть выше медведя. Уверен, что целесообразнее показывать именно процесс перетекания энергии и рисовать такие вот пирамиды.

Пищевая пирамида энергии​
Пищевая пирамида энергии​

Солнце — это энергия первого уровня. Ее очень много и она очень чистая. Она доступна в среднем 12 часов каждый день в любой точке земного шара. Растения, которые питаются этой энергией, многочислены и разнообразны. Более того, некоторые растения могут жить по несколько тысяч лет. Солнечная энергия настолько универсальна, что позволяет растению самостоятельно синтезировать практически любое органическое вещество.

Растения — это энергия второго уровня. Она уже более ограничена как по доступности, так и по составу. Травоядным приходится постоянно искать новые растения, чтобы получать нужные им вещества. Зимой у травоядных большие проблемы с пищей. Самостоятельно возможности травоядных к синтезу нужных веществ ограничены. Долгожители среди травоядных даже близко не конкурируют с растениями.

Мясо — энергия третьего уровня. Количество питательных веществ ограничено, а витамины хищник получает только из желудка и печени жертвы. Кишечник у хищника очень короткий, чтобы успеть вывести остатки еды до того, как она начнет выделять ядовитые трупные газы. Жизнь хищника непродолжительна и проходит в постоянном поиске пищи, которой мало, поэтому недельное голодание для него это норма. К тому же еда постоянно убегает, и даже малейшее повреждение для хищника означает гарантированную смерть.

Органические отходы, которыми питаются сапрофиты (бактерии и грибы), настолько низкоэнергетичны, что даже не позволили развиться сапрофитам в сколь-нибудь сложную форму жизни. Это как тридцатилетний вебмастер, который живет в хрущевке с родителями и получает $150 в месяц от Адсенса.

Согласно правилу Линдемана, на более низкие уровни цепи передается 10% энергии. Так, хищник получает только 1% от той энергии, которую получили растения от солнца.

Как это применимо к бизнесу

В бизнесе точно так же. Чем ниже уровень вашего бизнеса, тем меньше энергии вам спускают верхние слои. И солнце здесь — покупатель, а энергия — деньги.

​Пирамида энергии денег
​Пирамида энергии денег

Если вы создаете софт для крупной госкорпорации не спешите радоваться — вы бизнес второго или третьего уровня. Вы получите ровно столько денег, сколько решат вам спустить с более высоких уровней. Если решат конечно. Вы пилите сервис для пользователей? Поздравляю с первым уровнем и постоянным потоком денег, который можно увеличивать бесконечно.

Ритейлеры всегда имеют живой денежный поток, который позволяет им быть на плаву даже при низкой эффективности. Они редко закрываются — в худшем случае их сразу же выкупают за дорого конкуренты. А вот обанкротившиеся производители и заброшенные заводы это норма. Перевозчик борющийся за крохи энергии спускаемой на третий уровень это обычная ситуация.

Если вы автор своего блога и зарабатываете на рекламе, то у вас бизнес 4 уровня. Допустим, магазин получил 10000 руб. прибыли. Из них 1000 рублей он отдает маркетинговому агентству на продвижение. Из этих денег 100 рублей агентство вкладывает в контекстную рекламу Адвордс. Гугл забирает себе 40%, а 60 рублей отдает вам. Большая часть энергии остается на первом уровне, и это закономерно.

Когда появились CPA партнерки, многие вебмастера сняли потертые джинсы и пересели в тойоты, ведь их доход вырос в среднем в 10 раз только за счет того, что бизнес поднялся на один уровень выше. Да, правило Линдемана здесь тоже работает.

Некоторые пошли дальше и стали торговать информацией, взлетев на вершину пирамиды и уже сами стали покупать рекламу у неудачников, сидящих на четвертом уровне и продающих контекстку. На первом уровне ты уже не бактерия перерабатывающая органических остатки для растений, ты сам растишь леса.

Чем ниже уровень бизнеса, тем вы более зависимы от решений, принимаемых наверху, и тем меньше денег (энергии) вы получаете.

Казалось бы, мысль очень простая и очевидная. Именно поэтому эта статья, написанная три года назад, так и осталась лежать в черновиках. Но как-то я поймал себя на мысли, что делая аудит сайтов я, в первую очередь, смотрю на уровень бизнеса, и думаю о том, как его повысить. Почти все успешные проекты — это бизнес первого уровня.

Возможно, для вас быть тигром в глубоком B2B престижнее и интереснее, но расти секвойей в B2C все равно выгоднее.

146146
64 комментария

Если бытие определяет наше сознание, то точно также наши мысли определяют то как мы живем.

21
Ответить

Всем минусующим - если что я нейтрально отношусь и к веганам и к мясоедам) Никого не хотел обидеть)

15
Ответить

Ты мог случайно обидеть. А за такое поставлю ка я тебе лайк

3
Ответить

Простая мысль, однако при создании нового проекта следует над этим чаще думать.

13
Ответить

Комментарий недоступен

10
Ответить

Есть частные случаи. Тот же Газпром, который вообще 3-5 уровня. Но если посмотреть на рост/падение стоимости компаний за последние 10 лет, то Газпром - мелкие неудачники по сравнению с Амазоном или Гуглом. 

6
Ответить

Вообще, сравнение с экосистемой не совсем удачно, хоть и выглядит современно. Гораздо лучше сравнивать с морской эскадрой в стиле "Pirates of Caribbean", если уж речь о бизнесе в условиях капитализма. Каждая бизнес-единица - своего рода корабль, где есть кэп, боцман и команда. Кто хороший капитан, к тому же смог найти ключ к богине океана Калипсо - тот во главе тихоокеанского флота. Остальные: кто в высокомаржинальной торговле - тот на первоклассном бриге, кто промышляет мелким разбоем - тот на шхуне с рваными парусами. Кто нарвался на древнее проклятие налоговиков - тот конкретно попал и перешел в разряд призраков, и т.д. и т.п. Такая пирамида пиратских статусов более точно отображает положение дел в бизнес-среде, но независимо от статуса, в любом случае необходимо чтить Кодекс и быть мастером в переговорах (Parle).

6
Ответить