Поисковые запросы, кластеры и пресеты в SEO-оптимизации и рекламе товаров на Wildberries
Запросы
Запросы - это фразы, которые покупатель вводит в поисковой форме Wildberries. По каждому запросу можно посмотреть статистику частоты спроса, то есть сколько раз посетители сайта Wildberries и его мобильных приложений вводят этот запрос для поиска товаров. Статистика запросов доступна в кабинете селлера и в различных сервисах по продвижению на Wildberries.
Чтобы ваш товар получил возможность показываться по запросу в результатах выдачи Wildberries, нужно указать его в текстовом теле карточки. В гифке ниже показал как ваш текст выглядит для поисковой машины Wildberries.
По данному предложению ваша карточка начнет ранжироваться в органическом поиске с другими карточками по запросам:
- Набор
- Эбру
- Подарок на 8 марта девочке
- Набор для рисования
- Набор для девочки
- Набор для девочек
- и еще 37 вариантов запросов
Как вы можете заметить, запросы "Набор для девочки" и "Набор для девочек" схожие, хоть у них и разная частота спроса. Но писать все вариации написания не требуется, так как такие запросы объединены в кластер и написав один вариант запроса, вы будете также показаны по другому варианту запроса. Про кластеры расскажу далее в статье.
Итак, чтобы товар показывался в поиске, нужно указать запрос в текстовом теле карточки товара. Что входит в текстовое тело?
✅ Название товара
✅ Характеристики (кроме технических: вес, объем, размеры)
✅ Описание
✅ Бренд
Таким образом, указав запросы в одном из этих блоков описания товара, ваша карточка начнет ранжироваться по ним. Текст запроса может быть разбросан в разных блоках. Например, слово "Набор" вы указали в названии товара, "для девочки" в характеристике "пол", а "8 марта" в описании. По запросу "Набор для девочки на 8 марта" вы будете показываться также, как если вы укажете этот запрос целиком в описании.
Для какого вида продвижения используются запросы?
И органическая выдача, и бустер, и реклама на поиске используют текстовую оптимизацию карточки (SEO) для понимание того, по каким запросам вас показать при поиске товара покупателем.
Применение запросов в SEO Wildberries (органика) — ✅
Применение запросов в рекламе — ✅
Кластеры
Кластеры группируют различные написания одинаковых запросов. Это облегчает работу поисковой машины Wildberries.
Например, запросы:
объединены в кластер «тапочки для женщин домашние закрытые». То есть, для поисковой машины Wildberries они приведены к простой форме и ввод любого из этих запросов в поиск или самого кластера «тапочки для женщин домашние закрытые» приводят к одинаковым результатам в выдаче.
В качестве названия кластера берется нормализированный запрос. То есть текст, который наиболее точно и просто описывает всю группу запросов входящих в него. Название кластера может принять имя одного из запросов входящих в него, а может иметь отличное от них название.
Откуда сервисы аналитики Wildberries получают данные по кластерам?
Запросы и кластеры обновляются ежедневно. Сервисы собирают по ним данные отправляя запросы в этот эндпоинт (можете перейти по ссылке) и сохраняют в своей базе данных.
Посмотрим технически как это работает.
В этой ссылке мы отправляем запрос "набор для девочки" и смотрим, что отдает нам и другим покупателям выдача Wildberries (персонализацию и гео для упрощения усвоения материала в этой статье не учитываем).
Просматривать возвращенные данные удобнее с плагином для браузера JSON VIEW
Отправляем второй запрос из кластера "для девочек набор"
Мы видим, что у обоих запросов одинаковые названия кластера, такие запросы будут одинаково ранжироваться в поисковой выдаче Wildberries. По сути, он будет подменять введенный вами вариант запроса к кластеру на подготовленную для этого кластера выдачу.
Можете поиграть самостоятельно со строкой запроса, вставляя интересующий вас вопрос после query= и до &
Для какого вида продвижения используются кластеры?
И органическая выдача, и бустер, и реклама на поиске используют кластеры WB.
Применение кластеров в SEO Wildberries (органика) — ✅
1 Достаточно указать один из запросов кластера чтобы показываться по всем запросам из этого кластера в органической выдаче Wildberries, так как по сути происходит подмена запроса в момент его отправки на подготовленную страницу выдачи кластера.
2 Распределение запросов между кластерами меняется каждый день, поэтому важно проверять не вылетел или не переместился ли в другой кластер выбранный вами запрос из нужного вам кластера. Если это произойдет, то ваша карточка прекратит показы по всем запросам кластера.
3 Лучше всего указывать самые частотные запросы кластера, они реже перемещаются и пропадают.
Применение кластеров в рекламе — ✅
👉 Все аналогично органической выдачи WIldberries, но здесь есть дополнительная особенность.
1 Если вы в рекламной кампании в бусте или на поиске добавить один из запросов кластера в минус-слова, то все реклама прекратится по всем запросам из этого кластера. И это логично, ведь при вводе любого запроса из кластера происходит как бы переадресация на нормализированный запрос и если хоть один запрос группы минусанули, то и весь кластер считается ненужным.
На сколько сейчас грамотно ВБ подбирает кластеры, вопрос спорный. Но в любом случае, это будет улучшаться
Пресеты
Пресеты (preset англ. "предварительный набор") - это сгруппированные по смыслу кластеры. Один пресет может содержать несколько кластеров.
На момент создания статьи я не смог найти в базе пресетов с разными кластерами, как это описывается во многих мануалах.
Из своей базы выгрузил 10 000 артикулов и не нашел там ни одного примера, где есть одинаковый preset_id и разные normquery
Примеры, которые были описаны авторами статей и видеороликов, при проверке оказались нерабочими.
Также я обнаружил, что при отправке запроса в эндпоинт на получение пресетов с разных устройств отдаются разные значения.
- norm_query сохраняется один
- catalog_value меняется
Пообщавшись в чатиках с селлерами, менеджерами и программистами было выдвинуто несколько версий:
- Глюк ВБ (такое бывает часто)
- Внедрение в Wildberries CatBoost для персонализации выдачи, то есть когда в зависимости от поведения, параметров и предпочтений пользователя настраиваются индивидуальные подборки товаров. Но пока не уловил связь. По идее, в таком случае, должна меняться подборка товаров, а не пресеты.
- У меня что-то сломалось в базе 😩 и после выхода статьи мне скинут пример пресета)) это поможет разобраться в проблеме
А что думаете Вы? Может у вас есть пример пресета с разными кластерами? Напишите в комментарии
В своем ТГ-канале я недавно писала о том, как и почему мне не нравятся ситуации, когда селлеры меряются своей выручкой. Ведь выручка сама по себе абсолютно ничего не сообщает о бизнесе, но почему-то именно в среде поставщиков Wildberries эта метрика стала неким критерием успешности.
Как правильно продвигаться на Wildberries, и что влияет на попадание в ТОП выдачи — в статье JVO.
В этой короткой статье расскажу, почему далеко не каждую карточку можно удержать в ТОПе и что для этого потребуется. Плюс на примере кейса посмотрим, как за 5 недель мы вывели товар в ТОП Wildberries и получили десятикратный рост объема продаж при снижении доли рекламных расходов. Бонусом - чек-лист по тому, как повышать конверсии на WB.
С матрёшками интересная наглядность😂