Странные, почти бесполезные вещи, которые резко стали популярными — а потом про них забыли

Помните массовые паломничества в поисках Бульбазавра и Пикачу? Или кучу лекций в Клабхаусе? Может быть, вы крутили спиннер или покупали Хагги Вагги ребёнку? Мы в Хайсе — банке для ИП — вспомнили, как моментально становились виральными необычные предметы или приложения — а сейчас в лучшем случае при взгляде на них можно почувствовать лёгкие нотки ностальгии.

Странные, почти бесполезные вещи, которые резко стали популярными — а потом про них забыли

Что это за вещи и почему они так захватили умы людей в моменте? Что стало основой их популярности и почему они так быстро утратили былую славу?

Игрушки, которые быстро наскучили

Фиджет-спиннер

Спиннер — это мини-тренажёр для пальцев, подшипник с лепестками. Его единственная способность — крутиться вокруг своей оси. Около 30 лет назад его придумала Кэтрин Хэттингер для чересчур активных и тревожных детей: он помогает успокоиться и направить энергию в мирное русло.

Но популярность спиннеры завоевали только в 2017 году, когда стали появляться повсеместно — и их скупали в огромном количестве. По данным журнала Money, к маю того же года на Amazon различные модели спиннеров заняли все места в списке 20 самых продающихся игрушек.

Поп-ит

Ещё одна популярная детская игрушка, вышедшая за рамки своей первоначальной целевой аудитории — поп-ит. Кнопочный блок, «вечная пупырка» — тоже средство для снятия напряжения и стресса. Максимальной популярности достиг в 2021 году.

Кто-то щёлкает ручкой, кто-то крутит спиннер, кто-то лопает пузырьки на поп-ите: причём, по версии исследования «Яндекс.Маркет Аналитика», большинство покупателей поп-ита — женщины 35-44 лет. Возможно, они совершали покупки для детей, но кто знает…

Ждун

Началось всё со скульптуры: в 2016 году Маргрит ван Бреворт создала статую под названием «Homunculus loxodontus» для Лейденского университета в Нидерландах. Милый толстячок Ждун сразу же стал героем смешных картинок, стикером для переписок, с его изображением стали продавать игрушки. Но идея Ждуна от ван Бреворт заключалась в символизме ожидания в очереди к врачу в надежде на выздоровление.

Хагги Вагги

Персонаж хоррор-игры Poppy Playtime, вышедшей в октябре 2021 года, сразу же стал популярной игрушкой, из-за которой пролил слёзы не один ребёнок: но не потому, что игрушка его пугала, а потому, что очень хотелось уговорить родителей её приобрести.

Страшненький монстрик с зубастым оскалом: что может быть желаннее для пятилетнего малыша? Mattel и Hasbro, отойдите в сторонку!

Одеяло с рукавами

«Халат наоборот» для вечно мёрзнущих людей стал настоящим культурным феноменом в 2008-2009 годах. Изначальная идея принадлежала компании Slanket, созданной Гэри Клеггом. Позже другие компании, такие как Snuggie, Snuggler, Doojo и Toasty Wrap, скопировали этот бренд.

Миллион Slankets было продано к февралю 2009 года и более 4 миллионов Snuggie — к декабрю. Создали даже версию для детей, для собак и дизайнерское одеяло: 5 марта 2010 года на игре «Кливленд Кавальерс» владельцы Snuggie попали в книгу рекордов Гиннеса: более 22,5 тысяч людей в течение 5 минут носили изготовленные на заказ одеяла Cavaliers Snuggie ограниченной серии.

A Box of Nothing

Упаковка воздуха — идеальный подарок для тех, кто в ответ на вопрос «Что тебе подарить?» отвечает: «Не знаю, у меня всё есть». Всё есть — ну держи ничего!

Шуточный подарок изобрёл Джек Херлбат в 60-х: «Когда нажимается кнопка, мигают индикаторы, вращаются и поворачиваются переключатели — и ничего не происходит».

Идея жива до сих пор: на Амазоне и других торговых площадках можно найти огромное количество подарков с «ничего» внутри, но пик популярности такого дурацкого презента уже позади.

Pet Rock и USB Pet Rock

Камень-питомец, придуманный Гэри Россом Далом — коллекционная игрушка, созданная в 1975 году. Это обычный гладкий камень, упакованный в картонную коробку с отверстиями для дыхания и продававшийся под видом домашнего питомца. Всего было продано более одного миллиона камней-питомцев по цене четыре доллара за штуку, благодаря чему создателя необычной игрушки признали «миллионером и гениальным предпринимателем».

Современные версии камня-питомца — USB Pet Rock, камень с USB-проводом, при подключении которого к компьютеру ничего не происходит, и приложение Pet Rock, в котором из маленькой гальки можно вырастить большой солидный камень прямо у себя в смартфоне. Зачем — вопрос риторический!

The Official Bullshit Button

Ещё один претендент на звание забавной, но абсолютно бесполезной вещи — настольная кнопка, оповещающая о том, что «bullshit detected» (обнаружена какая-то чушня). При нажатии раздаются звуки в произвольном порядке: «That's bullshit», «bu-u-ulshi-i-it», аварийная сирена и другие. Эта кнопка была популярным подарком в 2007 — хотя зачем, если сообщить о том, что вы считаете чью-то идею или работу чушнёй, можно и с помощью рта?

Singing Fish

Пожалуй, наш фаворит: настенные украшения в виде рыб, которые могут петь и двигаться. Компания Gemmy Industries зарегистрировала большеротого поющего окуня 16 декабря 1998 года. 1 января 1999 стартовали продажи, а в начале 2000-х смешная рыба стала очень популярной. Компания выпустила множество разных рыб, исполняющих каверы на популярные треки.

Существуют данные, что у Елизаветы II на рояле в замке Балморал был изображен Большеротый Билли Басс. Успех поющих рыб привёл к тому, что они появлялись в таких популярных фильмах и ТВ-шоу, как «Симпсоны», «Гриффины», «Клан сопрано», «Офис», «ВАЛЛ-И», «Барби» и других.

Тостер с Дартом Вейдером

Тостер, который печатает изображение Дарта Вейдера на хлебе — что может быть веселее для фанатов «Звёздных войн»? Разве что тостер, которые печатает ваше селфи — такое тоже существует. Их можно купить и сегодня: от Алиэкспресса до Озона, но кажется, что увлечение хлебом с картинками тоже осталось позади.

Квадратные арбузы

10-15 лет назад квадратный арбуз можно было купить в премиальной сети «Глобус Гурмэ» в Москве за 10 тысяч рублей. Вопрос — зачем, если круглый арбуз вовсе не отличается по вкусу… Но, возможно, поразить богатых гостей, которых ничем уже не удивить — приемлемый вариант.

Способ их выращивания реализовали в Японии на острове Сикоку в 60-е. Забавно — да, практично и стоит своих денег — не уверены.

А что весёлого было для смартфонов или в интернете?

Pokemon Go

В 2016 году вышла игра и сразу же захватила мир: приложение для смартфона, где в дополненной реальности нужно искать покемонов на улицах, не оставило равнодушным почти никого. Пока одни бегали за зверушками, другие осуждали массовые сборища фанатов. Согласно исследованию SensorTower, всего через шесть дней после выхода игры заработок компании в день составлял более 1,6 млн долларов.

Побегали — и хватит, сегодня число охотников на покемонов снизилось кратно. Надоело или популярность прошла — спросим у тех, кто играл!

Clubhouse

Клабхаус — соцсеть, основанная на голосовом общении с доступом только по приглашению от действующих участников, — появилась в 2020 году. С регистрацией в ней Илона Маска популярность возросла: и целых три месяца жил ажиотаж пользователей вокруг Клабхауса. Комнаты с лекциями от популярных компаний, дружеская болтовня и даже собеседования — взлёт был быстрым, но и падение не заставило себя ждать.

Долгий контент, много слушателей, мало создателей, трудности с доступом «по приглашениям»: сначала закрытость была привлекающим фактором, потом стала отталкивающим — и даже отмена такого принципа не помогла. Элитарность сервиса пропала — и интерес к нему тоже.

Грустнограм

Россия для грустных — решили создатели и запустили соцсеть, которая превращает все фотографии в унылые чёрно-белые картинки.

Нам очень грустно, что многие качественные и популярные сервисы по разным причинам прекращают свою работу в России. И еще грустнее от того, какой редкостный шлак порой пытаются выдать за импортозамещение. Мы создали «Грустнограм», чтобы вместе погрустить об этом и поддержать друг друга.

Александр Токарев, создатель «Грустнограма»

Несмотря на концептуальную идею и медийную поддержку, проект не взлетел: поговорили о нём многие, но огромного количества пользователей он не собрал. За полгода в Грустнограме зарегистрировалось менее 200 000 пользователей. Грустнограм продолжает существовать, но разработчики не делятся числом зарегистрировавшихся.

Places I’ve Pooped

Приложение, позволяющее пользователям отмечать на карте места, где они справили нужду. Это приложение было воспринято как шуточное, но набрало популярность за счёт своей оригинальности и «юмора».

Приложение появилось в 2013 году и собрало с тех пор 2 миллиона пользователей — что ж, некоторым нравится делиться с общественностью странными вещами.

Formspring

Spring.me, до этого называвшийся Formspring — сайт со страницами пользователей, где можно было анонимно задать любой вопрос. Данная соцсеть, если её можно так назвать, была запущена в ноябре 2009 года. 9 февраля 2011 года в блоге Formspring было объявлено о том, что число зарегистрированных пользователей приближается к 22 миллионам.

Сейчас соцсеть благополучно умерла — но те, кто были школьниками в конце 10-х, вспомнят, как активно задавали друг другу каверзные вопросы, больше уместные для игры в «Правду или действие».

Yo

Это приложение не делало ничего, кроме как отправляло вашим контактам слово «Yo» — аналог нашего «Эй». Однако, оно заработало миллион долларов и попало в топ-10 приложений App Store в США. Идея забавная, если вам надо напомнить кому-то о себе, но какой в нём смысл сейчас, в эпоху популярности мессенджеров? Возможно, поэтому про приложение благополучно забыли.

Странные, но потенциально популярные идеи, не всегда качественная, но, главное, быстрая реализация помогла этим вещам завоевать популярность. Кто-то смог неплохо заработать на своём продукте — другим пришлось довольствоваться интернет-славой. В любом случае, эти примеры показывают, что достичь цели можно даже с минимальным бюджетом и временем на исполнение.

Если у вас есть классная идея, открывайте ИП и вперёд: за славой и богатством! А мы всегда поможем с финансовой рутиной в банке Хайс.

66
19 комментариев

Статья рассказывает о вещах и явлениях, которые были кратковременно популярны

Саммари:
- Фиджет-спиннер: игрушка для рук, пик в 2017
- Поп-ит: приспособление для снятия стресса, бум в 2021
- Ждун: статуя стала мемом, игрушкой
- Хагги Вагги: персонаж из игры, стал популярной игрушкой
- Одеяло с рукавами: культовый предмет в 2008-2009
- A Box of Nothing: шуточный подарок, упаковка воздуха
- Pet Rock: камень-питомец с 70-х
- USB Pet Rock: камень с USB, ничего не делает
- The Official Bullshit Button: кнопка «Это чушь», 2007
- Singing Fish: поющая рыба, хит начала 2000-х
- Тостер с Дартом Вейдером: для фанатов «Звёздных войн»
- Квадратные арбузы: дорогостоящий деликатес без практической пользы
- Pokemon Go: игра в дополненной реальности, 2016
- Clubhouse: соцсеть на голосовых чатах, популярность в 2020
- Грустнограм: соцсеть для создания чёрно-белых фото
- Places I’ve Pooped: о местах, где пользователи справляли нужду
- Formspring: анонимные вопросы, популярность в 2009-2011
- Yo: отправка контактам фразы «Yo», популярность в миллион долларов

Стараюсь выделять самое важное для вас.

Ответить

Спасибо за краткий пересказ, уважаемый ИИ 😅🤝

1
Ответить

Мне clubhouse нравился. Жаль, что прошла на него мода. Можно было очень многих интересных людей послушать.

Ответить

Ну видимо эксклюзивность не всем зашла и по сути интересных людей сейчас можно и в тик токе послушать и в ютьюбе, в телеграмм каналах,да вообще много где

1
Ответить

Лариса, переключайтесь на подкасты! Прекрасная альтернатива, и приглашение не надо искать :)

Ответить

А что, по мне так тосты с селфи это интересная идея. Фраза «поглотить конкурента» заиграла новыми красками :)

Ответить