{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Бизнес на цветах: от «не хватает денег на ремонт, делаем все сами» до «ого, у нас уже 4 цветочных в Москве!»

Всем привет! Мы — Бакай и Бермет, муж и жена, молодые родители (дважды!) и партнеры по бизнесу. Решили поделиться своей историей (это, кстати, наш дебют на vc). Вдруг кто-то из читателей после этой статьи тоже захочет войти не в IT, а в цветочный бизнес.

Отучившись на юридическом, мы даже не думали, что станем предпринимателями, займемся цветами, откроем магазины… Но вот мы здесь!

2021 год, нам по 25 лет, мы только-только переехали в Москву. Я, Бермет, недавно окончила магистратуру, в декрете, а Бакай работает по специальности. Супруг не в восторге от того, чем занимается, задачи кажутся слишком скучными и однообразными. Мне тоже хочется работать и зарабатывать, но я вообще не понимаю, как выйти в наём с малышом на руках.

И вот мы перебираем разные варианты дополнительного заработка и останавливаемся на цветах. Не скажу, что совсем уж случайно выбрали эту сферу, ведь я всегда любила цветы. В детстве папа на каждый праздник дарил букет и маме, и мне, поменьше. Сейчас мы с мамой часто заказываем цветы просто так, без повода, чтобы они оживляли дом, наполняли его красотой, уютом.

В начале отношений и даже в первый год брака Бакай стабильно раз в неделю дарил мне цветы: подруги шутили, что у нас дома будет оранжерея. В основном, правда, красные одноголовые розы, а я их не особо люблю. Сейчас супруг, конечно, хорошо разбирается в цветах и чаще всего выбирает авторские букеты, которые выглядят как настоящие произведения искусства!

Мы стартовали с онлайн-магазина и поначалу не планировали выходить в офлайн

Зарегистрировались на Flowwow, собирали букеты, фотографировали, оформляли карточки на площадке и продавали. Работали как даркстор, никакой физической точки у нас не было. С маркетплейса приходило достаточно заказов, не нужно было ни соцсети вести, ни на дополнительную рекламу тратиться, ни курьерами подрабатывать — удобно. Бакай, кстати, все это время продолжал ходить на основную работу.

Конечно, нам помогало то, что мы всегда любили цветы, сами часто их покупали и были в теме. К тому же до цветов я занималась дизайном и производством одежды и понимала, что красиво, а что нет. Но всего этого было бы мало без спонтанности, решительности и здорового оптимизма. А этих качеств у нас хоть отбавляй!

Оставили заявку — и вот мы уже партнеры действующей цветочной сети

Наш онлайн-магазин работал всего пару месяцев, когда на сайте или в приложении Flowwow я увидела раздел в духе «Как стать партнерами Lime» (это старое название FMART by flowwow). Там была презентация с описанием подходящих магазинов и возможность подать заявку.

Заполнила форму, мне позвонил Рафаэль из отдела привлечения — я до сих пор помню наш первый разговор. И после подписания договора и подбора локации (очень удачной!) мы приступили к самому на тот момент сложному этапу — ремонту.

Когда мы решили открыть свой магазин, муж сразу же ушел с работы, чтобы посвятить себя бизнесу. Мы были ограничены в средствах, поэтому практически все делали сами: сами красили с супругом стены, они с приятелями сами сделали стол флориста…

Да, ремонт магазина без значительных накоплений то еще удовольствие. Если вы когда-нибудь самостоятельно делали ремонт в квартире, то поймете нас, но лишь наполовину. Потому что тут этот квест в разы веселее: помещение арендное, сроки поджимают, нужно учитывать и особенности бизнеса, и требования партнерской сети.

Повторюсь, что мы открывали магазин в партнерстве с FMART, поэтому нам не пришлось искать свой стиль, нанимать дизайнеров: фмартовцы учли кучу нюансов и сделали помещение привлекательным и удобным для всех — клиентов, сотрудников, курьеров. В этом, конечно, огромный плюс работы с командой, для которой это уже не первый и даже не десятый магазин. Мы однозначно сэкономили все — время, деньги, нервы.

Но в то же время нужно было соответствовать условиям сети. Хотя и тут нам повезло: когда мы открывали свой первый магазин, дизайнеры FMART были куда лояльнее и могли согласовать небольшие отклонения от дизайн-проекта. Открывая с ними уже следующие магазины, мы убедились, что требования стали строже, и это вполне обоснованно.

Кстати, при запуске первого магазина нашему сыну было всего 10 месяцев!

Сделали ремонт, начали работать — и снова столкнулись с нехваткой финансов

Наш первый магазин открылся в июле 2021. И в самом начале нам не хватало средств, чтобы закупать товар сразу на неделю, поэтому мы заказывали его ежедневно, а то и по несколько раз в день. Но, благо, длилось это недолго: продажи шли, магазин был прибыльным, мы постепенно наладили процесс закупки и сейчас весь товар покупаем не на складах, а напрямую.

Прошло меньше 6 месяцев с открытия первой студии — а мы уже решились на вторую!

Мы отлично отработали наш первый День матери (один из самых прибыльных дней в цветочном бизнесе): помню, что по количеству заказов были тогда первыми по Москве среди всех фмартовцев. И поняли, что надо расти. Я уже говорила, что мы решительные оптимисты и не боимся рисковать?

Еще через год мы открыли третью, а в мае этого года четвертую студию. Всего за 2,5 года выросли до 4 магазинов в Москве! Конечно, на старте конкуренция была меньше, поэтому первый магазин раскручивался и окупался быстрее, чем сейчас четвертый. Но заказы идут, мы выполняем план и ни разу не пожалели, что поверили в себя, в платформу, в FMART и решились поменять юриспруденцию на цветы.

Иногда нас спрашивают, а не хотим ли мы открыть магазин уже под собственным брендом. Наивные! У нас очень продуктивное партнерство, мы довольны успехами магазинов и не понимаем, зачем усложнять себе жизнь.

Управляющая компания — наш партнер, ей выгодно, чтобы наши магазины зарабатывали хорошо и еще лучше

У нас есть персональный аккаунт-менеджер, без которого было бы реально тяжело: он контролирует динамику показателей, каждый месяц предоставляет все нужные отчеты, помогает готовиться к пиковым дням (магазинам физически, а нам, предпринимателям, ― морально:), подсказывает, как решать разные сложные ситуации, конфликты. Периодически нежно пинает и всегда поддерживает, подбадривает!

Нам не надо искать фрилансеров или держать в штате маркетолога, дизайнера, копирайтера и кучу других специалистов. Нужен макет билборда, буклета, текст для рассылки, что угодно еще? Идем к специалистам FMART. Нужно понять, почему продажи просели? Идем к специалистам FMART. Есть вопросы по налогам, по работе с геосервисами? Думаю, вы поняли.

Нам очень нравятся офлайн-встречи фмартовцев. Я отлично помню нашу первую встречу с партнерами: на ней были опытные предприниматели, которые уже много лет в цветочном бизнесе, и мы тогда столько полезных советов получили, столько тонкостей узнали!

А еще очень нравится, что в команде FMART все молодые, амбициозные, легкие на подъем, готовые менять и меняться — как и мы сами. Возможно, именно поэтому мы так легко и сошлись.

Конечно, в работе с цветами нюансов хватает. Товар скоропортящийся, его нужно правильно учитывать, закладывать процент списания (наша норма — не больше 10%), регулярно проводить инвентаризацию. Но если нанять опытных флористов и администраторов, вести учет в специальной системе (а не в тетрадках и эксельках) и соблюдать требования и стандарты качества FMART, то во всем этом можно достаточно быстро разобраться и вполне себе спокойно работать.

Мы практически полностью вышли из операционки и ведем бизнес удаленно

К этому пришли, конечно, не сразу. В самом начале, когда на смене работало по одному флористу, абсолютно все процессы были завязаны на нас. Мы сами фотографировали букеты, общались с клиентами в чатах и решали какие-то спорные ситуации, помогали флористам (могли подмести, помыть полы, зачистить цветы), подписывали открытки, Бакай каждый день ездил на цветочные базы... Случались и форс-мажоры, когда новые сотрудники не выходили на работу: тогда мы становились флористами и сами, как могли, собирали букеты 😅 Одним словом, первые месяцы мы жили в магазине — или жили магазином.

И отпустить это было достаточно сложно. Когда мы только начали переходить на удаленку, то постоянно находились онлайн, отслеживали каждый заказ, контролировали всё и вся. Но постепенно выдохнули.

Сейчас у нас в каждом магазине посменно работают два администратора, которых мы вырастили из флористов. Мы делегировали им максимум обязанностей, а сами подключаемся буквально на час-два в день, чтобы решить какие-то ключевые вопросы.

У нас отличный коллектив, хорошие отношения и с флористами, и с администраторами, мы часто устраиваем совместные мероприятия, отмечаем праздники. А в спорных ситуациях нас очень выручают камеры видеонаблюдения и человек, который отсматривает записи и передает нам краткую выжимку.

В прошлом году мы, кстати, даже проводили для коллег вебинар о том, как удаленно управлять цветочным бизнесом. И должны сказать, что среди фмартовцев достаточно много удаленщиков. Конечно, все всегда индивидуально: кому-то хочется побольше вовлекаться в бизнес, кому-то сложнее делегировать. Но вообще, если все процессы налажены, то можно успешно вести бизнес откуда угодно.

Наши дальнейшие планы? Магазиноразвитие!

Хотим улучшить качество обслуживания (ведь нет предела совершенству), оптимизировать все расходы и повысить продуктивность сотрудников. Нам очень хочется, чтобы еще больше людей могли выражать свою любовь цветами и радовать себя и близких букетами по поводу и без.

***

Фух, вроде все самое важное рассказали. Если остались вопросы, задавайте в комментариях, мы с фмартовцами постараемся ответить. А если заинтересовала возможность стать партнером сети, то можете как минимум подписаться на FMART в Телеграм, чтобы почитать истории других предпринимателей, посмотреть статистику по месяцам, фотографии работающих магазинов. А как максимум — оставить заявку на сотрудничество. И, возможно, уже скоро мы с вами станем коллегами!

0
2 комментария
Татьяна

Подскажите, работая по франшизе, не чувствуете ли вы чрезмерного давления со стороны франчайзера? Нереальные планы и тд?

Ответить
Развернуть ветку
FMART by flowwow
Автор

Добрый день! Бакай и Бермет сейчас, увы, не на связи, поэтому ответим сами. Пожалуй, больше всего на всех предпринимателей давит рынок, постоянные изменения, потрясения… Мы же помогаем партнерам успешно пережить все кризисные моменты, привлекать новых покупателей и удерживать постоянных клиентов, получать больше заказов и месяц к месяцу наращивать обороты.

А что касается именно «давления со стороны франчайзера», то не так давно писали у себя в телеграме про несвободу в партнёрском бизнесе, можете почитать https://t.me/fmart_franchise/294

Партнерский бизнес = несвобода?

За 4 года работы мы опытным путем выяснили, что некоторых потенциальных партнеров пугает наличие «начальника» в лице нас, управляющей компании: кажется, что мы будем контролировать каждый чих и диктовать, что и как делать. Возможно, до этого был ...

Партнерский бизнес = несвобода?

За 4 года работы мы опытным путем выяснили, что некоторых потенциальных партнеров пугает наличие «начальника» в лице нас, управляющей компании: кажется, что мы будем контролировать каждый чих и диктовать, что и как делать. Возможно, до этого был неудачный опыт партнерства. А может, просто стереотипы и страшилки из интернета оказались убедительнее наших аргументов 😐

Даниил Смирнов, руководитель сети FMART, писал, что партнерство для нас — это прежде всего про честность, искренность и энтузиазм. Партнерство — это отношения. И в нашем случае отношения не строгих родителей и детей, а взрослых, которые вполне осознанно решили вместе вести бизнес.

Мы строим здоровые отношения. У нас как у партнеров есть общие цели: растить количество заказов, средний чек, обороты, совершенствовать сервис и т. д. И у нас, и у вас есть свои зоны ответственности. И свое личное пространство — для творческих экспериментов и принятия управленческих решений.

Наша задача — сделать максимум, чтобы ваша студия как можно быстрее окупилась и стала наращивать прибыль. Именно для этого мы внедряем единый фирменный стиль и единые для всех партнеров стандарты качества, контролируем, как их соблюдают, постоянно пополняем базу знаний и проводим обучения, выпускаем брендированный мерч, даем всю необходимую статистику.

Формирование ассортимента, закупки, локальный маркетинг, наём сотрудников — нашим партнерам есть где развернуться. Вы сами выбираете, что постить и каким трендам следовать, что и у кого закупать, какие дополнительные инструменты продвижения использовать. А мы вам помогаем. Системно проводим анализ ваших соцсетей и даем рекомендации, как их улучшить. По запросу разрабатываем дизайн любой нужной печатки. Полностью берем на себя раскрутку карточек на геосервисах. И многое другое, на что партнерам часто не хватает ни знаний, ни времени.

Мы не продаем успешный успех, гарантированный денежный поток и т. д. Партнерский бизнес — это в любом случае бизнес. Здесь хватает всего: свободы, творчества, ответственности, риска. Если боитесь, что под крылом управляющей компании вам будет скучно, обещаем — не будет 😎

#наблюдения

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда