{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Все, что я думаю о методике СПИН после 29 лет работы в продажах

• Как вывести клиента на разговор?
• Как выявить или сформировать потребности?
• Как увеличить свои шансы на десятки процентов?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобрать свой опыт использования методики СПИН.

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

С методикой СПИН я познакомился в мае 2005 года. В то время работал менеджером по продажам в системной интеграции. Внимательно изучил книгу. Она хранится у меня до сих пор. Пометки в книге сделаны позже — в 2009 году. Тогда же я познакомился с Моделью Такмана, которую можно разглядеть на фото (справа):

Модель Такмана наложена на СПИН, одна из страниц книги Нила Рекхема «Продажи по методу СПИН»

Коротко о СПИН

  1. СПИН-продажи — это техника продаж, которая помогает создать ценность предложения до презентации.
  2. Это делается с помощью Ситуационных, Проблемных, Извлекающих и Направляющих (СПИН) вопросов.
  3. Продажа начинается с вопросов, позволяющих выяснить и развить потребности клиента.
  4. В реальной жизни клиент может отвечать уклончиво, негативно или отказаться отвечать вовсе. Он может решить, что менеджер по продажам пытается манипулировать.

  5. Подавляющее большинство кандидатов на позицию менеджера по продажам не знают как расшифровывается аббревиатура СПИН (из личного опыта).
  6. С — как сейчас?
    П — чего не хотите?
    И — чего хотите?
    Н — зачем?

Мои инсайты, мысли, предостережения

Об исследовательском подходе

  1. Нил Рекхем (автор методики) не имеет отношения к продажам. Он исследователь, и свои выводы делал на основе научного подхода и достаточных выборок. Исследователям я доверяю больше, чем просто опытным продавцам, вроде меня самого.
  2. Менеджеры по продажам высокого уровня почти никогда не знают, что делает их работу столь эффективной. Поэтому нужно смотреть исследования, особенно, если стоит задача масштабирования.
  3. Опытные РОПы передают новичкам дополнительные (новые для себя) навыки вместо главных (привычных), которые действительно влияют на результат.
  4. Аязогейт еще раз напоминает нам о том, что нужно быть очень осторожным с советами экспертов. Только практика является критерием истины.
  5. Интересное наблюдение. В теории на закрытые вопросы клиенты дают односложные ответы. На практике (согласно исследованиям Рекхема) 60% ответов остаются развернутыми.

Продавец и стиль работы

  1. Успешные продавцы сосредотачиваются на предотвращении возражений, а не на их удовлетворении.
  2. Напористый, жесткий стиль продаж в духе Kirby срабатывает для небольших продаж, и он же обычно снижает конверсию в случае, если для заключения сделки требуется несколько встреч. Это нужно учитывать при подборе и оценке менеджеров по продажам.
  3. Нередко сомнения клиента относятся не столько к самой покупке, сколько к завязыванию отношений с конкретным менеджером по продажам. О том, как клиенты воспринимают менеджеров по продажам я писал в статье «Характерология: 8 граней сотрудника компании».
  4. Крупные приобретения более публичны, а неудачное решение очевиднее для окружающих. Чем сложнее разобраться в продукте, тем выше риск ошибки, и тем сильнее потенциальный клиент нуждается в менеджере по продажам, которому можно доверять.
  5. Страх публично совершить ошибку сильнее, чем страх потерять деньги. Поэтому сложность сделки нужно оценивать не только бюджетом и схемой принятия решения, но и риском для клиента потерять лицо.
  6. По мнению Рекхема, продавец — очаровательный человек с необычайной харизматической способностью выстраивать сильные личностные отношения. Ну и его знаменитое: «Уверен, что товар у них отличный, но продавец занудный, как черт, — а со мной интересно».
  7. Однако по мере увеличения размера сделок возрастает важность рациональных элементов. Эти элементы перечислены в статье «40 фундаментальных «хотелок» B2B-клиентов — психология пирамиды Bain».
  8. При попытке увеличить продуктивность продаж, ужесточив контроль и заставляя людей просто больше работать (эффект Хотторна), проблема в том, что эффект довольно скоро угасает. Менеджер по продажам должен расти профессионально.
  9. Исследование является самым важным навыком продаж, особенно для больших сделок. Минимальные дополнительные сведения о клиенте могут перевесить глубокое знание продукта.
  10. В крупных сделках реперными точками являются «прогрессы». Нужно отличать прогресс от отсрочки. Прогресс — это действие клиента, приближающее к сделке. Примеры прогрессов я приводил в статье «KPI менеджеров по продажам: что работает, а что нет».
  11. В успешных встречах (которе приводили к заказу или прогрессу) было больше вопросов, чем в тех, что завершались отсрочкой или отказом. Универсальный вопрос, который я использую для выявления потребностей/ожиданий: «Как вы поймете, что...» Например, что получили то, что хотели.
  12. Вопросы позволяют контролировать внимание собеседника. Кто задает вопросы — тот управляет ситуацией, кто на них отвечает — берет на себя обязательства.
  13. Рекхем считает, что продавец не может в чем-либо убедить покупателя. От него требуется задать правильные вопросы, которые позволят клиенту убедить себя самому. А объяснения работают только, если приходится убеждать тех, кто и так уже на стороне продавца.
  14. Чем длиннее список объяснений, тем больше контраргументов находит клиент. Схема выглядит так:
    • на аргумент (объяснение) собеседник дает контраргумент,
    • на вопрос собеседник дает аргумент (объяснение) в ответ на который можно дать хоть новый вопрос, хоть контраргумент. У продавца остается свобода действий.
  15. Возражения, вопреки всеобщему мнению, чаще всего вызваны самим продавцом, а не клиентом.
  16. Нужные вопросы не появятся вдруг в голове менеджера, пока он общается с клиентом. Нужно готовиться. Подготовка — мать успеха.

Развитие потребностей

  1. Рекхем подтверждает идею, что у каждой покупки как в b2c, так и в b2b есть дедлайн. Вот его интерпретация этапов развития потребности:
    • Практически идеально
    • Я слегка недоволен...
    • У меня проблемы с...
    • Мне нужно поменять немедленно
    Вот это «немедленно» и заставляет меня думать, что без дедлайна никто никому никогда не платит.
  2. По итогам анализа простых продаж, Рекхем пришел к выводу, что чем больше скрытых потребностей обнаруживает продавец, тем выше его шансы на установление хороших деловых отношений.
    • Скрытые потребности — когда клиент жалуется на проблему
    • Явные — когда он называет конкретное решение
  3. В крупных продажах значение имеет не количество выявленных скрытых потребностей, а то, что продавец с ними делает, т.е. превращает в явные (конечно с помощью СПИН).

Ситуационные вопросы (выяснение фактов о существующей ситуации у клиента)

  1. Ситуационные вопросы не оказывают положительного влияния на успех. Неопытные продавцы чаще задают ситуационные вопросы, нежели менеджеры со стажем. Если переборщить, то клиенты начинают «проявлять нетерпение».
  2. Рекхем пишет, что опытные продавцы тщательнее готовятся и меньше задают ситуационных вопросов. Это перекликается с идеей микросегментов, — когда мы объединяем клиентов с одинаковыми потребностями. Подробнее я писал об этом в статье «Разбор: «Как выходить на ЛПР» — выступление Михаила Гребенюка».

Проблемные вопросы (выяснение проблем, трудностей, недовольства)

  1. В небольших продажах чем больше проблемных вопросов, тем выше шансы на успех. Перекликается с моделью PmPHS (Боль → Больше боли → Надежда → Решение).
  2. Если все проблемные вопросы в молоко, то оснований для установления деловых отношений не будет. Поэтому в самом начале нужно устанавливать контакт. Это банально, но без личного контакта взаимодействие с клиентом невозможно.
  3. Ситуационные и проблемные — это группа выявляющих вопросов. Кроме них есть еще развивающие. Другими словами СП — выявляющие, ИН — развивающие. В первом случае клиент понимает чего не хочет, во втором — чего хочет. Можно блеснуть на собеседовании))
  4. Чем яснее продавец представляет себе проблемы, которые в состоянии решить, тем легче ему задавать эффективные вопросы. Это повтор той мысли, что знать клиента важнее, что знать продукт и даже технологии продаж.

Извлекающие вопросы (о влиянии, последствиях или скрытом значении проблем клиента)

  1. ЛПР отдает предпочтение продавцам, способным выявить значение проблемы. Это связано с тем, что ЛПР имеет дело с последствиями. Последствия — это их язык, и если менеджер по продажам может на нем говорить, то он получает преимущество.
  2. Есть опасность переборщить с извлекающими вопросами. Когда клиент понимает, что наговорил на неподъемный бюджет, ему проще отказаться от поставщика, чем от своих слов. В общении с другим он будет аккуратнее делиться значением проблем.

Направляющие вопросы (о ценности или пользе предложенного решения)

  1. Направляющие вопросы сильно влияют на успех в тех продажах, которые зависят от поддержания хороших отношений, — например в продажах постоянным клиентам.
  2. Клиенту приятнее, когда к нему относятся, как к эксперту. Никому не нравится, когда указывают, что лучше для его бизнеса. При помощи направляющих вопросов можно заставить клиента объяснить продавцу с какими аспектами его проблемы лучше всего справится предложенное решение. Другими словами, помочь клиенту самому себе продать.
  3. Направляющие вопросы могут звучать как возражения со стороны продавца: «А это стоит того?» (пример взят из книги). Это прекрасная возможность управлять штормингом. Подробнее о шторминге и Модели Такмана в переговорах я писал в статье «Секретная методика переговоров, способная свергать президентов (исторический факт)».

Стратегия продаж корпоративным клиентам

  1. Мое любимое. Рекхем цитирует одного успешного продавца: «В больших продажах самое важное — всегда помнить, что ваша роль в процессе продажи невелика. Настоящая продажа осуществляется внутри компании-клиента в ваше отсутствие — люди, которым вы продали, возвращаются и стараются убедить других. Уверен — мой успех объясняется тем, что я провел много времени, пытаясь удостовериться, что люди, с которыми я общался, смогут продавать за меня. Я действовал как режиссер-постановщик пьесы. Работал на репетициях, ибо не присутствовал на сцене во время представления. В продаже слишком многие хотят быть великими актерами. Мой совет: если вы действительно хотите совершать крупные продажи, то должны понять, что, даже будучи великим исполнителем, сможете присутствовать на сцене только в течение небольшого промежутка времени продажи. Спектакль не принесет успеха, пока вы не отрепетируетие сценарий со всеми исполнителями».
    В цитате говорится о контактных лицах и схеме принятия решения. Подробнее я писал об этом в статье «Классификация контактных лиц в компании: как определить схему принятия решения».
  2. Репетиция с активным участием заказчика, который описывает преимущества продукта, намного лучше активного участия со стороны менеджера по продажам и пассивного прослушивания той же информации клиентом.
  3. Не стоит относиться к модели СПИН, как к неизменной формуле. Она таковой не является. Продажа на основе жестких формул и скриптов в крупных сделках неизбежно приведет к неудаче.
  4. Когда продавец использует выгоды чаще преимуществ, он добивается роста продаж более, чем на 30% (по замерам исследовательской группы Рекхема).
  5. Внимание клиента к цене — всего лишь симптом. Причина — слишком большое количество характеристик. Характеристики увеличивают восприимчивость к цене. Когда они звучат как преимущества, — создают возражения.

Дожим

  1. Рекхем предлагает не дожимать. Он утверждает, что чем лучше проведена исследовательская часть процесса продажи, тем выше вероятность, что клиент купит сам. От себя могу добавить, что нет разницы где штормить — в начале или в конце. Шторминг неизбежен. Кто-то называет его дожимом, кто-то исследовательской частью. Продает тот, кто управляет штормингом.

Выводы

  1. Книга «Продажи по методу СПИН» полезнее, чем сама методика.
  2. СПИН — это хорошая надстройка для Модели Такмана.
  3. Сам не использую, но многим рекомендую. Сейчас в комментариях меня захейтят, но это честная искренняя позиция.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях что вы думаете об этом.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах , где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.
0
35 комментариев
Написать комментарий...
Слава Рюмин

Ох, любят продавцы аббревиатуры) Могут через СПИН выйти на ЛПР и выдать КП 😊

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Все, чтобы выполнить KPI-йи))

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин

И получить ЗП )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

И заплатить за тренинг по СПИН))

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Келлерман

Я сломал свой мозг

Ответить
Развернуть ветку
Anastasia

с вашими статьями начинаю понимать продажи :)
я вас как Брайана Трейси читаю, легко и с большим интересом

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это очень вдохновляет. Спасибо! ❤️

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Мазитов

ты потерял меня на п.7 второго раздела... т.е. когда я увидел что там еще много разделов и в них много пунктов

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ты еще книжку не читал)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Tortsev

Гуд материал, не зря потратил время на прочтение. Спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Терехин

Почему Ящик Пандоры?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Любой разговор о продажах рано или поздно приходит к «СПИН не работает»)

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник

Спасибо, статья очень к месту.
Завтра как раз переговоры – дали пищу для доработки своей стратегии.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ни пуха!)

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков

Да, в который раз убеждаюсь - и как покупатель, и как продавец - что "нажим" не работает, работает "сделай так, что захотели купить сами".
Более того, у Михаила Токовинина, основателя Амо, была статья про продажи через унижение! :)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Через унижение? Как она называлась?

Ответить
Развернуть ветку
Фёдор Ченков
Ответить
Развернуть ветку
Kliment Vikulov

В продажах все как в высшей математике- модель Такмана, Рекхем; ЛПР )

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Ну так, наверно, в любой сфере)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Шубин

Константин, уточню, во введении Вы пишите "разобрать свой опыт использования методики СПИН", а в выводах "Сам не использую, но многим рекомендую".

А можете рассказать именно о своем опыте, привести какой-то пример. Успешный - чтобы стало понятнее как это работает. Или неудачный - чтобы любители СПИН поупражнялись в комментариях и объяснениях "почему так СПИН не работает"?

Кстати, наверное, просто опечатка, но в начале статьи Вы пишите:

"5. Подавляющее большинство кандидатов на позицию менеджера по продажам не знают как расшифровывается аббревиатура СПИН (из личного опыта).

6. С — как сейчас?
П — чего не хотите?
И — чего хотите?
Н — зачем?"

Вопросы "И" (Извлекающие) - это вопросы "почему не хотите?" (к чему приводят проблемы, на что влияют?)

Чего хотите (как и зачем хотите) - это Направляющие вопросы. Первый - определяющий Направляющий, второй - разъясняющий Направляющий.

P.S. Я в некотором смысле тоже рефлексировал СПИН. Так что уж простите за такой коммент ))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Шубин

Примеры использования СПИН, чтобы понять "как это работает": https://spincat.ru/practice-spin/primery-spin-prodazhi

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из Систематики

Согласен с автором.
Для себя принял (продаю проекты по внедрению CRM), что продажа состоится на 13ое касание клиента.
А каждое касание- по факту закрытие возражения. Цикл сделки длинный, потому "в лоб" проект не продать.

СПИН работает- использую.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Хорошая статья. Спасибо. Было бы очень интересно увидеть ваши инсайты, мысли, предостережения и по остальным методикам продаж, прежде всего по Такмана.

Поэтому подписался и на телегу и на ак.

Сам я спин освоил где то в 2008, практиковал как продажник, внедрял в отделы как РОП, и уже несколько лет преподаю его как педагог на различных курсах. В целом с 80% ваших инсайдов, мыслей и предостережений согласен.

Но я продвигаю теорию что методика продаж это ключ, а замочек это сделка. По моему мнению, продавец подбирает, иногда на лету меняет методику, в зависимости от ситуации в сделке.

У хорошего продавца большая связка ключей, а мастерство приходит тогда когда он научится использовать нужный ключ под текущий замочек. Как хороший вор медвежатник - послушал, выбрал ключ, открыл.

Удачи вам.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Пономарева

Кому то мозг сломали, а мне вот только что починили)) Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это прекрасно!)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Терещенко

Книга великолепная. Результаты исследований Рекхема и некоторые выводы из книги помогли значительно улучшить результаты личных продаж в б2с.

Ответить
Развернуть ветку
Business driver

Очень интересная мысль про режиссера-постановщика пьесы. По сути, такая стратегия применима далеко за пределами продаж b2b и b2c. Так, например, 15 ноября 1875 года, после столкновения двух поездов в Швеции медик Фритьоф Хольмгрен для обоснования значимости проверки дальтонизма у работников железной дороги разыграл целое театральное представление перед представителем федеральных железных дорог. В разных концах большого темного помещения он поставил двух кондукторов с дальтонизмом и дал им фонари. Один из них должен был показать выбранный генеральным директором федеральных дорог свет фонаря, а второй - повторить тот же сигнал. В итоге же, вместо белого света, первый кондуктор включил красный, на что второй кондуктор ответил зеленым. Вот так, благодаря необычному подходу и разыгранному представлению, Фритьоф смог «продать» свой шерстяной тест на дальтонизм.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Саратовский

по моему, в продаже услуг, СПИН - отличный инструмент для менеджера

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ройзман

Вообще-то неверно расшифровано...
"п 6.
С — как сейчас?
П — чего не хотите?
И — чего хотите?
Н — зачем?"
На самом деле:
С — как сейчас? - Ситуационные вопросы - как сейчас?
П — чего не хотите? - Проблемные вопросы - в чем сложности?
И — чего хотите? - Извлекающие - в чем негативные последствия сложностей?
Н — зачем? - Направляющие - каким может быть решение, в чем ценность?
Это же даже на картинке из книжки видно.
Кроме того:
"Дожим - Рекхем предлагает не дожимать."
Это неверно. Получение обязательств в конце встречи и есть "дожим".
Понятие "Прогресса" встречи неразрывно связано с получением обязательств.
Модель Такмана это про групповую динамику. Это 1965 год. Вообще не применима к СПИН и не накладывается никак. Только если вы онлайн конференцию проводите с Ф.З. и их там сидит много.
Понятие Шторминг из Такмана, которое имеет три вектора... и пр. это вообще абстракция в данном контексте.
В СПИНе есть обсуждение проблем и решений с клиентом, и если вы успешны и демонстрируете профессионализм, тогда с вами будут говорить без всякого сопротивления.
В общем ИИ нас погубит.
И все-таки - внимательно изучайте источники. СПИН это и сейчас методика B2B продаж №1 в мире. Все работает. Читайте исследование провайдеров обучения продажам Gartner за 2021год.
Как же вы... 29 лет в продажах и не используете?
Всю жизнь боретесь с возражениями?

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

СПИН тоже не борется с возражениями. Рекхем прямо об этом пишет. А вы боритесь?

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ройзман

Дело в том, что книга Нила Рекхэма это лирика на тему СПИН. А есть еще тренинг на эту тему, который про конкрентные навыки. Там все это есть. В СПИНе есть тема работы с возражениями. Рекхэм пишет, что СПИН это метод предотвращения возражений через Выгоды. Это так, но бывает что возражают все равно. СПИН делит возражения на возражения по Ценности и по Возможности. Есть техники работы с ними. Просто это в тренингах а не в книге. Нил покинул свою компанию уже очень давно. За это время бренд сменил владельцев и сейчас это Korn Ferry.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Видите как вы быстро включились в шторминг. А говорите, что модель Такмана только для малых груп.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ройзман

Называйте как вам нравится, по моему это просто профессиональная
деформация- не смог пройти мимо ошибок. Значит маркетинг удался.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Я знаю про эту ошибку. Выше в комментариях уже писали. Спасибо, что подметили.

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
Раскрывать всегда