Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Команда маркетингового агентства uForce провела исследование, в котором выявила тренды финансового поведения россиян, тенденции развития рынка финансовых приложений и сравнила приложения трех главных финмаркетплейсов РФ: Сравни, Банки.ру и Финуслуги.

Результаты исследования будут интересны владельцам бизнеса на рынке финансовых услуг, маркетологам, продакт-менеджерам и аналитикам, а также другим специалистам финансовых и страховых компаний России.

Содержание

Тренды финансового поведения россиян

Жители России стали чаще задаваться вопросами и личных и семейных финансах: как научиться инвестировать, как планировать бюджет, как не прогадать с вкладом и как научить финансовой грамотности ребенка. Этот тренд заметен при анализе поисковых запросов, который мы провели в рамках исследования.

Геополитическая и экономическая ситуация в стране сильно влияют на динамику поисковых запросов. В кризисный период с конца февраля по вторую половину марта 2022 г. наблюдался скачок ключевых запросов по теме финансовой грамотности на 30-40%.

Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Несмотря на тот факт, что потребность в грамотном обращении с финансами возрастает в период сложных экономических ситуаций, почти треть россиян не планирует семейный бюджет. Вместе с этим 60% россиян не оценивают критически информацию при выборе услуг банков и страховых компаний, а треть опрошенных не владеет правилами безопасности в контексте финансов. Такие данные приводит аналитический центр НАФИ в исследовании «Финансовая грамотность россиян — 2023».

По данным исследования, уровень финансовых знаний россиян (составляющая часть общего индекса финансовой грамотности) демонстрирует негативную динамику: в последние два года он снижался, и в 2022 составил 4,19 балла из 7 возможных.

В этом же исследовании есть данные об индексе финансового поведения. Он отражает умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни. Индекс финансового поведения россиян в 2022 году составлял 5,7 баллов из 7, что на 20% выше показателя 2018 года.

Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Аналитики отмечают, что уровень финансовой грамотности россиян на протяжении последних пяти лет остается средним. В 2022 году он составил 12,79 балла при максимуме в 21 балл.

Таким образом, несмотря на позитивную динамику основных показателей финансового поведения жителей России, их знания о финансовых инструментах и базовых элементах планирования бюджета снижаются с каждым годом.

Самый высокий уровень финансовой грамотности демонстрируют люди с высшим образованием и опрошенные в возрастной категории от 45 лет. По данным аналитического центра, у молодых людей от 18 до 34 лет — наиболее низкий уровень финансовой грамотности.

Рост популярности финансовых приложений

По данным исследования uForce, если в 2018-2020 гг. количество скачиваний финансовых приложений в России ежегодно росло на 6-7%, то уже в 2021 произошел рост до 15%.

Ключевыми факторами стали пандемия, активная реклама приложений банков для удаленного обслуживания, а также запущенная ранее всероссийская программа по повышению финансовой грамотности.

По данным Mediascope, в 2022 году две трети жителей России являлись пользователями финансовых приложений. Средний суточный охват аудитории — 52,9 млн человек (43% населения). Традиционно самые популярные типы финансовых приложений: онлайн банки, электронные кошельки и приложения для личных инвестиций.

В России за последние два года этот тренд несколько сместился в сторону банковских сервисов, которые позволяют быстро переводить деньги и пользоваться иностранными валютами, криптовалютных кошельков и приложений криптобирж.

Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Сравнение функционала и пользовательского опыта приложений финансовых маркетплейсов

Финансовый маркетплейс — это онлайн-платформа, которая позволяет заключать соглашения между финансовыми организациями и страховыми компаниям с одной стороны и потребителями их услуг — с другой. Пользователи могут сравнить предложения от банков и страховых компаний в одном месте и выбрать самое выгодное.

Для регулирования работы таких платформ в России в июле 2020 года был принят федеральный закон «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы».

Закон определяет правовые основы деятельности операторов финмаркетплейсов и регулирует заключение сделок с финансовыми и страховыми организациями на этих площадках. Деятельность маркетплейсов, как и банков, регулируется Центральным Банком России, поэтому все сделки и данные находятся под защитой.

Рынок финансовых маркетплейсов в России — достаточно молод и еще не так широк. Можно выделить трех его основных игроков: Сравни, Финуслуги и Банки.ру.

Команда uForce провела исследование приложений этих финансовых платформ и сравнила их функционал, уникальные опции и пользовательский опыт. Благодаря полученным данным мы выявили тренды развития приложений финмаркетплейсов в России и определили ожидания пользователей от использования таких платформ.

Для начала — краткая справка о каждом из российских финансовых маркетплейсов и их приложениях.

Банки.ру

  • Год основания: 2005
  • Выручка за 2022 год: 5,37 млрд рублей
  • Приложение Банки.ру предоставляет пользователям информацию о банках, финансовых услугах, кредитах, ставках и других финансовых и страховых продуктах.

Сравни

  • Год основания: 2009
  • Выручка за 2022 год: 3,82 млрд рублей
  • В приложении Сравни можно выбрать и оформить страховые и финансовые услуги, а также оценить свои кредитные возможности.

Финуслуги

  • Год основания: 2020
  • Выручка за 2022 год: неизвестна
  • Приложение Финуслуг предоставляет пользователям возможность открывать и пополнять вклады онлайн, оформлять кредиты, покупать облигации, электронные полисы ОСАГО. Финуслуги — финансовая платформа, созданная Московской биржей по инициативе Банка России.

Функционал приложений

Мы проанализировали и сравнили широту функционала Сравни, Банки.ру и Финуслуги по следующим категориям финансовых и страховых услуг, доступных в приложениях маркетплейсов:

  • кредитование (расчет кредитного рейтинга, подбор ипотеки, кредитной карты, банка для кредита, микрозайма и другие услуги)

  • дополнительный доход (подбор вкладов, накопительных счетов, дебетовых карт, акций и другие инструменты дополнительного дохода)

  • страхование (подбор ОСАГО, страхование машины, подбор КАСКО, страхование для ипотеки и другие)

  • информация о финансовых организациях — рейтинги банков

  • котировки валют и акций, конвертер валют и данные по купле-продаже драгоценных металлов

  • полезные функции приложения (чат поддержки, финансовые калькуляторы, возможности кастомизации пользовательского опыта и опции для регистрации)

  • другое: услуги для работодателей и сравнение курсов онлайн-школ
  • полезные материалы (журнал, сводки по объемам сделок, курсы для инвесторов и другие возможности)

Для проведения анализа функционала всем доступным функциям был присвоен один из трех статусов: распространенная, бонусная или уникальная в зависимости от процента приложений из выборки, в которых та или иная функция доступна пользователям.

Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Приложение Банки.ру лидирует по функциям подбора финансовых инструментов для дополнительного и пассивного дохода — вкладов, накопительных счетов и инвестиций.

Среди уникальных функций приложения Финуслуг — котировки акций и сводка по объемам сделок. В приложении также есть курсы для инвесторов.

Сравни — лидер по количеству предложений от страховых и финансовых компаний. В приложении есть возможность добавить свои активы — автомобиль, недвижимость или вклад. Исходя из жизненной и кредитной ситуации пользователя, Сравни помогает найти лучшие варианты страхования для квартиры, помочь сэкономить на ипотеке или выбрать кредит.

Пользовательский опыт

По данным нашего исследования, больше 80% пользователей финансовых маркетплейсов ценят удобство и простоту в использовании приложений.

Непродуманный пользовательский опыт может стать причиной заявки на неподходящий кредит или ипотеку: вместо «лучшего» варианта пользователь выберет «например, вот этот» и потеряет деньги и время.

Поэтому мы уделили особое внимание тщательному анализу и сравнению пользовательского опыта, доступных финансовых и страховых предложений и полноты информации по каждому из них.

Мы разработали систему оценки пользовательского опыта, а также широты и полноты предложений на основе рейтинга: места в рейтинге присваиваются всем критериям в группах, затем выводится рейтинг приложений в каждой группе и общий рейтинг приложений по качеству пользовательского опыта.

Качество работы и удобство

Мы протестировали функцию анализа кредитного рейтинга в приложениях Банки.ру, Сравни и Финуслуги и сравнили пользовательский опыт.

В приложениях Банки.ру и Сравни — простая анкета для анализа кредитного рейтинга. На её заполнение нужно всего чуть больше пяти минут. Финуслуги и Сравни сохраняют предыдущие запросы, что также удобно для пользователя.

Скорость анализа кредитного рейтинга

  • Сравни: 5 минут, 5 секунд
  • Банки.ру: 5 минут, 20 секунд
  • Финуслуги: 6 минут

Количество неполадок в процессе анализа кредитного рейтинга*

  • Сравни: 1
  • Финуслуги: 2
  • Банки.ру: 5
*Неполадки в работе приложений Сравни, Банки.ру и Финуслуги были выявлены в ходе анализа пользовательского опыта в рамках исследования, описанного в данной статье. Маркетинговое агентство uForce не исключает отсутствие неполадок или, наоборот, присутствие большего количество неполадок, при использовании функции анализа кредитного рейтинга в приложениях Банки.ру, Сравни и Финуслуги другими пользователями.

Предложения

В нашем исследовании мы провели анализ финансовых и страховых продуктов в следующих категориях:

  • кредиты

  • кредитные и дебетовые карты

  • микрозаймы
  • вклады
  • ипотека
  • рефинансирование ипотеки
  • страховка ипотеки

  • рефинансирование кредита
  • партнеры по ОСАГО
  • партнеры по КАСКО
Рынок финансовых приложений в России: аудитория, тренды, лидеры

Сравни лидирует по количеству доступных финансовых продуктов и страховок, Банки.ру на втором месте, а приложение Финуслуги замыкает тройку.

Полнота информации

Даже при большом наборе финансовых и страховых продуктов, без верной информации о каждом из них маркетплейс теряет ценность для пользователя. Поэтому мы проверили не только актуальность условий, но и полноту сведений о продуктах в приложениях Сравни, Банки.ру и Финуслуг.

Приложение Сравни лидирует по критерию «полнота информации про доступные продукты». В приложении пользователи найдут актуальную и полную информацию по вкладам, кредитам, микрозаймам, кредитным картам и другим услугам. Например, продукты ипотеки можно сравнить по 18-ти параметрам.

Банки.ру также предоставляют полную информацию о страховых и финансовых продуктах доступных в приложении. К примеру, все важные параметры для сравнения и выбора вкладов перечислены в полном объеме. Однако приложение Банки.ру позволяет сравнить доступные возможности ипотеки всего по трем параметрам.

В приложении Финуслуг есть базовая информация по кредитам, микрозаймам и вкладам. Пользователи могут сравнить кредиты по четырем параметрам (в Банки.ру — 3; Сравни — 7); микрозаймы — по трем параметрам (в Банки.ру — 2; Сравни — 3), а вклады — по семи параметрам (в Банки.ру — 12; Сравни — 14). Параметры по ипотеке в приложении Финуслуг не представлены.

Выводы исследования

Финансовая грамотность россиян

  • Общий индекс финансовой грамотности россиян на протяжении последних пяти лет остается средним и показывает динамику роста. Тем не менее, остаются проблемы в области долгосрочного финансового планирования, финансовых решений и осознания рисков, а также пробелы в финансовых знаниях.

  • На фоне кризиса становится актуальным запрос на отслеживание личных и семейных финансов. Однако большинство россиян, отслеживающих финансы, не пользуются для этого специальными приложениями — это потенциал для роста.

Рынок финансовых приложений

  • За последние 5 лет наблюдается значительное расширение как глобального, так и российского рынка финансовых приложений, наиболее популярными из которых являются приложения банков и электронные кошельки, включая криптокошельки.

  • Тренды развития финансовых маркетплейсов в России: предложение уникальных услуг, многофункциональность, кастомизация и интеграция в жизненные сценарии.

  • На российском рынке стали развиваться экосистемы — на 2022 год можно было выделить уже 12 игроков в сегменте финансов, IT, медиа и ритейле. При этом рынок финансовых маркетплейсов-экосистем не так широк — можно выделить лишь трех игроков: Сравни, Банки. ру и Финуслуги.

Исследование финансовых маркетплейсов в РФ

  • Удобство и простота в использовании, а также скорость работы — самые важные критерии для пользователя при выборе финансового приложения: об этом говорят 82% пользователей финансовых маркетплейсов.
  • Сравни — лидер по качеству пользовательского опыта: приложение заняло первое место по 63% рассматриваемых критериев в исследовании uForce. Приложение также обладает наиболее широким функционалом: 31 доступная функция против 27 в приложении Банки.ру и 24 — Финуслуг.

Приходите за маркетинговыми исследованиями в uForce!

1313
1 комментарий

В России самые лучшие банковские приложения с расширенным функционалом, где можно за несколько кликов открыть инвест счёт, открыть самозанятость, и всё будет отправляться сразу в налоговою, так что по уровню мы занимаем опережающие позиции с потенциалом для экспорта наших решений

1
Ответить