Музыка и география: какой плейлист эффективнее в разных точках страны

Что вы включаете в своем кафе или торговой точке? Обычно говорят, что на выбор фоновой музыки или аудиобрендинг в целом влияют такие факторы, как формат заведения и особенности целевой аудитории. А зависит ли эффективность аудиобрендинга от географического положения? Я, Виталий Бочкарев, директор по маркетингу аудиосервиса Звук Бизнес, расскажу, стоит ли учитывать региональные музыкальные особенности.

Страна большая, а музыка одна

Особенности региона не сильно влияют на подбор музыки для бизнеса. В большинстве российских субъектов люди предпочитают спокойную нейтральную либо позитивную музыку с вокалом. Лишь изредка можно наблюдать изменения в топе музыкальных стилей. Например, по данным нашего аудиосервиса, в Кирове и Ижевске чаще включают поп-рок, а в Рязани предпочитают поп-музыку. Вместе с поп-музыкой по всей стране включают джаз, лаундж и чилаут. В Белоруссии сейчас дополнительно появляется тенденция включать классику (и ее аранжировки), просят больше композиций с живыми инструментами, не электронными.

Такое единодушие мы связываем с тем, что на территории России и в странах-соседях действует, по сути, один культурный музыкальный код. Да, есть регионы, где сильны, например, национальные традиции, люди часто слушают этническую музыку титульной нации региона. Но чаще такие композиции появляются в личных плейлистах. Наверное, это можно отнести к особенностям психологии человека. В личном музыкальном пространстве человеку важно подчеркнуть свою индивидуальность и национальную идентичность. В общественных местах действуют иные правила — имеет значение непосредственно концепция ресторана или магазина. Хороший пример — грузинские рестораны. Даже тут национальная музыка в современных ремиксах и аранжировках придает лишь определенный оттенок общей музыкальной картине, может добавить колорита, но не станет основной темой.

Атмосфера и эксперименты

Главная роль фоновой музыки — создавать необходимую атмосферу, согласно концепции ресторана или конкретного мероприятия. С этой точки зрения география не имеет решающего значения, тут «рулит» отрасль: в спа-салонах включают эмбиент, в магазинах одежды и обуви — R’n’b, в фитнес-клубах встречается динамичная музыка и хаус, в детских магазинах и развлекательных центрах — дэнс-поп.

Экспериментировать, конечно, можно. Но есть тенденция — чем крупнее сеть заведений, тем более осторожно она подходит к экспериментам. В то же время, если вы ресторатор или владелец иного бизнеса, то рискнуть с концепцией (в том числе и с музыкой) за пределами двух столиц может быть проще: из-за аренды и других расходов в регионах затраты на открытие кафе могут быть ниже, чем в Москве, а значит, и потери в случае неуспеха — тоже ниже.

Если хочется внести разнообразие, мы скорее рекомендуем обращаться не к региональным особенностям музыкальной культуры, а к тематическим событиям, брать на вооружение инструменты реал-тайм маркетинга. Это связано с тем, что крупные события, праздники или культурные явления становятся частью фона для всего широкого спектра целевых аудиторий. И включать новогодний плейлист можно в заведениях с любым концептом (в обработке под стиль заведения, конечно). Среди ярких примеров — почти одновременный выход фильмов «Барби» и «Оппенгеймер». «Барбенгеймер» и популярность музыки в стилистике фильмов подтолкнули нас создать специальные плейлисты, например, для барби-вечеринок, которые использовали некоторые рестораны.

Как адаптировать свою музыкальную стратегию

Если идея, что региональная музыка поможет развитию вашего бизнеса, вас не покидает, то вместе с маркетологами, исследовательской компанией на аутсорсе или стриминговым сервисом с экспертизой стоит двигаться в такой последовательности:

  1. Изучить своих потребителей, чтобы понять, есть ли у них запрос на локальную музыку/национальные мотивы. Это можно сделать с помощью опроса/интервью/анкетирования.
  2. Точно определить концепцию вашего ресторана, подобрать музыку именно под эту концепцию.
  3. Определить подходящие темп, жанры, выбрать треки.
  4. Тестировать и фиксировать реакцию гостей: если «не заходит» — менять сначала композиции на более нейтральные, а затем, возможно, вовсе убирать из плейлиста.

Лайфхак: поддержать идею приверженности месту можно не только музыкой с национальными особенностями. Одна из возможностей — включение в плейлист композиций местных артистов, которые работают в общемировых жанрах, но популярны именно в вашем регионе.

Музыка с национальным или региональным колоритом — яркий работающий инструмент. Наше недавнее участие в BRICS+ Fashion Summit, где Звук Бизнес нес ответственность за музыкальное сопровождение мероприятия, тому подтверждение. С помощью музыки у нас получилось создать атмосферу, отражающую культурные особенности различных стран-участниц, — это было важно для ряда модных показов. Послушать, какая музыка звучала во время шоу, можно в профиле события в HiFi-стриминге Звук.

Вряд ли кофейне a-la Paris с круассанами или ресторану в Казани, где подают блюда национальной кухни, нужно отказываться от композиций французского шансона или народных татарских мелодий. Но учет географии важен и будет эффективно работать, только если яркие региональные особенности тесно вплетены в концепцию заведения. В остальных случаях колоритные композиции могут становиться частью плейлистов к определенным датам, праздникам, тематическим неделям и пр.

55
Начать дискуссию