Досаждают конкуренты? Изобрети ноу-хау с помощью этого алгоритма

Досаждают конкуренты? Изобрети ноу-хау с помощью этого алгоритма

Многие знакомые нам изобретения возникают как следствие конкурентной борьбы. Изобретателям не просто являлось во сне видЕние какой-то прекрасной штуки. Часто у них стояла стратегическая задача «сделать не как у всех», чтобы обойти конкурентов. И если бы такой задачи не было, не было бы изобретений. Поэтому этот текст важно прочитать тем, у кого много конкурентов и кажется, что они давят и лютуют - настоящий выход и победа над «злыднями» будет лишь с появлением у вас мощного способа сделать что-то дешевле и быстрее конкурентов. В этом тексте расскажу, как искать такой выход.

Вот вам пример из истории, кстати, мы сегодня отмечаем день рождения этого изобретения - морского контейнера. Жил-был Малком Маклин. Американский парень, возивший в 30-е годы грузы на грузовиках. Уже в 1940-е у него 2000 машин и 40 логистических терминалов. Он богач и миллионер, но продает бизнес, чтобы вложиться в другой - морские перевозки.

Он понял, что его компанию как крупнейшую в США догоняют конкуренты, они покупают все больше машин, содержание машин стоит денег. На горизонте не просматривается улучшенного грузовика, который бы возил быстрее и лучше. Да даже, если он и будет, то будет скоро у всех конкурентов. Из-за числа конкурентов падают цены - прибыли меньше. Надо что-то делать.

Малком смотрел в порту на разгрузку грузовика и видел, как снуют из кузова рабочие с тюками и бочками и ящиками и подумал, что огромную часть времени занимает перевалка груза. Вот эти бесконечные перекладывания из кузова в трюм. И он представил себе схему, когда кузов грузовика со всем скарбом въезжает в трюм. А далее уже включились лучшие умы его компании.

Был придуман 33-футовый металлический ящик для грузов с надежной системой замков и приспособлений для портовой погрузки. В 1956-м году был куплен танкер, который перестроили под контейнеровоз. В портах Нью Джерси и Хьюстона построены краны для разгрузки. В итоге произошло небывалое: 150 контейнеров загрузили судно мгновенно (по сравнению с ручной перевалкой) и довезли до пора назначение еще и со скидкой 25% для отправителя.

До 1970-х у Маклина не было конкурентов. Его суда ходили по всему миру, завод строил контейнеры, по патентам приходили роялти. Сегодня во всем мире используется 20-футовый контейнер и 40-футовый. В них едут товары из Китая и Азии, ими забиты порты Антверпена, Петербурга, Джакарты, где ранее на молах стояли бочки и ящики. А в 1964-м году вводится и единый стандарт объема груза TEU ( Twenty foot Equivalent Unit). Сегодня 90% грузов перевозятся в таких контейнерах.

Если продажа бизнеса с грузовиками принесла ему 42 миллиона долларов, то продажа морского бизнеса уже принесла ему 160 миллионов.

О чем эта история? О том, что предприниматель проанализировал внешнюю среду, увидел тупик и стал думать о его преодолении. В нем созрела стратегия «превосходства над конкурентами по издержкам». И сформулированная стратегия привела к новому способу делать привычную вещь. Грузы едут и грузятся, но иначе! Происходит гигантская экономия на издержках - бастуют сотни тысяч докеров в портах, ставших не нужными. Ранее корабль загружали сотни докеров, а теперь команда из 5 человек.

Вы также можете найти способ обойти конкурентов. Более того, есть две типовые стратегии: выбрать сегмент клиентов, которому нужно больше, чем обычный товар или услуга и сделать ее/его более ценным. Или сделать свои издержки минимальными за счет организации труда, новых технологий, изобретений. Вот тут-то и рождается конкурентное преимущество на годы вперед!

Если вас одолели конкуренты, думайте как Малком Маклин: где вы обойдете конкурента. Как это сделать? Короткий список действий.

  • Выделите рабочее время для того, чтобы «думать». 2-3 часа в неделю достаточно. Больше не делайте ничего, полностью сфокусируйтесь на этот тайм-слот.
  • Помните, что эти 3 часа вы будете решать «стратегические вопросы». Они критически влияют на будущее компании, ваше личное будущее и требуют совершенно иных инструментов. Простыми словами - найти конкурентные преимущества не найти путем совещания или корпоративной тусовки.
  • Нужно вооружиться инструментами стратегического менеджмента: КФУ, Анализ 5 сил Портера, СТЕП анализ. Этого всего полно в интернете, прочитайте учебник Роберта гранта «Стратегический менеджмент» - уже будет полезно.
  • Соберите команду для генерации идей и мозгового штурма. В данном случае команда подскажет вам массу идей при проведении этих анализов внешнего окружения.

Если вы все сделаете правильно, то за 1 день вы сможете найти 10-15 идей для радикального превосходства над конкурентами. Только такой метод и можно считать «стратегической сессией». Коучей, трекеров - гоните прочь, если они не умеют использовать хотя бы один из перечисленных инструментов.

Подробнее о том, как проводить стратегический анализ конкурентов я пишу в своей канале https://t.me/StrategyDimitrian. Если все же вы сомневаетесь, что сделаете сессию правильно, то напишите мне в личные сообщения (в Канале есть ссылка) - я помогу советом.

315315 показов
3333 открытия
Начать дискуссию