«Поколение просмотров»: что надо знать про онбординг для 20-летних?
По ощущениям, ещё вчера смотрела «Брата» со старшим братом на видеомагнитофоне, но нет. Позади лет 20, половину из которых я руковожу проектами в брендинговом агентстве. За это время случился ренессанс Данилы Багрова: зумеры носят шопперы с его портретом, просят в рилсах водочки, а ещё приходят на работу к нам в агентство. Я времени тоже зря не теряла: набралась опыта и научилась без водочки не лететь кукухой в мире брендинга, дизайна и коммуникаций. Делюсь инсайтами, как проджекту адаптировать в команду новых сотрудников, если вам немножко за 30, а джуниоры со школы привыкли к маття латте на кокосовом и между вами нет-нет, да появляется пропасть недопонимания.
На рабочий процесс и результат, по моим наблюдениям, особо не влияют гендер или возраст, важнее профессиональные навыки, тип мышления, восприятия и характера. Так я думала до того момента, как одновременно к нам в команду не пришли два новых сотрудника в возрасте до 25 лет. Клиповое мышление, о котором в 2010-х сокрушались спикеры профильных мероприятий, официально “join the chat”.
Степан Разин (фрагмент). В. Суриков, Русский музей
Весь мой опыт работы с визуалами, аудиалами и кинестетиками завис над проблемой ограниченной «оперативной памяти» мозга. Я даю пять (всего пять!) правок в макет – вносят только три. Пишу саммари по созвону с клиентом и прошу вообще не использовать тёмную палитру в графике – через пару дней получаю макет темнее южной ночи. Нет, это не невнимательность и не пренебрежение (проверяла). Это мышление короткими формами: увы, просмотры залетают у коротких рилсов, а лонгриды отправились в special menu для медиа гурманов.
Проблемы отчасти штучные, но местами систематические и показательные. Как их устранить и повысить вовлечённость 20-летних сотрудников?
1. Понять и принять, что теперь это НОРМА
Чего кривить душой, короткие динамичные видео победили. Включите вечером «Андрей Рублёв» Тарковского – на сколько вас хватит? Разве что фоном смотреть, пока в руке смартфон, нельзяграм и рилсы с экспертами да котиками.
2. Заново научиться в декомпозицию и постановку задач
Показывать сотруднику меньший горизонт планирования: шаг за шагом и никаких «вот подробный план задач на неделю». Хотя, список задач в закрепах даёт хорошую опору, если вся команда на удалёнке.
3. Больше референсов богу референсов
Лучше один раз показать.
4. Делать промежуточную сверку часов
Не сделал – не надо переделывать. На первых порах, когда молодые сотрудники ещё только адаптируются к работе, регулярно спрашивать статус задачи и (если режим контрол-фрика не отключить) просить промежуточные макеты. На притирку нужно время.
5. Работать с обратной связью
Просить, давать, анализировать, повторно, экологично, с надеждой на светлое будущее. Осмелюсь предположить, что CTA вроде «делитесь комментариями, ставьте огонёчки, пишите – у кого такое было» перекочевали из соцсетей в образ жизни.
Поэтому, да: делитесь комментариями, ставьте огонёчки и пишите – у кого такое было? Как налаживаете рабочие процессы между разными поколениями? Верите в эту теорию или поклоняетесь другим богам? И помните: сила в правде!