О чем писать: научпоп как концепция блога

В телеграм-канале я рассуждаю, как рассказывать о продуктах. Но перед этим вопросом часто встает другой — о чем рассказывать. И здесь два значения: операционный (о чем писать конкретную статью) и стратегический (о чем мы пишем в целом). Вот небольшое рассуждение по второму.

Если спросить: «Какая концепция блога сейчас норм?», один из ответов, который я озвучу — научпоп.

Что я имею в виду под научпопом?

Это не про научные исследования (вернее, не только). Это не значит, что нужно разбивать научную базу в офисе и инвестировать в эксперименты.

По образованию я лингвист, поэтому для меня научпоп — это в первую очередь языковой стиль. А вот признаки этого стиля по Кожиной, автору учебника функциональной стилистики.

Думаю, многим, особенно редакторам, это что-то напоминает.

а) пишите подробно;

б) приводите примеры, давайте «мясо»;

в) выстраивайте мостики от шага к шагу, чтобы даже некомпетентному человеку было понятно, и не было, как в меме про сову;

В меме ход художественной мысли не подчеркнут.

г) пишите понятно: терминов избегайте, если нужны — поясняйте;

д) факты важны, но не перегружайте, соблюдайте динамику и драматургию (поясню на примере кино: если в фильме будут только драматичные моменты, зритель быстро устанет, если их не будет вообще — заскучает; нужен баланс, время для отдыха);

е) привлекайте внимание, как можете, например, визуалом (к слову, корни той же инфографики — научного толка);

ж) «оригинальность и нешаблонность выражения» — этот пункт созвучен с прошлым.

Крайне похоже на идеи инфостиля Ильяхова. Поэтому сказать, что тот же Т–Ж во многом пишется в научно-популярном языковом стиле на тему денег — будет не сильно далеко от правды. С той разницей, что отсылки реже идут к научным исследованиям, а чаще к другим типам фактоидов (что и науке, и научпопу не чуждо): фото, видео, опросы, экспертное мнение и т. д., и все еще разбавляется каким-нибудь интерактивом.

Еще мне нравится, например, MadMedMedia. Но тут стоит сказать, что они скорее заложники жанра — сложно сейчас писать о медицине и здоровье без научпопа. В строгом научном стиле не будут читать, занудно, а без признаков научности — не поверят и буду опасаться, так как цена вопроса высока.

Какую проблему может решить такой подход?

Совместить потребность бизнеса — рассказывать о продукте и бренде так, чтобы доверяли (науке доверяют, поэтому наукообразным текстам и стилю — тоже), и две нужды потребителя:

  • Отдыхать. Потреблять что-то ненапряжное, расслабляться в интернете.
  • При этом чувствовать собственное развитие и эрудированность.

По большому счету, массово и сходу людей привлекает в основном фан. Привет феномену ТикТока. Но сложно заниматься чистым фаном и при этом продавать, если продукт — это не что-то элементарное и трендовое. Труднее в b2b, со сложными продуктами или там, где цена потребительской ошибки высокая.

Фановый образ — это объект, как правило, приятный и привлекательный, в его сторону течет много спонтанного внимания. Но это не значит, что носитель этого образа — эксперт и профи.

Адаптироваться под естественную тягу к фану — современная бизнесовая задача (в частности, в контенте), к которой еще раньше начала адаптироваться наука, потому что сама по себе мало кому она кажется веселой. Она тяжелая, энергоёмкая и имеет высокий порог входа.

Научпоп — это как раз стиль и подход, который придумали популяризаторы науки, чтобы преодолеть эту скучность и привлечь инвестиции. Популяризация науки дает более широкий охват, интерес со стороны масс и среди отдельных влиятелей. Этот интерес рождает спрос на продукты и приколюхи, которые наука может дать потребителю. Где спрос — образуется предложение, деньги оборачиваются, и цикл замыкается. Науке лучше.

Примерно этого мы хотим для своего бизнеса. Быть популярными и интересными, так как эти качества под правильным соусом отлично монетизируются.

Поэтому если у вас подобные проблемы и сложно определить виденье в контенте, можно попробовать поменять формулировку и задать вопрос иначе:

«Мой блог мог бы быть “научно-популярным” изданием о...»

О чем?

И тут желательно учесть пару моментов.

  • Не брать сильно узко. Т–Ж поэтому и пишет про деньги, а не сугубо про банки, потому что последнее — не так массово. Если у вас спецодежда — вы можете писать о рынке труда и безопасности труда, если мебель — можно писать об интерьере или инновационных материалах. Что-то на стыке любопытных фактов (которые разбавляются фактами из опыта бизнеса), досужих интересов вашей ЦА и продукта.
  • Но при этом стараться не брать то, что уже есть. Если ресурсов не так много, чтобы завалить рынок, стоит нишеваться, но в максимально широком поле. Поэтому изучите, что похожего уже есть.

Часто, найдется ли правильный ответ, зависит от того, насколько правильно задан вопрос. И такая концепция — не универсальный или конкретный ответ под ситуацию, а еще один вопрос для его поиска.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Максим Курносов

Статья очень понравилась. Я только не понял, что значит "нишеваться, но в максимально широком поле". Объясните, пожалуйста.

Ответить
Развернуть ветку
Как Рассказать
Автор

Добрый день!

Приведу пример, который уже замылил глаз, но он понятен.
Есть Тинькофф Журнал, который издание о деньгах. По ресурсам и известности лидер своего контентного поля. Понимая это, Модульбанк запустил свое медиа, «Дело», обозначив его как издание для предпринимателей.

Интуитивно понятно, что есть очень широкое поле контента, где эти два издания пересекаются, так как предпринимательство — это во многом про деньги. И тема денег вообще шире. Но тема предпринимательства — тоже очень широкая, там есть где разгуляться. Издание занишевалось в широкой теме вслед за самим Модульбанком в нише банков — под отдельную широкую ЦА.

То есть при такой концепции лучше не ориентироваться на узкую аудиторию. Тут уж какая аудитория узкая — в цифрах я не скажу, нужно по рынку смотреть. Но в любом случае, если вы захотите по ходу дела заинтересовать какую-нибудь отдельную узкую аудиторию, вы можете запустить для нее рубрику или серию статей, а уже эту серию статей с помощью разных таргетингов в соцсетях и посевов отдельно усиленно доносить до узкой ЦА.

Имел в виду я приблизительно это, надеюсь, помог разобраться.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Курносов

В любому случае, спасибо. Буду разбираться. И статья и ответ на вопрос заставляют думать и творчески посмотреть на, во многом, отработанные инструменты

Ответить
Развернуть ветку
Как Рассказать
Автор

:))

Ответить
Развернуть ветку
Артем Бахтин

Полезная статья. Стоит сохранить себе

Ответить
Развернуть ветку
Как Рассказать
Автор

Большое спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда