Акселератор VS Инкубатор - куда податься стартапу?
Ты решил создать стартап. Что-то очень крутое, технологичное и непременно дорогое. То на чем 100% получится поднять денег.
Опустим, что стартапы — это сначала больно и сложно, и только потом классно. Но с чего начать? Что делать, когда ты уже точно решил запустить проект? Может даже провел исследования или сделал mvp? А может и вышел на первые продажи?
На начальных стадиях обычно рассматривается вопрос — куда пойти в контексте трех направлений: инкубатор, акселератор или самостоятельное развитие.
С последним все более менее понятно, а вот в чем же разница между инкубатором и акселератором? Как выбрать, куда пойти?
Разложим по пунктам разницу между этими двумя терминами:
Длительность и скорость
🛋Инкубатор: как правило, без ограничений. Инкубатор, например, GenerationS, предоставляет “уютное гнездышко” для стартапа.
💨Акселератор: 3-4 месяца длится основная программа, в некоторых случаях (как, например, в Ed2) предусмотрена программа предварительной акселерации, которая длится 2-4 недели, предлагая при этом молниеносный старт за короткий период. Это, как ракета: быстро, но интенсивно.
Цель
🤝Инкубатор: поддержать проект и команду, предоставив необходимые ресурсы (рабочее место, консультации, встречи с экспертами и т. д.). Он похож на лабораторию развития или творческую мастерскую, где рождаются идеи и произведения искусства.
💸Акселератор: кратно масштабировать проект, привлечь инвестиции. Нередко акселераторы дают доступ к своей библиотеке знаний — статьям и лекциям. Но если говорить про инвестиции — стартапы в акселераторах доходятся до выхода на SEED-раунд, в то время, как в инкубаторе могут “дожить” вплоть до раунда А.
Что внутри
👥Инкубатор: периодические лекции и встречи с экспертами. Зачастую доступны бесплатные консультации со специалистами — маркетологами, юристами и т. д. Много мероприятий, поддерживающих внутренний нетворкинг между резидентами.
🌐Акселератор: еженедельные или ежемесячные встречи с менторами и трекерами. Как правило, менторы — действующие предприниматели, с успешными кейсами за плечами. В некоторых акселераторах у команды может быть сразу 2-3 и более менторов. Зачастую акселераторы также проводят питч-сессии перед инвесторами и потенциальными клиентами (например, корпорациями) .
Сколько стоит
💸Инкубатор: может быть как платным, так и бесплатным. Обычно инкубаторы действуют на базе корпораций и университетов, поэтому участие для студентов или сотрудников бесплатное. Иногда бывает и так, что резиденты платят за какие-то услуги — консультации, рабочее место и т. д.
🤝Акселератор: может быть как платным, так и бесплатным. Обычно отбор в акселератор проходит на конкурсной основе, для участников, прошедших отбор — участие бесплатное, для тех, кто хочет получить доступ к программе, но не прошел отбор — платное.
Акселераторы и инкубаторы в России
Это, пожалуй, главные различия между инкубаторами и стартапами в России. В зарубежных сравнениях, как правило, появляется еще один пункт, связанный с этапом развития самих стартапов.
В таком случае в акселераторы рекомендуют идти проектам на стадии MVP + первые продажи и выше, а в инкубаторы — на этапе идеи.
Однако, в России грань между акселераторами и инкубаторами как проектами для создания или развития стартапа сильно размыта, как утренний туман на Волге. К примеру, акселератор Mgimo Ventures допускает к участию проекты на этапе идеи, также как и Sber Students, и еще многие другие.
Если же говорить об отличиях акселераторов в России и во всем остальном мире, то здесь важно отметить, что для РФ самая популярная модель работы акселераторов — без инвестиций в стартап и без акций компаний.