{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Чек-лист для верстки блога

Вы обращаетесь за созданием сайта-блога, а от вас требуют полный список того, что нужно реализовать – и откуда, спрашивается, это брать? А я вам скажу: из этого чек-листа. Тут все понятия, с примерами.

Сохраняйте материал на случай, если нужно будет накидать список нужных фич для веб-дизайнера.

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Блог

Начнем с функционала блога. Сначала рассмотрим базовый функционал – он нужен, чтобы блог в принципе получился. А затем разберем дополнительный – это разные надстройки, важные для юзабилити.

Базовый функционал блога

  • Шапка – та самая верхняя панель, где разные вкладки и меню навигации. Удобно, когда шапка статичная, и пользователю не нужно отлистывать страницу обратно, чтобы вернуться для взаимодействия с ней.
  • Заголовок – пользователь должен понимать, куда вообще попал. Для этого в шапку выносится заголовок, обычно текстом или логотипом.
  • Поиск – классика: значок лупы, при клике на который можно будет искать материалы в блоге. Важна как и интуитивно понятная поисковая строка, которую не придется долго искать, так и понятная система поиска – которая будет находить статьи.
  • Рубрики – они же теги. Например, вы пишете статьи про SMM, продажи, еще и отдельно кейсы выкладываете. Нужно добавить механизм тегов-рубрик, чтобы можно было маркировать статью и потом по тегу получать весь пул тематических материалов.
  • Карточки статей – важно сразу продумать, как статьи будут отображать на главной странице блога. Статья должна иметь обложку, заголовок, дату, автора – все это «упаковывается» в карточку – эдакий сниппет – и выдается на главной странице. Человек имеет возможность видеть статьи и кликать по ним.
  • Мобильная версия – делается адаптивно, однако желательно заранее определиться, собираетесь вы с каждым месяцем расти или наоборот, планируете в скором времени прогореть с блогом. Если второе, то можно смело вычеркивать и даже не уточнять по поводу мобильной версии.

Дополнительный функционал блога

  • Цитата – вывод на страницу блога отрывка статьи. Человек видит цитату и переходит по ссылке, чтобы прочитать материал целиком.
  • Фильтры для поиска – например, по автору или тематике, или поиск только по статьям за последний месяц. Больше фильтров – точнее и проще поиск.
  • Авторские колонки– в формате отдельной ленты со статьями популярных колумнистов на главной странице блога.
  • Форма подписки на дайджест статей – обычно размещается в нижней части экрана или вылезает как поп-ап. Полезно, чтобы потихоньку конвертировать трафик в емейл-базу.
  • Баннеры – когда сайт зарабатывает с баннерной рекламы, по краям экрана появляются свободные поля для размещения баннеров, а наполнение сайта смещается к центру. Этот момент следует сразу обдумать, к тому же баннеры также можно встраивать прямо в страницу: например, маскировать под карточки статей, размещать посреди них.
  • Выбор редакции – Отдельная лента материалов, к которым редакция желает получить повышенное внимание и выделить их.
  • Последние комментарии, обсуждаемое – пока человек лазает по блогу, он будет видеть, что к материалам оставляют комментарии – это хорошая возможность заинтересовать пользователя и повысить длительность сессии.
  • Категории – вкладки «Статьи про N», «Статьи про X». Это особенно удобно, если тематика блога широкая и включает в себя абсолютно разные темы.
  • Отправить статью в редакцию – кнопка на главной странице и отдельная страница с формой, через которую человек сможет предложить свой материал для публикации. Капитализм, счастье, юджиси.
  • Мобильное приложение – просто ставим галочку, если хотим и этот пункт тоже внести в смету программистам.
  • Личные страницы авторов – отдельные страницы, где есть информация об авторе и его опубликованных материалах.
  • Вывод сайта как веб-приложения – если ваши задумки предполагают гибкость и настраиваемость интерфейса под пользователя, то стоит смотреть в сторону веб-приложения. Подробнее о разнице сайта и веб-приложения смотрите тут.

Статья

Основной контент в блогах – это статьи. Давайте посмотрим, какой статейный функционал нужен как база, а какой пойдет в качестве надстройки.

Базовый функционал статьи

  • Форматирование текста – жирный текст, курсив и все такое. Поддержка эмодзи, подчеркивание, цвет фона, цвет текста – в общем, все то, с чем обычно работает автор в тех же гугл-доках. Это нужно, чтобы верстальщик мог перенести материал в блог и опубликовать в нужном виде.
  • Дата – у каждой статьи должна быть дата публикации. Также удобно, когда помимо даты публикации указывается дата обновления статьи.
  • Автор – статьи не появляются из воздуха, их пишет автор, и его нужно указывать. Хотя бы имя-фамилию, но лучше с должностью и фоткой.
  • Иерархия заголовков – обычно в статьях есть название, есть основные заголовки разделов, в них заголовки подразделов, в них еще подзаголовки. Вот всю эту иерархию нужно добавить, и желательно сразу в правильном виде и с нюансами, вроде «чем старше заголовок – тем он больше».
  • Подписи под картинками – во-первых, это классно, когда картинки не голые, а с подписью. Во-вторых, текст под картинками индексируется поисковиками.
  • Кнопки расшаривания – пользователь должен иметь явную возможность в пару кликов расшарить статью в соцсети или куда-то еще.
  • Метатеги – тайтл, дескрипшн – информация, которая будет выдаваться в поисковике по вашим статьям. В метатегах указывается, какой заголовок статьи увидит человек в ленте гугла, какая подпись будет под заголовком.
  • Вставка видео, аудио и гиф – если не добавить в свою смету этот пункт, то в итоге вы получите блог, в котором будут только сухие тексты, без контентных вставок.
  • Оформление списков – ух, только представьте: вы листаете статью, а там список! Прям кликаете, и он прям выпадает! Круто, да? А еще и обязательно – это база.

Дополнительный функционал статьи

  • Комментарии – возможность оставлять комменты под статьей.Чем больше человек кликает на странице, тем лучше для поведенческих факторов.
  • Цитата – выделенный блок с текстом, подписью автора текста, большими кавычками. Отличается визуально от врезки.
  • Врезка – выделение текста крупно или цветом, визуально. нужно предусмотреть, чтобы внутри врезки могло быть несколько абзацев, буллеты и форматирование.
  • Работали над статьей – блок с указанием людей, которые работали над статьей.
  • Слайдер – возможность листать картинки, чтобы можно было делать под каждую картинку свою подпись. – есть
  • Верстка таблиц – возможность вставлять таблицы. Это важно, чтобы таблицы подстраивались под формат экрана, и чтобы СЕО работало.
  • Интерактивное оглавление – визуальное и кликабельное содержание, чтобы раскрывалось по щелчку.
  • Обложка – картинка в шапке, чтобы подтягивалась при расшаривании, в том числе на главную страницу блога.
1 – иерархия заголовков, 2 – авторство, 3 – форматирование текста, 4 – интерактивное оглавление + выпадающий список. Найдете пятый элемент?
  • Увеличение картинок по клику – чтобы картинки открывались в свой оригинальный размер или увеличивались по клику.
  • Лоадер картинок – когда картинки прогружаются по мере чтения статьи. В случае лейзи лоад SEO не видит картинок. Еще может прыгать верстка при перемещении по оглавлению, для этого через CSS задается высота картинки. Для этой штуки используется лоадер.
  • «Читайте также» – рекомендации других материалов: отдельной врезкой, справа внизу и другими способами.
  • Автоматическая оптимизация картинок – чтобы картинки оптимизировались под формат страницы автоматически.
  • Рекламные баннеры – возможность втыкать рекламные баннеры, как специально сквозные места. Или возможность втыкать баннер в любое место статьи.
  • Реакции на статью – возможность пользователю оценить статью.
  • Голосовалка– чтобы в конце статьи можно было проголосовать или в принципе вставить опрос в статью.
  • Тест на понимание статьи – чтобы можно было воткнуть тест.
  • Скрытый текст – чтобы текст был замазан, дополнительная опция форматирования.
  • Подсказка по наведению на текст (тултип) – когда знак вопроса или подчеркивание курсивом, и при наведении вылезает подсказка.
  • Вставка с карточкой товара – возможность подтянуть карточку товара, круто для интернет-магазинов.
  • Дисклеймер – текст от редакции.
  • Вступление – иногда вытягивается как сниппет к этой статье на главную блога.
  • Количество просмотров – счетчик просмотров, глазики. В нашем блоге визуально отображается на статьях от определенного порога просмотров.
  • Количество расшариваний – счетчик репостов.
  • Количество комментариев – счетчик комментариев.
Отображение комментариев, поле для коммента и счетчик
  • Форма подписки на рассылку с новыми статьями – возможность подписаться на рассылку.
  • Форма обратной связи – возможность связаться с редакцией, оставить заявку на услугу.
  • Кастомное форматирование текста – пользователь может сам менять размер шрифта и другие параметры.
  • Подписка на пуш-уведомления – возможность подписаться на уведомления в браузере о выходе новых статей.
  • Виджеты с соцсетями – окошки с постами из соцсетей, возможность подписаться на соцсети.
  • Отправление ошибки в редакцию – возможность выделить текст и отправить уведомление об ошибке в редакцию.
  • Интеграция поста из соцсети – вставить пост из твиттера или другой соцсети напрямую, чтобы в тексте статьи пост был кликабельным.
  • Автопагинация и перенос текста – бесконечный скролл и подгрузка новых материалов по мере прочтения страницы.
  • Поп-апы – чтоб вылезала всякая реклама.
  • Время прочтения – автоматически, чтобы пользователь видел, сколько времени читать статью.
  • Опенграф – разметка, с помощью которой в разные соцсети и поисковики подтягиваются нужные куски текста статьи при репосте.

Резюмируя

Прежде чем заказать у веб-дизайнеров блог, лучше сразу прикинуть по чек-листу фичи, которые точно будут нужны. Не стоит перекладывать свои ожидания на исполнителей – они либо сделают не спросив, как-то по-своему, либо выуживание хотелок может растянуться на долгое время, а это встанет в копеечку.

Оцените полезность чек-листа
⭐⭐⭐⭐⭐
⭐⭐⭐⭐
⭐⭐⭐
⭐⭐
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
42 комментария
Написать комментарий...
Тихон Вечерский

Сохранил, чтобы потом не искать по интернетам)

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mashkov

главное потом найти время все это читать, у меня уже такая пачка что слезы наворачиваются

Ответить
Развернуть ветку
Тихон Вечерский

Тут кстати даже читать не обязательно) Важнее вспомнить о нем в нужный момент, и уже тогда приступить

Ответить
Развернуть ветку
Igor Mashkov

хм... как удобно)) что же будем знать)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Жиза, что называется)) Беклог он как блекхол - только расширяется)

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Workspace

Посмеялись с обложки :)

Спасибо за материал!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо, мы тоже посмеялись))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Лупандин

Баллов недостаточно, чтобы оценить полезность этого чек-листа

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Наверное всё по делу, но здесь не функционал, а функциональность.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

А в чем разница?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Функционал — математическое понятие, это функция, функциональность — набор возможностей.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Тогда правильное написание будет "базовая функциональность блога"?

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Истинно так 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Принято, спасибо! Придется переучиваться))

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Вот за это от души!

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо, рад, что полезно вышло)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Тут конечно есть недочеты, но уже лучше, чем предыдущие ваши попытки в пользу

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Даже не знаю, как на это правильно отреагировать - вроде и похвалили, но ощущение какое-то неприятное))

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Ой да вы бросьте, все хорошо. У всех бывают неудачи, как у вас с прошлыми материалами. Главное что здесь вышло более-менее сносно.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо за мнение! Хотя я и не считаю свои статьи неудачными, они за редким исключением заходят отлично) Но спасибо, что так внимательно изучаете мои успехи))

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Поубавить бы вам тон. Здесь на VC.ru такого не любят. Успехи - громко сказано. Вы не расстраивайтесь, главное, что подвижки есть.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Блин, ну тут просто невозможно не поспорить)) А что вам не нравится, если конкретно?

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Все наоборот же, здорово стараетесь!

По всем статьям большая просьба перестать делать бессмысленые обложки. Все эти шутки оставьте для пикабу и им подобных, нам здесь такого не надо. Это откровенно портит впечатление от контента.

Во вторых уже по этой статье. В принципе все полезно. Мне не понравилась часть формулировок, всякие "ух" и прочее. Думаю это не уместно в бизнесовом тексте, тем более в чеклисте.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Спасибо за конкретику, хоть она и не особо полезна, потому как вкусовщина, еще и токсичная)

Все, что вы перечислили, касается стилистики. У нас она такая, у кого-то другая. Вам не нравится читать легкий авторский текст, хочется видимо читать сухие инфостильные документы - отлично, мы вас за это не осуждаем) Но нам это не близко.

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Если не готовы к критике, зачем выходить со своими материалами в сеть?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Почему вы решили, что мы к ней не готовы?)

Ответить
Развернуть ветку
Иван

Вы очевидно не цените пользу, которую вам преподносят на блюдечке. Я не чувствую от вам искренней благодарности за свое участие в вашем становлении на площадке.

Впрочем, рост так или иначе прослеживается. Надеюсь в будущем вы поймете, где были неправы.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Простите за юмор, ну не могу удержаться!))

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Сушков

что-то прояснилось

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Например?)

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Спасибо. Вроде все знал, но в одном месте и ничего не пропустили

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Мы старались)

Ответить
Развернуть ветку
HOOPPY

Это нужно сохранить, чтобы пользоваться при необходимости

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Так точно)

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Чёткий план, многое можно взять для создания ТЗ, да и для вебмастера будет ясность при изучении задач.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Аминь!

Ответить
Развернуть ветку
Max

Базовый набор ВордПресса

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Тут дело в том, что не всем нужно всё. И с таким чек-листом клиент сможет лучше понять, что конкретно ему нужно - и описать это в ТЗ.

Ответить
Развернуть ветку
39 комментариев
Раскрывать всегда