Как похоронить стартап еще до запуска: 7 бесплатных идей
Быть стартапером не страшно, страшно ошибиться на несколько миллионов при запуске проекта. Рассказываю, на чем в 90% случаев прогорают стартапы.
Топ-7 ошибок, из-за которых стартап вас разорит
По моему опыту, у стартапов есть 7 всадников апокалипсиса, из-за которых даже гениальная идея прогорает. Я ― Шамиль Исаев, основатель компании Comrades Devs, и я хочу рассказать о самых типичных ошибках стартаперов, на которых люди теряли миллионы.
Ошибка № 1: идея, которая пришла не вовремя
Вы как с подкастами — дружите? Сегодня их слушает каждый второй, чтобы просветляться, смеяться, удивляться, обучаться. Это явление с 2018 года стало настолько популярным, что подкастером теперь становится кто угодно ― от юных блогеров до профессоров. Но знаете в чем юмор? IT-специалисты создали множество площадок для подкастов в России еще в 2008 году (RPod и PodFM, например), да только тогда идея никому «не зашла». Разработчики сильно опередили время.
Или взять тот же Google Talk 2005 года, который сегодня благополучно похоронен на «кладбище» стартапов корпорации Google. Идея классная — с мгновенным обменом месседжами и возможностью видеозвонков — и первые годы разработчики старались поддерживать его, но на этом стартапе так и не удалось заработать. Зато в наши мессенджеров ― вагон и маленькая тележка.
Поэтому часто, чтобы стартап выстрелил, важно придумывать пусть и инновационные, но подходящие времени и интересам целевой аудитории, стартапы. Иначе мечту зарабатывать на них можно выкинуть в мусорку.
Ошибка № 2: идея, которую плохо продумали
Представьте, что вы ― предприниматель, который узнал любопытный факт: через Турцию проходит около 7 трлн рублей в год. Отталкиваясь только от этой информации, вы решаете запустить в этой стране маркетплейс. Хотите спойлер?
По той же причине не раскрутится даже самое крутое развивающее приложение или любой «инновационный» IT-продукт. Пока вы не изучите аудиторию, конкурентов, рынок, потребности и боли в нише, стартап не станет популярным. А вот когда вы все изучили, проанадизировали и спрогнозировали, прогреть ЦА, подготовить ее к выпуску нового крутого продукта, который будет им полезен — гораздо проще.
Ошибка № 3: сильный и независимый руководитель
А может, вы ― предприниматель, который уже много лет руководит успешным оффлайн-бизнесом? Ну тогда грех в 2023-м — не податься в онлайн.
— примерно такие мысли крутятся в вашей светлой голове перед тем, как вы решаетесь прыгнуть в омут бизнеса в интернете. Бодренькое начало, да только сдуваются такие инициативные шары очень скоро. Ставлю сотню тысяч рублей, что все закончится тем, что человек почитает пару книг по теме, наймет айтишников по объявлению и быстро свернет лавочку из-за убытков.
Потому что любым делом, даже стартапом, должны заниматься профессионалы с опытом.
Ошибка № 4: бизнес ради забавы и понтов
Так обычно бывает, когда человек услышал, что в IT-сфере водятся крупные деньги (в наши дни и не такое услышишь ;-). А еще есть подспудное понимание, что быть владельцем IT-компании ― круто, престижно, даже дерзко. Рано или поздно на свет рождается его стартап — с мизерным весом, красный, пищащий, скрюченный и … нежизнеспособный (сразу вспоминается сцена из Поттерианы). Стартап такой не несет пользу, не воплощает ультрасовременную идею, а существует просто чтобы повысить статус своего владельца.
Он снимает лакшери-офис на 43-м этаже в Москва-Сити, нанимает дорогущих специалистов, даже не проверяя соответствуют ли заявленные ими скиллы выплачиваемой зарплате, и ждет миллионы рублей и … почет, конечно. Миллионы, кстати, будут, да только в виде убытков…
Польза ― вот важнейшая составляющая стартапа. Без нее людям будет неинтересен продукт и вы сами, а значит, о доходах можно забыть.
Ошибка № 5: наем специалистов из крупных компаний
Неожиданный пункт, верно? Да, это обычно крутые айтишники с богатым опытом. Казалось бы ― разве не о таких сотрудниках мечтает стартапер?
И потому конкретно этот специалист, которого вы собираетесь нанять на проект, вероятнее всего, попросту не справится в одиночку, потому что не готов к ошибкам, не умеет быстро их исправлять и адекватно реагировать. И он работал лишь с одной функцией (ну окей, с десятком, не больше) в качестве винтика в огромной уже выстроенной махине. Быть полноценным двигателем новой системы он не сможет.
Ошибка № 6: работа с дилетантами
Даже если тетя Галя просится к вам в команду менеджеров по продажам потому, что 10 лет работает продавцом. Даже если знакомый, всю жизнь работавший водителем троллейбуса, полгода назад прошел «нереально крутые IT-курсы». — Не ведитесь. Берите к себе в проект только тех специалистов, которые действительно зарекомендовали себя, и тому есть доказательства. Причем, даже если вы сильно урезаны в бюджете, последнее, на чем стоит экономить ― наем сотрудников.
Ошибка № 7: отдайте роботам!
Запомните ― спешка в бизнесе ни к чему. Если вы заявляете разработчикам, что намерены запустить проект, из которого в первый же месяц будет полностью исключен человеческий фактор, и все перейдет в автоматизацию, то вы делаете ошибку.
Да, IT на то и существует, чтобы упрощать работу, но это происходит далеко не сразу, а после того, как действия, алгоритмы и техники будут сотни раз протестированы и пройдены в процессе уже запущенной работы.
Топ-8 специалистов, которые должны быть в компании, продающей IT-продукт
Все, что касается IT-составляющей стартапа, ее можно и нужно передать в руки проверенной компании из этой ниши. Однако в этом случае обратите внимание на состав сотрудников, и проходите мимо, если там нет этих 8 специалистов.
- Продакт-менеджер. Эдакий супермен, который руководит проектом от тестирования идеи до запуска и получения прибыли. В разных компаниях его функционал различается, но в целом, это человек, занимающийся проверкой гипотез с помощью A/B-тестов и исследований, управлением дорожной картой, мотивацией сотрудников, сбором клиентского опыта. Продакт-менеджер выполняет и другие функции, зависящие от стадии проекта и его масштабов.
- Продакт-маркетолог. Сотрудник, который должен сделать так, чтобы маркетинг, продажи и сам продукт работали в компании согласовано. Он изучает боли клиентов, выступает в роли связующего звена, благодаря которому ваша гениальная идея подается нужной аудитории с нужным запросом в нужные время и место, что позволяет создавать продукт за минимальные бюджеты, получая миллионы последователей стартапа. Это помогает формировать стратегию развития с полным пониманием, кто ваша ЦА, где она обитает, и как ее лучше всего привлечь за минимум средств.
- Проект-менеджер . Не путать с предыдущим специалистом! Он работает с командой по конкретному проекту. На его совести — техническая документация, постановка и контроль задач, ведение диалогов и даже раздача профилактических подзатыльников тем, кто не справляется с тасками.
- Разработчики. Мозг компании, который не должен быть в одном экземпляре. Количество разработчиков варьируется от сложности и масштаба проекта, но это никогда не бывает один человек, ведь именно на разработчиках лежит создание программного обеспечения, которое в дальнейшем станет IT-продуктом. Именно они его разрабатывают, тестируют и интегрируют. Так что не стоит обижать этих ребят ;-)
- Тимлид-руководитель. А это человек, который возьмет на себя ответственность за братьев-разработчиков. Он тоже программист, причем высококвалифицированный, но сам разрабатывать ничего не будет. Зато сделает так, чтобы его подчиненные выполнили все качественно и в срок.
- Системный аналитик. Работник, который стоит между бизнесом и разработкой, понимая обе стороны. Он знает, чего хочет предприниматель, и может перевести его запрос на технический язык, который поймут разработчики. При этом он сможет контролировать исполнение проекта с начала и до полного завершения.
- Аналитик. «Младший брат» системного, который анализирует данные в рамках текущего продукта на основании опыта уже запущенного проекта и выдвигает гипотезы по улучшению метрик.
- Архитектор базы данных. Человек, без которого работа других окажется бессмысленной. Он отвечает за инструменты хранения и оптимизации данных, и должен учитывать возможность утечки и повреждения базы, а также заранее придумать, что делать в таком случае.
На крупный проект также может потребоваться DevOps-инженер. Его задача — оптимизировать разработку и интеграцию программного обеспечения. Он будет вести администрирование процессов внутри компании, тем самым помогая эффективно запускать и обновлять продукты. Благодаря DevOps-инженеру компания будет всегда на шаг впереди конкурентов.
А еще нужны дизайнеры, верстальщики и тестировщики. Вот с такой командой можно разрабатывать стартап при условии, что каждый из них работает на результат.
Сколько стоят ошибки стартаперов
Я не раз видел, как ошибались начинающие IT-предприниматели. И их ошибки стоили от десятков до сотен миллионов рублей. Подобных историй в интернете, кстати, тоже полным-полно.
Чтобы не пройти по пути такой гипотетической соковыжималки в IT-сфере, важно помнить, что вы создаете сайт или приложение ПОД продукт, а не наоборот. Только так бизнес будет работать, а IT-решение — приносить клиентов и доход.
Хотя, наверное, если вы крупная компания, как Google, то можете позволить себе лелеять надежду выпустить в мир даже самый безнадежный стартап. Это я к чему ― в 2005 году американские разработчики получили от Минобороны $2 млн на создание Гуглмобиля ― беспилотной машины от компании Google, но уже сегодня большинство деталей и идей этой разработки настолько уступают в инновационности Uber и Tesla, что выпуск Гуглмобиля потерял актуальность. Даже боюсь предположить, сколько они потеряли на этом стартапе.
Стартап: быть или не быть?
Думаю, вам стоит запомнить два ключевых правила в работе со стартапами: всегда отталкивайтесь от эффективности и пользы продукта, и привлекайте к его созданию только квалифицированные кадры.
Если говорить о последнем, то, без обид, но я искренне считаю, что нанять для разработки бизнеса в интернете опытную IT-компанию выгоднее, чем создавать собственную IT-структуру внутри проекта и пытаться найти под нее специалистов. Потому что, например, мы в Comrades Devs собственной репутацией отвечаем за качество созданного для клиента кейса и не имеем права допустить ни одну из перечисленных ошибок.
А как считаете вы ― стартапер имеет право на ошибку? Или все же лучше заморочиться: проанализировать продукт, ЦА и ее проблемы (которые будет решать продукт), провести исследования, подтвердить гипотезы на исследованиях и только потом решать, выводить ли продукт на рынок?
Странно что вы пишите эту статью, ведь речь о стартапах, а стартапы - это не всегда что то связаное с ит
Ве верно стартапы могут быть не связаны с it, мы делимся своим опытом в it стартапах.
Продакт-менеджер. Эдакий супермен, который руководит проектом
Делетант пишется через е
эммм))) дааа???)))
верно спасибо что подметили 👍.
Ой, опять?? И не надоело еще про стартаперов рассказывать?
Почему это должно надоедать? Это актуально. Вы в какой реальности живёте?)
Это наш опыт и наша деятельность если честно не надоедает. Созидатели
В наше время каждый 2 имеет стартап, поэтому тема актуальна - всегда
Ты в курсе, на каком сайте находишься?
Что-то модно, что-то выходит из моды, а что-то вечно
Самый классный способ похоронить стартап ещё до запуска: решать проблему, за которую никто не готов платить. Проверено личным опытом!
Ошибка отдавать работу роботам может преувеличена? Иногда полезным будет, рутину снимает
Верно снимает рутину, если процесс уже отработан и можно его автоматизировать. Ошибка попытаться автоматизировать хаус или неизвестность
Я как автор и редактор так могу сказать: много сервисов попробовала - ни фига не нашла тот, который заменил бы работу хорошего журналиста или райтера. Не говорю уже о редакторе. Их уровень пока - средняя школа. С литрами воды. Которую в тексты льют) Насчет ИТ не знаю, может, там по-другому работает.
Знаю таких, которые ради забавы заводят стартап, рублевские жены называются. Муженек несколько лямов насыпал, а она салон открыла, теперь девок там гоняет - этой кофе подай, этой волосы на ж*пе вырви. И ничего - норм живут без ваших советов! Только в голове не бум бум
Александр, а вы что завидуете?
Ну .. а что плохого) Она ему мозг не выносит, а он ее друзьям показывает)))
Тут у муженька свой продукт и его ценность и отчасти он решает свой проблему.
Статья же только про ИТ.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А какой опыт у вас? Вы без ошибок построили свой бизнес?
Мы делимся опытом своим для того чтоб было польза для начинающих стартаперов. Можно учится на своих ошибках или на опыте рынка.
Классная статья, спасибо!
Благодарю за оценку 👍
Если бы все было так просто, уважаемый, все были бы гениальными бизнесменами давно. Че не рассказываете об устаревших решениях в ИТ? Об игноре в сторону советов по разработке? Это очень важно, а в статье не отразили
В Каждой статье отражаем тему и наш опыт. Будут статьи предназначенные разработке
К вам много таких приходят? Как с ними работаете?
Бывают разные и больше тех кто не в теме, новички в стартапах. Поэтому мы сами изучаем продукт, рынок, ЦА конкурентов и так далее.
А реально ли досконально изучить аудиторию на новый продукт? Или, согласно совету номер один, не стоит изобретать новое колесо. Тогда уже на существующем рынке толкаться локтями? Или быстрее конкурентов успевать, пока идея новая и только залетела. Сложно реально, и удачные кейсы воспринимаются как ошибки выжившего
Изучать нужно оно позволяет быстрее стать востребованным на рынке. Когда изучаем аудиторию мы не изобретем колесо находим применение нашего продукта и его потребность у аудитории и корректируем продукт на основании этого.
А чт делать, если идею придумал рили гениальную, но до нее правда еще не дожили? Можно же рынок развернуть к ней лицом?
Можно и рынок обучать но это глобальная задача и более сложная если есть опыт, понимание и ресурсы для этого то можно пойти и через тернистый путь.
У вас самих то все эти спецы есть?
Да. Конечно есть каждый проект проходит через них.
Вообще, по-моему мнению, всего 3 причины:
- нет реализации стартапа (осталась в мыслях)
- не набрана критическая масса аудитории
- продукт не нужен аудитории
Ве зависит от стадии стартапа
а еще когда ты бедный и тупой
Лайкнул только из-за названия и текста на меме. Читаю дальше )))
Да, именно так я и прогорела(((
Статья хорошая и в полезная. На некоторые вещи не пришло б в голову обратить внимание. Сам давно вынашиваю IT проет, заказывал независимый бизнес-план. Но все банально - денег на него нет. Участие в стартап - семинарах, выставках и презентациях результата не дали. Из всех знакомых, кто что либо запускал, есть только один человек, который нашел инвестора. А обращения к бизнес-ангелам, менторам и прочая прочая - результата так и не принесли. На одном из стартап презентациях сталкнулся со спецами, кажется из Сбера. Они по всей видимости быстро схватили суть проекта и по большому счету не дали нормально выступить - закидали шапками, проставлялись ящиком коньяка, что ничего не выйдет. Но как то очень активно себя вели...
Напишите нам в лс сможем дать Обратная связь по вашему стартапу.
Афтор, выводы в статье не новы. Но ставлю лайк за отсутствие "подпишитесь на мой телеграм канал" ))
Это нынче большая редкость
а где сейчас лучше ботов для накрутки показов брать?