{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Тексты сценариев мероприятий: в чём особенности ниши и как в неё влиться

Тексты — не только посты, статьи и сайты. Они везде. И создание сценариев для мероприятий достаточно перспективная сфера, чтобы выбрать и не ошибиться.

Сценарист прописывает все: от тайминга до слов ведущего. Такой текст будет инструментом для всей команды, которая проводит мероприятие.

В статье опираемся на мнение Лены Егоровой — автора канала «Плачу на тексты» и сценариста с пятилетним опытом работы с самыми разными компаниями. Например, с «Яндексом», «Самолетом» и «Озоном».

Автор статьи: Полина Ларионова, автор канала «Гугл-доки не горят» и админ «Копилки текстов»

— Лен, как попасть в профессию? Написать уже успешному сценаристу?

— Попробовать найти ивент-режиссера, который сможет помочь. С ним сценарист и будет составлять «креативную пару» в проекте: генерировать идеи, прописывать их. Режиссер — первый человек, который вносит правки в сценарий.

Или зайти напрямую в ивент-агентство. Из-за специфики работы они постоянно в поиске креативных умов и рук. Не бойтесь проявить инициативу, если есть интерес к сфере.

— Окей, заказчика нашли. А что дальше, с чего сценарист начинает работу над проектом?

— Всё начинается с погружения в идею и концепцию, встречи с клиентом и командой проекта. Определившись с целями и ожиданиями, переходим к таймингу. Формируем его по брифу события, а затем согласовываем с клиентом.

Далее прописываем сценарный план — такая же структурная «рыба», где уже внутри тайминга ещё без слов ведущего описываем, что происходит: какой контент транслируют на экране, какой свет и звук используют, какие спикеры и артисты выступают.

STARTUP VILLAGE SKOLKOVO, Агентство Synergy Event Management

Какие-то смыслы могут быть заложены тезисно, где что нужно «подсветить». Когда эти моменты согласованы, начинаю детальную работу над сценарием. Параллельно со сценарием для ведущего дополнительно подготавливается технический. В нём вся последовательность контента и действий на сцене и в пространстве мероприятия.

— Насколько подробно ты расписываешь сценарии?

— Каждое слово, которое будет говорить ведущий. В сценарии расписываю абсолютно всё: когда включается музыка, когда кто выходит на сцену и так далее.

Например, сценарий мероприятия, которое длилось с девяти утра до десяти вечера, у меня занял 86 страниц текста с полуторным интервалом и 14 шрифтом. В среднем сценарии какого-нибудь двух-трехчасового мероприятия занимают 20-30 страниц в зависимости от специфики происходящего.

Многие думают, что ведущие сами придумывают и говорят свой текст. Конечно, они могут импровизировать, но вся основная информация и ключевые моменты всегда прописаны в сценарии и согласованы с клиентом.

— А сколько времени обычно уходит на сценарий? Сколько ты можешь взять проектов в месяц?

—На подготовку сценария даже на большие проекты клиенты редко выделяют больше месяца.

Сложно сказать, сколько уходит чистого времени. Бывает так, что три недели занимает только подготовка к работе.

Самая активная и сложная стадия работы приходится на последнюю неделю перед проектом. Темп меняется с размеренного на работу в режиме нон-стоп. Бывает, за сутки до мероприятия нужно поправить что-то настолько кардинально, что приходится переписывать целые блоки программы. Да, это не правило, но сценаристу нужно быть готовым и к такому.

Иногда приходится работать в ограниченных сроках. Бывают случаи, когда клиенты обращаются и за несколько дней до мероприятия. Чаще, из-за форс-мажоров.

Их можно разделить на две категории. Первая — клиент в последний момент понял: без сценариста не обойтись. Вторая — сценарист проекта по каким-то причинам не смог продолжить работу. В последнее время стараюсь не браться за подобные истории, чтобы сохранить собственные нервы. Но иногда случается.

В месяц могу взять как один большой, состоящий из нескольких блоков, проект, так и три-шесть небольших или средних.

Гонорар зависит от сложности, объема и сроков задачи. Самый маленький на моей практике — 7000 рублей за сценарий короткого видеоролика, а самый большой — 150 000 рублей за сценарий большого бизнес-форума.

— Писать сценарии — это больше техническая или творческая работа?

— Обе составляющие одинаково важны. Творческая нужна, чтобы придумать, прожить мероприятие в своей голове. Вложить слова в уста ведущему.

Однако и техническая составляющая тоже есть. Сценарий — документ, на который опирается вся ответственная за мероприятие команда.

— Как обстоят дела с правками к сценариям? Их много?

— Правки есть всегда. Не было ни одного проекта, где бы их не было. Иногда — много, иногда — мало. По-разному. Какие-то из них касаются TOV и смыслов, другие затрагивают структуру события.

И их количество ничем не варьируется и дополнительно не оплачивается, как иногда бывает у копирайтеров. Я на берегу понимаю, что правки неизбежны, и закладываю стоимость этой части работы в общий гонорар. Отношусь очень спокойно — уже выработала иммунитет.

Я благодарна режиссёрам, с которыми работаю. Большинство из них знают правило «зелёной ручки». Не просто говорят, что нужно поменять, а ещё умудряются оставить на полях комментарии, где что-то прикольно, хорошо, интересно, смешно и так далее. Это очень подбадривает: видишь, не только минусы, но и плюсы, которые люди тоже замечают.

2 место Премии «Событие года», Фестиваль Muus uSTAR 2022. Организатор: Synergy Event Management

— Каким должен быть хороший сценарий?

— Чётким. Ведущий видит этот сценарий чаще всего за сутки до мероприятия или даже за несколько часов до проекта", на генеральной репетиции. Понятное дело, что ведущий — это профессионал, но для него всё должно быть настолько понятно, чтобы сценарий был инструментом работы.

Важна структурность. Даже верстка: человек всё-таки не стоит и не читает с листа, а лишь подглядывает. Просто взглянув на текст, он должен с легкостью понять, что происходит и какие смыслы заложены в программу.

Важно писать простым разговорным языком. Многие сценаристы грешат тем, что разворачивают литературную красоту внутри сценария, только люди так не говорят. Текст должен быть подходящим человеку, который будет его читать.

Нужно быть внимательным к деталям. Например, касающимся правильного произношения фамилии. Когда на награждении сотрудников ведущему нужно будет назвать пятьдесят незнакомых людей, важно сделать это правильно.

Для каждого гостя момент выхода на сцену — собственная минута славы. Эти секунды нельзя испортить. Поэтому стоит прописать все ударения в фамилиях, и убедиться, что нет ошибок в именах.

— Что бы ты посоветовала начинающему автору, который задумывается о карьере сценариста?

— Чаще ставить себя на место зрителя. После 2020 года огромное количество мероприятий проходит в гибридном формате. И офлайн, и онлайн. Этим нужно пользоваться. Смотрите конференции, посещайте фестивали, следите, как работают ведущие и всегда анализируйте увиденное.

У ребят, которые хотят стать стендап-комиками, есть классный прием: не просто смотреть выступления, а разбирать, почему та или иная шутка «зашла». То же самое можно проделывать с любым текстом и контентом. Когда видишь реакцию аудитории на конкретные вещи и воспринимаешь происходящее с позиции зрителя, значительно проще создавать что-то свое.

Соберём идеального сценариста. База — внимательность. Добавим к ней креативность, усердие, коммуникабельность и умение быстро адаптироваться к изменениям и новым вводным. Перфекто!

Не бойтесь пробовать новое. Особенно если это такая интересная сфера, как в этой статье.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда