{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Как похоронить стартап еще до запуска: 7 бесплатных идей

Быть стартапером не страшно, страшно ошибиться на несколько миллионов при запуске проекта. Рассказываю, на чем в 90% случаев прогорают стартапы.

Топ-7 ошибок, из-за которых стартап вас разорит

По моему опыту, у стартапов есть 7 всадников апокалипсиса, из-за которых даже гениальная идея прогорает. Я ― Шамиль Исаев, основатель компании Comrades Devs, и я хочу рассказать о самых типичных ошибках стартаперов, на которых люди теряли миллионы.

Ошибка № 1: идея, которая пришла не вовремя

Вы как с подкастами — дружите? Сегодня их слушает каждый второй, чтобы просветляться, смеяться, удивляться, обучаться. Это явление с 2018 года стало настолько популярным, что подкастером теперь становится кто угодно ― от юных блогеров до профессоров. Но знаете в чем юмор? IT-специалисты создали множество площадок для подкастов в России еще в 2008 году (RPod и PodFM, например), да только тогда идея никому «не зашла». Разработчики сильно опередили время.

Или взять тот же Google Talk 2005 года, который сегодня благополучно похоронен на «кладбище» стартапов корпорации Google. Идея классная — с мгновенным обменом месседжами и возможностью видеозвонков — и первые годы разработчики старались поддерживать его, но на этом стартапе так и не удалось заработать. Зато в наши мессенджеров ― вагон и маленькая тележка.

Поэтому часто, чтобы стартап выстрелил, важно придумывать пусть и инновационные, но подходящие времени и интересам целевой аудитории, стартапы. Иначе мечту зарабатывать на них можно выкинуть в мусорку.

Ошибка № 2: идея, которую плохо продумали

Представьте, что вы ― предприниматель, который узнал любопытный факт: через Турцию проходит около 7 трлн рублей в год. Отталкиваясь только от этой информации, вы решаете запустить в этой стране маркетплейс. Хотите спойлер?

99% проект провалится, 100% — вы понесете страшные убытки. Все потому, что идея придумана на однобокой (часто эмоционально заряженной) информации, а не на глубоком анализе рынка.

По той же причине не раскрутится даже самое крутое развивающее приложение или любой «инновационный» IT-продукт. Пока вы не изучите аудиторию, конкурентов, рынок, потребности и боли в нише, стартап не станет популярным. А вот когда вы все изучили, проанадизировали и спрогнозировали, прогреть ЦА, подготовить ее к выпуску нового крутого продукта, который будет им полезен — гораздо проще.

Ошибка № 3: сильный и независимый руководитель

А может, вы ― предприниматель, который уже много лет руководит успешным оффлайн-бизнесом? Ну тогда грех в 2023-м — не податься в онлайн.

«У меня сотни часов практики в бизнесе, я выстроил целую сеть магазинчиков у дома/кофеен/прачечных (поставьте свое)! Руковожу работой десятков людей, значит и IT-проект для меня — легкий орешек…»

— примерно такие мысли крутятся в вашей светлой голове перед тем, как вы решаетесь прыгнуть в омут бизнеса в интернете. Бодренькое начало, да только сдуваются такие инициативные шары очень скоро. Ставлю сотню тысяч рублей, что все закончится тем, что человек почитает пару книг по теме, наймет айтишников по объявлению и быстро свернет лавочку из-за убытков.

Потому что любым делом, даже стартапом, должны заниматься профессионалы с опытом.

Ошибка № 4: бизнес ради забавы и понтов

Так обычно бывает, когда человек услышал, что в IT-сфере водятся крупные деньги (в наши дни и не такое услышишь ;-). А еще есть подспудное понимание, что быть владельцем IT-компании ― круто, престижно, даже дерзко. Рано или поздно на свет рождается его стартап — с мизерным весом, красный, пищащий, скрюченный и … нежизнеспособный (сразу вспоминается сцена из Поттерианы). Стартап такой не несет пользу, не воплощает ультрасовременную идею, а существует просто чтобы повысить статус своего владельца.

Он снимает лакшери-офис на 43-м этаже в Москва-Сити, нанимает дорогущих специалистов, даже не проверяя соответствуют ли заявленные ими скиллы выплачиваемой зарплате, и ждет миллионы рублей и … почет, конечно. Миллионы, кстати, будут, да только в виде убытков…

Польза ― вот важнейшая составляющая стартапа. Без нее людям будет неинтересен продукт и вы сами, а значит, о доходах можно забыть.

Ошибка № 5: наем специалистов из крупных компаний

Неожиданный пункт, верно? Да, это обычно крутые айтишники с богатым опытом. Казалось бы ― разве не о таких сотрудниках мечтает стартапер?

А теперь задумайтесь вот о чем: в крупных компаниях (например, в Сбере), вся система выстроена таким образом, чтобы ни один айтишник не мог ошибиться. Ведь алгоритмы отрабатывались годами и учитывают уже совершенные сотни и тысячи ошибок, без которых, несомненно, не случилось бы выстроенной и проверенной системы.

И потому конкретно этот специалист, которого вы собираетесь нанять на проект, вероятнее всего, попросту не справится в одиночку, потому что не готов к ошибкам, не умеет быстро их исправлять и адекватно реагировать. И он работал лишь с одной функцией (ну окей, с десятком, не больше) в качестве винтика в огромной уже выстроенной махине. Быть полноценным двигателем новой системы он не сможет.

Ошибка № 6: работа с дилетантами

Даже если тетя Галя просится к вам в команду менеджеров по продажам потому, что 10 лет работает продавцом. Даже если знакомый, всю жизнь работавший водителем троллейбуса, полгода назад прошел «нереально крутые IT-курсы». — Не ведитесь. Берите к себе в проект только тех специалистов, которые действительно зарекомендовали себя, и тому есть доказательства. Причем, даже если вы сильно урезаны в бюджете, последнее, на чем стоит экономить ― наем сотрудников.

Ошибка № 7: отдайте роботам!

Запомните ― спешка в бизнесе ни к чему. Если вы заявляете разработчикам, что намерены запустить проект, из которого в первый же месяц будет полностью исключен человеческий фактор, и все перейдет в автоматизацию, то вы делаете ошибку.

Да, IT на то и существует, чтобы упрощать работу, но это происходит далеко не сразу, а после того, как действия, алгоритмы и техники будут сотни раз протестированы и пройдены в процессе уже запущенной работы.

Топ-8 специалистов, которые должны быть в компании, продающей IT-продукт

Все, что касается IT-составляющей стартапа, ее можно и нужно передать в руки проверенной компании из этой ниши. Однако в этом случае обратите внимание на состав сотрудников, и проходите мимо, если там нет этих 8 специалистов.

  • Продакт-менеджер. Эдакий супермен, который руководит проектом от тестирования идеи до запуска и получения прибыли. В разных компаниях его функционал различается, но в целом, это человек, занимающийся проверкой гипотез с помощью A/B-тестов и исследований, управлением дорожной картой, мотивацией сотрудников, сбором клиентского опыта. Продакт-менеджер выполняет и другие функции, зависящие от стадии проекта и его масштабов.
  • Продакт-маркетолог. Сотрудник, который должен сделать так, чтобы маркетинг, продажи и сам продукт работали в компании согласовано. Он изучает боли клиентов, выступает в роли связующего звена, благодаря которому ваша гениальная идея подается нужной аудитории с нужным запросом в нужные время и место, что позволяет создавать продукт за минимальные бюджеты, получая миллионы последователей стартапа. Это помогает формировать стратегию развития с полным пониманием, кто ваша ЦА, где она обитает, и как ее лучше всего привлечь за минимум средств.
  • Проект-менеджер . Не путать с предыдущим специалистом! Он работает с командой по конкретному проекту. На его совести — техническая документация, постановка и контроль задач, ведение диалогов и даже раздача профилактических подзатыльников тем, кто не справляется с тасками.
  • Разработчики. Мозг компании, который не должен быть в одном экземпляре. Количество разработчиков варьируется от сложности и масштаба проекта, но это никогда не бывает один человек, ведь именно на разработчиках лежит создание программного обеспечения, которое в дальнейшем станет IT-продуктом. Именно они его разрабатывают, тестируют и интегрируют. Так что не стоит обижать этих ребят ;-)
  • Тимлид-руководитель. А это человек, который возьмет на себя ответственность за братьев-разработчиков. Он тоже программист, причем высококвалифицированный, но сам разрабатывать ничего не будет. Зато сделает так, чтобы его подчиненные выполнили все качественно и в срок.
  • Системный аналитик. Работник, который стоит между бизнесом и разработкой, понимая обе стороны. Он знает, чего хочет предприниматель, и может перевести его запрос на технический язык, который поймут разработчики. При этом он сможет контролировать исполнение проекта с начала и до полного завершения.
  • Аналитик. «Младший брат» системного, который анализирует данные в рамках текущего продукта на основании опыта уже запущенного проекта и выдвигает гипотезы по улучшению метрик.
  • Архитектор базы данных. Человек, без которого работа других окажется бессмысленной. Он отвечает за инструменты хранения и оптимизации данных, и должен учитывать возможность утечки и повреждения базы, а также заранее придумать, что делать в таком случае.

На крупный проект также может потребоваться DevOps-инженер. Его задача — оптимизировать разработку и интеграцию программного обеспечения. Он будет вести администрирование процессов внутри компании, тем самым помогая эффективно запускать и обновлять продукты. Благодаря DevOps-инженеру компания будет всегда на шаг впереди конкурентов.

А еще нужны дизайнеры, верстальщики и тестировщики. Вот с такой командой можно разрабатывать стартап при условии, что каждый из них работает на результат.

Сколько стоят ошибки стартаперов

Я не раз видел, как ошибались начинающие IT-предприниматели. И их ошибки стоили от десятков до сотен миллионов рублей. Подобных историй в интернете, кстати, тоже полным-полно.

Например, вот яркий антикейс как слить $120 млн всего за 1 год и 4 месяца. Компания Jucero придумала соковыжималку с собственной экосистемой, которая могла бы стать еще одним важным элементом умного дома каждого пользователя. После долгой и выверенной разработки компания вывела на рынок супернавороченную соковыжималку за $700: с мобильным приложением, сканером, допкомплектацией в виде пакетиков с соком и… прогорела за год с лишним, даже несмотря на крутой маркетинг. Соковыжималка оказалась слишком «напичканной» ненужными деталями, дорогой для ЦА и, что до слез смешно ― бесполезной. Соки из готовых упаковок можно выжать в стакан руками за то же время, что и в соковыжималке.

Чтобы не пройти по пути такой гипотетической соковыжималки в IT-сфере, важно помнить, что вы создаете сайт или приложение ПОД продукт, а не наоборот. Только так бизнес будет работать, а IT-решение — приносить клиентов и доход.

Хотя, наверное, если вы крупная компания, как Google, то можете позволить себе лелеять надежду выпустить в мир даже самый безнадежный стартап. Это я к чему ― в 2005 году американские разработчики получили от Минобороны $2 млн на создание Гуглмобиля ― беспилотной машины от компании Google, но уже сегодня большинство деталей и идей этой разработки настолько уступают в инновационности Uber и Tesla, что выпуск Гуглмобиля потерял актуальность. Даже боюсь предположить, сколько они потеряли на этом стартапе.

Стартап: быть или не быть?

Думаю, вам стоит запомнить два ключевых правила в работе со стартапами: всегда отталкивайтесь от эффективности и пользы продукта, и привлекайте к его созданию только квалифицированные кадры.

Если говорить о последнем, то, без обид, но я искренне считаю, что нанять для разработки бизнеса в интернете опытную IT-компанию выгоднее, чем создавать собственную IT-структуру внутри проекта и пытаться найти под нее специалистов. Потому что, например, мы в Comrades Devs собственной репутацией отвечаем за качество созданного для клиента кейса и не имеем права допустить ни одну из перечисленных ошибок.

А как считаете вы ― стартапер имеет право на ошибку? Или все же лучше заморочиться: проанализировать продукт, ЦА и ее проблемы (которые будет решать продукт), провести исследования, подтвердить гипотезы на исследованиях и только потом решать, выводить ли продукт на рынок?

0
52 комментария
Написать комментарий...
Александр Вавилов

Странно что вы пишите эту статью, ведь речь о стартапах, а стартапы - это не всегда что то связаное с ит

Ответить
Развернуть ветку
Crowner
Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Ве верно стартапы могут быть не связаны с it, мы делимся своим опытом в it стартапах.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор
в крупных компаниях (например, в Сбере), вся система выстроена таким образом, чтобы ни один айтишник не мог ошибиться. Ведь алгоритмы отрабатывались годами и учитывают уже совершенные сотни и тысячи ошибок
Продакт-менеджер. Эдакий супермен, который руководит проектом
Ответить
Развернуть ветку
YouPlatform

Делетант пишется через е

Ответить
Развернуть ветку
Мария Смирнова

эммм))) дааа???)))

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

верно спасибо что подметили 👍.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Иванова

Ой, опять?? И не надоело еще про стартаперов рассказывать?

Ответить
Развернуть ветку
Марина Вартемидис

Почему это должно надоедать? Это актуально. Вы в какой реальности живёте?)

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Это наш опыт и наша деятельность если честно не надоедает. Созидатели

Ответить
Развернуть ветку
Александр Бан

В наше время каждый 2 имеет стартап, поэтому тема актуальна - всегда

Ответить
Развернуть ветку
noname

Ты в курсе, на каком сайте находишься?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Буйлов

Что-то модно, что-то выходит из моды, а что-то вечно

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Mishuk

Самый классный способ похоронить стартап ещё до запуска: решать проблему, за которую никто не готов платить. Проверено личным опытом!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хрусталев

Ошибка отдавать работу роботам может преувеличена? Иногда полезным будет, рутину снимает

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Верно снимает рутину, если процесс уже отработан и можно его автоматизировать. Ошибка попытаться автоматизировать хаус или неизвестность

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Мария Смирнова

Я как автор и редактор так могу сказать: много сервисов попробовала - ни фига не нашла тот, который заменил бы работу хорошего журналиста или райтера. Не говорю уже о редакторе. Их уровень пока - средняя школа. С литрами воды. Которую в тексты льют) Насчет ИТ не знаю, может, там по-другому работает.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Попов

Знаю таких, которые ради забавы заводят стартап, рублевские жены называются. Муженек несколько лямов насыпал, а она салон открыла, теперь девок там гоняет - этой кофе подай, этой волосы на ж*пе вырви. И ничего - норм живут без ваших советов! Только в голове не бум бум

Ответить
Развернуть ветку
FoxOksa

Александр, а вы что завидуете?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Смирнова

Ну .. а что плохого) Она ему мозг не выносит, а он ее друзьям показывает)))

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Тут у муженька свой продукт и его ценность и отчасти он решает свой проблему.

Ответить
Развернуть ветку
noname

Статья же только про ИТ.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
FoxOksa

Не ошибается только тот, кто ничего не делает. А какой опыт у вас? Вы без ошибок построили свой бизнес?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Мы делимся опытом своим для того чтоб было польза для начинающих стартаперов. Можно учится на своих ошибках или на опыте рынка.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алёна Цвирко

Классная статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Благодарю за оценку 👍

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Золотухин Митя

Если бы все было так просто, уважаемый, все были бы гениальными бизнесменами давно. Че не рассказываете об устаревших решениях в ИТ? Об игноре в сторону советов по разработке? Это очень важно, а в статье не отразили

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

В Каждой статье отражаем тему и наш опыт. Будут статьи предназначенные разработке

Ответить
Развернуть ветку
Константин Мирный

К вам много таких приходят? Как с ними работаете?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Бывают разные и больше тех кто не в теме, новички в стартапах. Поэтому мы сами изучаем продукт, рынок, ЦА конкурентов и так далее.

Ответить
Развернуть ветку
Нелли Аюкасова

А реально ли досконально изучить аудиторию на новый продукт? Или, согласно совету номер один, не стоит изобретать новое колесо. Тогда уже на существующем рынке толкаться локтями? Или быстрее конкурентов успевать, пока идея новая и только залетела. Сложно реально, и удачные кейсы воспринимаются как ошибки выжившего

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Изучать нужно оно позволяет быстрее стать востребованным на рынке. Когда изучаем аудиторию мы не изобретем колесо находим применение нашего продукта и его потребность у аудитории и корректируем продукт на основании этого.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kvyat

А чт делать, если идею придумал рили гениальную, но до нее правда еще не дожили? Можно же рынок развернуть к ней лицом?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Можно и рынок обучать но это глобальная задача и более сложная если есть опыт, понимание и ресурсы для этого то можно пойти и через тернистый путь.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Мальцев

У вас самих то все эти спецы есть?

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Да. Конечно есть каждый проект проходит через них.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Вообще, по-моему мнению, всего 3 причины:
- нет реализации стартапа (осталась в мыслях)
- не набрана критическая масса аудитории
- продукт не нужен аудитории

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Ве зависит от стадии стартапа

Ответить
Развернуть ветку
Поросенок Пётр

а еще когда ты бедный и тупой

Ответить
Развернуть ветку
antxt

Лайкнул только из-за названия и текста на меме. Читаю дальше )))

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Немтина

Да, именно так я и прогорела(((

Ответить
Развернуть ветку
Вдадимир

Статья хорошая и в полезная. На некоторые вещи не пришло б в голову обратить внимание. Сам давно вынашиваю IT проет, заказывал независимый бизнес-план. Но все банально - денег на него нет. Участие в стартап - семинарах, выставках и презентациях результата не дали. Из всех знакомых, кто что либо запускал, есть только один человек, который нашел инвестора. А обращения к бизнес-ангелам, менторам и прочая прочая - результата так и не принесли. На одном из стартап презентациях сталкнулся со спецами, кажется из Сбера. Они по всей видимости быстро схватили суть проекта и по большому счету не дали нормально выступить - закидали шапками, проставлялись ящиком коньяка, что ничего не выйдет. Но как то очень активно себя вели...

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Исаев
Автор

Напишите нам в лс сможем дать Обратная связь по вашему стартапу.

Ответить
Развернуть ветку
Горшочек вари!

Афтор, выводы в статье не новы. Но ставлю лайк за отсутствие "подпишитесь на мой телеграм канал" ))
Это нынче большая редкость

Ответить
Развернуть ветку
Елена В

а где сейчас лучше ботов для накрутки показов брать?

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда