Mail.ru Group
5819

Кто меняет рынок электронной коммерции

На конференции FuturEcommerce обсудили новые направления бизнеса и инвестиции в них.

В закладки

В ноябре Mail.Ru Group провела конференцию FuturEcommerce, на которой собрались 700 представителей бизнеса. На одной площадке выступили спикеры из крупных российских и зарубежных компаний, которые занимаются электронной коммерцией. У Mail.Ru Group есть свои сервисы такси, доставки еды и покупки одежды, поэтому компания решила собрать и других участников рынка, чтобы вместе обсудить его перспективы и барьеры для развития. Полную запись выступлений на конференции можно посмотреть на сайте.

В ближайшие пять лет электронная коммерция сгенерирует наибольший объём выручки среди всех цифровых сервисов. Особенно это актуально для России, где онлайн-торговля пока отстаёт от многих стран по проникновению и, например, уступает Китаю в шесть раз.

По заказам еды разница ещё больше — тут мы уступаем Бразилии в два раза, Турции — в 12 раз, и тому же Китаю — в 31 раз. Но у меня есть уверенность, что мы находимся на заре взрывного роста и создания многомиллиардных компаний.

Борис Добродеев

Генеральный директор Mail.Ru Group

Микромобильность

Этот термин означает передвижение на велосипеде, самокате, скутере или сегвее. Микромобильность стала новым городским трендом, и сейчас интересует бизнес не меньше, чем рынок каршеринга.

На FuturEcommerce Кайо Франко представлял компанию Yellow — крупный латиноамериканский стартап, который занимается арендой велосипедов и электроскутеров. Компания привлекла $60 млн инвестиций на этапе выхода на рынок. По мнению спикера, личный автомобиль утратил привлекательность и стал просто средством перемещения по маршруту. В то же время поездка на скутере становится новой формой путешествия и исследования городского пространства.

Компания Mobike занимается совместным использованием велосипедов и за три года существования достигла оценки в $3 млрд. Её представитель Пол Чжу рассказал, что городские власти скептически отнеслись к его бизнесу, но со временем попросили Mobike увеличить количество велосипедов: пользователи вошли во вкус и разгрузили автомобильные магистрали.

При этом велошеринг — тяжёлое направление бизнеса. Из-за высоких требований к качеству и износостойкости велосипедов, игроков на этом рынке не должно быть много — двух-трёх компаний вполне достаточно для здоровой конкуренции и хорошего сервиса для потребителей. Кайо Франко с этим согласился, добавив, что в будущем останутся только крупные компании, которые разбираются в рынке и могут инвестировать в перспективные направления. В их число войдут и те, кто предлагает пользователям сразу несколько видов транспорта.

В качестве эксперта на конференции выступил Томас Бирман, ранее возглавлявший крупные немецкие сервисы каршеринга. Он рассказал, что пользователи вряд ли навсегда остановятся на одном виде передвижения: в одних ситуациях они будут предпочитать автомобиль, в других — самокат. И если в городе представлены разные виды транспорта в аренду, то жители избавляются от личных автомобилей.

По данным исследований в Северной Америке, от шести до восьми личных автомобилей в долгосрочной перспективе могут быть замещены одним каршеринговым.

К главным сдерживающим факторам совместного использования велосипедов и скутеров эксперты отнесли следующие:

  • Неразвитая культура езды, которая ведёт к нарушениям правил дорожного движения.
  • Расходы на ремонт и амортизацию — они составляют одну из самых больших статей расходов.
  • Несоблюдение требований безопасности — пользователя тяжело заставить, например, надеть шлем.
  • Городские власти, которые противостоят хранению велосипедов и скутеров на улице.

Маркетплейсы услуг

В России активно развиваются маркетплейсы, которые предлагают услуги профильных специалистов: уборку, медицинскую помощь или, например, ремонт. На конференции выступили главы трёх таких агрегаторов: Qlean, Doc+ и Profi.ru. Двое из них признались, что в России ещё многое не сделано, и лишь Руслан Зайдуллин, основатель Doc+, присматривается к экспансии на зарубежные рынки.

Один из сдерживающих факторов — слишком маленькая доля самозанятых: в России их не больше 3%, в то время как в США каждый третий работает на себя. Главная причина такого разрыва — отсутствие инфраструктуры. Поэтому задача игроков на рынке — создать условия для самозанятых.

По мнению основателя Profi.ru Егора Руди, свободные ниши всё ещё есть — стоит обратить внимание на услуги с высокой частотой спроса, например, массаж.

Отдельная категория сервисов сформировалась вокруг уборки — основатели Qlean и немецкого сервиса Helping выступили с докладами о том, как развивать такой бизнес.

Евгений Гапон из Qlean рассказал, на чём держится его бизнес, и на какие четыре вещи компания сделала ставку в 2018 году:

В Qlean активно используют машинное обучение. Но это не всегда приводит к успеху: к примеру, машине не удалось найти закономерности в том, как исполнители подбирают под себя заказы. В компании пришли к выводу, что на первом месте должны стоять задачи бизнеса, и неважно, решаются они стандартными методами или технологическими новациями.

В бизнесе, связанном с уборкой, особое внимание нужно уделить росту доверия пользователей. В этой связи в приложении появилась опция «избранный клинер» — когда клиент может заказать услуги понравившегося ранее специалиста. До определённого момента функция работала лишь в 25% случаев. Проблема заключалась в рассинхронизации усилий команды: клиентской стороной продукта занимался один человек, операционной — другой, технической — третий. Распределение зон ответственности и назначение главного по продукту стало решением.

Поскольку компания растет очень быстрыми темпами, в какой-то момент возникла потребность в регулировании внутреннего климата. Поэтому в Qlean появился HR-специалист со своей зоной ответственности. Он формирует HR-бренд, придумывает, какой должна быть корпоративная культура, организует мероприятия и конференции. В прошлом году многие талантливые люди пришли в компанию сами.

Ещё в начале 2018 года центр по работе с исполнителями Qlean был не очень технологичным и не был интегрирован в основной бизнес. Первая проблема решалась путём максимальной автоматизации процессов, а вторая — плотным сотрудничеством руководителя подразделения и ответственного за продукт. С прошлого года у них даже финансовая мотивация одна на двоих.

Евгений Гапон

Генеральный директор и совладелец QLean

Основатель немецкого клинингового стартапа, в свою очередь, представил последовательность действий, по которой можно оценить оправданность выхода бизнеса на международный уровень:

Этап 1. Прежде чем начать завоевывать новые рынки, необходимо определить цену этого шага. Нужно подумать, зачем это нужно компании и можно ли будет вернуть инвестиции.

Этап 2. Если решение принято, нужно посчитать, сколько займёт вывод компании на новый рынок. Помимо этого, стоит проанализировать уровень проникновения интернета и налоговую нагрузку в стране, и оптимизировать бизнес-модель по необходимости.

Этап 3. Выбрать стратегию: создать новую компанию, купить успешного игрока или стагнирующего.

Этап 4. Необходимо отправить в страну команду, которая будет запускать там проект, и интегрировать новое подразделение в структуру.

Этап 5. Важно наладить процесс коммуникации: регулярно получать отчёты, обсуждать, достигаются ли поставленные цели, смотреть, вся ли информация доходит до головного офиса. При выявлении проблем с взаимопониманием имеет смысл сменить команду.

Этап 6. Если цифры говорят о том, что опыт выхода на зарубежный рынок оказался неудачным, и отсутствует положительная динамика, возможно, стоит отказаться от покорения мира.

Филип Хаффманн

основатель Helping

Инвестиции в электронную коммерцию

Представители инвестиционных фондов, которые участвовали в конференции, объяснили, что сфера бизнеса практически не играет для них роли: в портфелях появляются как фудтех-компании, так и классические интернет-магазины.

Елена Ивашенцева из Baring Vostok назвала главными критериями большой объём рынка, мотивированную команду и модель, при которой бизнес растёт очень дёшево.Отвечая на вопрос о преимуществах инвестирования в российский бизнес, спикер выделила такие аспекты, как одарённость российских предпринимателей, их умение пробиваться сквозь тернии, а также высокую квалификацию программистов. Елена также привела данные о том, что в мире всего три страны, в которых топ сайтов контролируется местными компаниями, и одна из них — Россия.

Продолжая тему, Александр Фролов из Target Global упомянул роль личности основателя проекта: даже если идея гениальная, но предприниматель не обладает достаточным опытом, вероятность притока инвестиций стремится к нулю. Ещё одна «ложка дёгтя» — незнание российскими предпринимателями английского языка, что делает практически невозможным взаимодействие с иностранными инвесторами.

Максим Медведев из AddVenture согласился с тем, что российские предприниматели делают действительно классные продукты, но не умеют их качественно презентовать и продавать.

Запись всех докладов и дискуссий доступна на сайте конференции.

{ "author_name": "Mail.ru Group", "author_type": "editor", "tags": [], "comments": 7, "likes": 21, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "mailrugroup", "id": 59295, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Mon, 25 Feb 2019 13:37:27 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 59295, "author_id": 198687, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/59295\/get","add":"\/comments\/59295\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/59295"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 198687, "last_count_and_date": null }
7 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

Усманову нужны новые идеи для продвижения его алиэкспресса?

Ответить
1

2 марта мы проведем еще одну крутую конференцию The Big Deal Conference. Доклады про оптимизацию в играх, программирование ИИ и маркетинговые фичи в продуктах. Панельные дискуссии про жанры, про противостояние цифр и креатива и про паблишинг в Китае. Полная программа уже на сайте tbdconf.com
Напоминаем, что регистрация на игровую конференцию закрывается уже завтра!

Ответить
0

молю, сделайте запись

Ответить
3

Игорь, привет! Будет и трансляция, и запись (выложим через пару недель после ивента).
У нас есть ивент в фб (https://www.facebook.com/events/1074143562787917) и канал в тг (https://t.me/tbdconf) Там все новости будут и материалы)

Ответить
1

На сайте записи докладов и дискуссий НЕТ! Скиньте, пожалуйста, ссылку на доклады.

Ответить
1

Анна, привет! Речь идет про запись трансляции на YouTube, все доклады и дискуссии можно посмотреть по ссылке: https://youtu.be/sN65-ZicwAg!

Ответить
1

Конференция была в ноябре, в пост в феврале. Мда.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }