Гайд по PR-трендам: 6 главных тенденций на 2024 год
PR-отрасль стремительно меняется с каждым годом, приспосабливаясь к новым вызовам. PR-специалисту необходимо уметь встраиваться в текущую повестку и легко адаптироваться к любым изменениям, чтобы оставаться “в тренде”. Как стать лицом, управляющим инфополем, на каком канале коммуникации делать ставку и о чем сегодня писать? О ключевых тенденциях PR-отрасли в 2024 году рассказывает “СКАН-Интерфакс” совместно с экспертами.
Зачем знать тренды и следовать им?
Залог успешной работы PR-специалистов - это умение ловко совмещать классические, хорошо зарекомендованные себя инструменты, и новые, набирающие популярность методы. Кроме этого, важно знать, где и как лучше коммуницировать с аудиторией, чтобы месседжи доносились максимально точно.
Трендсеттеры и их роль в PR
Для начала поговорим о том, кто такой “трендсеттер”. Это специалист, который тонко чувствует контекст и анализирует повестку, предугадывая новые темы, инструменты и подходы к аудитории. Интересно, что изначально термин ввел французский социолог Габриэль Тард в 1903 году. Он выделил важность межличностной коммуникации и ввел понятие “лидерства общественного мнения”.
Почему трендсеттер так важен в PR? Качественный и эксклюзивный материал всегда вызовет общественный резонанс и получит максимальный охват в СМИ. Кроме этого, такой человек способен управлять повесткой целой отрасли и направлять ее в нужное для компании русло.
Классические СМИ продолжат терять монополию
Медиаполе сегодня изменчиво и многогранно: это синергия классических СМИ, авторских блогов и цифровых площадок, за потоком информации на которых практически невозможно уследить. Взрывной рост продемонстрировал Telegram, в котором отмечается увеличение числа новостных агрегаторов и отдельных каналов ведущих СМИ. При этом охват информационных площадок выше, чем у ведущих изданий. “Первая полоса уже больше не первая”: аудитория все чаще переходит на сайт по конкретным ссылкам из социальных сетей. При этом не все каналы СМИ в Telegram активно используют возможности мессенджера: например, «Коммерсантъ» преимущественно повторяет формат своего печатного издания, а «Москва 24», напротив, использует интерактивные инструменты (опросы, коммуникация с подписчиками). Жанры и форматы постов в таких каналах носят скорее гибридный характер (это смешение классического журналистского текста и блогерского).
Однако сказать, что классические СМИ больше неактуальны, было бы некорректно: аудитория, по данным исследования Digital News Report 2021, больше доверяет качественным источникам новостей (интернет-издания, телевидение, радио) — 44%, чем социальным сетям — 24%. Такая же разница видна в исследовании ВЦИОМ, опубликованном в начале 2023 года. Согласно его данным, интернет-СМИ доверяют 35% опрошенных, Telegram-каналам — 31%.
Небольшой круг влиятельных СМИ
По данным реестра Роскомнадзора, за 2023 год заблокированы либо удалены 670 тысяч материалов, сайтов и их отдельных страниц. Причинами блокировок становится недостоверная информация, нарушения авторских прав, мошенничество, размещение запрещенных законом видов деятельности – виртуальных казино, тотализаторов и прочее. Количество действующих СМИ в сравнении с 2022 годом уменьшилось на 3% (57 832 в 2022 году и 56 436 по итогам 3 кв. 2023). Изданий, которые формируют новостную повестку и имеют вес, в разы меньше.
Аналитический подход в работе - лучший друг
Аналитика отрасли помогает выявить ценную для бизнеса информацию об аудитории: ее интересы, поведение, tone of voice. Все это поможет определиться с PR-стратегией и эффективно доносить месседжи до конечного получателя. Работа PR-специалистов и журналистов - это всегда двусторонний процесс, который требует проактивности со стороны пиарщиков, в частности это касается комментарийной работы. Здесь важно дать экспертное мнение в СМИ раньше других, поэтому real-time мониторинг с уведомлениями о любых изменениях - ваш карманный помощник в работе.
Тренд на искренность
Сегодня существует множество новостных агрегаторов и площадок, генерирующих контент с помощью искусственного интеллекта, поэтому искренность выходит на первый план.
Об этом говорят и исследования: так, по данным ВЦИОМ, самым ценным качеством для людей является честность (73%). Кроме этого, аудитория положительно воспринимает рассказы о трудностях, с которыми сталкивается бизнес.
Много авторов, мало качества
Telegram сегодня - одна из наиболее конкурентных ниш, в которой с каждым годом становится сложнее и дороже набрать аудиторию, так как органический трафик в мессенджере отсутствует.
Рост образовательных и развлекательных проектов
Усталость аудитории от новостей привела к росту отдельных медиапроектов, которые создаются крупными компаниями. Среди таких, например, запуск небортового журнала Gate 7 от S7 Airlines и создание собственного медиа “Открытая кухня” “Яндекс Едой”. Тут аудитория в прямом смысле “отдыхает” от бесконечного информационного потока.
Обязательно следите за отраслью! Так вы сможете уловить тенденции, подхватить их первыми и стать настоящими трендсеттерами. Все это обеспечит максимальную отдачу от коммуникаций.
Отличная статья!
Классические СМИ и телеграмм - вот залог успеха PR стратегии.
Интересная статья, на актуальную тему, как раз подыскивала материал.
Да, согласна, все главное в одном материале
По ощущениям этот год по тенденциям будет идти по вектору двух предыдущих.