Кто такой комьюнити-менеджер?

Кто такой комьюнити-менеджер?

Комьюнити-менеджер – это специалист, задачей которого является управление сообществами (в переводе с английского community – сообщество, а manager – управляющий). Под сообществами понимаются группы людей, которые объединены вокруг одной идеи, продукта или бренда, имеющие общие цели и интересы. В обязанности входит объединение людей и выстраивание коммуникации между ними.

Функции можно разделить на 3 категории:

  • Формирование аудитории. Управляющий сообществом ищет и привлекает новых участников, развивает и укрепляет отношения между уже существующими членами сообщества.
  • Коммуникация с людьми. Собирает и анализирует обратную связь от аудитории, занимается решением конфликтов между участниками, поддержанием благоприятной атмосферы внутри сообщества.
  • Создание событий. Занимается разработкой и организацией мероприятий для участников. Причем работа не ограничивается только онлайн-общением с пользователями. Управляющие сообществами могут также проводить офлайн-мероприятия, например, встречи фанатов игры, отраслевые конференции и т.п.

Задача – пробудить максимальный интерес у членов сообщества к продукту, поэтому сначала нужно выяснить потребности пользователей, чтобы разрешить их трудности и ответить на любые вопросы. Для достижения этих целей специалист должен знать обо всех особенностях продукта, только в этом случае он сможет предложить участникам эффективные решения.

Чем занимается?

Работают в IT-компаниях, востребованы у разработчиков игр, управляют сообществами крупных брендов. Круг задач отличается в зависимости от сферы деятельности компании:

  • В игровой индустрии специалист играет роль связующего звена между пользователями и разработчиками игры;
  • В сфере разработки ПО выполняет следующие обязанности: находит запросы аудитории и решает их силами разработчиков;
  • У крупных брендов, реализующих продукты широкого потребления (к примеру, гаджеты, бытовую технику или одежду), также имеются комьюнити-менеджеры. В таких компаниях управляющие сообществами отслеживают, насколько популярна продукция, ищут проблемы в использовании и решают конфликты с пользователями.

Вне зависимости от того, в какой компании работает менеджер сообщества, ему нужно будет отвечать на комментарии и отзывы о компании или продукте, размещенные пользователями. Обязан общаться с людьми, собирать обратную связь от участников, отслеживать настроения в группе, оказывать помощь. Также необходимо проводить аналитику и вести статистику для понимания того, как идет процесс вовлечения и продвижения продукта. Кроме того, комьюнити-менеджер выявляет людей, которые долгое время не заходили в сообщество, определяет спектр их интересов, чтобы создать материалы, которые смогут их заинтересовать.

Занимается привлечением пользователей к участию в различных мероприятиях, организует совместную офлайн-активность участников. При необходимости менеджер сообщества проводит аудит и вносит изменения, например, реорганизует или перезапускает.

Выбор правильной платформы для бизнеса на старте, так же как составление плана развития, контент-стратегии, разработка контента тоже относится к обязанностям управляющего сообществом.

В крупных компаниях могут работать несколько комьюнити-менеджеров, имеющих разную специализацию и задачи. К примеру, один может готовить контент, другой – руководить модераторами, а третий – заниматься организацией мероприятий.

Необходимые навыки

Управляющий сообществом должен:

  • Знать, как определить ЦА, суметь сегментировать и выявить потребности пользователей;
  • Обладать опытом создания редакционной политики и подготовки контент-плана;
  • Иметь навыки копирайтинга и писать качественные тексты, т.к. коммуникации по большей части ведутся в текстовом формате;
  • Обладать эмпатией, развитым эмоциональным интеллектом, уметь обрабатывать негатив;
  • Иметь стремление к общению с участниками сообщества: знать, как познакомиться, вовлечь в беседу, мотивировать и вдохновлять;
  • Уметь взаимодействовать с информационными партнерами, лидерами мнений, и блогерами;
  • Иметь аналитические способности, так как в обязанности контент-менеджера входит не только ведение диалога, но и анализ данных – отслеживание эффективности постов и обработки возражений;
  • К профессиональным навыкам можно отнести и организаторские способности – умение проводить мероприятия.

Soft skills

Коммуникабельность. Общение — это и есть основная часть работы КМ. Поэтому, умеет находить общий язык, выстраивать диалог, легко идет на контакт и любит людей. Обладает хорошим чувством юмора.

Стрессоустойчивость. Спокоен и сконцентрирован, не поддается на провокации, контролирует эмоции. Это необходимо, чтобы разбираться в конфликтах и бороться с хейтерами в соцсетях.

Лидерские качества. Способен вести за собой, вдохновлять и мотивировать. Чаще всего обладает некой природной харизмой, притягивает людей и вызывает доверие. Это помогает привлекать аудиторию в сообщество и удерживать ее.

Креативность. Мыслит нестандартно и генерирует идеи.

Тайм-менеджмент. Часто КМ работают практически 24/7. Круглосуточно на связи в соцсетях и мессенджерах или решают вопросы по предстоящему ивенту поздно вечером. Важно уметь планировать задачи и делегировать текучку. Это поможет оставаться продуктивным и не выгорать.

Hard skills

Социальная архитектура. Имеет представление о жизненном цикле сообществ. Знает, как функционируют и зарождаются. Умеет применять теоретические знания на практике.

Маркетинг. Понимает, как решать бизнес-задачи с помощью сообществ. Умеет подобрать tone of voice, понимает, чего клиенты ждут от продукта, какие у них есть проблемы и потребности.

SMM. Знает, что такое вовлеченность или рекламная интеграция. Составляет контент-план, может написать пост, сделать креатив или картинку. Владеет графическими и видеоредакторами.

Ивенты и PR. Умеет организовать и планировать события, привлекать и контролировать подрядчиков. Взаимодействует с медиа и блогерами.

Автоматизация. Понимает механику работы чат-ботов и автоматических цепочек писем. Умеет настраивать и внедрять их. Это помогает КМ автоматизировать рабочие процессы и сэкономить время.

Перспективы профессии

Соучредитель Reddit Алексис Оганян считает, что половину компаний Fortune 500 будут иметь сотрудника по связям с общественностью к 2030 г..

Рост рассматриваемой роли продолжится, поскольку бизнес признаёт важность создания прочных отношений с клиентами через сообщества. Вот некоторые тенденции и прогнозы.

Фокус на данных

КМ должны использовать аналитику для улучшения сообществ. Это включает отслеживание показателей вовлеченности, мониторинг тональности и анализ поведения пользователей для выявления тенденций и возможностей.

Увеличенный спрос на специализацию

По мере роста сообществ, вероятно, возникнет увеличенный спрос на специализированные навыки и экспертизу.

Он может включать комьюнити-менеджеров, специализирующихся:

  • На конкретных платформах (например, Telegram),
  • Отраслях (например, здравоохранение или технологии),
  • Типах сообществ (например, сообщества поддержки или группы по интересам).

Растущее значение управления репутацией

По мере того как онлайн-сообщества становятся более распространенными, компании будут уделять большее внимание управлению репутацией в интернете. Менеджеры будут отвечать за мониторинг и управление репутацией своего бренда в сообществе.

Плюсы и минусы в профессии?

Плюсы

  • С ростом популярности сообществ профессия становится востребованной. В компаниях появляются специальные отделы по управлению сообществом.
  • Работают напрямую с людьми, узнают об их опыте, получают информацию из первых рук и расширяют собственную контактную книгу.
  • Может использовать творческий потенциал для механик геймификации внутри сообщества, проведения дискуссий и мероприятий.
  • Знают, как решать конфликтные ситуации и правильно модерировать группы людей.

Минусы

  • Обязаны отслеживать обновления и активность и быстро реагировать на обращения. При неправильном распределении времени это может привести к большой нагрузке и снижению личной свободы.
  • Готовых шаблонов нет, и каждая задача и запрос участника представляет собой вызов, требующий дополнительного времени и усилий для решения.
  • Часто являются 1 линией обороны в управлении жалобами и отрицательной обратной связью. В работе часто сталкиваются с конфликтными ситуациями, которые должны уметь решать.

Польза для бизнеса

Квалифицированный комьюнити организует «группу поддержки», создает сообщество неравнодушных к бренду пользователей. Правильное управление сообществом формирует позитивное мнение о продукте, помогает развивать его, расширяет круг клиентов, способствует укреплению позиции компании на рынке и росту прибыли от продаж.

Решается ряд задач:

  • Объединяет на бесплатной основе группу активных пользователей, укрепляет лояльность клиентов;
  • Привлекает партнеров/спонсоров и инвестиции, решает задачи, связанные c репутацией компании;
  • Лояльные потребители советуют продукты бренда знакомым, тем самым расширяя охват ЦА;
  • Участники сообществ являются первыми покупателями и тестировщиками новинок, которые выпускает бренд, могут предлагать ценные идеи для новых продуктов и давать полезную обратную связь, касающуюся качества продукции и обслуживания;
  • Лояльные клиенты могут защищать бренд от нападок недоброжелателей и негативных оценок, становясь «адвокатами товара» в критических ситуациях.

Инструменты для работы

Чтобы управлять, сообществом, потребуется определенные методики. Можно выделить:

  • Мероприятия. Специалист по коммуникациям для того, чтобы люди вовлекались в профессиональные сообщества, организует такие события, как встречи, вебинары, беседы. Движения могут быть как онлайн, так и офлайн.
  • Контент. Сам комьюнити-менеджер не создает его — этим занимается контент-менеджер или SMM. Но ему важно уметь оценивать эффективность контента, следить за регулярностью, смотреть что именно публикуется, проверять факты.
  • Аналитика. Профессионал в сообществе оперирует инструментами по анализу. Так может изучать, как работают конкуренты, видеть вовлеченность, оценивать KPI от всех своих действий.
  • Стратегия. Правильно организованная политика внутри сообщества, а также цели и планы развития — отличный инструмент удачной коммуникации с аудиторией.
  • Партнерские программы. В продвижении комьюнити помогает, когда участники могут зарабатывать на действиях по привлечению новых членов. Организуется с помощью оплат деньгами, бонусами, баллами и т.д.
  • Привлечение и работа с амбассадорами бренда. Специалист приводит в сообщество хороших экспертов, которые помогают развиваться.
  • Мониторинг упоминаний. Комьюнити-менеджер должен на ежедневной основе искать комментарии, в которых упоминается компания и продукт. А после этого предпринимаются дальнейшие шаги.

Какие KPI?

Чтобы понять эффективность комьюнити менеджера, не достаточно посчитать количество опубликованных постов и количество лайков и перепостов. Это должен быть совокупный набор метрик, показатели которых будут соотноситься с Вашими поставленными бизнес-задачами. И в этот набор обычно входят:

Метрики

Специалист измеряет показатели практически всего, что можно измерить: заявки на вступление в сообщество, количество лайков, репостов, комментариев, жалоб, упоминания компании в сети и хэштеги, посетители офлайн-событий, скорость ответа на комментарии, среднее количество комментариев к постам, процент охваченных комментариев.

Доля активных участников

Показатель активности сообщества и процента участников, составляющих ее основу. Если процент активных маленький, а пассивных людей много, то это явный признак того, что нужно менять стратегию. К примеру, в офлайне – процент активных участников встречи (количество тех, кто на встрече к общему количеству участников сообщества), процент упоминаний компании в сети после проведения мероприятий.

Динамика

Нужно смотреть и анализировать активность в динамике. Для того, чтобы понимать, на каком этапе, например, произошел отток участников и были всплески активности. Так специалист сопоставит проводимые действия в этот промежуток времени и поймет, что зашло или не зашло Вашей аудитории. Для соцсетей, например, можно отслеживать такие показатели: охват, география посещаемости, комментарии, лайки, репосты, охваты записей, переходы.

Как проверить навыки?

Проверить, справится ли с поставленными ему задачами, можно с помощью кейсов и вопросов на собеседовании, при ответе на которые Вы поймете, какой специалист перед Вами:

Вопросы для собеседования

Не будем мусолить вопросы о личном, их сможете продумать сами сами. Перейдем сразу к тем, что помогут выяснить профессиональный уровень кандидата:

Для проверки предыдущего опыта:

  • Какие задачи ставились?
  • С какой аудиторией работали?
  • Ваши достижения, чем гордитесь?
  • Какие инструменты использовали?
  • Как стимулировали активность участников?
  • Приведите примеры, покажите посты, которыми гордитесь?
  • Какие мероприятия были организованы, какая численность посещения?
  • Приведите пример успешного противодействия троллингу из Вашей практики.
  • Услугами каких компаний/партнеров пользовались, с кем взаимодействовали в своей работе?

Для проверки проф. знаний:

  • Как оцениваете уровень в SEO, редакторов (Photoshop/Pixlr/Lightroom), монтаже?
  • Какие инструменты используете для UGC?
  • Где обучались профессии?
  • Какие геймификационные техники применяете в работе?
  • Как считаете, что является важными навыками в работе?
  • Как выявляете популярный контент, что позволяет быть в тренде, какие ресурсы используете для этого?
  • Какими инструментами пользовались для мониторинга отзывов в социальных сетях, какой из них, на взгляд, самый эффективный?
  • Какие навыки бы хотели у себя развить?
  • Какие тренинги проходили?

Как стать комьюнити-менеджером?

— Как попасть на позицию? Все индивидуально. Нужно захотеть. Потому что, как правило, в комьюнити приходят, которые хотят именно этим заниматься и которых что-то зажигает в профессии, они начинают узнавать данную сферу, и им становится интересно в ней.

Сейчас много пространства для обучения, высоко развита культура менторства и обмена знаниями. Вообще не страшно прийти в какое-то новое место. Есть уверенность, что подскажут, расскажут и без информации не оставят.

Итог: Это новое направление, но материалов для изучения на эту тему достаточно. Рекомендуем обратиться не только к источникам о комьюнити, а еще и о коммуникациях, бренде, маркетинге, контенте, планировании, креативности.

Рекомендуем следующую литературу на анг. языке:

  • An Introduction to Community Development by Rhonda Phillips, Robert Pittman;
  • The Art of Gathering: How We Meet and Why It Matters by Priya Parker;
  • Community: The Structure of Belonging by Peter Block;
  • A Strategic Guide to Community Gamification;
  • The Art of Community: Building the New Age of Participation by Jono Bacon;
  • Building Brand Communities: How Organizations Succeed by Creating Belonging by Carrie Melissa Jones and Charles Vogl.
1
Начать дискуссию