4 причины, по которым от вас бегут сотрудники. Держите советы по правильному онбордингу

Признавайтесь, любите контролировать новеньких сотрудников? Еще бы, страшно же, что новичок всё поломает. Это нормально, но некоторые менеджеры так упарываются с контролем, что перегибают палку. Или наоборот: новичка бросают в пекло без поддержки. В итоге чувак бежит, не проработав и месяца, потому что ему кажется, что не затянет, хотя по факту всё не так страшно.

На своем примере покажем, как надо.

4 причины, по которым от вас бегут сотрудники. Держите советы по правильному онбордингу

Мы в Рыбе набираем много редакторов, которые не только проверяют тексты, но еще и выполняют функции менеджеров: работают с клиентами, ищут авторов и организовывают их работу. Именно поэтому наш опыт и советы по онбордингу универсальны для всех.

Причина 1. Ничего не рассказываете и не даете инструкций

Если вы думаете, что раз вы приняли на работу специалиста, он сразу должен всё знать и уметь, это не так. Даже крутому спецу с опытом, который стоит много денег, нужно понять, как у вас всё работает, потому что везде всё устроено по-разному. И если нет доков с основной информацией и редактор не знает, где найти автора, как заказать иллюстрацию, где взять доступы от клиентских аккаунтов, о чем и где нужно отчитываться, влиться в работу и понять, что нужно делать, очень трудно.

Как в Рыбе. Обычно у новых редакторов куча вопросов. Наши главреды рассказывают, как всё устроено в редакции: сколько команд, кто в них главредит, какие проекты ведут. Поясняют, какие клиенты и проекты у них в команде, сколько нужно будет вести редактору.

В помощь новичку у нас есть YouGile и гайды. Редактора сразу добавляют в сервис, где он получает доступ к доске с полезной информацией. Не нужно искать редполитику или гайд для авторов по чатам и папкам — всё находится в одном месте. Чтобы работать было удобнее, используем таблицы. Главреды открывают доступы к рабочим файлам: с контент-планами, выплатами, авторами, корректорами.

У нас есть доска в YouGile с колонками по каждому проекту. В них все вводные и инструкции. Когда редактор приходит, я расшариваю эту доску, чтобы он мог почитать полезную информацию. Но говорю, что сразу всё изучать не нужно. Лучше начать с формата, который будешь редачить сейчас. Обычно это статьи в ПромоСтраницы.

Главред Настя Палихова

Все моменты, которые важно знать редактору, собраны в нашем гайде. В документе прописано, как строить работу по проекту, общаться с клиентами, писать правки авторам, работать с корректорами, учитывать деньги. С гайдом удобно: редакторы могут в любой момент заглянуть в документ и уточнить какой-то вопрос.

В гайде есть советы для редакторов. Например, здесь уточняем важный момент про дедлайны для авторов
В гайде есть советы для редакторов. Например, здесь уточняем важный момент про дедлайны для авторов
А еще даем полезные ссылки. Например, на инструкцию по Контур.Сайн
А еще даем полезные ссылки. Например, на инструкцию по Контур.Сайн

Если есть дополнительные материалы, главред передает их редактору и объясняет, как использовать в работе. Например, наш главред Настя Палихова сделала специальную таблицу, чтобы проверять изображения для статей в ПромоСтраницы. К ним особые технические требования, и раньше редактор-новичок мог пропустить неправильную по размеру или весу картинку — клиент приходил с правками. Теперь редакторы чекают все изображения по таблице и ошибок не допускают.

Причина 2. Бросаете сотрудника наедине с задачами

Если в первый же день вы забрасываете сотрудника работой и ничего не объясняете — это крах. Когда редактора еще не погрузили в цели и задачи клиента или проекта, не рассказали про редполитику и tone of voice, а ему уже нужно идти на созвон с заказчиком или проверить пул статей, скорее всего, он наделает кучу ошибок. Самостоятельно новичок потратит много времени, пока во всём разберется, и всё равно поначалу будет выходить ерунда, которую придется кому-то переделывать.

Как в Рыбе. У нас в Рыбе четыре главреда с командами из 4–5 человек. Редактора подключают к работе постепенно. В первую неделю дают вести один проект с нуля. Так у него получается пройти полный цикл: подобрать автора, дать ему внятное ТЗ, договориться о гонораре, сроках и прочих нюансах, проследить за дедлайнами перед клиентом и за итоговым результатом. Всё это время ему помогает главред: добавляет в чат с клиентом, объясняет, как с ним общаться, рассказывает про задачу, проверяет тексты и вносит правки. Еще рассказывает про работу с авторами: как искать, где брать, сколько платить за статьи.

Первое время слежу, чтобы редактор заносил задачи в YouGile и данные по проектам в таблицы. Слежу, как он общается с клиентами, и подсказываю, если что-то идет не так. Проверяю тексты: план, драфт, все итерации и итоговый материал. Поначалу очень много времени уделяю редактору: помогаю закрепить полезные в работе привычки и корректирую курс, если нужно.

Главред Таня Колесникова

Когда главред правит редактора, он его обучает. Время, которое он тратит на проверку, в будущем окупится: редактор сможет самостоятельно выполнять работу, принимать решения и даже онбордить новеньких сотрудников. Например, у нашего главреда Тани Колесниковой новичка онбордила редактор Маша Полькина: она знала все нюансы по работе с Ситилинком и быстро смогла рассказать, что и как нужно делать.

Важно, чтобы редактору был всегда доступен человек, который может ответить на любой вопрос. В нашем случае это я, главред.

Главред Саша Щербаков

<p>Так главреды рассказывают новичкам вводные по проектам и подхватывают задачи в сложных ситуациях </p>

Так главреды рассказывают новичкам вводные по проектам и подхватывают задачи в сложных ситуациях

P. S. Мы считаем, что лучше главреда с онбордингом редактора никто не справится. Тот же менеджер по персоналу не будет знать всех нюансов работы редактора — погрузить в рабочие процессы новичка у него не получится. Он не сможет править работы, а это очень важный момент в онбординге редактора.

Менеджер по персоналу — это какой-то чувак со стороны. А главред у нас как батя: знает и процессы, и проекты, и людей в команде. Если редактору плохо, быстро это заметит — подбодрит и поможет разрулить проблему. Главред может ответить на любой вопрос о внутрянке команды. То есть это не просто разговоры, а реальная помощь.

Главред Даша Волкова

Причина 3. Любите подушнить и игнорируете эмоциональное состояние сотрудника

Если новенький замалчивает проблемы, потому что боится, что его сочтут некомпетентным или подумают, что он плохо работает, рано или поздно это приведет к факапам. Например, редактор может писать статьи за авторов, которые перестали выходить на связь и стали запарывать дедлайны. Или пытаться разрулить конфликты с клиентами и терять заказчиков из-за того, что не умеет вести переговоры. А еще у редактора может развиться синдром самозванца, когда кажется, что ничего не знаешь и не умеешь. Игнор начальника только ухудшит самочувствие и плохо скажется на работе.

Как в Рыбе. Конечно же, мы не душним — никогда и нигде. Но бывает, что новичку сложно общаться даже в дружелюбной атмосфере. Страшно что-то писать в чат — кажется, что сморозишь глупость и тебя не так поймут. Чтобы помочь влиться в команду, главред пытается разговорить новичка — интересуется погодой или хобби. Вообще у нас не хуже, чем в Netflix: главреды на своем примере показывают, как общаться, отдыхать и работать. Не стесняются шутить в чате, рассказывают о том, какие факапы у них случались, делятся фотками с отдыха. Редакторы ориентируются на главреда, и в команде царит атмосфера позитива.

Чтобы редактор почувствовал себя своим, главред добавляет его в чатик команды, знакомит с коллегами, рассказывает, за что будет отвечать новенький и какая у него роль, объясняет, что здесь можно задавать вопросы и просить помощи. А чтобы избавиться от неловкости, просит поделиться фотками животных или прикольными стикерами.

В чатиках команд царит атмосфера добра и позитива: ребята делятся мемами, стикерами и даже картинами, которые сами рисуют
В чатиках команд царит атмосфера добра и позитива: ребята делятся мемами, стикерами и даже картинами, которые сами рисуют

По нашим наблюдениям, у 99% наших новеньких авторов и редакторов наступает момент, когда им кажется, что они делают всё не так и плохо справляются. Это чувство — синдром самозванца — очень мешает в работе. Мы стараемся помочь редакторам с этим справиться.

Вот что мы используем.

Ставим цели. У редакторов много разных проектов со своими дедлайнами. Но в первые дни работы главреды постепенно дают небольшие задания и ставят комфортные сроки. Например, найти автора для статьи и сделать ТЗ — до понедельника, проверить план, который принес автор, — до среды. Когда редактор видит, что выполняет задачи главреда вовремя, он чувствует, что делает всё как надо.

Используем наставничество. За каждым редактором стоит главред, к которому всегда можно прийти и рассказать о своих волнениях и страхах. Часто бывает, что новичку кажется, что он плохо справился с работой, но он не знает, как с ней справлялись другие редакторы до него. Главред видит всё со стороны — может подсказать, научить и успокоить.

Поначалу я постоянно ощущала синдром самозванца. Снизить ощущения беспокойства мне помог главред Саша Щербаков. Вообще он много хвалит и поддерживает. Не ругает ни в коем случае, просто рассказывает, что это нормальные процессы, ничего страшного, что я молодец и профессионал. Ну и вообще мне нравится, что Саша очень спокойный — его состояние и отношение к ситуации не дает мне паниковать.

Редактор Алина Ткаченко

Интересуемся самочувствием. Бывает, что редакторы стесняются что-то рассказывать сами и замалчивают проблемы, которые можно быстро решить. Именно поэтому главреды регулярно сами спрашивают у редакторов, как они справляются, есть ли загруз или какие-то сложности. Если есть, помогают решить.

Даем обратную связь и поощряем. Лучше всего «самозванца» успокоит оценка его работы. Наши главреды проверяют все первые проекты редакторов и оставляют подробные комментарии. Если что-то нужно доработать, подсказывают, как это сделать. А еще все любят, когда их хвалят, а особенно это важно для новичков с синдромом самозванца.

Стараемся быть на одной волне. Мы в редакции общаемся просто — неформально, свободно, с шутками и даже материмся, если хочется. Это помогает сформировать искреннее и доверительное общение: каждый понимает, что если что-то не получается, он может рассказать об этом в чате и его не закидают камнями.

Мы друг с другом каждый день общаемся, и редактор знает, что он может просто в чат написать и ему помогут решить вопрос. Стиль общения в команде — суперсвободный. Можно материться, что угодно говорить, потому что не хочется вгонять в тревожность нового участника и ограничивать его в чем-то.

Главред Настя Палихова

Сплотить команду помогают офлайн-встречи. Так в один пятничный вечер собрались в баре Саша Щербаков и его редакторы
Сплотить команду помогают офлайн-встречи. Так в один пятничный вечер собрались в баре Саша Щербаков и его редакторы
Сделали чек-лист по синдрому самозванца. Сохраняйте, вдруг пригодится
Сделали чек-лист по синдрому самозванца. Сохраняйте, вдруг пригодится

Причина 4. Обожаете всё контролировать

Если вам важно знать, сколько раз сотрудник выпил кофе, или вы думаете, что от постоянного контроля работать он станет лучше, вы ошибаетесь. Просто посмотрите на несколько примеров. Вместо того чтобы провести тщательный фактчекинг, редактор заносит в отчетную таблицу все задачи, которые выполнил за день, даже самые мелкие, которые заняли меньше времени, чем записать задачу в несчастную строку. А потом ночью доделывает работу, чтобы утром отдать автору правки. Или по полдня актуализирует задачи по четенькому шаблону в таск-трекере, из-за чего не успевает вычитать тексты и берет работу на выходные.

Как в Рыбе. Всю рабочую переписку мы ведем просто в Телеграме. Задачи ставим в YouGile, но строгого контроля там нет: доски используем для удобства, чтобы ничего не забыть. Да у нас даже почты нет, представляете? И ничего от этого не сломалось, сотни задач выполняются, дедлайны не горят.

Спросите, каким чудом у нас всё работает? А вот потому, что мы используем всё то, о чем рассказали выше. Перечитайте и внедряйте у себя.

Вот что говорят об онбординге редакторы Рыбы

В начале 2023 года у нас было два главреда и пять редакторов. Сейчас — четыре главреда и 17 редакторов. Все новенькие, кто пришел, быстро влились в работу. А для тех, кто уходил, это был вопрос роста. Почти со всеми мы остаемся на связи.

<p>Вот что говорят об онбординге редакторы Рыбы Катя Маслова и Лера Цабинова</p>

Вот что говорят об онбординге редакторы Рыбы Катя Маслова и Лера Цабинова

<p>Впечатлениями о погружении в работу поделились Яна Мизгирёва и Оксана Черникова</p>

Впечатлениями о погружении в работу поделились Яна Мизгирёва и Оксана Черникова

<p>Наталья Михайлюк рассказала, как доброжелательно ее встретили в редакции</p>

Наталья Михайлюк рассказала, как доброжелательно ее встретили в редакции

Наша система онбординга работает: редакторы приходят в Рыбу и остаются в команде, а клиенты довольны качеством работы. И всё это без жесткого контроля, отчетов и унижений. Рецепт онбординга от Рыбы — наставник + поддержка + ламповая атмосфера. Кстати, мы даже обходимся без всяких плюшек типа велкам-боксов, презентаций и дневников новичка. Как показывает практика, можно кайфово работать и без них.

Наша редакция расширяется, и мы не собираемся останавливаться. Именно поэтому всегда ждем откликов от классных специалистов. Заполняйте заявку, и мы с вами свяжемся.

8585
91 комментарий

Часто это всё так себе история. Два года назад прихожу я на собеседование в районную библиотеку в Челябинске. По вакансии надо бы освящать мероприятия и заниматься «обязанностями библиотекаря», которые не уточнялись. Меня сразу садят за маленький то ли стол, то ли школьную парту. Вот на нем был только монитор размером с планшет и мышка (моё будущее рабочее место, между прочим!). Открыли какой-то тест на тип личности, я его честно прошла. Выяснилось, что из меня получился бы руководитель! А на собеседовании это чет никому не понравилось😅 Я решила поспрашивать по делу, всё-таки как работать, какие обязанности. Мне сказали: «те же, что мы и сейчас делаем». Я так и не поняла, что они от меня хотели, как в этой конторе работать и почему я после своего журфака им не подошла 😅😅

8
Ответить
Комментарий удалён модератором

Комментарий недоступен

13
Ответить

Когда работал на производстве инженером, нормальным считалось первые месяца три человека вообще не трогать, пускай втягивается. Потом потихоньку поручать несложные задачи. И через приблизительно пол года получался вполне самостоятельный специалист)
Конечно, система не рабочая для предприятий, в которых продукт производится за неделю или за день. Но когда на выполнение контракта выделяется год или полтора, очень рабочая схема.

3
Ответить

Может надо было не спрашивать, а просто посидеть месяцок-другой, а там бы и начальник сменился ))) или тебя бы сделали главным за продуктивность Оо

2
Ответить

Как круто! На самом деле со временем привыкаешь к хорошему и думаешь: а что, разве так не должно быть у всех современных работодателей?)) Оказывается, нет! Расскажу свою историю про онбординг, который привел меня к увольнению через 2 дня:

Когда пришла работать в новую компанию офлайн, на меня просто забили. Рабочий день начинался в 10, мой непосредственный руководитель пришел в мой первый рабочий день где-то к 14. Минут за 30 он обозначил мне приблизительный план работы недели на две и ушел дальше по своим делам прочь из офиса)) План работ выглядел примерно так: созвонись с ген директором, который в отпуске, созвонись с другим ген директором, который в ссоре с первым, разработай контент-план на месяц (его тебе, скорее всего, не утвердят, потому что у ген директоров свое видение). Команда сидела с напряженными лицами, закрытыми ноутами, на мои вопросы особо не реагировала. Личного рабочего места как такового не было. Дальше — больше. В первый день меня не устроили, потому что заставили ждать оформления зпшной карты стороннего банка. На второй день я пришла с резонным вопросом, как писать заявление о трудоустройстве и кому. Ответ убил: "ну поищи бланк заявления в интернете". Ну и вишенкой на торте было то, что я уточнила, где мне можно было расположиться (чтоб не помешать чьему-то совещанию), а рандомная сотрудница с постным лицом сказала мне что-то вроде: "Какие у вас резкие духи!"... И ОТКРЫЛА ОКНО. Когда я сообщила о решении не оставаться в этом чудесном месте, передо мной, естественно, даже не извинились)

И это не какой-нибудь подпольный колл-центр, а компания премиальной недвижки с пафосным офисом в Мск)) так что вот так бывает! а ваш подход потрясающий))

6
Ответить

вот, а если бы дождалась оформления карты стороннего банка, то тоже стала бы гендиректором, купила на первую ЗП еще одни духи и советовала новичкам скачивать эти ваши бланки в интернетах!

9
Ответить