Как создать музыкальное лицо своему бизнесу

Музыка, по данным исследователей, — мощный инструмент, способный создать особую атмосферу и усилить впечатление о бренде или компании. Она может стать ключевым элементом имиджа, помогая установить эмоциональную связь с аудиторией. Я, Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса Звук Бизнес, расскажу, как начать создавать музыкальное лицо своему бизнесу и на что обратить внимание в этом процессе.

С помощью музыки создается желаемая атмосфера в заведении и настроение у посетителей. Например:

  • энергичные мелодии заряжают бодростью и заставляют двигаться быстрее, это свойство может быть полезно в магазинах в час пик или ресторанах быстрого питания (оборот покупателей растет);
  • спокойная инструментальная музыка — это про атмосферу расслабленности и неспешности, ее включают в кафе и ресторанах, чтобы гости оставались в заведении дольше и тратили тоже больше.

Грамотный аудиобрендинг может влиять на восприятие бренда в целом, придавать ему нужные характеристики, которые бывает сложно выразить только визуальными образами. Возникающие от музыкального сопровождения или ролика эмоциональные реакции человека дополняют образ бренда, делают его более «объемным», гармоничным и, как следствие, привлекательным.

Как сделать первые шаги в создании музыкального образа

Шаг первый. Изучаем аудиторию

Даже если вам кажется, что о своей аудитории вы знаете практически все, стоит еще раз вернуться к этому вопросу, именно в разрезе музыкальных предпочтений и вкусов клиентов. Нужно выяснить, какая музыка будет вызывать положительные эмоции и резонировать с аудиторией. Создайте портрет клиента, определите жанры и стили музыки, которые подходят именно для вашей ЦА. Например, в своем блоге мы делимся историей о том, как «Додо Пицца» воспользовалась помощью аудиосервиса Звук Бизнес для формирования вкусной музыкальной стратегии бренда.

Шаг второй. Определяем ценности и характер вашего бренда

Подумайте, какие эмоции вы хотели бы вызывать с помощью музыки и как она может отражать ключевые аспекты вашего бренда. Тут не обойтись без экспериментов с различными музыкальными направлениями: наблюдайте и фиксируйте реакцию посетителей или покупателей.

Изучить аудиторию и определить ее ценности можно проводя опросы или фокус-группы с клиентами. Также стоит обращать внимание на изменение продаж, потому что музыка может влиять на них в числе прочих факторов. Если средний чек растет, расширяйте ваши плейлисты в выбранном направлении, доходы падают — попробуйте поменять концепцию. Если у вас есть несколько точек продаж, можно запустить разное музыкальное оформление и последить, как меняются отзывы клиентов, поведение и продажи в каждом варианте.

Шаг третий. Работаем с профессионалами

Обращайтесь к профильным музыкальным компаниям. Ищите тех, кто имеет опыт в работе с различными бизнесами. Они помогут подобрать музыку, отражающую дух именно вашего проекта, или дадут совет, нужно ли создавать для компании уникальные композиции или можно делать качественные аранжировки специально для вашего бренда.

Шаг четвертый. Убеждаемся, что все законно

Музыка должна быть лицензирована, то есть ее можно использовать в коммерческих целях. А за трансляцию практически любых композиций нужно выплачивать авторские отчисления. Просто скачать музыку с торрента — плохой вариант, за этим последуют юридические и финансовые проблемы. За правильным оформлением следят РАО и ВОИС (общественные организации по охране авторских прав и интеллектуальной собственности), им же можно платить вознаграждение. Но оптимальнее обращаться к специализированным платформам с музыкой для бизнеса, потому что помимо лицензий и отчислений, например, стриминговые сервисы помогают управлять контентом. Аудиосервис Звук Бизнес заботится о легальности музыки, а клиенту остается только приятное — выбрать музыку для своего заведения и не думать о документах.

Фон и не только

Первое, что приходит в голову, когда мы говорим об аудиобрендинге, — это фоновая музыка в заведениях и торговых точках, создающая определенную атмосферу и настроение для клиентов. В плейлистах для них нужно учитывать не только особенности предпочтений ЦА, но и обстоятельства окружающего мира, например, не забывать менять музыку в связи с праздниками, тематическими неделями в заведении, временами года. Можно заранее составить календарь событий, подходящий под вашу сферу бизнеса.

На Новый год не обязательно включать Jingle Bells: подойдут ремиксы мелодий, которые любят ваши клиенты в обычное время, только в праздничной аранжировке.

Музыкальное лицо нужно не только ресторанам или торговым точкам. Музыка может стать частью маркетинговой стратегии любой компании, но у каждого варианта использования есть нюансы.

  • В рекламе. Здесь стремимся к балансу между яркостью и ненавязчивостью. Запоминающаяся музыкальная фраза может как испортить впечатление от бренда, так и стать символом продукта или даже со временем частью поп-культуры. Например, у многих до сих пор композиция певицы Enya ассоциируется с epic split («эпическая растяжка») Жана-Клода Ван Дамма и скандинавским брендом грузовиков, все помнят звуки, под которые появляется мистер, с которым в доме чисто в два раза быстрей, а звуки бубенцов, с которыми заезжает в город колонна красных грузовиков, для целых поколений стали символом зимнего праздника. А вот рекламные ролики с раздражающими звуками могут стать притчей во языцех в моменте, но сами бренды все равно не запоминаются — люди стараются выключать такую рекламу, вытесняют ее из своего сознания. HiFi-стриминг Звук провел опрос и выяснил, что самыми раздражающими россиян звуками стали храп, скрип пенопласта по стеклу и звонок будильника.
  • На сайте. Автоматическое фоновое воспроизведение музыки, как в конце 2000-х, сегодня скорее будет раздражать пользователя. Интегрируйте музыку в медиаматериалы, например, в видеоматериалы на сайте, но делайте это ненавязчиво, чтобы пользователь мог запустить звук вручную.
  • В телефоне. Интересная идея — внедрение корпоративной музыки в телефонное ожидание: если клиент звонит вам, вы можете воспроизводить рекламные предложения, джинглы, мелодии. Но только убедитесь, что отвечает на звонок ваш колл-центр действительно быстро, иначе получите негативный эффект, а мелодия будет ассоциироваться с долгим ожиданием и раздражением по этому поводу.

Как избежать стандартных ошибок

  • Выбирайте стиль, соответствующий именно вашему заведению. Для детского развлекательного центра и для автосалона музыкальные тематики будут принципиально разными.
  • Обращайте внимание не только на хиты: не исключайте из предложенных стримингом плейлистов инди-музыку от малоизвестных исполнителей.
  • Будьте последовательны. Нужно придерживаться общей стилистики во всех маркетинговых каналах и во всех филиалах, если речь идет о фоновой музыке. Любые изменения производите поэтапно.
  • Язык — важная часть музыкального оформления. Популярный прием при подборе музыки — выбор композиций на иностранном языке, чтобы аудитория не отвлекалась от основной цели посещения заведения. Стоит ознакомиться с переводами песен на иностранных языках, прежде, чем включать их в плейлист заведения, чтобы избежать оплошности.
  • Если бренд позволяет, экспериментируйте с национальной музыкой. Это даст дополнительные «очки» в сравнении с конкурентами или погрузит аудиторию в особую атмосферу, например, «парижский шик» в парфюмерном салоне или восточный колорит в ресторане среднеазиатской кухни.
  • Проверяйте, работают ли в выбранном вами стриминговом сервисе профессиональные музыкальные редакторы: для гармоничного комбинирования различных стилей необходим значительный опыт.
  • Фоновая музыка в заведении должна быть выровнена по громкости, треки должны перетекать друг в друга гармонично.
99
Начать дискуссию