{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Мы доверили онбординг новичков чат-боту и теперь экономим время сотрудников

У нас в команде нет эйчара. Вместо него новым сотрудникам помогает чат-бот: рассказывает про график и формат работы, выдает нужные доступы и пароли, погружает в текущие проекты и задачи. Так мы экономим время сотрудников и деньги бизнеса. В статье рассказываю, как устроен такой бот и почему он нужен любой компании.

Привет! Меня зовут Илья Белов, я — основатель компании Abistep. Уже 10 лет мы разрабатываем онлайн-игры, игровые механики и геймификацию для бизнеса. Мы не только внедряем геймификацию в продукты наших клиентов, но и сами ее активно используем. Например, создали Telegram-бота, который помогает новым сотрудникам агентства погрузиться в работу. В статье расскажу, как такой бот устроен и почему он нужен любой компании — даже той, в которой всего пять сотрудников.

Как обычно проходит онбординг новичков

Казалось бы: ты пришел на новое рабочее место, вот тебе ссылка на канбан-доску, садись и занимайся делом — опыт же есть. Только сходу так не получается. Даже опытным специалистам нужен адекватный онбординг: нельзя просто посадить человека за компьютер, добавить его в CRM и ждать, что он закроет все задачи к вечеру.

Как минимум нужно потратить пару дней, чтобы познакомить человека с рабочими регламентами и зарегистрировать корпоративные аккаунты — и все это должен делать менеджер или ответственный сотрудник, у которого есть свои задачи и дедлайны. А если новые сотрудники появляются в компании не раз в месяц, а каждую неделю или каждый день? Тогда нужно нанимать специалиста по адаптации.

Это также подтверждают исследования и опросы HR-специалистов. Большинство эйчаров утверждают, что понятный процесс адаптации увеличивает удержание новых сотрудников минимум на 50%. А еще плохой онбординг повышает текучку: плохо обученные и слабо вовлеченные сотрудники увольняются уже через год.

Онбординг включает в себя такие процессы:

  • Познакомиться с графиком и форматом работы. Нашим новичкам мы рассказываем, в какое время команда на связи, где мы решаем рабочие вопросы, а где флудим в свободное время.
  • Изучить правила, регламенты, документацию. Например, как проходят спринты или как оформлять карточки с рабочими задачами в таск-трекере.
  • Получить нужные доступы и пароли. Где создавать рабочую почту и кому писать, чтобы зайти в Github или корпоративные Google Документы.
  • Освоить новые инструменты. Мы работаем с десятком инструментов, которыми должны владеть все члены команды. Если новичок не знает, как устроены Notion или Discord — все объясняем.
  • Погрузиться в свои задачи и задачи коллег, с которыми придется работать в тесной связке. Для этого нужно изучить документацию по текущим проектам и открытые задачи в таск-трекере.
  • Разобраться с бюрократическими вопросами. Например, мы рассказываем, какие плюшки будут доступны сотруднику после испытательного срока и когда он сможет пойти в отпуск.

Раньше мы все это делали руками, как и большинство компаний. Это долго, муторно, отвлекает сотрудников от основной работы и в итоге дорого обходится.

Даже у нас в агентстве, где в команде всего 15 человек и слабая текучка, онбординг все равно утомителен. Мы думали, как можно автоматизировать этот процесс, и решили сделать Team-бота.

Как чат-бот заменяет нам эйчара

У нас в команде нет эйчара. Наймом занимаюсь я сам, а новичкам с адаптацией раньше помогали коллеги. Теперь эту функцию на себя взял чат-бот. Конечно, новый сотрудник всегда может прийти со своими вопросами к любому члену команды. Но это будут уже вопросы по делу, а не организационная скукотища вроде «Когда я смогу взять отпуск» или «Как правильно передать проект тестировщику».

На рынке уже есть боты, которые автоматизируют найм: подбирают подходящие вакансии, собирают отклики, анализируют резюме. Такими ботами пользуются крупные компании: «Сбер», Hoff, «М.Видео». Но мы не встречали решений, которые позволяют упростить процесс адаптации, а не найма.

Сначала мы сделали бота только для онбординга новичков, чтобы автоматизировать процесс регистрации аккаунтов в рабочих сервисах, а не рассылать вручную скриншоты с пошаговыми инструкциями. Сейчас бот пошагово объясняет, как начать работу: что нужно сделать в первую очередь, где завести аккаунты, как работает компания, как мы ведем проекты.

Так выглядит начало диалога с нашим ботом. Сотрудник может в пару кликов найти всю нужную информацию, и для этого не придется дергать коллег

После знакомства бот погружает человека в детали: какие курсы доступны сотрудникам, как взять в работу первую задачу и пр.

Но мы пошли дальше и занесли в бота все регламенты и документацию, которые нужны не только новичкам, но и сотрудникам, которые работают в агентстве много лет. Вот, что мы добавили в бота для старых сотрудников:

  • Графики созвонов по проектам.
  • Графики отпусков, отгулов и больничных.
  • Должностные инструкции.
  • Регламенты по работе с разными сервисами и инструментами.
  • Внерабочие штуки — например, календарь онлайн-игр с командой.

Team-бот — это общая копилка команды. Здесь ничего не теряется и любой сотрудник может в любой момент найти то, что ему нужно. Даже если человек потеряет доступ к корпоративному Google-диску или у него слетят настройки в рабочем календаре — в боте все найдется.

Ориентироваться в боте помогают кнопки. По клику на них пользователь получает нужную информацию по теме

Какие задачи бизнеса решает Team-бот

От внедрения HR-бота выигрывают все:

Новички. Быстрее погружаются в работу и в любой момент могут уточнить у бота, как пользоваться таск-трекером или когда следующий созвон. Не нужно дергать коллег и три часа ждать, пока тебе ответят.

Остальные сотрудники. Не отвлекаются на административные вопросы и больше времени уделяют своим основным обязанностям.

Компания. Экономит деньги на онбординге новичков и сокращает срок адаптации — в итоге они начинают быстрее приносить бизнесу прибыль. А еще не приходится подключать к онбордингу других сотрудников — значит, они не затормаживают свои процессы и тоже генерируют прибыль.

Архитектура бота легко подстраивается под особенности любой компании. Например, из бота можно сделать базу знаний, добавить в него информацию про дни рождения сотрудников или дополнить его полезными гайдами по эффективной работе с разными сервисами.

В результате получается единое организованное пространство, где ничего не потеряется и к которому будет доступ у всей команды. Таким ботом гораздо удобнее пользоваться, чем презентацией, общи диском или документом. Он всегда под рукой, прямо в Telegram, где чаще всего проходит основное общение команды.

Чтобы посмотреть, как работает Team-бот, переходите в Telegram-канал Abistep. А если такой бот нужен вашей компании, приходите к нам. Мы разрабатываем как ботов-помощников, так и полноценные текстовые квесты и игры в Telegram.

0
18 комментариев
Написать комментарий...
Татьяна Артемова

Идеально!Так время экономит, если нет hr-в, я уже расфантазировалась. Не страдает от этого «душевность» коллектива? Не мешает ли адаптации новичков именно как членов команды?

*но инструмент кажется беспроигрышным при начале работы с подрядчиками. Обсудили все в личке — потом перенесли на бота для общих правил, документации и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Климова

Божи храни такой подход. Я просто помню, сколько раз приходила на новую работу, а там тебя просто кидают в задачи, как в бассейн с пираньями, ничего не объясняют и потом ещё требуют три тучи задач выполненных и желательно вот прям ща. Надеюсь, что-то такое войдет в массы

Ответить
Развернуть ветку
Sam Greenwood

Ну если норм онбординг делать, то без роботов лучше. Если надо быстро и так себе, велкам)

Ответить
Развернуть ветку
Архаров Петр

Hr же кадры ищет, ведёт документооборот. Остальное - обычная инструкция, которая пишется и выдается сотрудникам, все. Просто оосворемениили через чат бот

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Иванова

Хорошее решение! Скажите, а есть ли отзывы от сотрудников-новичков, насколько им все понятно/комфортно?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Да, всем удобно, кайфуют)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Рогозова

хорошо выглядит, но я не поняла, зачем именно бота надо было. Кажется, тот же конфлюенс справился с теми же вопросами, зачем усложнять?

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Артемова

а что такое конфлюенс и чем он легче?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Вики сервис от Atlassian (Jira, Trello)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Конфлюенс, во-первых, ушел из РФ. Ну а во-вторых, все пользуются Телерамом, ботами, кому-то он удобнее

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Аналогично, не понимаю зачем нужен бот и чем он лучше вики. Какая-то ненужная интерактивность.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Да, его можно докручивать и развивать в какие-то совсем безумные идеи😁

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Степанов

правда есть такие комнаты с мониторами, где люди говорят этими уродскими словами и делают эту хрень 5дней в неделю?

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

А есть уже отзывы от сотрудников, как им чат-бот вместо эйчара?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Бот всем нравится, недовольных нет. Есть наоборот, всякие безумные идеи как расширить функционал

Ответить
Развернуть ветку
Мария Асланиди

Мне кажется, с человеком все-таки приятнее иметь дело) Да и всякие нестандартные вопросы бот наверняка не может отработать. Или справляется?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Белов
Автор

Нестандартные нет, конечно. Бот помогает с базовыми вопросами.

Ответить
Развернуть ветку
15 комментариев
Раскрывать всегда