Стоит ли платить больше 3 млн рублей за презентацию? Да, черт возьми, почему нет?

Всем привет, это Максим из студии визуальных коммуникаций Presium. Сегодня я хочу поделиться переводом нашумевшей статьи на TechСrunch и рассказать от себя, из чего складывается стоимость хорошей презентации и почему она может стоить много тысяч долларов (ну или миллионов рублей).

Время от времени комментарии или заявления венчурных инвесторов в Twitter кажутся настолько нелепыми, настолько возмутительными, что они, безусловно, ложные. Например, недавно инвестор Джейсон Шуман (Primary Ventures) прокомментировал цены на подготовку презентации в Силиконовой Долине.

​

Друг основателя только что рассказал мне, как дизайнеры из Сан-Франциско выставили ему счет за презентацию в размере от 20 до 40 тысяч долларов + право инвестировать до 250 тысяч долларов. Мой мозг просто взорван

Вы можете практически услышать этот жалобный крик «Мой мозг просто взорван». И действительно, в мире, где все больше и больше основателей беспокоятся о венчурном пузыре, а активы становятся дороже, чем когда-либо прежде, и все сегодня выглядит немного сумасшедшим, совершенно отчаянно думать, что файл PowerPoint и некоторые «мысли» стоят десятки тысяч долларов. Но они реально стоят. Или, по крайней мере, они могут столько стоить.

И я говорю это как человек, который написал на прошлой неделе статью под названием «Как стартапу избежать консультанта-паразита». Конечно, не каждый консультант по презентациям стоит своих денег, равно как и не каждый круассан в West Village в Нью-Йорке стоит $10. Но некоторые из них стоят каждую копейку, которую они требуют за свою работу.

Лучшие консультанты - это не предметы роскоши, которые можно повесить на стенах в WeWork, а критически важные инструменты для привлечения инвестиций в ваш стартап. Умение правильно сформулировать ключевой тезис, описать продукт и команду, проанализировать будущий рынок проекта - это качественный навык, который невозможно выучить, прочитав модную книгу или скопировав пару презентаций друга-основателя. Если напишете бред на слайде или, черт возьми, даже в одном буллит-поинте, то встреча с инвестором закончится провалом в течение тридцати секунд или даже меньше.

Доверьтесь мне. Как бывший венчурный инвестор, я зацикливался даже на отдельных предложениях в презентации. Один стартапер вложил всю свою жизнь в компанию, сжал ее до нескольких слайдов, а я застрял на восьми словах. Но эти восемь слов не имели смысла, а если что-то не имеет смысла, все впечатление рушится. Всего восемь слов - один плохо выбранный глагол и прилагательное.

Средний консультант по презентациям вряд ли сможет сильно помочь при сборе средств, в то время как суперзвезда может не просто выбить выгодные условия сделки, а даже существенно изменить всю траекторию развития вашего стартапа или продукта. Только вам выбирать, на кого сделать ставку.

И, конечно, это могут быть не только консультанты по презентациям.

  • Правильные консультанты по PR смогут продвинуть вас, как никто другой
  • Правильные консультанты по продажам помогут удержать тех ключевых ранних клиентов, с которыми вы достигните раунда А
  • Правильные специалисты по маркетингу или эксперты по ценообразованию увеличат конверсию и устранят отток пользователей

Для основателей в Долине сегодня очень сложно сделать правильный выбор. Есть большой риск нарваться на мошенников или идиотов-клоунов, замаскированных под “серьезных специалистов”. Но поскольку рынок этих услуг огромен, некоторые суперзвезды, которые постоянно появляются в Долине, могут предложить вам больше пользы за две недели, чем посредственные специалисты за год. Ваша работа как основателя заключается в том, чтобы постоянно исследовать и находить эти алмазы, заставляя их работать над вашей идеей любой ценой - даже если затраты на первый взгляд покажутся безумными.

Сегодняшние IT стартапы основаны на целых пластах этих суперзвезд. Суперзвезды-основатели нанимают продуктологов-суперзвезд, привлекают капитал от суперзвездных венчурных фондов и, в конечном итоге, продают компанию по суперзвездной цене. Влияние “суперзвезд” реально, а вот идиотизм редко приводит к успеху. Как и во всех аспектах инноваций, речь идет о правильных инвестициях в правильных людей и правильные идеи. $50 000 или даже $500 000 за консультанта ничего не сделают, если это не тот человек, работающий над неправильной идеей - паразиты в конце концов всегда остаются паразитами. Используйте свой начальный капитал на правильных людей, работающих над правильными вопросами, и тогда произойдет “волшебство”.

Я могу понять некоторые возмущения по поводу этих цифр, а также основной тон комментариев, что венчурные капиталисты больше заботятся о презентации стартапа, чем о самом проекте. Эти разочарования очевидны и не безумны, но давайте не будем забывать о главном - все имеет определенную ценность. Никого не должно удивлять, что ведущие эксперты в узких областях с большим опытом стоят дорого. Платить десятки тысяч долларов за консультанта по презентациям для привлечения первого раунда финансирования необязательно. Есть основатели, у которых все навыки заключаются только в умении привлекать капитал для своих компаний. И они никогда не заплатят даже копейки сторонним консультантам.

Однако в конечном итоге все стартапы на ранних этапах сталкиваются с одной и той же проблемой: слишком много задач, слишком мало времени.

Что-то обязательно придется отдать внешним подрядчикам, а качество их работы во многом будет зависеть от того, сколько вы готовы за это заплатить. Траектория развития вашего стартапа будет во многом зависеть от людей, с которыми вы решили сотрудничать. Так что, будь то презентации или другие задачи, никогда не возмущайтесь по поводу стоимости. Вполне возможно, что в итоге вы получите гораздо больше.

Так стоит ли платить больше 3 миллионов рублей за презентацию?

Наша команда PRESIUM уже более 4 лет помогает с визуальными коммуникациями крупнейшим корпорациям в РФ. В том числе мы делаем презентации. Действительно, набор слайдов может стоить 3 миллиона рублей и даже больше. Ключевой вопрос “ЗАЧЕМ?”

Стоит ли платить больше 3 млн рублей за презентацию? Да, черт возьми, почему нет?

Часто в ходе подготовки презентации мы помогаем клиенту до конца осмыслить свои идеи и представить конечную “картинку”, которую он хочет донести до аудитории. Например, это может быть встреча с кредитором о реструктуризации долга, трансляция стратегии сотрудникам компании или привлечение финансирования на новый проект. В каждой из ситуаций - ставки слишком высоки!

Ниже мы постарались описать на примере наших публичных проектов, какие этапы включает в себя работа над презентацией и почему очень часто это не просто “нарисовать красивые слайды в PowerPoint”.

Этап 1 - Исследование

Например, при создании мастер-шаблона для компании “Северсталь” мы проводили масштабное исследование. Наша команда изучила десятки презентаций клиента, созданных компанией в разное время. Мы проанализировали, что можно улучшить, провели серию глубинных интервью и онлайн-опросов сотрудников о том, над какими слайдами они обычно работают и какие трудности возникают чаще всего.

Этап 2 - Создание контента

При подготовке команды QIWI ко Дню Инвестора клиент предоставил нам более 100 разрозненных слайдов. Мы проанализировали всю информацию, чтобы затем интегрировать её в единую понятную структуру рассказа. Убрали всё лишнее, расставив акценты только на тех данных, которые было важнее всего донести до инвесторов.

Этап 3 - Визуализация

Необходимо создать правильный визуальный образ, чтобы впечатлить аудиторию. Для этого приходится визуализировать контент различными способами: создавать иллюстрации, снимать видео, разрабатывать 3D модели, рисовать карты местности, делать дизайн графиков и диаграмм, оформлять таблицы и накладывать анимацию.

Этап 4 - Подготовка спикера

Например, на проекте с ГК “Росатом” мы готовили четырех топ-менеджеров к выступлениям на внутренней конференции. Наша команда проводила тренинги в офисе клиента, на которых спикеры репетировали презентации, отрабатывали интонации, расставляли правильные эмоциональные акценты, учились правильно двигаться на сцене и бороться с волнением.

Этап 5 - Техническое сопровождение

Если презентация является частью большого события, то мы готовы предоставить техническую команду на площадку. В этом случае клиент сможет внести финальные изменения прямо на месте и быть абсолютно уверен, что всё пойдет по плану.

Сложив вместе все этапы, получается, что над важной презентацией может работать команда из минимум 10 человек в течение месяца или более. Даже если взять московские зарплаты опытных дизайнеров, аналитиков, тренеров (на порядок ниже, чем в Сан-Франциско) с учетом налогов, то стоимость уже переваливает за два миллиона рублей. А в компании еще есть отдел продаж, бэк-офис, маркетинг и реклама, аренда, чай с печеньками и прочие расходы. Ну и какая-нибудь прибыль, конечно же. В итоге стоимость может достичь трех миллионов, и в этом нет ничего “нереального”.

При выборе внешнего подрядчика надо исходить из ваших задач и планируемого эффекта при их достижении. Отличный результат не может стоить дешево, так как почти всегда несет ценности на гораздо большую сумму.

А вы когда-нибудь заказывали себе создание презентации? Какую самую большую сумму платили за презентацию и помогла ли она вам? Напишите в комментариях!

Кстати, недавно мы рассказывали на VC, как помогли сделать питчдек для команды AMIXR, про наш опыт хайпа на Reddit и про результаты исследования более 100 презентаций стартапов. Поздравляем всех с Наступающим Новым Годом!

1212
36 комментариев

Отличная статья. Ждем статью от бариста: стоил ли платить за капуччино 2000 рублей? КОНЕЧНО СТОИТ!!! Герман Греф как-то купил и был доволен.

26
Ответить

Теперь понятно, почему автор статьи БЫВШИЙ венчурный инвестор. Хороший инвестор смотрит на команду стартапа, потенциал идеи, объем рынка, а не ищет "плохо выбранные глаголы и прилагательные".
И если б я был инвестором и узнал, что стартап заплатил $20-40к, я бы даже разговаривать с ними не стал. Во-первых, это показывает отношение к деньгам инвестора, во-вторых, нахрен нужны стартаперы, которые идею своего проекта не могут сформулировать.

16
Ответить

В статье автор говорил про «начальный капитал». Явно, что свои деньги стартап вправе тратить туда, куда считает нужным. Если для повышения вероятности успеха необходимо привлекать дорогих консультантов (по презам, PR и тд), то почему бы и нет?!

1
Ответить

Если заменить «презентацию» на «визитку» то в статье ничего не поменяется. 

У любого товара нет максимальной стоимости продажи, это понятно. Но если крупная сделка зависит от презентации а не от «эксельки», то что-то тут не так.

Это как раз хорошо объясняет ваш список клиентов. Госы и мастодонты, которые денег не считают.

9
Ответить

К сожалению, вы очень ошибаетесь… Сделка порой зависит даже от того, какая на вас одета обувь. И повторюсь, презентация это не просто «красивые слайды». Ну а про госов и мастодонтов, которые денег не считают - старый миф, который лишь говорит, что вы не работали с подобными компаниями…

5
Ответить

Что это за хуета в комментариях происходит? Что за значок анархии? Что за 10 баллов от ПСБ и какие-то блять эффекты? АЛО! Почему я не могу прочесть часть комментов? Первый раз VC меня так сильно выбесил. 

8
Ответить

А, да, виси я читать продолжу, а вот в банк ПСБ я хуй когда пойду. 

1
Ответить