Как открыть рекламно-производственную компанию с нуля и стоит ли?

Меня зовут Елена Черноморова и я - владелец рекламного агентства Che Reklama

Мы занимаемся производством наружной рекламы, брендированием помещений «под ключ», разработкой дизайна и печатью сувенирной и промо-продукции.

Как я к этому пришла?

В свое время я 11 лет отдала общепиту, там доросла до уровня тренинг-менеджера, но в итоге озадачилась поисками нормированной пятидневки. В соседнем доме требовался менеджер по продажам рекламы «можно без опыта».

Так я устроилась в рекламно-производственную компанию. Сначала мне напечатали визитки и сказали: "бегать ногами по городу и искать клиентов". Ну я ж без опыта, взяла и согласилась. Это был забавный опыт, который, на удивление, принес мне довольно много клиентов. Треша тоже было много, потому что я ничего не знала и обещала клиентам иногда невыполнимые вещи.

Постепенно, в процессе работы, я поняла, что мне просто необходимо разбираться в графических программах. Чтобы быстро проверить макет клиента, чтобы сделать расчет, нарисовать простой макет.

Я пошла на курсы обучения графическому дизайну за свой счет, научилась разбираться в макетах, верстать дизайн рекламы. Плюс опыт работы в найме дал мне возможность изучить материалы для рекламы, технологии.

С этим багажом я в итоге уволилась, чтобы поработать снова в общепите. И все было прекрасно, пока не началась пандемия и бургерная, где я была управляющей – закрылась.

На тот момент я уже периодически брала заказы на дизайн: логотипы, фирменный стиль, визитки. Купила первый принтер с СНПЧ (цена вопроса на тот момент была около 25 тысяч).

Заработок был нестабильный и смешной, потому что поначалу я боялась выставлять соответствующий рынку ценник. И тут ко мне обращается знакомая с запросом на довольно крупный заказ по производству рекламы для застройщика.

Само РА

Если раньше я спокойно фрилансила, то на крупный заказ понадобилось открытие юр.лица и производство. Открыла я его оперативно, стала узнавать про субсидии для начинающих предпринимателей. Совет для начинающих: сразу узнайте, еще до открытия юр.лица, какие субсидии и в каком объеме есть в вашем регионе. Например, в моем регионе начинающим предпринимателям давали 1,3 млн на весь район. Подавалось 5 компаний. За это нужно было устроить на 3 года одного работника.

Встал вопрос об оборудовании.

Есть рекламщики, которые специализируются на определенном виде рекламной продукции, например, режут лазерным станком акрил и другие пластики и продают потом изделия из него.

Или печатают на широкоформатном станке баннеры, наклейки, плакаты.

Сколько нужно денег?

Я хотела заниматься рекламой «под ключ», поэтому встал вопрос про печатные и режущие станки.

На рынке производства рекламной продукции есть Японские, Швейцарские станки, а есть Китай, ценник будет отличаться в разы.

Японский печатный принтер Mimaki за 2,1 млн и китайский – за 740 тысяч

Ориентировочные цены на первоначальное оборудование.

Разница, конечно, в качестве и скорости печати. Но, надо понимать, что к оригинальному японскому принтеру будет совершенно другая стоимость чернил и расходников, нежели к китайскому. И на выходе стоимость вашей таблички или наклейки может быть не конкурентна.

А еще с учетом ситуации в РФ ваш японский принтер запросто может встать из-за отсутствия чернил или печатной головы у поставщиков.

В нашем случае я пошла по следующему пути:

Я купила часть китайского оборудования: режущий плоттер для резки аппликационных пленок и фигурных наклеек - стоимость на момент покупки 59 тысяч, (сейчас актуальная стоимость 75-100 тысяч), термопресс для изготовления одежды и сувенирки с нанесением – стоимость на момент покупки 38 тысяч (цена 2023 года – 54 тысячи), гильотинный резак для бумаги – 35 тысяч (сейчас 48 тысяч), биговщик – 12 тысяч. И по мелочи всякие штуки.

С печатными станками решили так: покупаем материалы для печати/резки и отвозим их в две компании, которые на своих хороших японских и швейцарских станках печатают продукцию нам по цене для рекламщиков. Продаем за стандартную розничную.

Здесь экономия в следующем: минус покупка самих станков, минус зарплата печатника, минус аренда помещения. Помещение для плоттера и сувенирки у меня было.

По сувенирке и промопродукции – мы официальные дилеры крупных сувенирных компаний: Проект 111, Оазис, Happy Gift. У них потрясающее оборудование и огромные склады сувенирки. Дилерам они дают скидку от розничной стоимости. С ними работает по этому принципу большинство РПК России.

Вот такие пеналы мы брали у Проекта, делали нанесение, а потом наполняли его канцелярией. 
Вот такие пеналы мы брали у Проекта, делали нанесение, а потом наполняли его канцелярией. 

Итого первоначальные затраты на оборудование: около 200 тысяч. Затраты на первоначальные материалы еще около 100 тысяч, остальные материалы покупаются под конкретных клиентов.

Материалы мы используем в зависимости от качества: немецкие, американские, итальянские, китайские. Где-то невозможно экономить на материалах в пользу Китая, потому что на улице данные материалы ведут себя ужасно: выгорают, отклеиваются и так далее.

Если идти по пути покупки сразу всего оборудования под полноценную РПК, то затраты на оборудование будут несоизмеримо выше: закладывайте около 3-4 млн на оборудование, на аренду помещения хотя бы 50 м2, на зарплату специалиста по изготовлению рекламы.

По заработным платам: сборщики, монтажники, печатники, дизайнеры – на все это можно найти подрядчиков на сдельной попроектной оплате, но лучше либо запартнериться с проверенным специалистом, либо нанимать и обучать человека на оклад.

С продажниками сложнее – я сначала подключала помощь семьи, какие-то проекты вела сама. Найти хорошего продажника или обучить новичка всему? Это выбор каждого, но экономить на заработной плате тут нельзя.

Стоит ли это того?

В 22 году, конечно, очень тряхануло рынок рекламы. В нашем случае – простоя практически не было, благодаря постоянным клиентам. Очень сложно дались курсовые скачки, все КП шли с пометкой *цена действительна ближайшие 3 дня. По долгосрочным проектам я писала письма о необходимости корректировки стоимости.

Для примера – аппликационная пленка Оракал 641, самая популярная цветная пленка для рекламы.

Стоимость за погонный метр до февраля 22 - от 180 рублей в зависимости от цвета. В марте 22 – доходила до 500-600 рублей за погонный метр.

Такие же скачки происходили с бумагой, чернилами, пластиками.

По рентабельности: за первые 4 месяца я окупила полностью затраты на оборудование и вышла в плюс 200 тысяч с учетом оплаты налогов, материалов, расходов на логистику и выплат всем партнерам и подрядчикам. Итого: примерно 50 тысяч в месяц, согласитесь, смешные деньги?)

Сейчас чистая прибыль составляет около 100 -150 тысяч в месяц в зависимости от сезона. Затраты на рекламу минимальные, клиенты идут в основном по сарафану. До 22 года новые клиенты приходили из соц.сетей. Заказ на свой первый логотип я получила, выложив в личную Инсту сториз о прохождении курсов на дизайн, еще будучи наемным работником другой компании.

Отдельной строкой идут гос.контракты. Это отложенные деньги и соответствующие риски , потому что практически везде в условиях – пост.оплата. Я вписываюсь на небольшие бюджеты, клиенты идут либо по рекомендации, либо с региональных площадок закупок.

В январе-феврале планируем расширяться и добавлять направление диджитал-рекламы, поскольку от постоянных клиентов есть запросы. В неспешном поиске адекватных подрядчиков в этом направлении: SMM, контент-маркетинг. Свои сети тоже надо упаковать, но руки не доходят.

Также стали популярными консультационные услуги: по регистрации товарного знака, по согласованию наружной рекламы, по расчету стоимости рекламных услуг для бизнес-плана, по маркировке интернет-рекламы.

Выводы: с небольшим бюджетом запустить производство наружной рекламы или сувенирки – вполне реально. Но нужны будут скилы в этой сфере или грамотные специалисты в найме. И соответственно, выхлоп при небольших объемах – также будет небольшим. В остальных случаях – нужна диверсификация и соответствующий рост затрат.

243243 показа
309309 открытий
Начать дискуссию