Нужна ли многозадачность?

Нужна ли многозадачность?

Смогли бы вы доверить сборку мебели специалисту, который попутно чинит еще чей-то шкаф? Или свое здоровье врачу, то и дело убегающему из кабинета, чтобы проверить мессенджер? Вряд ли.

Для многих сфер многозадачность держалась отдельным пунктом в описаниях вакансий и считалась отличным навыком. Работодатели ценили специалистов, способных брать на себя несколько задач одновременно, отвечать на электронную почту параллельно со звонками, а также выполнять мелкие поручения по первому требованию.

Идея мультитаскинга на первый взгляд казалась привлекательной. Считалось, что она положительно влияла на общую продуктивность.

Сейчас подобный тренд постепенно уходит с рынка труда. Все больше экспертов приходят к заключению, что многозадачность скорее вредит, чем приносит пользу. Могу с уверенностью с этим согласиться. Ниже приведу несколько доводов, в том числе из собственного опыта.

Многозадачность не равно продуктивность

Я считала себя многозадачным специалистом, указывая этот навык в списке других преимуществ. Многолетний стаж HR позволял проверять резюме на автомате, параллельно слушая полезный вебинар, отвлекаясь на другие мелкие задачи и так далее.

Но с развитием бизнеса и ростом компании формат моей занятости поменялся: рутинные дела были делегированы, остались лишь те, что требовали полного включения и сосредоточенности. При этом прежние привычки делать несколько дел одновременно сохранились. Возросло количество контактов — с бизнес-партнерами, клиентами и сотрудниками, — и бывали такие дни, когда основные дела не выполнялись, а на переписки или созвоны уходило огромное количество времени и энергии.

Выполнение задачи, постоянно прерывающаяся на чаты или другие дела, превращалось в волнообразную схему: работала — отвлеклась — переключилась обратно — забыла, на чем остановилась — отвлеклась — необходимо снова включаться. И так по кругу.

В итоге, многозадачность обернулась усталостью. Эффективность снижалась, задачи висели. Бывало, что множество дел требовали “мгновенного переключения”, а под конец дня не получалось закрыть даже одно. До определенного момента все это казалось нормальным. Но сейчас могу сказать точно — о продуктивности тут не могло идти и речи.

Появилась дополнительная тревожность — когда перед сном вместо приятных мыслей думаешь о количестве незавершенных дел. Все это копилось снежным комом до той степени, что я начала замечать первые симптомы переутомления. Напряжение ощущалось физически.

Мне до сих пор не удалось победить все симптомы многозадачности. Иной раз, сидя на собраниях, попутно тянет делать что-то еще. Однако, опираясь на собственный опыт, понимаю, что потеря концентрации приведет к снижению качества работы.

Почему многозадачность больше не тренд

Современный мир — мир информации, быстро меняющийся и непредсказуемый. Это заставляет действовать рефлекторно. Кажется, будто участия требуют все задачи одновременно, лишь тогда можно остаться востребованным специалистом. Но так ли это в действительности?

На деле, для перехода от одного поручения к другому даже самому многозадачному сотруднику необходимо время. Если специалист хочет сохранить осознанность, понимание что и для чего он делает, то быстрое переключение невозможно.

В то же время страдает качество выполняемой работы. Вращаясь в бесконечном потоке дел, сотрудник уже физически не способен сосредоточиться на видении проблемы, теряет фокус на результат. Работа делается в пустую: одним выполненным заданием затыкаются прорехи в другом наспех выполненном задании.

Накапливая усталость и раздражение, подобный подход влечет за собой выгорание. Это само по себе неприятное явление, с последствиями которого потом не так уж просто справиться.

Схожее мнение транслирует исследование института Стэнфорда. Ученые считают, что у "высокотехнологичных жонглеров" начинают страдать когнитивные способности, а режим мультитаскинга влияет непосредственно на IQ — показатели падают на 5-15 пунктов, а производительность труда — на 50%. Человеческий мозг в состоянии выполнять только одну задачу. Если добавить вторую, третью и так далее в тот же промежуток времени, это увеличит количество ошибок.

Тайм-менеджмент как спасение от многозадачности

Потеря способности фокусироваться — одно из распространенных последствий многозадачности. Как и в моем случае, многие также сталкиваются с хронической усталостью, выгоранием, а в долгосрочной перспективе испытывают трудности с переходом к более консистентному формату работы.

К счастью, тренды смещаются в сторону качества, а не количества. Появляется множество техник, позволяющих выработать или вернуть привычку распределения приоритетов.

Например, для людей быстро теряющих сосредоточенность, существует метод Pomodoro. Можно включить таймер на 25-30 минут, отводя это время лишь одной задаче. Затем прерваться на 5-10 минут, и так по новой. Не лишним будет установка четких дедлайнов на каждое поручение — в последствии поможет определить сколько времени требуется на то или иное дело, выработать для себя комфортный темп работы. Расписывать план занятости на день — тоже отличная идея. Обозначить время для проверки почты, созвонов. Разделить время на основные и поступающие вопросы.

С радостью наблюдаю, как многозадачность постепенно исчезает из описаний вакансий. Гайды для развития этого навыка сменяются на более полезные способы фокусировки, сохранение work-life balance и тайм-менеджмент.

Думаю, за время тренда на мультитаскинг многие успели ощутить, как за количеством дел можно не заметить что-то важное и не понять ключевую информацию. А творческий аспект, как мне кажется, и вовсе способен реализоваться лишь в спокойной обстановке.

Разумеется, искоренение старых привычек потребует немало времени и внутренней дисциплины, но подходя к вопросу систематически, можно добиться хороших результатов. А что еще важнее — чувства удовлетворенности, которое является обязательным спутником интеллектуальной продуктивности.

11
Начать дискуссию