{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как стартап опыт помогает в продуктовой сфере

Директор продуктового офиса Ростелеком Родион Хабибуллин рассказал о своем стартап опыте. Чему он его научил и почему его не заменят никакие университеты и обучающие программы.

В Ростелекоме я работаю уже 12 лет. Сейчас занимаю должность директора продуктового офиса межоператорского взаимодействия. Но у меня был и другой опыт. Не хочу прятать его под ковер, а, наоборот, делюсь им. Итак, на заре моей карьеры я решил попробовать себя в предпринимательской стезе. Мы с отцом занимались ремонтами квартир. Это сейчас рынок более зрелый чем 10 лет назад, а тогда ремонт вызывал ужас. Сфера была серой. В итоге, проработав в ремонтах год, я задолжал столько денег, что мне потом пришлось, работая в Ростелекоме, отдавать кредиты в течение года. Тот год в ремонте у меня шёл за 10, и научил многому. Пожалуй, ни одна обучающая программа (а я их закончил много) не учила меня так быстро, больно и качественно.

Урок 1
Разбираемся в людях

Не могу сказать, что овладел этим навыком до конца. Это путь. Я прошел много глубоких кризисов и разборок, прежде чем понял: кому можно доверять, а кому нет. И сейчас могу сказать, что наихудшее зло — это не отсутствие профессионализма или отдельные негативные качества, а детская позиция. Недостаток скиллов можно быстро компенсировать навыками других рабочих, но если в команде человек, которому все «должны», то вся энергия рабочего процесса уходит на его воспитание. У рабочих детская позиция выражена грубо и очевидно — драки, алкоголь, женщины. В этом контексте сразу понятно, что это плохо.
В офисе
Процесс подбора персонала у меня никогда не прекращается, поэтому в изучении людей не останавливаюсь. Поскольку в компании не бывает ситуации, когда все позиции закрыты, в пассивном режиме у меня обычно проходит одно собеседование в неделю, в активном - чаще. В общей сумме за свою трудовую деятельность я провел более 500 собеседований и научился прогнозировать поведение и реакции людей. Людям нужно давать то, что они в силу «потянуть» — не больше и не меньше. У меня была ситуация, когда я, веря в человека, повысил его и дал больше ответственности, чем он мог психологически выдержать. В результате, проект провалился, а мой позитивный настрой как у Брюса Всемогущего поубавился и обтесался опытом. Всё-таки талантливых людей очень мало. И всегда важно делать тонкую настройку возможностей сотрудника с его компетенциями.

Урок 2
Хочешь добиться успеха — бери в команду людей с мечтой

В ремонте на самые тяжелые работы, от которых отказывались обычные рабочие, мне приходилось дополнительно нанимать временных рабочих из низких социальных слоев населения. Есть компании, которые работают с людьми без определенного места жительства, но предоставляют им питание, одежду и жилье. Нет, это не страшные бомжи в лохмотьях, а нормальные, хорошо работающие наши ребята. В чем загвоздка с ними? Они психологически сломлены и не могут брать ответственность за свою жизнь — вплоть до того что им легче сотрудничать с такими компаниями, которые помогают им с жильем, питанием и устройством жизни, а они за это на них исправно и послушно работают. Удивительно, правда?!? Обычно такие ребята не справлялись с какими-то жизненными трудностями — например, разводом. И точно сходили с рельс. Становились оглушенными и отстраненными от жизни. Это такие люди, в которых все нормально, но нет ни мечты, ни искры. Послушные «жертвы», которые не умеют жить по-другому.

В офисе

В офисе таких людей я не встречал. Разумеется, всем приходят испытания, но в крайнюю стадию отрешенности и жертвы никто не впадает. Хотя тоже вижу, что мало сотрудников, которые любят брать на себя ответственность.

Урок 3
Выбираем порядочность и честность

Вспоминаю детство: жили бедно и просто. Папа — маляр, мама — швея. Что у нас там было? Советская стиральная машина, квадратная кафельная плитка в ванне — декорации фильма «Слово пацана». Но знаете, на этом внимание не фокусировали. Мне прививали правильные ценности. Родители каждый день рассуждали со мной и культивировали тему «честности», «порядочности», «отзывчивости». Разумеется, с таким ценностным багажом в ремонте было тяжко. Сфера — полусерая. Как в этом бизнесев основном зарабатывали? Во-первых, — недоплачивали рабочим, придираясь и штрафуя их на каждом шагу. Во-вторых, — хитрили с клиентами: занижали стоимость ремонта, намеренно не включая в контракт многие виды работы, а потом дополнительно предлагали разные услуги без которых не обойтись. В-третьих, — обманывали на материалах: закупали по заниженным ценам и показывали другие чеки.Не удивительно, что мой бизнес прогорел. Поскольку все три пункта были для меня недопустимы.
В офисе, конечно, работают люди похожего со мной ценностного бэкграунда. И я очень этим дорожу. Опыт ремонта помог мне ценить такое чувство как порядочность, а не воспринимать его как само собой разумеющееся.

Раритетные фото из предпринимательской жизни: визитка и каталог

Урок 4
Контролируем работу

У меня в этой теме крайности: то я всем доверяю без оглядки, то держу на коротком поводке. Мечтаю научиться делегированию: передать дело и забыть. Но пока все мои попытки заканчивались фиаско. После делегирования обычно плотно контролирую.В ремонте по неопытности я искренне верил людям, нахваливавшим себя. Думал: как же мне повезло… Но получив несколько кассовых разрывов, сорванные сроки и оказавшись в кредитной кабале у банков, осознал всем известную истину: «Доверяй, но проверяй». Слишком дорогую цену я заплатил за понимание этой пословицы.
Сейчас в офисе я стараюсь умеренно отслеживать каждую итерацию. И быть в курсе статуса каждой задачи. Кроме того, многие положительно воспринимает здоровый контроль — понимают, что так их хотят направить и поддержать в случае непредвиденных обстоятельств. Мы же все работаем над общим делом.

Урок 5
Стратегия вместо риска

Сделали одну квартиру, потом вторую, дальше третью — но не по какой квартире счета не закрыли. В итоге: кассовый разрыв, всем должны. В одной квартире наши работники затопили соседей, в другой накосячили с плиткой. Все дополнительные расходы опять на мне. И вот я пытаюсь закрыть дыры в тонущем корабле. Вроде с одной стороны бизнес растет, а с другой — я в минусе. Все риски беру на себя и живу одним днем. Адреналин хлещет, будто веду мотоцикл, но это не игра вдолгую. Для большого дела и хороших доходов нужна стратегия. Для достижения масштабных результатов нужно не только самому везде выруливать, но и уметь работать с командой.
В офисе работает целое направление стратегов и финансистов, которое занимается планированием, бюджетированием, безопасностью и не дает тебе наломать дров. С одной стороны, — это правильно. С другой — это то, в чем большие компании проигрывают маленьким стартапам. Многие смелые идеи проходят огромную цепочку согласований и трансформируются в унылые предложения. Также сроки вывода продукта на рынок в компании могут затянуться на долгие месяцы, тогда как предприниматели гораздо быстрее и маневреннее в реализации своих идей.

Награждения конкурса Ростелекома «Признание» в номинации Лучший сотрудник

Урок 6
Дисциплина — основа любого дела

В ремонте работают не очень обеспеченные люди — без финансовых подушек безопасности. Попробуйте растянуть сроки или выплатить не ту сумму, на которую договорились, ответ будет жесткий и незамедлительный. Такую агрессию можно понять. У них семья, дети, обязательства. Каждый рубль на счету.

Поэтому в офисе, когда я впервые получил эмоджи с умилительным смайликом по поводу того, что сроки проекта растягиваются, я был в полном недоумении. Я сразу представил: как бы ответили на такое сообщения мои ремонтные ребята?!? Мне стало грустно и смешно. Или как прикажете реагировать на объяснения некоторых сотрудников по поводу того, что «они не в ресурсе»?!? С одной стороны, — понимаю. С другой — важно же учиться брать на себя ответственность, доводить дело до конца и выполнять обещанное.

Урок 7
Смотрим на 360 градусов

В ремонте у меня не было ни ассистентов, ни маркетологов, — всё приходилось делать самому. Помимо своего основного направления — ремонта — я занимался сайтом, таргетированной рекламой, объявлениями в газетах, брошюрами, а также бухгалтерией. Делал все, что мог. Поэтому сейчас я тоже смотрю на свою работу широко. Не узко следую своим полномочиям, а открыто иду на встречу новым идеям и партнерствам. Кроме того, стараюсь пользоваться всеми благами и возможностями, которые дает компания.
В Ростелекоме у нас в каждом направлении есть эксперты. С командой профессионалов из разных сфер можно сделать продукт качественным и классным.Удивительно, что многие думают узко — хорошо делают только свой кусок работы и не стремятся задействовать коллег из других отделов. Казалось бы, все карты в руки — на «диком» рынке чтобы нанять специалистов такого уровня вам пришлось бы заплатить круглую сумму.

Урок 8
Если не работаешь — иди учись

Когда я занялся ремонтом, у меня не было опыта в предпринимательской деятельности. Делал все по наитию, но даже тогда учился. Нашел, что правительство Москвы организует бесплатный МВА для малого бизнеса — и записался на курс. Разобрался там с налогами, маркетингом. Познакомился с такими же как я предпринимателями и мы совместными усилиями решили многие наши проблемы.
Низкий старт научил меня тому, что перед победой все равны — нужно не бояться ее и идти к ней. Любое свободное время я посвящал учебе, которая не всегда давалась легко, но шаг за шагом я шел к своей цели. Регулярность, дисциплина и огонь внутри, я считаю, лучшие союзники на пути успеха.
Постепенно я начал замечать как обхожу тех, на кого равнялся, и у кого изначально было больше шансов на победу. Оказалось, поскольку все давалось им легко, они не привыкли преодолевать трудности. Пасовали перед сложностями и отказывались идти за мечтой.
Я же, привыкший делать «разборы полета» своей очередной неудачи, — искал выходы и точки роста: например, записывался на программу по буксующей для меня теме и становился в ней экспертом. Сейчас в офисе моя учеба не прекращается. Только за 2023 год я прошел около 5 обучающих программ и сам провел около 15 тренингов.
Вместо резюме
Предпринимательский опыт научил меня алертности. Когда нет никаких зарплат и подушек безопасности, — каждый день приходится охотиться. А испытания там сваливаются каждый день. В корпоративной среде тоже каждый день что-то случается. Но это другой уровень безопасносности.

0
1 комментарий
Александр Вервечкин

Уважаемый Родион. Все, что Вы описали понятно и, где-то в глубине души, я согласен с многими вещами, которые Вы озвучили. Мой опыт работы в Ростелекоме 27 лет, работал на разных должностях. И уверенно могу сказать, что главная беда компании в том, что Ростелеком не ценит своих наиболее квалифицированных работников. Пообщайтесь с людьми в филиалах.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда