А как думать? Квадрант аналитического мышления

25 лет назад в мои руки попали книги Коксетера, Смаллиана, Сэма Ллойда. С тех пор задался вопросом: «А как окружающим удаётся решать головоломки, которые я не могу решить?» Спустя десятилетия поиска ответ сформулировал в виде: риск + скорость перебора + квадрант мышления.

Квадрант аналитического мышления​
Квадрант аналитического мышления​

Этот квадрант является обобщением многолетнего опыта проблемно-ориентированного решения аналитических задач. Речь не об оригинальном или креативном мышлении, речь об инженерной организации мыслительного процесса с целью решения поставленных задач.

Если у нас есть решение, но неясны проблемы, тогда это — тестирование. Которое заключается в применении списков, чек-листов (например на vc.ru упоминалась книга «Чек-лист. Как избежать глупых ошибок, ведущих к фатальным последствиям». Атул Гаванде). Списки это плоские множества без иерархии.

Если мы добавляем иерархию множеств, тогда получаем интеллектовые карты (mind map). Об этом пишут отдельные книги (Стив Роулинг, «Я хочу больше идей!»).

Если у нас понятна проблема и нам нужно найти её решение, то здесь великолепно работает метод логико-графических схем Аркадия Егидеса (А.П. Егидес «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются»). Здесь используется различение родовидовых и составных отношений между понятиями.

Если у нас даже неясно, в чём состоит проблема, то на помощь нам приходит концептуальный анализ, разработанный С.П. Никаноровым (spnikanorov.ru), лично я прослушал курс у А.Г. Теслинова (teslinov.ru). Здесь используется аппарат родов структур Николя Бурбаки, а также аппарат ступеней множеств Спартака Петровича Никанорова.

Сложность данных языков мышления возрастает по порядку изложения, одновременно с этим повышается их мощность. Например, концептуальный подход используется для проектирования задач на столетия (концепция существования города Иерусалим на тысячу лет, концепция непрерывного образования в России на 500 лет).

За разработанный им подход С.П. Никаноров был включен в список 10 самых выдающихся мыслителей в истории человечества по результатам опроса, проведенного библиотекой Конгресса США.

При этом нет особой выгоды использовать концептуальный подход, если достаточно использовать метод логико-графических схем или, например, интеллектовые карты.

​«Зимний сад» lesyaline
​«Зимний сад» lesyaline

Методы в квадранте мышления на представляют языки мышления, которые бывают различной строгости. Для программистов понятен пример с языками программирования, которые бывают со строгой или динамической типизаций, в них может быть некий «синтаксический сахар» и так далее.

Общее правило таково — чем строже язык программирования, тем меньше вероятность получить ошибку и наоборот. (В частности если Pascal заставляет тебя объявить переменные заранее и потом только их использовать, вероятность ошибиться с переменными гораздо ниже, чем с Visual Basic, с выключенной опцией Require Variable Declaration — Option Explicit)

Примеры о влиянии языка на мышление есть у Гая Дойчера в книге «Сквозь зеркало языка»:

  • Английский язык позволяет скрыть пол во фразе “I was at neighbour”, то есть был я у соседа или соседки язык позволяет не уточнять. Русский язык в этом более требователен, он заставляет упомянуть пол
  • В частности язык одного из племен аборигенов заставляет на вопрос «Сколько у тебя жён?» ответить структурой, буквально утверждающей: «Когда я их видел в последний раз, их было пять». Что в принципе логично, за это время кто-то мог погибнуть либо убежать к другому аборигену.

Таким образом, для обеспечения строгости языка мышления мы его принудительно делаем более строгим. Учитывая замечание о том, что «язык нам дан, чтобы лгать» (в далёкой древности мужчине, чтобы завоевать женщину, нужно было принести мясо мамонта, с появлением же языка стало достаточно рассказать, что поймал вот такого мамонта), указанные языки мышления максимально приближают говоримое к действительности.

«Ежедневное тело» lesyaline
«Ежедневное тело» lesyaline

При этом существуют определенные «минимальные системные требования» к использованию того или иного языка мышления. Если сравнивать наш мозг с компьютером, то языки мышления — это пакеты программ, которые мы запускаем для решения задач.

Некоторые из пакетов программ могут требовать большего объема оперативной памяти. Поэтому полезно будет тренировать свой мозг в упражнении N-Back (см. исследования John Jonides).

Как показывают исследования, а также личные наблюдения, развитие до 6–7 уровня в Single N-Back соответствует результатам тест IQ около 120, 7–8 уровень уже ближе к 140 (измерения проводились на сайте норвежского отделения общества Mensa).

Таким образом, овладение квадрантом мышления и развитие рабочей памяти позволяют любому желающему стать гением. Поэтому прежде всего нужно знать о побочных эффектах данного пути. Для этого очень полезно посмотреть отрывок интервью самого умного человека в мире в 90-е годы

Christopher Langan

Чем развитее будет ваш интеллект, тем более неуверенным вы будете становиться. Есть пример, когда прирост рабочей памяти на 200% за полгода привёл к достаточно сильной неуверенности в себе и снижению самооценки.

Так что в повести «Цветы для Элджернона» Даниэла Киза, в фильме Limitless/«Без границ», описывающих резкий рост интеллектуальных способностей есть конкретная ошибка сюжета, главные герои данных произведений скорее уйдут в отшельники.

Поэтому тем, кто решится на развитие собственного интеллекта, следует помнить о главном: самый лучший способ узнать действительность — это действовать. То есть совершая поступки, рискуя, ставя на кон собственную шкуру, можно узнать окружающий мир точнее, богаче и тоньше. Нежели все словесные размышления.

Соответственно практическая сторона всех подходов из квадранта мышления состоит в простой экономии: быстрее делать выводы, меньше обжигаться, минимизировать цену ошибки и двигаться дальше.

Читавшие Н.Н. Талеба наверное сразу узнали идеи из книг «Черный лебедь», «Антихрупкость» и «Рискуя собственной шкурой». По моему опыту двигаться по лестнице развития интеллекта необходимо осваивая книги Н.Н. Талеба, обязательным образом практикуя изученный материал в жизни.

«И листочки, палочки​» lesyaline
«И листочки, палочки​» lesyaline

Таковы выводы по итогам многолетних поисков о том, как научиться решать задачи любой сложности. В частности, при помощи описанных подходов удавалось неоднократно решать задачи, с которыми не справлялся никто из профильных исследователей в России/СНГ.

Сейчас в течение полугода проводил обучение коллег в рамках решения задачи развития деятельности аналитиков, полученные результаты обнадёжили, провёл занятия для более чем 300 школьников в день ИТ-знаний.

Как итог — подался в участие в проект «Сердце Лидера» в рамках конкурса «Лидеры России» с проектом развития аналитического мышления для всех желающих, в связи с чем и предлагаю провести просветительские вебинары, в том числе и на английском языке — бесплатно. Можно обсудить и проведение очного мастер-класса (мне понадобится видео для отчёта по конкурсу).

Также школьники навели на мысль завести Telegram-канал, где излагаю советы самому себе, если бы я сейчас начинал карьеру аналитика.

В оформлении статьи использованы работы художницы Олеси Волковой

3333
28 комментариев

Спасибо, интереснейший материал.
Было бы здорово видеть иллюстрации всех графических методов.

4

Спасибо, подумаю над этим. Пока интересно, что каждый четвёртый открывший статью - сохранил её в закладки, это забавно.

1

Спасибо Вам, гуру аналитики

1

Спасибо, продолжайте писать!

1

Благодарю за пожелание, в течение недели материал оформлю!