Сборник ошибок «Как убить свой стартап»

Реальные фейлы из нашей практики по созданию мобильного приложения с технической командой на аутсорсе. Пишу и плачу.

В закладки
Боже, дай мне сил!

Не буду углубляться в полемику создания идеи для стартапа, писала уже об этом на vc.ru. Убеждена, что какая-бы идея не была и если у нее есть цель, здравый смысл, нет прямых аналогов, то вариант один - проверить все в действии. Поэтому, я перейду сразу к проектно-техническим аспектам.

Команда и MVP. Ошибка № 1 и 2.

Если идея проекта «родилась сама собой», как это обычно и бывает, то все ее детали по реализации, ценности, позиционированию и анализу конкурентов мы уже прорабатывали с командой.

Скажу сразу, что серьезного опыта до этого у меня, как у фаундера, не было. Более того, будучи еще офисным планктоном, я даже не удосужилась почитать литературу перед запуском или хотя бы посмотреть канал Y Combinator на YouTube. Это моя нулевая стартовая ошибка.

Мои чувства от собственной глупости

При подборе команды, кроме профессионализма, принципиальными аспектами для меня были: отсутсвие снобизма, мышление на опережение, позитив, страсть к своей профессии и путешествиям, надежность. Так в проект FREEKIN' присоеденились две девушки под задачи: спец по маркетингу и развитию и UX/UI дизайнер. Было ли это правильно? О, нет! Ошибка № 1.

Начинать IT-стартап без СТО - все равно что доить корову в ладошку. Большая часть будет мимо. И это наш случай

Втроем мы закрыли блоки по позиционированию, неймингу, лого, прототипированию и дизайну приложения, прорисовали всю логику экранов, написали ТЗ и, как нам показалось, были готовы искать команду на девелопинг. Когда по факту начинать весь этот путь мы должны были с толковым СТО, который бдил бы границы MVP, пресекал излишний дорогой «креатив», полностью забрал на себя контроль разработки и думал о тех будущем приложения.

В нашем же случае и составе команды, сложилось все так, что в процессе креатива нас захватила жадность, и мы напрочь не думали об MVP (минимально жизнеспособном продукте). Мы хотели все и сразу. Ошибка № 2.

Вместо кучи фич и супер-крутого «хай тек» продукта нужно идти исключительно путем MVP и его проверки в реальном бою.


В самой известной стартап книге «Lean startups» много об этом говорили, только прочитала я ее слишком поздно.

Сейчас же мы четко на себе прочувствовали, что:

  • Скомпоновав яркое, простое и в идее и в исполнении MVP, вы быстрее всех самых быстрых выйдете на рынок и начнете ахреневать от происходящего.
  • Сэкнономите при этом не только время, но и бюджет. Много и сразу – не есть хорошо.
  • Соберете данные от реальных пользователей и сделаете pivot (поворот) в сторону более масштабируемой версии.
​Когда не пролезает - делай PIVOT!

Мы сделали 3-ий pivot в процессе углубления в проблемы людей и тенденций, сфокурсировавшись на основной боли свободных путешественников при поиске нетуристических, некоммерческих и аутентичных мест в мире. Как решение мы выпустили мобильное приложение с интерактивной картой и обязательной модерацией. Но мы и дальше будем тестировать подходы.

P.S.: на мой взгляд, MVP не должен стоить более чем 10 000 $. Если он получается у вас на дороже, то убирайте все, что можно убрать, чтобы войти в эти рамки. Скорее всего вы распыляетесь по фичам.

P.S.S: а поиски СТО по разным причинам продолжаются до сих пор… Сим-салабим-рахат-лукум СТО прекрасненький найдись!

​Кручу-верчу СТО хочу! South Park

Разработка и ТЗ. Ошибки № 3, 4 и 5

Так как тех экспертизы на нашей стороне не было, то мы искали команду под задачу на аутсорсе. На тендеры, просчеты, личные встречи-знакомства и обсуждения деталей ушло более 4 месяцев.

Внешне задача не казалась сложной: мы хотели найти команду под ключ (не фрилансеров), которая имела бы успешный опыт создания мобильных приложений с картами и была бы комфортна по цене/коммуникациям.

В итоге, у меня сложилось впечатление, что подобные стартапы (здесь я имею в виду разработку любых мобильных приложени/сайтов) выходят на рынок быстро только тогда, когда сами фаундеры их и пишут, либо когда задействованы мешки денег и нечеловеческая удача.

Только с 5-ой командой из уже отобранного нами ТОПа агентств мы ударили по рукам. Предыдущие претенденты отвалились из-за того, что в процессе аудита и проработки нюансов мы просто переставали быть уверенными в их профессионализме. И это были агенства по рекомендациям.

Ошибка № 3 - выбор девелоперов:

Без знакомства с учредителями и наличия в портфолио рабочих приложений на сторах (!) связываться даже не стоит. Не ведитесь на все остальное.

Из нас просто стали потрошить деньги, на нас "забивали", и даже сделали плацдармом для стажеров, как мы выяснили позже. В итоге, мы получили настоящие нестабильные "макароны" в коде, краши, плохой отклик и т.д. и т.п.

Наши чувства по этому поводу Freekin' 

Кстати, если у вас планируется не самый простой по функционалу и нагрузке продукт, то очень не рекомендуем выбирать фреймворк React Native кто бы что ни говорил. Это деньги на ветер. И мы в это вляпались по настоятельной рекомендации разработчиков.

С самого начала разработки я могла неделями лично не мониторить процесс из-за занятости, что и привело меня к ошибке № 4.

Без ежедневного (!) контроля и макимального участия в разработке со стороны фаундера/команды вероятность на выходе получить печальный (и дорогой) результат возрастает в 1 млн раз.

Вот вынесенный опыт:

  • Скрупулезно составляйте и проверяйте техническое задание. Девелоперы адаптировали написанное нами ТЗ под свой формат и требования, не детализировав и не проработав наперед многие вещи. Таким образом, были созданы многие фичи, которые вследствие работали некорректно и вообще не имели ничего общего с тем как, что и для чего это все изначально задумывалось. Дабл фейл.
  • Требуйте общения с инженерами напрямую, а не только через проджект менеджеров. СТО разработчика должен присутствовать на коллах и объяснять все лично фаундеру, оценивать работы "в моменте" обсуждения. Ну и неплохо было бы предварительно потратить 50 часов на изучение теории по разработке мобильных приложений.
  • Разбивайте работы и оплату на маленькие спринты по 30-50 часов разработки. Не платите дальше, пока есть непринятые работы.
  • Тестируйте каждый раз сами лично приложение с разных устройств, да так, как будто ваша жизнь зависит от этого.
  • Никогда не подписывайте акты приемки работ без 100% уверенности в их качестве. Заставляйте девелоперов исправлять ВСЕ несоответствия и баги, включая верстку по пикселям.

У нас разработка растянулась на 1 год +, тогда как должны были уложиться в 4-5 месяцев. В итоге, мы расстаемся с этой командой и уходим к другой для завершения стабилизации продукта.

Это только в теории кажется, что все легко и быстро, пока сам не попробуешь что-то создать, не выслушаешь 100500 "у вас ничего не получится, слишком сложная ниша и модель" и не набьешь столько же своих шишек.

Я напишу про следущие ошибки нашего стартап-разрушения после того, как выплакаюсь по этим.

​What doesn't kill you make you stronger  ​У-ла-ла

Кого заинтересовало, то пост на vc.ru о нашем приложении можно прочитать здесь >>>

Peace 'n' love we want, peace 'n' love we'll get

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Ekaterina Lysykh", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 18, "likes": 15, "favorites": 45, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 92091, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 Nov 2019 15:50:48 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 92091, "author_id": 252997, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/92091\/get","add":"\/comments\/92091\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/92091"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "last_count_and_date": null }
18 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
3

Есть предположение, что React Native тут был ни при чём. Скорее, всему виной ошибка №3 :)

Ответить
0

Может быть, может быть :) Но ни VR ни AR нам на реакт нативе не смогут забомбить, так по крайней мере сказали все.... А вы разбираетесь? Может, проконсультируете немного меня по некоторым нюансам? Пожалуйста? )

Ответить
0

Не могу назвать себя специалистом в этой технологии, ибо имею лишь небольшой опыт с этой штуковиной, но знаю компании, которые бахают очень сложные приложения и некоторые из них вполне можно назвать high-load. Но тут Ваша правда, все эти приложения (из тех, что знаю) не используют VR или AR технологии, увы... Из статьи не понял (или не заметил), что вы работаете с такими технологиями.

С моей точки зрения React Native плох для столь сложных вещей, как эти 2 технологии,  и тут нужно работать с нативным для платформы кодом. Но это не значит, что React Native не может в "не самый простой по функционалу и нагрузке продукт", ибо сильно зависит от необходимого функционала (как в Вашем случае VR/AR). Правильно, что Вы сделали вывод из этой ситуации, что нужно разбираться в необходимых для реализации продукта технологиях (хотя бы поверхностно)

Ответить
0

Можете дать данные этих ребят, которые "валят" на реакт нативе? Я зайду к ним, поговорю по душам :)

Ответить
0

Согласен. Если загуглить ТОП апов, сделанных на Реакт полностью или частично, то можно среди них увидеть Скайп, Пинтерест, Инста и т.п.

Ответить
2

Твоя самоирония и стиль - это супер! Давай уже весь список ошибок, там явно больше 10 будет))))

Ответить
0

на описание всех ошибок мне и жизни не хватит....

Ответить
2

У меня были похожие ошибки, только даже более широкий круг) тоже начинал с компании на аутсорсе. Понял, что это полная хрень, если твой продукт это и есть твой стартап. На аутсорс можно отдавать какие то задачи для разработки / внедрения в действующий бизнес. Но не когда нужна разработке апа, на котором и строится весь твой стартап. Пока это понял, просрал 2,5 млн руб и полтора года. Сейчас вся команда внутри проекта. Расходов меньше, скорость выше, и продуктивность и качество разработки в разы выше)

Ответить
0

Согласна на все 100%. Надо было искать, но некомпетентность в сфере IT, стартапов и разработки вылилась в хороший поджопник :) В итоге вы нашли идейную команду по разработке и платили им вместо аутсорса? 

Ответить
0

Как себя мотивируете? 😊

Ответить
1

Говорю себе, что я - шерстяной волчара ))

Ответить
0

Вашими бы словами и всем инвесторам в головы... Спасибо!!! :)

Ответить
0

Сочувствую, но, едрён-батон, желаю всяческого терпения и удачи!

Ответить
0

Ахаха спасибо. Еще ума мне пожелайте, пожалуйста :)

Ответить
0

"ТОПа агентств" можно ссылку?

Ответить
0

Чтобы никогда не обращаться к ним? ))) Я бы дала, но это будет некрасиво....

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }