В Директе новая волна бот-трафика. Как спасти рекламный бюджет?
Рассказываем, как мы боремся с ботами в Яндекс.Директе в 2024 году.
Всем привет! На связи Сергей Милых, сооснователь и управляющий партнер агентства Склифосовский.Про. В начале 2024 года мы зарегистрировали сразу на нескольких сайтах клиентов (да и собственном тоже) очередной всплеск бот-трафика с Яндекс.Директа.
Все кейсы были однотипными – приходили боты исключительно из РСЯ и при этом не останавливались на кликах по объявлению, совершая конверсионные действия уже на самом сайте. Учитывая, что РСЯ сейчас работает исключительно на автостратегиях и в огромной доле случаев с оплатой за конверсии, эта атака заметно ударила по рекламному бюджету.
В данной статье я расскажу, как мы боремся с бот-трафиком из Яндекс.Директа в 2024 году и как нам удалось минимизировать негативный эффект от январской атаки.
Что такое фродовый трафик
Для начала давайте разберемся, как работает фрод. Фродовый трафик – это посещения вашего сайта вредоносными роботами. Их цель – ухудшить позиции сайта в СЕО или рекламной выдаче, выдавливание конкурентов из аукционов и скрутка рекламного бюджета.
Но кто и зачем создает ботов, скликивающих ваш рекламный бюджет? Варианта тут три. Самый логичный – конкуренты, которые таким образом стремятся нанести вам прямой урон.
Вариант второй – вы попали в базу для «нагуливания ботов». В этом случае ваш сайт сам по себе не является мишенью. Боты рандомно гуляют по интернету, зарабатывая сетевую репутацию, чтобы в дальнейшем их было сложнее отличить от реального человека. Ну и третий вариант – боты, которых «наняла» площадка, на которой была размещена ваша реклама.
Одновременно с креном Яндекса в сторону автоматических конверсионных стратегий боты стали более изощренно копировать действия живого человека. Теперь они совершают схожие с реальным пользователем действия на сайте, кликают по формам и оставляют заявки. Страдает бюджет даже тех кампаний, которые работают с оплатой за лиды.
Автоматические средства защиты от скликивания
Яндекс постоянно заявляет, что борьба с бот-трафиком – одна из его приоритетных задач. Для этого в самом Директе есть встроенный антифрод – программа, выявляющая некачественные клики, и возвращающая рекламодателю потраченный на них бюджет. Проверить, сколько у вас было фродовых переходов можно в стандартном отчете Директа.
Работает это инструмент, мягко говоря, не идеально, поэтому на рынке существует множество сторонних сервисов антифрода. В качестве самых популярных можно отметить Botfaqtor и ClickFraud. (Думаю в комментариях кто-нибудь накидает и другие программы). Мы обычно используем встроенный антифрод от системы Click.ru. Его главное преимущество – для наших клиентов он бесплатен.
Как работают антифрод-сервисы
Работают все антифроды по одной схеме. На первом этапе благодаря машинному обучению и анализу действий на сайте посетитель причисляется к живым людям или ботам. Далее из выявленных ботов формируется база, которая загружается в виде сегмента в Метрику. И финальный этап – на собранный сегмент в рекламных кампаниях делается корректировка -100%.
Получается, что мы можем заминусовать показы рекламы лишь тем, кто уже был на нашем сайте? К счастью, нет. Все антифрод-системы постоянно обновляют свою базу роботов. Как правило, глобальный сегмент ботов, собранный со всех сайтов, пользующихся данной защитой, входит в минимальный тариф и доступен для всех клиентов. Получается, что покупая антифрод, вы, по сути, покупаете уже готовую базу ботов для дальнейшей их минусации в своих кампаниях.
Как бороться с ботами вручную
Если вы не хотите тратиться на антифрод-системы, часть бот-трафика можно отминусовать самостоятельно. Правда, на это потребуются значительные временные ресурсы. Вся суть выявления роботов в этом случае сводится к поиску паттернов в их поведении посредством Яндекс.Метрики.
К примеру, вы можете заметить, что все «пустые заявки» отправляются исключительно из Краснодара с браузера Internet Explorer (олды тут?). Такое поведение несвойственно массовому пользователю, а значит риск отрезать целевую аудиторию невелик. Поэтому смело создавайте сегмент и добавляйте корректировку -100%.
Некоторые маркетологи и собственники бизнеса не останавливаются на простом анализе отчетов, а лезут в вебвизор и пытаются найти паттерны в движении мыши, очередности действий, карте кликов и так далее. На небольших данных это, теоретически, может помочь.
Также встречал мнение, что бот-трафик может победить корректировка на тех, кто уже оставил заявку или на тех, чей визит был признан отказом (длился менее 15 секунд и без действий). Я не сторонник такого подхода, так как под раздачу попадут не только боты, но и реальные пользователи, а значит, потенциальные клиенты.
Как мы справились с атакой ботов в январе 2024
И вот мы подошли к самому интересному. Даже используя антифрод-сервисы, и зная способы минимизации бот-трафика, можно попасть под атаку роботов, что и произошло с нами в январе текущего года. Напомню, под атаку попали кампании в РСЯ, большая часть которых работала с оплатой за конверсию. В нашем случае – за клик по кнопке заявки (изначально стратегии на данной цели лучше обучались).
Сели смотреть срезы аудиторий – ничего интересного: регионы, устройства и прочее были вполне стандартными. Полезли проверять площадки и тут-то нашли расхождение. Если в обычные дни львиная доля пользователей приходила с Дзена и сервисов Яндекса, то в день слива акцент с них сместился на мелкие сайты. С каждого было по 1-5 переходов, при том отличного (по мнению Яндекса) качества – конверсия под 80% (с того же Дзена обычно порядка 10%).
Учитывая, что автостратегия Яндекса посчитала эти клики качественными, и более того, принесшими конверсию, алгоритм начал стараться приводить больше подобного трафика. Запустился маховик – чем больше ботов пришло на сайт, тем большему количеству новых ботов мы показывались.
Разорвать этот порочный круг нам удалось двумя действиями. Во-первых, сделали выгрузку по площадкам за год и сравнили их с теми, по которым пришел трафик в день атаки. Если ранее по площадке не было конверсий – она летела в бан.
Во-вторых, пришлось скорректировать стратегию в части кампаний, установив в качестве целей не клик по кнопке, а отправку данных. В нашем случае боты не оставляли лид, поэтому данный подход сработал. В итоге, уже на следующий день активность ботов сошла на нет и кампании вернулись к стандартным показателям.
Надеюсь, наш опыт поможет вам в борьбе с фродом. Также, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией или аудитом своих кампаний через сайт, или написав мне лично: t.me/serge2842. Остаемся на связи!
“Умные” топ менеджеры яндекса на совещании:
- как выжать больше денег из клиентов, слишком они хорошо живут?
- бла бла бла, поведенческие, бла бла, ранжирование, бла бла бла, боты, бла бла бла, роботность, бла бла бла, за деньги да, за деньги да, бла бла, голландский штурвал, ооо да
Совещались они долго и пришли к выводу, а давай-те не будем отсекать ботов и заработали он миллиарды в рекламе
Убрать с рынка Битерику и 60 % спама, click fraud исчезнет ))
Плюсую вопрос, что такое Битерика?)
Битерика Групп это злые и ужасные ребята которые на данный момент по РФ покрывают сегмент бото-ферм для нагула кукисов с целью дальнейшей пессимизации по ПФ в ЯНД + прокси кластеры для спама под заказную разработку инструментария.
https://antiddos24.ru/blog/biterika-group-chto-eto-kak-ostanovit-povedencheskih-spam-botov-as35048
Вот здесь расписано.
А что такое биткрика?
Ботофермы кстати, оч хорошо по ASN вычисляются, т.к. проксируются почти всегда через датацентры. Всякие сеораши и битерики вообще собственные подсети имеют, и их оч легко через клаудфлару порезать насовсем.
Можно по подробней?
Боты это хорошо, а как бороться с прямым скликиванием. Вел одну компанию (в тематике недвижимости) и увидел что 90% заявок были левыми, долго не знал в чем дело, пока не нашел на биржах задания по скликиванию рекламы в моей тематики. То-есть, школьники/пенсионеры за копейки специально оставляли заявки, чтобы убить мой бюджет.
- Это показал вебвизор (когда люди заходили на сайт и заполняли все формы, которые были, не читая текста)
Чтобы их отбросить, пришлось делать формы двухуровневыми
Ручной труд дороже, поэтому его продолжают использовать преимущественно в дорогих тематиках. Недвижка тут конечно чемпион. Когда вели застройщиков, неоднократно сталкивались с подобным, при том часть таких левых заявок, как выяснилось, генерили наши коллеги-маркетологи из другого агентства
А на моем проекте есть антифрод?
Да)
а тестировали что то такое:
у вас скорее всего компании с нормальными бюджетами на директ, а значит проблем, с тем чтобы было от 10-20 конверсий в неделю и стратегии обучались не должно быть.
Если это так, то можно же научить передавать офлайн конверсии из СРМ системы в метрику (если нет СРМ, то уже странно).
И вот у вас проходит Х лидов. часть вы двигаете по статусам в СРМ как валидные, а часть, как не валидные (там боты могут быть и не только). И как итог у вас формируется по сути две аудитории. РК вы оптимизируете на основе валидных лидов (офлайн конверсий), а не валидные вам формируют аудиторию, которую надо минусовать + LAL на нее.
по хорошему сильно чище и конверсионнее трафик должен стать)
Это моя мечта))). Совсем недавно пробовали реализовать такую схему с одним клиентом из мебельной тематики. Оказалось что не так-то просто все интегрировать) Но это полбеды. Выяснилось, что данные из CRM в метрику передаются с задержкой и из-за этого стратегия их то ли вообще не видит, то ли не учитывает. В общем, не обучается. Подключили к вопросу менеджеров Яндекса, но пока дело не сдвинулось. А у вас были подобные кейсы?
нет(( последнее время чуть дальше стал от мира контекста, но несколько раз уже читал про передачу офлайн конверсий в метрику и потом уже оптимизацию по ним.
надеюсь вы победите техничку и будет у вас такой супер кейс.
а что за СРМ на клиентском проекте? ну и надеюсь яндекс поможет с решением сложностей, потому что функционал и правда интересный.
Тоже очень надеюсь. Клиент на Амо
мне кажется проблема в АМО)
банально просто столкнулся с тем, что делал интеграцию сервиса автообзвона с СРМ. с Битриксом делается все на раз два) а с АМО надо танцы с бубнами плясать и доп сервисы типа альбато использовать)
Они ребята хорошие, но банальные вебхуки не так то просто у них пробрасывать.
так и есть) Сами пользуемся Битрикосм, проблем реально меньше
Как то сложно, не проще ли сразу антибота поставить и не пускать их с порога на сайт?
Вариант хороший, если проблема как в нашем кейсе в действиях на сайте, но от факта клика по вашему объявлению это вряд ли поможет
Да, имею ввиду что по действиям.
А нет кейса где можно блочить по переходам? В том плане если РК идет по кликам?
Антифрод-сервисы. У них есть база ботов, которой запрещается сам показ рекламы. То есть если робот ранее "спалился", реклама ему не покажется
Получается, что антифрод ловит только самых тупых ботов
Ну в общем проблема есть, а решений… Много, но все они не факт, что работают)
Ни разу такого не замечал 🙄
Опять боты
«Во-вторых, пришлось скорректировать стратегию в части кампаний, установив в качестве целей не клик по кнопке, а отправку данных.» - 🤭 Вы реально ставили «клик» вместо отправки за цель??
Бедные заказчики😏
Да, реально. Более того, в тематиках где объем лидов в рамках недели невелик (менее 10-15), я настоятельно рекомендую в качестве целей автоматических стратегий выставлять не конечную заявку, а верхнеуровневую цель в Метрике - клик по кнопке, открытие формы, в каких-то тематиках переход на определенные страницы. В противном случае стратегии просто не обучатся. Риски тут безусловно есть, но такой подход в любом случае имеет больше шансов на успех, чем запустить кампании с оплатой за целевую заявку и сидеть вообще без трафика. Деньги конечно сэкономите, но и профита не получите)
То есть вариант ручного управления вообще не рассматривается?
Нет конечно) Кейс про РСЯ)
Действительно)