Как профессия курьера становится цифровой

Меня зовут Дмитрий, и уже три года я работаю курьером в Москве в Х5 Доставке (это доставка продуктов из «Пятёрочек» и «Перекрёстков»). Признаюсь, сначала было страшно – рассматривал «курьерство» как что-то временное, не верил в стабильный доход, гибкие графики, про которые все говорят. Ещё мне казалось, что в доставке многие вещи делают буквально «на коленке». Вот о последнем и хочу рассказать – вопреки мифам сегодня профессия курьера почти на всех этапах становится цифровой.

Этап первый – трудоустройство

Тут самое главное, что всё происходит удалённо, и не нужно ехать в офис. Объявление о работе я увидел на hh.ru. Дальше позвонил по телефону, где мне подтвердили, что есть открытая вакансия на позицию курьера. Нужно только заполнить анкету, указав ФИО, город, номер, и ждать звонка.

Буквально через час в тот же день мне перезвонили, объяснили особенности работы и рассказали, как подключиться к специальному приложению. Для оформления же понадобился стандартный пакет документов: паспорт, ИНН, реквизиты счёта и, в моем случае, водительские права, так как решил, что буду доставлять заказы на машине.

Этап второй – обучение

Три года назад, когда я только устраивался в X5 Доставку, конечно, обучение курьеров было развито не так сильно, как сейчас. Несмотря на это, уже тогда были вспомогательные видео и даже онлайн-тесты, которые помогают разобраться во всех тонкостях. Удобно, что обучение было тоже полностью удалённым – не пришлось куда-то ехать.

Так, на оформление и обучение у меня ушёл всего лишь день, что значительно упростило старт моей работы. В этот же момент я сам определил район доставки, руководствуясь одним принципом – поближе к дому. За время работы я выучил его как свои пять пальцев и научился перемещаться без навигатора. Хоть это место и удаленно от центра города и въезд затруднен бесконечными пробками, внутри него передвигаться достаточно легко. Еще я определил свой график – 5/2, чтобы обеспечить полноценную рабочую нагрузку и соответствующий доход.

Этап третий – приложение

Многие службы доставки, особенно крупные, имеют специальное мобильное приложение для курьеров. И Х5 не исключение. Вот так выглядит его главное меню:

Главное меню
Главное меню

Сервис прост в использовании и имеет доступный функционал. В нем я планирую свой график работы на предстоящей неделе: выбираю дни и ставлю галочки в желаемых местах доставки. Если же понимаю, что набрал недостаточно смен, нахожу внутри приложения подработки вне своего района доставки.

Планирование смен
Планирование смен

Там же есть отчеты:

  • Заказы, которые ты сделал

  • Расчетные листы за конкретный период

  • График, где можно посмотреть актуальные и назначенные смены
График и отчеты
График и отчеты

Самое важное – управление статусом заказа – тоже происходит внутри приложения. Но здесь в последнее время всё изменилось: если раньше я сам мог выбирать, какой заказ доставить и закрыть первым, самостоятельно составлял маршрут, то теперь этот процесс автоматизирован.

Иными словами, система сама определяет, какой заказ, по какому порядку должен быть доставлен, и это изредка, но может привести к опозданиям. Например, у меня есть два клиента – один близко ко мне, другой подальше. Алгоритм приложения это не учитывает и может назначить первой в очереди доставку вдали от меня. Надеюсь, что это исправят и вернут курьерам возможность закрывать заказы отдельно и, может быть, указывать конкретное время доставки. Это поможет снизить время ожидания клиентов.

В целом, алгоритмы помогают справедливо распределять заказы среди курьеров, что, как мне кажется, редкость в этой сфере. Я не раз слышал, как моим коллегам, которые работают в других службах доставки, приходится конкурировать между собой, успевать вовремя выхватывать желаемые заказы. Из-за этого многие курьеры, кто был медленнее, неопытнее или просто не имел доступа к быстрому интернету, оставался без работы. К счастью, в X5 я с такой проблемой не сталкиваюсь и не переживаю, что заработаю меньше коллеги.

Этап четвёртый – чат-бот и поддержка

Внутри приложения есть чат-бот поддержки, которым мне доводилось пользоваться много раз из-за внешних обстоятельств, например, когда клиент не выходит на связь или не открывает дверь, когда возникают технические неполадки. Поддержка достаточно оперативно решает подобные трудности.

Еще в чат-боте я могу задавать вопросы относительно своего графика и выплат, отменять запланированные смены – иными словами, обратиться можно буквально по любой проблеме.

Поддержка с обратной связью
Поддержка с обратной связью

Этап пятый – дарксторы и магазины

Общения с сотрудниками магазинов и дарксторов очень мало (рай для интровертов). Вообще здесь 5 простых шагов:

  1. Я захожу внутрь

  2. Нахожу любого сотрудника, которому сообщаю, что я курьер

  3. Меня проводят в место хранения, где ожидает ответственный за заказ сотрудник/сборщик/ администратор

  4. Я называю ему свой номер из приложения

  5. Забираю заказ для доставки

Шестой этап – коммуникация с коллегами (которая всё-таки есть)

Есть мнение, что сфера доставки – токсичная среда. Действительно, первые дни, когда к нам в район добавляли дополнительного курьера, чувствовался рост внутреннего соперничества и было настороженное отношение к новичку, с которым приходилось делить смены. Несмотря на это, уже писал выше, алгоритмы приложения сейчас очень справедливы в распределении заказов. Это снижает конкуренцию и делает нас, скорее, полноценным сообществом, внутри которого мы хорошо ладим и помогаем друг другу. Общаемся мы, как правило, в чатах, которые создаем сами.

Отсюда выводы

За 3 года я понял, что работа курьером в целом уже серьёзно автоматизирована и делает работу максимально простой и удобной: любой вопрос я могу быстро и эффективно решить удалённо. Пока я не планирую никуда уходить, так как условия, доход и то, что могу сам строить свой график, соответствуют моим текущим жизненным запросам. Надеюсь, что в будущем алгоритмы доставки продолжат совершенствоваться, поскольку это облегчает жизнь не только нам, курьерам, но и нашим клиентам, которые всегда ждут свои заказы.

66
1 комментарий

Ну и хорошо

Ответить