Я че-то нажала, и все исчезло. Когда нужно срочно обновлять старый сайт, а когда лучше оставить как было

— Сайт нужно обновлять каждые 5 лет, а то устареет и потеряет позиции!

— Не трогайте то, что работает! Сайт приносит трафик и продажи — вот и супер, не ломайте то что есть.

Какое из этих мнений правильное? Оба имеют право на жизнь: разберемся, в каких ситуациях.

Я че-то нажала, и все исчезло. Когда нужно срочно обновлять старый сайт, а когда лучше оставить как было

Привет! Я Анна, менеджер проекта Workspace и координатор премии Workspace Digital Awards. Сегодня поговорим о редизайне: когда модернизация сайта обязательна, а когда наоборот, что может быть сигналом, что пора делать редизайн сайта. И конечно, как это правильно сделать.

Когда модернизация сайта обязательна

Есть ряд проблем, при которых сайт точно требует вмешательства.

Сайт не закрывает потребность посетителя или не делает это в полной мере

Ключевая задача – сделать удобным совершение посетителем целевого действия. Посадочная страница должна быть релевантной поисковому запросу, а контент на ней должен в полной мере отвечать на вопросы клиента и закрывать его возможные возражения. В противном случае сайт не будет приносить конверсии, а еще он никогда не займет верхних позиций в поисковой выдаче.

Пример плохой посадочной страницы, которая, конечно же, находится в глубине поисковой выдачи. На сайте нет фотографий услуги, описания, цен и достаточного количества примеров выполненных работ. На сайте представлен номер исполнителя, но он некликабельный
Пример плохой посадочной страницы, которая, конечно же, находится в глубине поисковой выдачи. На сайте нет фотографий услуги, описания, цен и достаточного количества примеров выполненных работ. На сайте представлен номер исполнителя, но он некликабельный

Контент на посадочной странице будет зависеть от продукта. Например, у магазина бытовой техники должны быть подробно указаны характеристики товара. Скажем, покупатель не сможет понять по фотографии и модели телевизора, какая у него диагональ и впишется ли он между дверью и шкафом. У магазина одежды должны быть фотографии с моделями, чтобы пользователь мог хотя бы примерно оценить, как на нем будет смотреться эта футболка.

В качестве хорошего примера посадочной страницы с товаром рассмотрим страницу на сайте Lamoda.

<p>На посадочной странице с товаром у Lamoda есть вся необходимая информация о товаре и сервисе</p>

На посадочной странице с товаром у Lamoda есть вся необходимая информация о товаре и сервисе

Что мы видим у Lamoda:

  • достаточное количество фотографий товара с разных ракурсов;
  • все необходимые характеристики товара;
  • гиперссылки на информационные разделы о качестве товара и доставке;
  • ненавязчивую, но яркую кнопку онлайн-чата;
  • указано наличие одежды в определенном размере, а при наведении мышкой на кнопку с одним из размеров высвечиваются дополнительные характеристики.

Лайфхак: можно подсмотреть функционал и структуру страниц у сайтов более крупных компаний, которые могут и не быть вашими прямыми конкурентами, но подскажут хорошие идеи для реализации. Также можно опросить настоящих покупателей и сравнить функционал своего сайта с конкурентами.

У сайта есть дефекты

Видимые баги сайта портят впечатление о компании и ее сервисе. Это нерабочие страницы, кривая верстка или функции, которые выдают ошибку вместо желаемого результата. Также к дефектам можно отнести внутренние технические проблемы, которые негативно влияют на SEO: например, большое количество дублей страниц.

Плохая адаптивная верстка

Мобильная версия сайта сейчас важнее, чем десктопная. По данным исследования РБК, 74 % пользователей посещают сайты с мобильных устройств. Считается, что если мобильных конверсий меньше, чем десктопных, оптимизация мобильных конверсий – точка роста.

Проверить качество адаптивной верстки можно с помощью инструмента «Проверка оптимизации для мобильных» от Google и «Проверка мобильных страниц» от «Яндекс». Инструментом Google может воспользоваться любой желающий, а для инструмента «Яндекса» нужно авторизоваться. Все просто: если сервисы показывают, что с версткой что-то не так, нужно брать и править.

Медленная скорость загрузки

Медленная и неудобная адаптивная верстка отберет больше половины конверсий у сайта, которых с виду не так уж и плох.

Проверить скорость загрузки сайта можно, измерив метрики Core Web Vitals в инструменте Lighthouse от Google. Он по умолчанию встроен в браузер Google Chrome. Еще у инструмента есть удобное расширение для браузера Google Chrome, которое подсвечивает показатели Core Web Vitals при переходе на страницу.

<p>Результаты измерения показателей Core Web Vitals в Google Lighthouse</p>

Результаты измерения показателей Core Web Vitals в Google Lighthouse

За скорость загрузки страницы отвечают показатели Speed Index (скорость загрузки страницы) и Largest Contentful Paint (скорость загрузки самого большого элемента страницы). Идеально, если эти показатели будут находиться в зеленой отметке.

В зависимости от сайта, работы по оптимизации скорости его загрузки могут быть разными. Как минимум, на сайте нужно настроить кэширование и сжатие изображений. Как максимум – подключать CDN и выполнять рефакторинг кода, удаляя его лишние элементы.

У сайта устаревшая инфраструктура

Например, сайт может быть самописным, без административной части, от чего пользователь без навыков в веб-разработке не сможет нормально загрузить на него контент. Если у такого сайта есть посетители и лиды, его можно будет перенести на CMS без изменений, видимых для пользователей.

Когда лучше создать новый сайт, чем переделывать старый?

Если у сайта нет посетителей и пациент в целом скорее мертв, чем жив – проще создать новый сайт. Большое количество доработок может обойтись в такую же стоимость, как и разработка с нуля. При этом новый сайт будет сразу разработан на свежих технологиях – последней версии какой-нибудь CMS, за счет чего будет соответствовать текущим стандартам.

Если у сайта хорошее доменное имя, которое подходит бренду и продукту – лучше оставить его. Возраст домена – значимый фактор ранжирования поисковых систем. Если адрес старого домена неудачный, но сайту много лет – нужно настроить редирект, чтобы передать трастовость старого сайта на новый.

Изменение бизнес-модели

Если ваш продукт изменился и стал продаваться по-другому, сайт нужно подогнать под обновленный продукт. Простой пример: у вас появилась возможность торговать товаром в рассрочку – эту функцию нужно внедрить на сайт.

Когда вообще не стоит обновлять сайт

Если ваш сайт продает на том же уровне, что и пару лет назад – в нем не стоит делать кардинальных изменений. Сайт должен быть удобен как инструмент для совершения конверсионного действия пользователем – бывает, что редизайн может сделать сайт красивее, но ухудшить юзабилити. Например, после того, как «Яндекс» выкупили «Кинопоиск», они сделали редизайн главной страницы и получили резкий шквал критики от посетителей сайта.

Главная страница «Кинопоиска», которая вызвала негатив со стороны пользователей
Главная страница «Кинопоиска», которая вызвала негатив со стороны пользователей

В итоге «Яндексу» пришлось вернуть старую версию главной страницы, и волнения успокоились.

Старая версия главной страницы «Кинопоиска», которая полюбилась пользователям
Старая версия главной страницы «Кинопоиска», которая полюбилась пользователям

Бывает, что владельцы бизнеса торопятся обновить сайт, поскольку так сделали их конкуренты. Но чтобы принимать во внимание сайты конкурентов, нужно убедиться, что их каналы продвижения соответствуют вашим. Если вся воронка продаж, от трафика до способа оплаты, примерно похожа и конкуренты обновили сайт – стоит задуматься о редизайне. Но есть вероятность, что они сделали это без существенных причин — и сделали себе только хуже.

Внешний вид сайта играет существенную роль, если он непосредственно относится к презентации продукта. Например, сайты маркетинговых агентств и студий веб-дизайна обязаны выглядеть современными.

Но есть исключения. Устаревший дизайн – тоже дизайн, который может эффективно выполнять свою задачу. Например, «Википедия» даже после редизайна выглядит нарочито старо – это интернет-библиотека, которой не требуется внедрение современных трендов веб-дизайна. Основной фокус дизайна «Википедии» сосредоточен вокруг текстового контента. Недавно «Википедия» обновилась впервые за 10 лет – они чуть расширили функционал, но дизайн остался примерно тем же.

<p>Текущий дизайн главной страницы «Википедии»</p>

Текущий дизайн главной страницы «Википедии»

Как правильно обновить старый сайт

Крупные компании с большими сайтами обновляют сайты не резко, а постепенно. Такой подход за рубежом называется Evolutionary Site Redesign – эволюционный редизайн сайта. При нем формируются гипотезы по увеличению конверсии сайта, а потом эти гипотезы начинают проверять с помощью постепенного внедрения дополнительных функций на сайт и A/B-тестирования. Такой подход работает лучше, чем Revolutionary Site Redesign – революционный редизайн сайта, при котором можно полностью поменять все на сайте и наломать дров.

Для проведения A/B-тестирования у Google есть бесплатный инструмент – Google Optimize. С его помощью можно вести трафик на 2 разные версии одной страницы и сравнивать поведение пользователей.

<p>Интерфейс сервиса Google Optimize</p>

Интерфейс сервиса Google Optimize

Подытожим

  • Есть 2 сигнала, с которыми можно задуматься об обновлении дизайна сайта: регулярные жалобы клиентов на то, что сайт неудобный, и падение конверсии. Но нужно убедиться, что падение конверсии связано с сайтом. Например, если конверсии в онлайне падают, а в оффлайне остаются неизменными.
  • Не стоит вносить кардинальные изменения в сайт, если вам кажется, что он устарел, но при этом он приносит прибыль. Гипотезы нужно подтверждать аналитическими данными.
  • Изменения в дизайне сайта без анализа не должны радикально менять его UI. Без анализа можно только расширять функционал, например, добавить возможность выбрать вещь нужного размера на сайте с одеждой.
  • Если вы действительно считаете, что дизайн устарел, обновите его без изменений в структуре сайта и его юзабилити. Например, вы можете оставить верстку примерно такой же, но освежить отдельные элементы сайта – скажем, заменить устаревший объемный дизайн на флэт.
  • Если на сайте есть технические ошибки, то их нужно исправлять.
  • Если у сайта нет посетителей и конверсий, можно делать что угодно.

Нужно обновление сайта — добро пожаловать на Workspace. Организовывайте тендер и выбирайте лучших разработчиков!

2727
37 комментариев

Что верно то верно. Если работает и продажи норм, то не трогай. Но внесу дополнение. Поскольку есть всегда, что улучшить, то после глубокой аналитики и исследования можно и влезть ради повышения конверсий

4
Ответить

Но эта аналитика реально должна быть глубокой, иначе все можно поломать

1
Ответить

Например, после того, как «Яндекс» выкупили «Кинопоиск», они сделали редизайн главной страницы и получили резкий шквал критики от посетителей сайта.

не уверен, что лучший пример. яша монополист и как хочет так и крутит. Может себе позволить приучать к любому дизайну. критикуют - но пользуются

3
Ответить

Могут, конечно, но отыграли же назад! Это яркий узнаваемый пример, на котором можно показать наглядно ситуацию

2
Ответить

с пикчей ждуна поаккуратнее, можно налететь на штраф

3
Ответить

Прочитал я эту статью и вспомнил про пензенский сайт bazapnz. Изменения в дизайн носили точечный характер - и если бы непоявление сайтов а ля авито, он бы (базар) до сих пор сохранился в своем первозданном виде нулевых.

2
Ответить

О, многие доски объявлений и релизоприемники до сих пор так выглядят, и ничего :)

1
Ответить