«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

Дано: маленький производитель шампуней для собак из Санкт-Петербруга. Хотят зайти в мелкие региональные зоомагазины.

https://dogdiary.ru/kachestvo-zhizni-sobak/
https://dogdiary.ru/kachestvo-zhizni-sobak/

Предпосылки:

  • Время и ресурсы специалистов по продажам строго ограничены
  • В связи с п.1 невозможно попробовать заходить “куда попало”.
  • С порога со скрипом пустят в большие сети
  • Нужна одна две точки на город со складскими остатками позволяющими удовлетворить потребность, которую смогут создать будущие локальные диджитальные РК
  • Проходимость точек продажи сильно разниться, но есть места в городах, которые являются транспортными узлами для жителей районов, пешеходные зоны между транспортными узлами итд, где ситуативный спрос на “заскочить псу за костью” может перейти в знание марки.
  • Нет возможности отправить продажника физически кататься по стране.

Методология:

Уровень города

  • Выбираем города-региональные центры, отсекая для начала миллионники (там местные дилеры могут обкашлять вопросики).
  • Берем удельные веса (кол-ва относительно всех запросов) в сети связанных с потреблением товаров для собак как маркеры емкости рынка.
  • Делим сумму маркерных запросов на промилле населения и выбираем при прочих равных те города, где синтетический коэффициент выше.

(выходит метрика вроде: запросов на тысячу населения(см. дальше)

Уровень районов

(тут и далее “район” не предполагает отсылки к административному устройству, а только формальное обозначение городских зон)

  • Смотрим карту плотности населения города и выделяем смежные зоны, где образуются транспортные узлы из-за перемещения людей в течении дня.
  • Находим на яндекс картах максимально полноводные транспортные потоки и накладываем на предыдущие метки.

Уровень магазина

Находим на пересечении групп данных в картах (в том числе сервисах народных карт) магазины товаров для животных (возможно крупные грумерские салоны ) и на них делаем ставку.

Предположение, что более проходные магазины, богаче и крупнее. Таким образом, легче будут экспериментировать с различными поставщиками и уникальными для региона продуктами.

Попробуем:

1. Немного росстата. Хватаем верхний сегмент из “от 250 до 450 тыс.ч. жителей” Меньше, брать не стоит, а чем больше, тем сложнее “зайти в город”.(см. выше)

Росстат
Росстат

2. Теперь маркерные данные по запросам (строго удельные). Заскакиваем теперь в вордстат.

Вордстат
Вордстат

3. Возьмем еще один маркер, чтобы жизнь мёдом не казалась:

Вордстат
Вордстат

4. Внесли в таблицу

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

5. Теперь считаем синтетическую метрику. Столбец “Коэфф”.

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

Математика вот какая-то такая:

​Промилле населения деленное на сумму модулей отклонений от средних значений каждого из запросов (“Товары для собак” и “Стрижка собаки” ) по городу.
​Промилле населения деленное на сумму модулей отклонений от средних значений каждого из запросов (“Товары для собак” и “Стрижка собаки” ) по городу.

Можно было сложить и разделить, но в части городов РФ судя по различному кол-ву грумерских салонов просто не водят стричься или денег на такое нет, нужны более независимые переменные.

Хотя...почему бы и нет:

Вариант 2. Тупо сложить и разделить:

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных
На случай, если данные зависимые.​ Победители на этих данных неизменны. 
На случай, если данные зависимые.​ Победители на этих данных неизменны. 

Чиркните в комментах формулу, как там оно лучше, если запросы зависимые и независимые.

6. Добавим немного форматирования, для визуальности.

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

7. Победители с двойками и тройками.

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

8. Выберем город

Хочу Калининград.

Есть карта застройки на сайте городской администрации, но я купил данные у ребят, которых рекламировать не буду. Вручную перенес часть в гугл карты для удобства. Само собой только кусочек города пока.

​Быстренько разметил в гугл картах.
​Быстренько разметил в гугл картах.

Приблизительно так, точность прорисовки тут не нужна.

Теперь сравним с картой транспорта.

​Транспорт в час пик, гугл транспорт. гугл транспорт, будни 18.30-19.00
​Транспорт в час пик, гугл транспорт. гугл транспорт, будни 18.30-19.00

Эмпирическое предположение, что транспортные узлы именно на границах зон подтверждают транспортные данные.

Берем те магазины, которые оказываются на пересечении. Пытаемся продать именно им. Профит.

Но это не точно.

«Заходит как-то маркетолог в отдел продаж…»: идея по оптимизации продаж в региональные магазины на основе геоданных

Что еще можно сделать?

  • Сравнивать по картам засветки (ночные снимки города, жилое ночью светиться больше, а особенно многоэтажное).

  • Смотреть еще и карту стоимости жилья, если город не однороден. В примере с Калининградом север города дороже.

  • Границы жилых массивов и парков.

  • Карты использования интернета дадут более точные данные о плотности населения, сейчас фейсбук разрабатывает нужную технологию связи данных фиксированного доступа к сети и мобильных данных.

  • Транспортные узлы на выезде и въезде в город из пригорода, но это продажник должен сам смекать.

P.S. Удивительное рядом, оказалось что почти все Калининградские магазины зоотоваров в исследуемой области находятся в оптимальных зонах, по всей видимости, те кто открыл не в оптимальных - уже закрылись.

66
Начать дискуссию