Почему ИИ убьет поиск, SEO и контекстную рекламу?

Представьте, что вы фермер и всю жизнь трудитесь на своей земле. Весной вы вспахиваете грядки и сажаете урожай, летом поливаете и делаете подкормку. Каждую осень вы собираете спелые помидоры и морковь и продаете их на лучших рынках и в фермерских магазинах. Но однажды осень просто не наступила. Урожай не взошел, продавать нечего.

Можно подумать, что история бред и времена года не могут исчезнуть. А вдруг в нашей жизни много очевидных вещей, инструментов срок жизни которых меньше чем мы думаем? Окей, перестану лить воду и расскажу чего, я как фермер маркетолог опасаюсь.

Я почти двадцать лет занимаюсь маркетингом, руковожу performance-агентством AltEasy. Инструменты digital-маркетинга и рекламы для меня родные и понятные. Также, я ведут youtube-канал Egorov Update, где каждую неделю записываю обзор новостей digital-маркетинга. Подготавливая один из последних выпусков, мне попалась новость об интересных экспериментах Google с ИИ. И она заставила меня задуматься — не останемся ли мы скоро без основных инструментов digital-маркетинга?

Собираю  интересные новости digital-маркетинга для youtube-канала
Собираю  интересные новости digital-маркетинга для youtube-канала

В чем суть эксперимента Google с ИИ?

Google представил обновление, которое может сократить количество посетителей сайтов из поисковых систем. В поиск интегрировали искусственный интеллект в виде чат-бота. Бот не только отвечает, но и уточняет детали по запросу пользователя сразу в поисковой системе, без перехода на другие сайты и даже без чтения сниппетов.

К примеру, если человек нашел в поиске подходящую модель наушников, то сразу внутри поисковой системы он сможет выяснить у искусственного интеллекта: недостатки и достоинства девайса, среднюю цену, подойдут ли наушники под конкретные задачи.

Выходит, что получить всю информацию по своему запросу можно будет у ИИ в поиске гугла. Тогда возникает вопрос, зачем пользователю переходить из поиска на сайты?

Почему ИИ убьет поиск, SEO и контекстную рекламу?

Нейросеть в поиске помешает контексту и SEO

Вероятно обновление удобно для пользователей — не нужно переходить на другие сайты и искать информацию в интернете. Все можно узнать прямо внутри поисковой системы: не нужно серфить сайты, перелопачивать контент. Какая экономия времени! Но с другой стороны, если функция распространиться на всю систему поиска Google, переходов на сторонние сайты будет гораздо меньше. Значит это снизит SEO-трафик и трафик, который мы получаем из контекстной рекламы.

Почему Google делает это?

Мне кажется, есть несколько причин. Искусственный интеллект все больше проникает во все сферы жизни, и было бы странно, если бы поисковые системы прошли мимо.

Важнейшее значение имеет и угроза от чата GPT. Google явно боится конкуренции. Он понимает, что если чат GPT будет отвечать на запросы пользователей лучше, чем классическая поисковая система, то Google может потерять свою монополию на рынке поисковых систем. Значит рухнут доходы от поиска, тысячи специалисты по контекстной рекламеи SEO просто останутся без работы.

В <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3D_HU_s38xfjw%26amp%3Bt%3D1s&postId=1061754" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">выпуске </a>еще подробнее разбираю тему ИИ в поиске
В выпуске еще подробнее разбираю тему ИИ в поиске

Важно подчеркнуть, что главная проблема не в том, что GPT забирает пользователей у поиска Google, а в том, что он уничтожает бизнес-модель Google в виде контекстной рекламы. Если все перестанут пользоваться поисковыми системами и перейдут в чат GPT, то как GPT будет зарабатывать деньги, которые раньше зарабатывала поисковая система на контекстной рекламе? Люди не переходят на сторонние сайты, не кликают на рекламу, все находят внутри чата. Получается, что главная угроза для Google от GPT не в том, что он заберет пользователей, а в том, что он уничтожит бизнес-модель контекстной рекламы. И это ключевой вопрос, который, как мне кажется, Google пока не знает, как решить.

Да, Google может легко повторить успех GPT в своем поиске, но с другой стороны, если он сделает это в классическом, неизменном виде, то контекстная реклама исчезнет. И это большая угроза для Google.

Нейросеть убьет контекст и SEO:
точно да
точно нет
сложно представить

Отмечу, что этот эксперимент с поиском Google пока проводится только в США и в так называемом мультипоиске, который не каждый пользователь может найти. Но мы видим тенденцию и понимаем, куда она движется.

Яндекс не отстает

На днях стало известно, что Яндекс внедрил ИИ в результаты поиска. То есть пользователи уже сейчас могут получить информацию, которую за них нашла и обработала нейросеть. Пока нейросеть готовит только форматы быстрых ответов, которые появляются над основными результатами выдачи.

Тенденция интересная, очевидно что глобальные изменения у конкурентов заставляют меняться и Яндекс. Посмотрим, какие обновления будут нас ждать дальше.

В общем, мы живем в интересное время. Я с нетерпением жду, что будет дальше. Как считаете, помешает нейросеть в поиске маркетологам? Или у меня слишком богатая фантазия?

2121
48 комментариев

Добрый день
Думаю, это если и наступит, то не в ближайшее время. ИИ всё ещё делает банальные ошибки в ответах, особенно бесплатные версии, которыми пользуются, наверное, большинство людей. Соответственно, и уровень недоверия к точности этих ответов должен оставаться высоким, по идее) Пока ещё более разумно проверять информацию вручную, а как будет через несколько лет – кто знает?)

2
Ответить

"Думаю, это если и наступит, то не в ближайшее время."

из-за подобной установки я один раз сильно прогорел.
Если у тебя в голове только лишь мелькнула какая-то тревожная мысль - это значит только одно - кто-то уже достаточно продолжительное время работает в этом направлении.

"ИИ всё ещё делает банальные ошибки в ответах"

На классических сайтах тоже шлака хватает.

"Соответственно, и уровень недоверия к точности этих ответов должен оставаться высоким, по идее"

У меня в 2014 году было агентство. Потом появились чат-боты в телеге, которые предоставляли аналогичные услуги по цене в 3 раза ниже рынка. Среди них было процентов 80 говноделов - т.е. услуги откровенно некачественные. Это не помешало просадить мои обороты практически до нуля. Я бы не рассчитывал на сознательность аудитории.

Вероятно вместо сайтов будут какие-то шаблонные информационные пулы, куда как на сайт будем заливать контент, который будет в формате удобоперевариваемом для ИИ. Ну а контекст будет выдаваться на этих самых плашках - это просто вопрос формата.

Сайты думаю тоже будут жить, но как отдельный архаичный вид.

6
Ответить

Я не знаю что там экспериментирует Гугл, я с прошлого года использую Copilot для поиска в Интернете. И это как небо и земля. Качество поиска с ним реально лучше: он сразу даёт ответ в виде цитат и сгенерированого текста плюс соответствующие ссылки.
Я не скажу, что это прямо стало идеально, есть и с ним проблемы.
Но в целом не вижу здесь особых проблем для честного бизнеса, те же наушники мне надо где-то купить, значит надо перейти на сайт. Я не думаю, что Microsoft начнет продавать наушники сразу из своего чат бота. Монопольщики замечают.

2
Ответить

Товарищ маркетолог, посмотрите когда собирают помидоры. Подсказываю, это не осень

2
Ответить

видимо поэтому я и маркетолог))))

Ответить

Надо быть гибким в ранжировании сайтов, ИИ однозначно задаёт новый ритм, но это не говорит что танцы прекратятся. Мы например пишем seo-тексты и размещаем на сайте используя AnswerThePublic, таким образом предиктируем вопросы, который в дальнейшем будет утонять ИИ у пользователя. Не переживайте вы так! Всё идёт как надо!)

2
Ответить

"Не переживайте вы так! Всё идёт как надо!)"

подобного рода заявления несколько пугают. Все идет так, как надо кому именно?)

Ответить