(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96463983, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96463983, 'hit', window.location.href);

Как пропаганда управляет нашей любовью

Рассказываем, кто сосватал миру сигареты, бекон и социальную справедливость

Привет, это КОМРЕДА: истории. Вообще мы агентство контент-маркетинга, а истории рассказываем так, для души.

Любить — это здорово. Но что, если наша любовь — результат работы хитрого пиарщика? А конкретно Эдварда Бернейса — отца современного пиара, дважды (!) племянника Фрейда и случайного вдохновителя Геббельса.

Сегодня расскажем о пяти случаях, когда медиатехнолог навязал любовь миллионам людей. Это ли не лучшая тема в День всех влюблённых? Ну и чтобы стало совсем жутко, мы сделали тематические валентинки.

Бернейс заставил всех плакать над социалкой, чтобы продать билеты на Бродвей

В 1912 году актёр Ричард Беннет пытался собрать деньги на постановку пьесы «Испорченные товары» о жизни проституток с сифилисом. В пуританской Америке такие темы были табуированы, поэтому денег никто не давал.

За этот проект Бернейс, тогда ещё только начинавший карьеру, взялся бесплатно — ради опыта и связей. Сперва он выпустил хвалебную статью о пьесе в одном из медицинских журналов, в которых подрабатывал. В ней Эдди поблагодарил авторов пьесы за популяризацию тем опасности венерических болезней.

Почва была готова — оставалось закрепить имидж важного социального высказывания чем-то покрупнее. Для этого Бернейс учредил благотворительный фонд, чтобы бороться с социальными проблемами, связанными с сексом. Членский взнос сделал 4 доллара, всем участникам полагался билет на тот самый спектакль о проститутках. Первые приглашения вступить в фонд Эдди послал нью-йоркской богеме.

Богачи клюнули на наживку Бернейса: всего за 4 доллара им предлагали купить образ филантропов-правдорубов. Среди донатеров были Джон Рокфеллер, Франклин и Элеонора Рузвельты, а ещё те самые религиозные деятели, которые вроде бы должны были ополчиться на проект. А после лидеров мнений фондом заинтересовались и массы. Так спектакль сорвал кассу и попал на Бродвей.

Любите плотные завтраки? Кажется, на вас кто-то заработал

В середине 1920-х годов один из крупнейших производителей бекона Beech-Nut Packing Company обратился к Бернейсу, чтобы — ну дела! — увеличить продажи бекона. Эдди подумал, что хорошо бы сделать продукт частью ежедневного рациона американцев — например, заменить им кашу, которую обычно ели на завтрак в то время.

Он пошёл к знакомому врачу и попросил его разослать коллегам опрос: «Какой завтрак полезнее — лёгкий или плотный?» Потом он собрал статистику, зафиксировал почти абсолютную победу «плотного» варианта и пустил эту новость во все газеты. Делов-то.

Врачи тогда были в большом почёте: культура плотных завтраков тут же взлетела в небеса, потащив за собой продажи бекона и яиц — двух продуктов, больше всего ассоциирующихся с плотными завтраками. С тех пор американская мечта об идеальном завтраке пахнет именно так — холестериновым угаром.

И всё благодаря манипулятивному вопросу про плотный завтрак. Ни один врач не скажет, что бекон полезнее каши. А что плотный завтрак лучше легкого — да пожалуйста.

Русский балет любят во всём мире. Неспроста…

В 1916 году Сергей Дягилев готовился к первому турне своего балета по США. Американцы тогда не слишком разбирались в балете и считали балерин кем-то вроде стриптизёрш, а артистов балета кем-то вроде стриптизёров. И геев. Короче, танцы были не в моде — пока не появился Бернейс.

В рамках подготовки к турне Эдди начал пушить темы танцев и балета в медиа, а чтобы журналисты охотнее публиковали его статьи, без проблем соглашался искусственно удлинять «неприличные» юбки балерин на фото. Ему и без этого было чем привлекать внимание — например, Бернейс вбросил на передовицу Washington Times фотографию балерины Флоры Ревальес с коброй, заявив, что танцовщица учится у змеи «движениям Клеопатры» (ну вы знаете, ох уж этот балет…).

Ещё больше шороха в СМИ навела провокационная статья Бернейса «Стыдятся ли американские мужчины быть изящными?». Она спровоцировала дискуссию о танцах как атрибуте новой маскулинности. Под флагом борьбы с предрассудками Эдди начал договариваться с популярными брендами одежды, чтобы те производили больше моделей, напоминающих балетные костюмы.

Скоро это дало свои плоды: к приезду балетной труппы в нью-йоркских доках собралась целая толпа. Как хороший пиарщик, Эдди знал: когда продукт набирает ажиотаж, нужно не радоваться результатам, а фотографировать и рассылать по СМИ — чтобы возвести хайп в квадрат. Конечно, так и произошло: успех «Русским сезонам» был обеспечен.

В общем, на волне борьбы с гендерными стереотипами Бернейс просто разогнал ещё один идеологический хайптрейн — просто чтобы навариться на продаже сникерсов в его тамбуре. И теперь весь мир любит знаменитый русский балет.

Под видом феминизма женщинам продали рак лёгких

В начале двадцатого века женское курение в США было не в фаворе — настолько, что во многих штатах даже преследовалось по закону. В Нью-Йорке, например, курить дамам разрешалось, но только «у себя дома за закрытыми дверями».

Настроения в обществе мало мешали табачным гигантам мечтать о женской аудитории, это ведь половина страны! Первым женщин решил привлечь Philip Morris — бренд поставил всё на идею «эстетичного курения». Это принесло некоторые результаты, но, в общем-то, не сильно поменяло мнение общества. Тогда за дело взялась марка Lucky Strike, завербовавшая для этих целей Бернейса.

Раздумывая, как подступиться к задаче, Эдди решил спросить совета у друга своего дяди Зигмунда — психоаналитика Абрахама Брилла. Сначала Эдди выслушал мощный спич про оральную фиксацию у женщин. После, впрочем, Брилл подал ещё одну идею: что если сигареты для современных женщин — это «факелы свободы», символизирующие их равенство с мужчинами?

В 1929 году Бернейс заплатил группе женщин за то, чтобы во время пасхального парада в Нью-Йорке они публично курили сигареты. Феминистка Рут Хейд считала это символом протеста против гендерного неравенства и призвала единомышленниц присоединяться к акции за эмансипацию женщин. Фотографии получились что надо, а смысловая рифма с факелом в руке Статуи Свободы довела композицию до идеала.

Акция «Факелы свободы» стала новостью федерального масштаба и обессмертила имя Эдди на страницах учебников по массовым коммуникациям. Если в 1923 году на женщин приходилось только 5% рынка сигарет, к 1935 году этот показатель увеличился до 18,1%, а к 1965-му — до пиковой точки в 33,3%. Таким он оставался до 1977 года, пока снова не начал идти на спад.

Наверное, кто-то наконец заметил этот жуткий кашель.

Тебя убьют страшные коммунисты! Кстати, купи банан

В 1917 году американская компания United Fruit стала торговать бананами.

United Fruit была настоящей корпорацией зла, чего вообще-то не ждёшь от фруктовой компании. Она эксплуатировала коренных жителей, чтобы собирать бананы. Условия труда были адскими.

Эта же компания водила экскурсии в Центральную и Южную Америку. Гостям круизов показывали райские условия труда на плантациях и до блеска вылизанные кусочки тропиков с «пиратскими тропами», по уровню своей срежиссированности напоминающие «Диснейленд» или шоу «Голос» на Первом. Короче, дела шли хорошо.

А потом в 1950 году в Гватемале, где United Fruit держали заметную долю активов, к власти пришёл Якобо Арбенс, принципиально недовольный превращением своей страны в банановую республику. Арбенс провёл аграрную реформу и отнял у компании все земли и предприятия, которые она когда-то скупила у местных. Также президент заставил United Fruit в два раза увеличить зарплаты.

Компания обиделась на Арбенса и позвонила настоящей звезде манипуляций общественным мнением — Эдварду Бернейсу. Раньше Эдди уже работал в политике, например, активно подсвечивал отдельные истории героических подвигов американцев в Первой мировой, чтобы отвлечь внимание от количества погибших. В этот раз его задача была проще: нужно было всего лишь полностью дискредитировать движ нового президента Гватемалы.

В отличие от предыдущих проектов Бернейса, которые так или иначе вступали в резонанс с общественными настроениями, здесь всё сводилось к банальному обману средней степени гнусности. Масштабная кампания Бернейса представила Арбенса прокоммунистическим лидером, настраивающим страну против США. А дальше маккартизм сделал своё дело.

Была и своя вариация «круизов» — Бернейс массово организовывал пресс-туры для иностранных СМИ, в которых подставные «гватемальские политики» убеждали журналистов, что Арбенс — коррупционер и милитарист.

Параллельно схожие тезисы продавливались и в высшие круги американской политики, страдающие от неврозов холодной войны. Это было нетрудно, благо, родным братом одного из совладельцев United Fruit был директор ЦРУ, а держателями акций компании — президент Эйзенхауэр и несколько других чиновников первого эшелона.

В итоге всё дошло до полноценного госпереворота под косвенным руководством ЦРУ. Новый президент с радостью вернул United Fruit все их привилегии, сорвав аплодисменты в New York Times, а Арбенса, заранее ушедшего в отставку из-за угроз, пресса до конца дней заклеймила «Красным Якобо».

«Страшные коммунисты» проиграли, а банановый бизнес расцвёл.

Любовь можно сконструировать

Иногда ради денег люди искусственно создают любовь: к страждущим, к идеологиям и ценностям и даже к бекону по утрам.

Многое из того, что мы любим, — результат успешных манипуляций. Плохо это или хорошо? Да Бернейс его знает.

Кто-то скажет, что искусственно созданное чувство — это обман. Другой скажет, что это обман во благо. Решать вам. А мы скажем вот что:

Любите людей — это точно по-настоящему.

Если вам понравился текст, вы можете заказать такой для своей компании. Мы в агентстве КОМРЕДА создаём медиа, блоги, спецпроекты, соцсети и многое другое.

А в телеграм-канале рассказываем, как выстраивать прибыльный контент-маркетинг.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Валентина Лужанская

Какие валентинки 😍

Ответить
Развернуть ветку
Кононова Юлия

не могу не согласиться, они просто отпадные

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Спасибо))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Евграфов

дайте мне гребаную тубу и я из нее что-нибудь выжму©

Ответить
Развернуть ветку
Павел Калистратов

Стетхем?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Артём Логинов

ОГО мы сделали еще один блог

Ответить
Развернуть ветку
Елизавета Антипцева

а как это будет работать? в основном блоге размещается полезный контент, а в этом с историями - всякие прикольные штуки, косвенно связанные с маркетингом?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
КОМРЕДА: истории
Автор

хи-хи))

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Даже балет продвинули американцы

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

ну не совсем....

Ответить
Развернуть ветку
Эвелина Рыбина

лучшие!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

Да, мы видели этот ролик) Но Александр не первый рассказал о кампаниях Бернейса, это изучают в университетах на направлении «реклама и связи с общественностью», например 🙃

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Боброва

Прикольно, сохраню!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Картинки потрясающие!

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

🫀

Ответить
Развернуть ветку
Илья Зубов

Это хороший маркетинговый подход ,креативность -это не то что видно невооруженным глазом , а то что хорошо прокралось в массы

Ответить
Развернуть ветку
Dima Katin

Пишите прекрасно, но точно такая же статья есть на ВС вы бы хоть что-то поменяли. За валентинки лайк!

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

все совпадения случайны, никого не копировали 👀

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ярослав Биленко

К слову про замену каши беконом. Где-то читал, что овсянку на завтрак тоже предложили, потому что надо было куда-то девать овес, когда лошадей стали заменять автомобилями.

Ответить
Развернуть ветку
Диана Ширмакова

За время обучения столько наслушались о Бернейсе 🙄

Ответить
Развернуть ветку
Лидия Фомичева

главное, что эти методы до сих пор работают. причём, неплохо

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
КОМРЕДА: истории
Автор

поделимся же этими прекрасными историями с теми, кто не учился на рекламе и связях с общественностью)

Ответить
Развернуть ветку
pixelday

Тоже Файб смотрите?

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

есть такое 🙃
и еще на пиаре учились))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина Придворова

Класс! А откуда вы все эти истории взяли?)

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

из открытых источников 👉👈

Ответить
Развернуть ветку
noname

Балерун? И это контент-маретологи пишут?

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

а что вам не понравилось?

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Bruce Robertson

Пост норм.
А HR Комреды Екатерина — нет.

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

А что случилось, поделитесь, пожалуйста?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Екатерина Максимова

кайф!!!!!!!!

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

спасибушки 🥰

Ответить
Развернуть ветку
Мороз Оксана

Проект новый, а дизайн такой же классный 🐥

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

мурь, это все наш прекрасный иллюстратор 🥰

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Д. Т.

Валентинки топ, милые

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

спасибо 🫀

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mylnikov

Автор красава! Пиши ещё и много!

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

передадим автору и обязательно продолжим писать 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Ibragim Zafirov

интересные истории) история про пьесу особенно понравилась, кто то решил поднять эту тему запретную, в то время)

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

а вот так и работают резонансные истории — говоришь о том, о чем не принято говорить

Ответить
Развернуть ветку
ilia

И после всего такого многие до сих пор продолжают верить что современные западные тренды - "чисто само по себе"

Не хватило какой-нибудь истории про обручальные кольца, свадебные платья или "раскрутку" Дня всех влюбленных

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

возьмем в работу на следующий год 🫡

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Завалищев

Крутые валентинки

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

фэнкс 🥰

Ответить
Развернуть ветку
Красный Пахарь

По моему всегда кто-то кем-то манипулирует управляет с целью получения какой-либо выгоды для себя...

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

так работают рыночные отношения)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Антипов

А как по другому? Это, по-моему, нормальные рыночные отношения

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Куприянов
случайного вдохновителя Геббельса

Так вот кто его надоумил

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

😬

Ответить
Развернуть ветку
Petr Grot

Эх, хитрый Бернейс )

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

хе хе 😈

Ответить
Развернуть ветку
Артём Никитин

Недавний выпуск Файба

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

знаем-знаем

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Одинцов

интересные истории , интересно узнавать как все складывается в мире маркетинга

Ответить
Развернуть ветку
КОМРЕДА: истории
Автор

подписывайтесь, будем еще рассказывать 🙌

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Таранов

интересно, БГТЛ движ - тоже часть мартетиногового плана?

Ответить
Развернуть ветку
Сарджъ Мадовски

любой

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

про брейнса скорее всего процентов 10 правды, а остальное из области мифологии

Ответить
Развернуть ветку
Ракс

Ох уж эти теории заговоров от параноиков.
Не знаю про каждый случай, но с завтраками - это полнейший бред.
Я целую статью писал об этом на Пикабу в свое время, доказывая одному шизику почему нужно сначала проверять информацию, прежде чем писать об этом на публику:

https://pikabu.ru/story/bekon_i_yaichnitsa_chyato_manipulyatsiya_ili_traditsiya_9260979

Думаю все остальные "манипуляции", точно такая же шиза.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Николаев

Отличные кейсы от классика )

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий А

отличная статья! Прочитал с интересом

Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда