(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(91589263, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(91589263, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

«Руки на аутсорсе проще поменять, чем руки и голову» — Александр Комбаров, СЕО продуктового разработчика Pyrobyte

Почему Pyrobyte решили пойти в «продуктовую» разработку. Пичу, Пикачу и Райчу, или ТМ против фикса. Рейтинги — это работа вдолгую. Известность через контент-маркетинг. Чего хотят заказчики и подрядчики друг от друга. Человеку и агентству нужна цель.

Александр Комбаров
СЕО в Pyrobyte

В 2012-2014 годах вёл и оформлял группы ВКонтакте.

В 2015 году работал в Тинькофф наставником: проводил онбординг и первичное обучение, чтобы сотрудник стал боевой единицей.

В 2016-2017-х участвовал в небольшом стартапе — агрегаторе новостроек «Долевка.ру». Затем пришёл на позицию аккаунт-менеджера в барнаульскую студию, которая входила в ТОП-10 разработчиков России, а в 2020 году перешёл в Pyrobyte, где работает по сей день и вырос до генерального директора.

Про Pyrobyte: история и сейчас

— Саша, расскажи про ваше агентство. Pyrobyte сейчас — это…?

Сильная команда разработки. Мы способны решать практически любые задачи, связанные с нашим стеком.

Мы разрабатываем сайты и мобильные приложения: начинаем с предпроектной аналитики, проектируем, дизайним, программируем и развиваем продукт. Снимаем метрики, внедряем улучшения. И можем подключиться на любом этапе.

— Для вас «разработка», если я правильно понимаю, это не просто программирование, но в целом процесс создания цифрового продукта. Что вы называете «цифровым продуктом»?

Это сервис, который снимает пользователю продукта какую-то часть его рутины.

Сайт и продукт, кстати, не одно и то же. Например, сервис Яндекс.Такси — это продукт, а сайт Яндекс.Такси — это просто сайт.

— Как бы ты описал Pyrobyte заказчику, который ищет команду на аутсорс? Когда и почему к вам нужно обратиться?

Например, продукту понадобилось мобильное приложение. Бэкенд у них уже есть, нужен фронтенд.

Проблема в том, что в продуктовые команды, которые редко используют аутсорс, бывает сложно интегрироваться. А у нас есть опыт интеграции: мы берём на себя ведущую роль — создаём общий чат, распределяем зоны ответственности, берём на себя вопросы по дедлайнам и качеству, делимся экспертизой с продуктовой командой на стороне клиента.

— Процесс создания продукта состоит из многих частей: технологии, платформы, монетизация, продуктовый маркетинг, аналитика, когда приходит обратная связь от пользователей, и выясняется, что половине юзеров некоторые фичи вообще не нужны. Какую часть этого процесса вы закрываете — технологическую или не только?

Руки на аутсорсе проще поменять, чем руки и голову, поэтому мы не только технологические.

Мы берём на ревью материалы заказчика, ищем точки роста: аналитик смотрит пользовательский путь и даёт обратную связь, дизайнер смотрит прототипы и т.д.

Продуктовые команды ищут не только руки, но и мозги, и мы это им даём.

— Расскажи про историю агентства.

Pyrobyte появился в 2017 году. Изначально это была небольшая команда из 4 человек, которая называлась Hot Brains.

В 2020 году мы назвались Pyrobyte. Звучит технологично, и огонь отражает нас. С 2020 года начался рост компании и по числу сотрудников, и по количеству проектов, и по выручке.

Сейчас мы уже не просто команда разработчиков, дизайнеров, аналитиков и менеджеров. У нас есть свои продукты, которыми пользуются миллионы пользователей (могу дать статистику), и мы помогаем заказчикам делать цифровые продукты как аустсорсеры.

— Дизайн у Pyrobyte — часть позиционирования. Почему?

Есть шутка: женщина любит ушами, а заказчик – глазами.

У нас всегда был сильный дизайн, но позиционировали мы себя больше как суровые разработчики. А в последние два года расширили и укрепили опытными спецами отдел дизайна.

Зачем качаем? Во-первых, чтобы делать проекты лучшего качества. Можно сделать продуманное по аналитике и коду, но если дизайн не соответствует духу времени, это может оттолкнуть пользователя.

Во-вторых, у дизайнеров большая насмотренность в диджитале. Поэтому мы их подключаем на брейнштормы по новым фичам и на созвоны с заказчиком. За каждым проектом закреплен дизайнер и арт-директор.

Понятно, что в разработке больше денег. Но у нас есть кейсы, где мы забрали сначала дизайн, а потом нам передали проекты в разработку.

— А зачем вам английская версия сайта?

Мы планировали брать зарубежные заказы, но сейчас эту идею временно заморозили: на зарубежный рынок надо выходить более обстоятельно. Должен быть полноценный маркетинг, продажники с хорошим бизнес-английским. Хотим вернуться к этому, но позже, когда здесь более приличную долю рынка займём.

Настоящие продуктовые разработчики

— Вы начали называть себя «настоящими продуктовыми разработчиками». Почему?

95% агентств — это мелкий бизнес. Многие большие компании на диджитал-рынке (Авито, Сбер и др.) строят свои команды из тысяч сотрудников, и теперь они скорее будут обращаться в агентство точечно, за небольшими работами.

К тому моменту, как появилась эта гипотеза, у нас уже был один успешный продукт — «СпросиВрача». Это онлайн-консультации у врачей. Ему 10 лет, сейчас там полмиллиона пользователей в день. Мы хотим размножить этот опыт создания продукта: отвечать не только за разработку, но и за маркетинг, пиар, юридические вопросы, бизнес-процессы.

— Так почему вы не пишете на сайте и в рекламе первой строкой «мы построили успешно работающий бизнес, у нас есть свои цифровые продукты»?

Этот опыт не так просто размножить, мы сейчас его передаём менеджерам.

Но надо говорить об этом, ты прав.

— Как ты думаешь, если взять два агентства. У них всё одинаковое, кроме одного: у одного агентства два своих продукта, у другого нет своих продуктов. Насколько это должно перевесить?

Сильно. Стартапам нужно идти к тем, кто имеет свой продукт и может показать реальные метрики. Чтобы иметь и масштабировать такую экспертизу, надо огонь, воду и медные трубы пройти.

Пичу, Пикачу и Райчу

— Есть в агентской тусовке такое мнение: фикс — это отстой, т.к. оценить заранее нормально нельзя. А ТМ — это великолепно. Расскажи про ваш опыт.

Я не присоединюсь ни к одной из точек зрения. Хотя, с точки зрения предсказуемости и наименьшего риска для агентства, Тime&Мaterial лучше.

В этом году мы полноценно всеми проектами, где это возможно, переехали на ТМ. Экономика стала сходиться, выручка стала больше и более предсказуемой.

Но везде работать по ТМ нельзя: есть гостендеры и договоры, где такой формат работы в принципе невозможен. И тогда агентство само определяет для себя степень риска. Например, можно в проект зайти по фиксу, отработать в ноль или небольшой минус, но показать заказчику свои компетенции и потом долгие годы с ним работать.

Я как-то шутил, что есть Пичу, Пикачу и Райчу. Пичу, самый простой покемончик, это фикс, Пикачу – ТМ, а Райчу, самый мощный из этих покемонов, — это ритейнер.

— Почему?

Допустим, по ТМ заказчик взял команду из 10 человек, купил часы, а потом часы заканчиваются, и заказчик говорит «ребят, спасибо» — и у тебя 10 человек без работы. Хорошо, если всегда есть возможность загрузить команду, но это одновременно и минус. Может получиться, что разработчик занимается двумя-тремя проектами не «в потоке», а отрывочно, и качество снижается.

Поэтому мы все же хотим перейти к ретейнеру. Там всегда есть вероятность, что от твоих услуг откажутся, но можно агентскую экономику планировать.

В конце 2022 года про Pyrobyte особо никто не знал

— Как у вас устроен маркетинг?

Есть маркетинговый отдел: руководитель, PR-менеджер, копирайтер и дизайнер.

В итоге хотим прийти к тому, что есть руководитель отдела маркетинга, который отвечает за управление бюджетом и достижение KPI.

— Сколько вы готовы вкладывать в маркетинг?

У нас есть твёрдое убеждение, что на маркетинг нужно тратить 10% от выручки, которую мы хотим получать.

— Не так, что ты заработал много денег и пошёл тратить на маркетинг, а наоборот, тратить на маркетинг, чтобы заработать много денег?

Да. Например, Яндекс Такси сначала пульнули во все города поездки по 50 рублей, и потом стали успешны. Изначально в минусах были, а сейчас? Делайте выводы.

— Есть мнение, что контекст в продакшн — это мусорный канал, с которого приходят нищеброды, и агентству нужно по-другому вести маркетинг, чтобы расти. Расскажи, как у вас работает контекст, кто оттуда приходит?

Я недавно об этом услышал и удивился. Понятно, что нецелевых лидов много, но это как раз задача сейлза — быстро разобраться и целевого взять в работу. На 160-170 лидов со всех источников у нас приходится 35-40 качественных лидов из контекста.

— А SEO?

Пока не работали над этим, как раз планируем в следующем году начать.

Сейчас занимаемся контент-маркетингом.

— Почему вы пошли в контент-маркетинг, и какие это даёт результаты?

В конце прошлого года наняли маркетолога, провели исследование, выявили ЦА, изучили конкурентов. Решили повысить узнаваемость внутри рынка и среди заказчиков.

В конце 2022 года про Pyrobyte особо никто не знал. В 2023-м мы стали на VC часто писать, на Хабре, в Digital Club, и нас стали узнавать: «Pyrobyte там что-то жжёт на VC».

Понимаем, что контент — это игра в долгую. Год к концу подходит, и я могу сказать, что ожидал большего: за 2023 год у нас было 5 заявок и 1 договор. Потом заявок стало больше, а в плане договоров вообще ничего не сдвинулось.

— Как думаешь, в чём проблема?

Мы немного неправильно сделали, когда били в разные ЦА точечно, надо было выстроить сериями: в январе блок пишем про медсервисы, чтобы можно было эту серию прочитать, а в конце купить. Будем стратегию менять.

— У вас сейчас не маркетинг, а пиар скорее, чтобы где-то засветиться.

Да! Поэтому мы не планировали и не считали ресурсы, по итогу смотрели, что получилось: переходы на сайт, лиды.

Кстати, тот 1 договор на дизайн мы заключили со статьи «Посмотрите пять клёвых 3D-анимаций». Круто, но я в недоумении: пишешь чёткий кейс — и тишина, а с клиентом после этой статьи уже полгода работаем, и, возможно, подведём к разработке.

Рейтинги — это работа вдолгую

— В каких рейтингах вы участвуете и почему?

Во всех. Мы ориентируемся на РР, потому что он понятный и регулярный, какие-то показатели можно проработать.

Участвуем в Тэглайне, мы там 96-е в рейтинге разработчиков. Еще RUWARD, Wadline. Если какие-то заметные рейтинги появляются, мы участвуем.

— Есть две точки зрения. Первая: когда участники рейтинга знают, как он составляется, они могут «манипулировать рейтингом», причём не уточняется, честно или потому, что ты – молодец. Вторая: когда ты видишь как работает продукт, то можешь влиять на своё место работой, а не подлогом. Ты что про это думаешь?

Про первое: а почему это плохо? Ты можешь влиять на метрику: сделал — получил ожидаемый результат. Распыляешься — результата нет. Мечта!

Я второй точки зрения придерживаюсь. Так и должно работать: вот у вас 10 параметров, кто по ним лучше, тот выше, кто похуже — ниже. Параметры должны быть известны.

Рейтинг — это не цель, а пиар, возможность сказать «мы топ-10 или мы топ-30». Это инвестиция, особенно для молодых агентств, которые хотят расти.

Я бы рейтинг с многоборьем сравнил: тут и бег, и велосипед, и плавание. Может быть, бегаешь ты хорошо, а вот плавает кто-то лучше. В итоге получаешь какое-то среднее, но понятное количество баллов.

Если мы понимаем, что сейчас плавать не можем быстрее и разом не получим 10 крупных заказчиков, то займёмся бегом: купим себе красивые кроссовки и побежим быстрее.

— Рейтинг должен быть объективным и отражать реальность на рынке?

Реальность у каждого своя, поэтому это недостижимая цель.

Вот вышел новый рейтинг по выручке: будет заказчик ориентироваться на него? Для кого-то количество сеньоров в студии — основной показатель, для другого — количество успешных проектов или количество крупных заказчиков.

Мне кажется, когда есть формула и чёткие параметры — это уже объективно. Если скрытые параметры — субъективно. Может быть, я не согласен с каким-то параметром — опять субъективно.

И вот этим же мне иногда конкурсы не нравятся, потому что оценивают люди по своим ощущениям, а тебе потом не хватает три сотых балла. Если есть формула с чёткими параметрами, то можно уже говорить про объективность.

— Давай попробуем разделить измеримость и объективность. Есть два критерия оценки, которые активно используются разными рейтингами: когда агентства оценивают друг друга и когда заказчики оценивают подрядчиков. Что думаешь?

Мне кажется, оценка друг друга — это чушь. Как я могу оценить другую студию? Я не знаю их процесс, их проекты, их людей.

Есть студии, с которыми я хорошо знаком, я бы мог поставить им какую-то оценку. Но я не могу быть хорошо знакомым со 100 студиями и знать их процессы, результаты, проекты.

— Хорошо, а отзывы заказчиков? Почему они необъективны?

Если мы возьмём среднего заказчика без опыта работы с другими ребятами и средний первый проект, то ему не с чем сравнить. Таких большинство, и они часто говорят: «Ну, ребят, мне всё нравится. Вроде всё так и должно быть». А как он двух подрядчиков сравнит, по каким метрикам?

Если этот срез делать, то получится, что всем всё нравится.

Если у заказчиков и может быть какой-то дельный параметр, то это рекомендации. Заказчик в таком случае своей репутацией отвечает, что ребята хорошие.

— У нас есть идея, что заказчики должны оценивать подрядчиков по параметрам: выполняет в срок, выполняет KPI и т.п.. Вроде субъективно, но оцениваются конкретные вещи. Что думаешь?

Скажу, что над этой метрикой тоже нужно будет работать. Потому что во многом оценка может формироваться благодаря работе менеджеров: они проговаривают, что было хорошо сделано, какие косяки были исправлены, подводят к тому, чтобы заказчик понимал важность оценки.

— Нам хочется иметь возможность прийти к любому из заказчиков за отзывом, без разрешения агентства: это и верификация информации, и получение отзыва по параметрам, а в итоге уменьшается возможность манипулировать оценкой. Хорошая идея?

Наживёте себе врагов :)

Я бы вот такую схему предложил: подаём договор с контактом заказчика, чтобы заапрувить. Агентство может не подгружать договор, место в рейтинге терять, но негативный отзыв не получит.

А вообще, я согласен, потому что нам иногда самим хочется знать, что о нас говорят заказчики, т.к. для агентства важно получить обратную связь без давления.

Крупные заказчики, представляющие большой диджитал-продукт, себя не сдерживают в выражениях. А мелкие или на ранней стадии негатив не полностью озвучивают, лишь бы не портить отношения.

— Как ты думаешь, что рейтинг показывает заказчику?

Это больше каталог подрядчиков. Как меню в ресторане: на первой позиции самые вкусные блюда. Тебе что-то приглянулось — смотришь состав.

Приглянулось агентство — посмотрю его сайт, оставлю заявку.

— Что ещё можешь сказать про наш рейтинг?

Мне не понравилось, что вы не учитываете конкурс Тэглайн, потому что мы получили там много наград. Но я не знал, как выбираются победители.

Ещё непонятно про студийные награды. Я бы их учитывал, потому что это не только «сделать»: нужна ещё и маркетинговая активность, и продвижение. И если твою работу отметило сообщество, тем более крупное, то почему бы её тоже не отметить?

— Давай про результативность. Сколько вам принесли наши рейтинги?

По средствам, которые мы тратим на РР, ожидали, что будет два договора в месяц. Не с первого месяца, а где-то с третьего, а средняя длина продажи — 3-6 месяцев.

Мы примерно 300-600 тысяч вкладывали в месяц. Было много хороших лидов, в итоге заключили 4 договора. Я сейчас говорю про то, где мы чётко определили, что это Рейтинг Рунета.

— Что такое хорошие лиды?

У нас есть оценка лида по примерно 25 пунктам: деньги, сроки, стек, деньги на продвижение и т.д. Если есть деньги, то лид уже попадёт в «зелёную зону», где мы будем все силы выделять.

Если на продвижение нет денег, то это «жёлтая зона», с ним работает только сейлс. Ну и «красная зона»: нет денег, невнятные идеи.

— Почему вы до сих пор покупаете у нас рекламу?

Мы считаем этот канал перспективным, видим работу рейтинга, понимаем, что это всё вдолгую идет.

Если ты участвуешь в конкурсах, то уверен в своей экспертизе и готов показать результат

— Вы тут стали самым награждаемым агентством по версии Workspace. Зачем вам конкурсы? И как заказчику смотреть на награды агентства?

Это прокачивает сотрудников. При оформлении на конкурс они вспоминают и рассказывают свой опыт работы, видят точки роста.

Плюс это дополнительный пиар, нетворкинг, обратная связь.

— У нас скептическое отношение к некоторым «конкурсам», ты знаешь. Номинаций много, и, если ты хочешь взять награду, ты просто выбираешь номинацию, где полтора участника. Это практически интернет-магазин на диване. И где конкуренция-то?

Всем же понятно: где меньше конкуренции, там больше шансов победить. Мы тоже следим за номинациями, где вероятность что-то получить больше, это естественно.

Я бы сказал, что награды должны быть одним из пунктов выбора подрядчика: если ты участвуешь в конкурсах, то уверен в своей экспертизе и готов показать результат. А если ты ещё и награду получил…

Я бы больше на кейсовые конкурсы ориентировался в таком случае: победители не только смогли хорошо сделать продукт, но и могут этот опыт дальше транслировать.

Опытные заказчики ориентируются на экспертизу команды

— Давай поговорим про выбор подрядчика. Как думаешь, заказчики в России умеют это делать?

Умеют те, что запускают диджитал-проект не в первый раз. У них обычно реальные требования, есть список параметров и отлаженный процесс.

Есть новички, которые готовятся, читают материалы а-ля «как выбрать подрядчика», свой шорт-лист собирают, и есть те, которые без всяких прелюдий, просто «нравится - не нравится».

— Как ты думаешь, на что сейчас заказчики смотрят при выборе разработчиков?

На кейсы, компетентность команды, публикации, сайт, цену, сроки.

Кто первый проект делает, в большинстве случаев смотрит на цену и сроки. Опытные больше ориентируются на экспертизу команды.

И важен первичный контакт: тебя услышали, тебя поняли, у тебя осталось тёплое впечатление. Потому что коммуникация «человек-человек».

— Можно до получения сметы понять, сколько стоят услуги подрядчика?

На типовые проекты обычно есть прайс: сайт-визитка — 100 тысяч, рекламный лендинг — 50 тысяч и т.д.

Если нужен сложный сервис, без предпроектной аналитики никак: одна «маленькая» функция может бюджет в космос утащить.

— А ставка в час что-нибудь показывает?

Экспертизу. Потому что, если мы отбросим аутстафф, то там продаётся экспертиза компании и команды.

— Есть корреляция между ставкой и тем, сколько денег заказчик в итоге заплатит подрядчику?

Не думаю. Потому что ты можешь заказать проект у компании с большой ставкой, но сделать сильно быстрее и поэтому дешевле, чем в компании с низкой ставкой.

— Как заказчику смотреть на команду, чтобы выбрать подходящего подрядчика?

Надо понимать, что команду проекта вам сразу не покажут.

Начался проект — завели аналитика и проектировщика. Начинается следующий этап — привлекаем дизайнера, разработчиков.

На что смотреть? Заинтересованность и компетенции. Если людей проект драйвит, они его затащат по-любому.

— Стоит ли смотреть на работу подрядчика с большими компаниями?

Я считаю, это вообще на законодательном уровне надо запретить :)

Если ты сделал для Сбербанка десяток баннеров, то сразу стал лучше?

Это элемент маркетинга, но нечестный. Я бы смотрел только на крупные заказы.

— На отзывы и рекомендации стоит смотреть?

Ценность написанного отзыва очень низкая. Я бы посоветовал пообщаться с текущими заказчиками.

— Стоит ли заказчику смотреть на позицию агентства в рейтинге?

Надо смотреть, что оно в рейтингах есть. Позиция не так важна.

— С какими подрядчиками ты бы не советовал работать?

С теми, кто работает по остаточному принципу, без мотивации.

Мы тоже хотим уважения, обратной связи и вовлечённости

— Как выглядит идеальная постановка задачи?

Идеально по SMART, но такого не бывает. Чёткие задачи обычно приходят от корпорации: у них свои КPI, им не нужно что-то в вакууме.

От обычных заказчиков нам достаточно просто идеи, а задачу мы сами сформулируем и согласуем её, заказчик скажет «всё, жгите» — и погнали.

— Заказчик может рассказывать подрядчику как делать или только про свои цели?

Пусть рассказывает, что считает нужным, но техническое воплощение должно быть на подрядчике.

— А заказчики чего хотят?

Заказчик приходит решить проблему: автоматизировать процесс, снизить издержки, создать что-то, что будет дополнительную прибыль приносить. Но это не всё, чего они хотят.

Помимо решения проблемы они хотят, чтобы им нравился процесс, чтобы к ним хорошо относились, хотят получать удовольствие от работы и результата, чтобы их слушали и слышали. Психотерапия своего рода.

Многие хотят быть на одной волне. У нас есть заказчик, который мемы кидает, и это прикольно :)

— За что разработчик может отвечать?

Бизнес — это 100 маленьких составляющих, и цифровой продукт — только одна из них.

Я знаю студии, которые подписывают KPI, делают продукты и полностью за него отвечают, но им полностью дают маркетинг и бюджеты.

Разработчик отвечает за то, что проект выдерживает нагрузку, за безопасность данных, что от него не будут плеваться, что пользователь сможет с точки А в точку Б дойти и не разобьёт экран в приступе ярости.

— А вы, когда идёте в проект, какие цели ставите?

Чтобы проект получился успешным и приносил заказчику пользу, потому что тогда он будет инвестировать деньги в развитие, и у нас будет работа. Именно у нас.

Конечно, мы тоже хотим уважения, обратной связи и вовлечённости в проект.

— Что для тебя «хорошие отношения с заказчиком»?

Когда есть уважение, когда оба понимают, что могут быть проблемы, и относятся к этому, как к задаче. Вот это тоже важно: ошибки могут быть, это нормально, их нужно просто исправлять.

Когда мы общаемся как одна команда, которая делает общее дело.

— Что тебя радует, мотивирует в поведении заказчика?

Хорошее отношение, когда нас уважают и хвалят, и вера в успех. Заказчикам надо хвалить своих подрядчиков, потому что команды строятся на тёплых отношениях.

— Назови главные проблемы в отношении заказчиков и подрядчиков.

Когда не сходятся ожидания и реальность и не делаются выводы из ошибок.

— Что заказчики не понимают про вашу работу?

Самое частое:

  • Почему столько времени на тестирование? Вы без багов не можете писать?
  • Это же элементарно! Завтра будет готово? Почему три дня?!
  • Какая ещё оптимизация кода? Не могли сразу нормально сделать?

— Что должно случиться, чтобы вы решили прекратить отношения с заказчиком? К чему вы совсем не готовы?

У нас запас прочности приличный, потому что мы хотим зарабатывать. Понимаем, что где-то, может быть, заказчик просто вспылил. День прошёл, все извинились, переосмыслили, дальше работаем, с плеча не рубим.

Но мы не готовы терпеть продолжительное неуважительное общение и манипуляции. Если видим, что поведение заказчика деморализует команду, надо расставаться.

Человек без цели просто деградирует

— Саш, ты зачем всё это делаешь?

Я хочу кушать. Шутка.

Люблю создавать новое. Когда мы запустили первый продукт, я такой кайф испытал, реально чувство эйфории! С твоим участием создалось то, что сделало лучше жизнь других.

Сейчас я в роли директора, и мне кайф, что люди улыбаются, люди довольны — и команда, и заказчики, — и я причастен к этому.

Это к тому, зачем люди заводят детей: человек без цели просто деградирует. Где-то ты принял правильное решение, а где-то наоборот. Но ты это осознаёшь, и это тоже кайф.

В определённый момент деньги перестают быть самоцелью. Когда ты достаточно зарабатываешь, тебе не важно, сколько ты заработал. Мне пока есть куда расти, но у меня такое осознание уже приходит.

— Как ты определяешь для себя успех в работе?

Получать удовольствие от того, что ты делаешь, и чтобы это приносило деньги.

— Саша Комбаров уже успешен?

А как измерить успех?

— Ты же знаешь агентскую мантру: выручкааааа :) Для кого-то успех — награды в престижных конкурсах.

Нельзя останавливаться. Это как у футболистов: выиграл чемпионат мира, через неделю на новом матче обкакался -— и всё, уже не успешен.

Так же у агентства: выиграли конкурс, заработали много денег в этом году, а в следующем упали. Это бесконечный путь: чем больше ты успешен, тем больше ты не успешен.

Скажи ты нам три года назад, что будет сейчас, мы бы считали нынешние результатом успехом. А сейчас понимаем, что этого мало.

— Успеха не бывает сейчас?

Я думаю, да.

Плох тот предприниматель, который такой: «Ну всё, ребят, почиваем».

— Расскажи про самый счастливый момент в работе.

Их два: когда меня повысили до менеджера проекта, а потом до руководителя отдела разработки.

После первого я в эйфории был: вау, я — менеджер, властелин мира! После второго понял, что могу больше, начал думать стратегически.

— Был ли момент, что ты хотел всё бросить нафиг?

Да, когда я ушёл из первого агентства, я так жёстко выгорел, что думал: «Я это ваше IT на одном месте вертел».

— Как бы ты ребёнку объяснил, чем ты занимаешься?

Ты ходишь в детский сад, занимаешься своими делами, играешь в игрушки, которые выдаёт воспитатель, изучаешь новое.

А кто даёт игрушки и программу обучения воспитателю? Кто виноват, если вас невкусно накормили или кто-то сильно коленку ободрал? Заведующая, строгая тётя в кабинете.

Я — заведующая.

— Что ты читаешь, смотришь и слушаешь для себя?

В основном руководителей других агентств: Павла Молянова, Никиту Андросова, Никиту Михеенкова, Олега Чулакова. Ещё некоторые маркетинговые и менеджерские каналы.

Смотрю что-то редко, потому что я больше читаю и выписываю. Регулярно смотрю популярные материалы на Habr и VC, чтобы понимать, что сейчас интересно людям, какие мысли и исследования появляются.

Сейчас читаю книгу про бизнес-процессы от Франка Шёнталера и Готфрида Фоссена.

Это пятнадцатое интервью с агентствами. Остальные тут.

Чтобы не пропускать наши статьи, подпишитесь на этот блог, наш Телеграм-канал или сообщество ВКонтакте.

Через неделю, 26 февраля, начнутся наши рекламные аукционы на 2 квартал 2024 года:

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://t.me/+4uNLbN07_ocwYjcy', text: 'Интервью, кейсы и анализ диджитал-рынка', button: 'Посмотреть', color: '#FFFFFF', textColor: '', img: '4d01402a-a742-567b-a3e3-b52c73669cd0', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
55 комментариев
Написать комментарий...
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Рейтинг Рунета, спасибо за интервью. Спасибо Александру, который задавал интересные вопросы все три созвона) В какой-то момент я подумал, что это был разговор с диджитал-психологом, который ковыряет твои болячки)) Кому понравилось интервью, велком на канал: https://t.me/sasha_kombarov

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

Да, нам часто говорят, что это похоже на терапевтические сессии.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Виктор Фомин

«У нас есть твёрдое убеждение, что на маркетинг нужно тратить 10% от выручки, которую мы хотим получать.» — а как рассчитывали эту цифру? Или чисто эмпирически?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

На какой-то конференции услышали, прониклись, посчитали. Можно сказать, что эмпирически)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Денисов

Я слышал разные оценки, но они обычно в пределах 10% от выручки. И чем крупнее агентство, тем он ниже. Агима озвучивает, если не ошибаюсь, 7%

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юлия Абрамова

Саша, был ли у тебя синдром самозванца? И как думаешь, бывают ли такие синдромы что у целой компании?

Не поделишься, как преодолевал индивидуальные страхи и как — коллективные?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Был! Я скромный) Надо окрепнуть, набить шишки, потерять несколько десятков миллионов, когда ты не сказал на пресейле, какие вы на самом деле клевые, дать интервью РР) И тогда уже будет проще)

Ответить
Развернуть ветку
Рейтинг Рунета
Автор

На эту тему можно собрать целый круглый стол уже. За последние пару лет таких молодых и дерзких много появилось :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

С компанией тяжелей, если такое случилось. Надо начинать работать над этим и маленькими шажками исправлять. Вот мы в рейтинге такие, вот награда, а вот у нас какой заказчик. Посмотрите какую вы фичу сделали! Как-то так)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Денисов

Саш, скажи, пожалуйста, какие практические выводы ты сделал из покупки рекламы в рейтингах: что вы делали правильно и не очень, что можешь посоветовать другим разработчикам?

Ну и интересно, почему вы всё-таки решили перепозиционироваться в продуктовых разработчиков. В просто разработке тесно или скучно?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Отвечу по пунктам)
1. Надо для каждого рейтинга готовить свою посадочную, чтобы для пользователя переход был продолжением его пути. Реклама в мобильных приложениях – ведем туда) Мы разные подходы пробовали и это показало себя с лучшей стороны. Ну и основной совет – сформируйте правильные ожидания от этой рекламы, засыпать лидами не будет)
2. Мы же не просто решили так, а у нас есть свои успешные продукты, продукты заказчиков, которые мы полноценно помогали запускать. Сколько таких агентств? Немного. А значит среди них выделиться проще, чем с позиционированием "Диджитал продукты для диджитала"). И интереснее, конечно, сложнее. Не буду кривить душой – больше денег))

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Александр Туник

Мне очень интересно, даёт ли результат ваша переориентация в продуктовых разработчиков. Вы довольно резко развернулись и туда поперли.

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Мы еще дрифтуем, где-то сильно заносит, давим на две педали и дергаем ручник)) С декабря сменили позиционирование и сайт, в январе все отдыхали, по сути сейчас только расшевелились. Длинна сделки 3-6 месяцев, поэтому о результатах сообщу ближе к лету. Но к нам уже заходят заказчики, которые говорят о продуктах. Считаю, что это уже результат :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Алексей Жаматов

Спасибо за интервью! Вопрос Александру:

Вот вы пишете про хорошие отношения с заказчиком, что "Когда есть уважение, когда оба понимают, что могут быть проблемы, и относятся к этому, как к задаче. Вот это тоже важно: ошибки могут быть, это нормально, их нужно просто исправлять"

А бывали ли случаи, когда приходилось прекращать отношения с заказчиком из-за серьезных проблем или расхождениях во взглядах?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Да. Там было условие ультимативное – меняйте менеджера. Хотя работа проделана большая, результат промежуточный – кайф. Но в текстах на дизайне проверялась каждая точка и если ее не было – разбор полетов... И из-за этого потребовали сменить менеджера) Отказались, пожелали друг другу удачи. Спустя два года они запустили сайт, все хорошо)

Ответить
Развернуть ветку
Олег

Спасибо 🤝

Еще такой вопрос, немного личного характера. В одном из ваших материалов читал, что вы себя полностью с Пиробайтом ассоциируете. А не бывает такого, что вы устаете от постоянных мыслей о развитии/управлении студией? Если бывает, то как справляетесь? (качественный отпуск не в счет) Или разрешаете себе побыть иногда "не в ресурсе"?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Я молод и свеж, поэтому могу пахать, как бульдозер))) Меня это драйвит. Могу и 7 дней в неделю поработать, если чем-то загорюсь)
Надо уметь переключаться. Я люблю готовить – тогда вообще мыслей о работе нет. На обед в спортзал. Дома ждет дочь, жена и собака. Поэтому переключаюсь. Ну и отдыхать надо побольше)

Ответить
Развернуть ветку
Жгучий Лук

По какому направлению "уходите" в продукт ? Медтех? У вас инфраструктура решений запилена по контуру ? Или это пока что в планах на будущее? Может есть кейс из "внутренней кухни", что то модульное типа AaaS ? Поделитесь опытом )

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Есть свой продукт в медтехе: https://sprosivracha.com

Ответить
Развернуть ветку
Данил

Крутое интервью, спасибо =) Не увидел вопроса, спрошу тут.

С какими сложностями вы сталкивались, будучи CEO агентства? Как их преодолевали? Какие уроки извлекали? Что можете посоветовать менее опытным коллегам?)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Проще спросить с какими не сталкивался))

Ответить
Развернуть ветку
meowna Lisa

Вы так быстро до CEO доросли, меньше, чем за 5 лет. Какие личностные качества этому поспособствовали? Без чего нельзя в рост?

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Добрый фаундер))) Трудолюбие, жажда развития, целепологание, верность. Блин, да много) Мы за это время два кризиса пережили, тоже дорогого стоит)

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Давайте интервью на ваше интервью

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Ща тут в комментариях еще одно интервью получится)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Рейтинг Рунета
Автор

Это как?

Ответить
Развернуть ветку
Святослав Семьянов

Круто! Какие планы и перспективы у Пиробайта в ближайшем будущем? )

Ответить
Развернуть ветку
Саша Комбаров из Pyrobyte.ru

Расти вверх, вширь, влево и вправо)) А если серьезно, то мы выбрали для себя три основных сегмента, где съели собаку: фудтех, медтех, автотех. Будем качать рынок) Чутка жирка поднаберем только)

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда