3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

«Я так сказал!» — рассказываем, почему спорить иногда полезно, как правильно отстаивать свое мнение и научиться уважать чужое.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

Всем привет! С вами команда корпоративного мессенджера Compass.

Работа в коллективе предполагает обмен мнениями — в личной переписке, на созвонах или планерках. Специалисты, каждый со своим опытом и экспертизой, могут иметь разные позиции по одним и тем же вопросам. Это нормально.

Для эффективного обмена мнениями важно уметь вести дискуссии, где каждый может высказаться, быть услышанным, получить конструктивную обратную связь. Когда этот процесс настроен хорошо, сотрудники не боятся проявлять инициативу и предлагают смелые решения. Это помогает итоговому продукту стать лучше, а значит развивает компанию.

Бывает и обратная ситуация — когда мнение одного или нескольких лидеров признается правильным по умолчанию, а остальные молчат, боясь конфликтов. В этой статье расскажем, что такое эффект ложного согласия и как его избежать в своей команде.

Что такое ложное согласие

Это тонкая ловушка в общении команды, когда один сотрудник думает, что с ним согласны все. На самом деле другие участники команды не разделяют его мнения, но соглашаются или молчат, чтобы не вступать в конфликт.

Этот эффект описан в психологии: человек склонен считать свое мнение общепринятым и типичным. Мы делаем так не потому, что заносчивы или излишне самоуверенны, а по причине когнитивного искажения.

Эффект ложного согласия заставляет нас поверить в то, что другие люди думают и чувствуют так же, как мы.

Каким бы ни было наше мнение, мы уверены, что с ним согласны все. По крайней мере, большинство «разумных» людей. Вспомните знаменитую фразу Шерлока Холмса: «Это элементарно, Ватсон!».

Мы переоцениваем степень согласия окружающих и часто не учитываем, что они могут иначе понимать ситуацию. Роль здесь играет и внутренняя потребность человека считать свои убеждения правильными и адекватными — это важно для поддержания и повышения самооценки. Ошибаются все: маркетологи, журналисты, дизайнеры, руководители, экономисты и преподаватели.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

С точки зрения работы в команде на ложное согласие можно посмотреть с двух сторон.

Со стороны того, кто продавливает идею

Человек проецирует свое мнение на остальных и уверен, что предложенное им решение верное и его разделяет большинство. Если в команде принято проводить дискуссии и вместе улучшать идеи, то это когнитивное искажение саморегулируется.

Если же эти процессы по какой-то причине не выстроены — формируются лидеры, которые чаще остальных высказывают свои идеи. Когда их не подвергают сомнению, не оспаривают или не заставляют защищать, в голове у такого человека укрепляются установки:

  • мои идеи всегда крутые;
  • есть два мнения: мое и неправильное;
  • я гений, это вы не шарите.

Это порождает следующую крайность: если идея гениальна, как кто-то в здравом уме может быть с ней не согласен? Когда находится тот, кто критикует решения такой «звездочки», он воспринимается каким-то странным и недалеким.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

Если специалист, подверженный искажению ложного согласия — тот, за кем последнее слово по задаче, со временем это приведет к подавлению любых инициатив.

Со стороны того, кто избегает обсуждения

Ложное согласие в команде — это явление, когда ее участники не высказывают свою позицию, а просто соглашаются с мнением большинства. Или высказывают, но отбрасывают свою идею при малейшем давлении. Им проще принять чужую точку зрения, чем участвовать в обсуждении.

Это происходит по разным причинам:

  • неуверенность и страх показаться глупым;
  • избегание конфликта, если любая критика воспринимается в штыки;
  • нежелание вникать в предмет обсуждения из-за недостаточной мотивации.

Уходить от дискуссии = не искать оптимальное решение.

Получается, что часть людей публично демонстрирует свое мнение, остальные выбирают стратегию молчания. Так активные сотрудники еще больше утверждаются в правильности своих решений, а молчуны постепенно становятся фоновыми исполнителями и делают «тихое» или реальное увольнение.

Идеи лидеров могут быть действительно хорошими, но без обсуждения команда не ищет оптимальный путь. Бизнес достигнет результата, но, возможно, отмолчавшийся сотрудник мог предложить более быстрое и дешевое решение.

Если круг идей ограничен, значит ограничен и потенциальный результат.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

Избежать такой ситуации поможет правильная культура обсуждения в команде: поощрение открытости, активного участия и конструктивной обратной связи. Все это можно сделать через дискуссии.

3 правила полезной дискуссии

Основа основ — планировать дискуссии заранее. Обозначьте тему, срок и поставьте участникам задачу подготовить идеи, желательно с примерами.

У встречи должен быть модератор, который проследит за таймингом и ходом обсуждения. Если это не вы — назначьте его. И, соблюдайте правила успешной дискуссии:

1. Важно не победить, а найти эффективное решение

Работа — это не арена для боев без правил. Значит, признание вашего мнения единственно верным не есть победа. В действительности победа — это найти такое решение задачи, которое будет результативным и выполнимым для всех участников.

Учитесь слушать и находить компромиссы. Коллега может рьяно защищать свою точку зрения, потому что боится оказаться неправым. Покажите оппоненту, что не спорите с ним, а вместе решаете задачу. Затем привлеките остальную команду к доработке идеи.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

2. Сначала совпадения, затем разногласия

Вместо того, чтобы разбить чужую идею в пух и прах, найдите точки соприкосновения. Согласие и принятие позиции собеседника снизит его желание с вами бороться и поможет перевести разговор в конструктивное русло.

Если вы видите выполнение задачи по разному — разбейте ее на этапы. Сначала обозначьте, в чем ваши мнения сходятся, затем поэтапно обсудите разногласия. Тогда это будет уже не спор, а обсуждение технических деталей. Такой подход особенно полезен для решения креативных задач.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

3. Не отказывайтесь от идей без обсуждения

Если вам кажется, что коллега несет бред — ни в коем случае не давайте ему это понять. Отметать идеи без обсуждений — верный способ уничтожить мотивацию. Проявите интерес и попросите объяснить, что имеется ввиду и как это поможет проекту.

Скорее всего в идее есть рациональное зерно, раз сотрудник посчитал нужным ее озвучить. В ходе обсуждения вы получите дополнительную информацию и сможете общими усилиями придумать что-то годное. Или хотя бы доработать и отложить в банк идей.

Если люди увидят, что их идеи не критикуются, а дополняются, они станут смелее высказывать свое мнение. Как знать, может быть следующая идея этого коллеги окажется инновационной.

3 правила полезной дискуссии и ловушка ложного согласия

Итоги: чтобы достигнутые договоренности не потерялись в текстурах, модератор создает meeting notes — документ с результатами встречи. В нем должен быть перечень утвержденных идей, следующие шаги и их сроки. Этот документ отправляется участникам встречи, чтобы все понимали дальнейшие действия.

Что делать, если команда уже в пучине ложного согласия

Мы рассказали, как не допустить ложного согласия в условной идеальной команде. А что, если в вашей реальности все уже плохо?

Вот вы стали руководителем и понимаете, что люди в команде используют тактику со всем соглашаться. Скорее всего, это сформировалось постепенно и успело укорениться.

Значит, от возгласов «теперь вы можете мне все рассказать, давайте подискутируем!» толку не будет. Тут нужно действовать постепенно.

  • Введите анонимную обратную связь

Настройте форму анонимной обратной связи и периодически устраивайте опросы по какой-либо теме. Анонимность поможет сотрудникам начать выражать свое мнение без страха осуждения. А если они увидят, что к нему прислушиваются, то в будущем станут делать это открыто.

  • Спрашивайте, как прошла неделя

Проводите личные опросы по итогам недели. В таком опросе можно рассказать об успехах, рабочем настроении или пожаловаться на сложности. Никаких наказаний — только предложение о помощи. Это поможет лучше чувствовать настроение в коллективе и выстроить доверительные отношения с коллегами.

  • Начните проводить брейнштормы

Начните с чего-то безобидного, не завязанного на мнении одного человека. Например, попросите сотрудников помочь с идеями для корпоратива. Используйте правила проведения дискуссии, чтобы затем переложить их на обсуждение реальных задач. Это поможет коллегам начать высказывать свое мнение публично.

Подведем итог

Взаимодействие в команде — это баланс мнений, которые в совокупности создают сильное и гармоничное целое. Из-за когнитивных искажений в нашем мышлении может возникать эффект ложного согласия — когда один сотрудник предполагает, что с его идеями все согласны, а остальные молчат, чтобы избежать конфликта.

Чтобы этого не допустить, нужны конструктивные дискуссии, где каждый может высказаться, быть услышанным и получить обратную связь. Открытый обмен мнениями поможет сотрудникам проявлять инициативу и эффективно решать командные задачи.

Ну а теперь рассказывайте про ваш опыт в комментариях!

Больше статей про общение с командой:

Еще один путь улучшить взаимодействие с командой — корпоративный мессенджер Compass. Для команды до 10 человек приложение бесплатное. Если пользователей больше 10, у нас есть бесплатный пробный период на 30 дней.

8383
71 комментарий

Бывает и обратная ситуация — когда мнение одного или нескольких лидеров признается правильным по умолчанию, а остальные молчат, боясь конфликтов

Был у нас один такой “руководитель”. Всех хаял направо и налево за отличное от него мнение. И попробуй угадай в каком он сегодня настроении и чего хочет. Угадал - молодец, день прошёл не зря😂 Только так и выживали, все быстро свинчивали оттуда, в том числе и я

11
Ответить

С такой текучкой компания еще не закрылась?

2
Ответить

страшная ситуация

2
Ответить

Если ничего нельзя изменить, всегда можно уйти, все правильно сделали 😊

1
Ответить

ненавижу таких "боссов". Просто давят авторитетом без обоснования вообще своих "аргументов"

1
Ответить
Комментарий удалён модератором

Рады, что статья понравилась 🤝

Ответить