Григорий Бахин, Unisender: «Проблема многих бизнесов в том, что они не заинтересованы в развитии своих сотрудников»

На моем YouTube-канале вышло новое интервью. Григорий Бахин — коммерческий директор в Unisender. Несмотря на то, что в digital Гриша пришел только в 30 лет, он уже успел поработать в МегаФоне, Яндексе и IVI. После успешного корпоративного опыта Гриша развивает сервис №1 по email-рассылкам в России.

Григорий Бахин, Unisender: «Проблема многих бизнесов в том, что они не заинтересованы в развитии своих сотрудников»

В интервью поговорили о том, как выглядит рынок digital-маркетинга в 2024 году, какое место в нем занимают email-рассылки, а также что нужно, чтобы собрать команду мотивированных руководителей.

Полную версию интервью смотрите на YouTube:

Про продукты и перспективы email-маркетинга

― Расскажи, на чем сейчас фокусируетесь в Unisender.

― Сейчас идем в сторону экосистемности продуктов для малого бизнеса, автоматизацию маркетинга, управление маркетингом.

А все потому, что e-mail рассылки закрывают достаточно узкую нишу. Рынок изменился и каналы дорожают.

Раньше можно было вложить деньги в перформанс: 100 рублей вложил, получил определенное количество кликов, лидов, переходов.

Сейчас рынок изменился: ушли крупные западные площадки, которые с помощью классных алгоритмов или таргетированной рекламы давали очень хороший результат. Подорожали каналы. В VK клик в среднем стоит 300 рублей. Телеграм тоже вырос: если три года назад средняя цена подписчика была 5 рублей, сейчас тоже все 300.

Поэтому все-таки собрать e-mail-базы легче. Ты провел какой-то ивент или мероприятие, собрал базу и с ней работаешь. Не так много денег нужно на сервис для рассылки.

Но как раз поэтому мы идем в сторону расширения продуктовой линейки.

Потому что рынок e-mail маркетинга не растет кратно, как тот же рынок маркетплейсов и инструментов для них.

Мы ищем новые ниши, точки роста продукта в том числе. Например, скоро выйдет продуктовый апдейт, где добавится новый блочный редактор и ИИ, который позволит генерировать картинки и тексты.Так мы упростим работу маркетологам.

А еще разрабатываем проект по созданию лендингов, этакий микроконкурент Тильды. Мы не забываем про основной продукт, стараемся его улучшать, но также делаем новые продукты.

Про то, как составить письмо, которое откроют

― Какие у вас есть какие-то лайфхаки по тому, как увеличить открываемость письма?

― Все зависит от ниши, потому что разные стратегии. Часто люди не понимают, как работать с этим инструментом. Ждут, что можно просто загрузить экселевский файл и потирают ручки: «Вот сейчас придут миллионы рублей». Такого не бывает.

Нужно правильно собрать базу, поставить форму на подписку, составить цепочку welcome-писем, когда ты человека завлекаешь и удерживаешь.

Мы проанализировали несколько миллиардов писем и пришли к выводу: лучше всего работают скидки, распродажи и приглашения на бесплатные вебинары. E-mail круто работает в EdTech как догрев для того, чтобы пользователь дошёл до вебинара. А после вебинара приобрел курс. Если мы говорим про e-com – там скидки. Напоминания, что товары в вашей корзине заканчиваются, приходи, покупай.

В контентных рассылках есть тренд на сокращение объема заголовка. Два-три слова плюс эмоджи. В письме работают ровно все эти журналистские штучки и кликбэкные заголовки. Например, принцип: существительное, глагол, событие. «Раскольников убил бабушку» ― классический заголовок в СМИ. Например, в нашей авторской рассылке про маркетинг мы используем именно такие заголовки. А еще упрощаем верстку. Навороченный дизайн не помогает, часто даже мешает.

Плюс я всегда говорю, что e-mail – это такой отдельный бизнес. Ты отправил письмо на 10 человек, из них 5 человек открыло. На тех, кто не открыл, ты можешь еще письмо дослать.

E-mail рассылки могут выступать как отдельное бренд-медиа, которое полноценно работает на твою аудиторию.

Про то, как не нарушить закон

― С точки зрения спама, как грамотно собрать базу, чтобы не попасть под нарушение законодательства?

― Ее не надо покупать. Надо легально собирать базы. Сделайте проект: мероприятие, вебинар, все что угодно. Собирайте email через форму подписки на своем сайте.

Также нужно выполнить технические настройки: настроить домен, получить аутентификацию получить. Это базовая вещь, которая позволит не попадать в спам, потому что домен будет более правильно оформленный.

Следующий важный момент — это слова, которые вы используете в текстах. Не надо писать что-то противоправное, не знаю, оружие, кровь, что-то такое. Либо спамерское: скидки, казино, заработать деньги. Это тоже может попадать под спам-фильтры и рассылка может быть забанена. Из спама ее достать потом тяжелее, чем изначально пройти какой-то правильный легальный путь.

― А если берешь email-адрес из открытых источников из интернета и на него отправляешь письмо с незнакомого адреса, то можно это квалифицировать как спам?

― Ну, это даже не спам, это нарушение законодательства, потому что нужно согласие человека на получение рассылок.

Кто-то ищет работу, например, на HeadHunter и указывает свои контактные данные. HR ему не может написать. Некоторые компании присылают на почту согласие, ты «окаешь» это согласие, и потом с тобой можно связываться. Это более правильно. Бизнесу слать письма ни с корпоративной, ни личной почты не стоит, потому что могут быть последствия вплоть до штрафов и серьезных разборок.

― Удивительно, казалось бы, если ты открыл свою почту, ты открыт к коммуникации, значит, как минимум я со своей почты могу тебе написать.

― Есть история, когда продажники начинают написывать. Нужно понимать, где мы оставляем почту.

Мы приходим в магазин, оставляем почту, где-то на сайте регистрируемся также по почте. Это такой универсальный ID. И если у компании есть почта человека, то фактически она может абсолютно любую рекламу слать. Поэтому нужно внимательно относиться не только к паспортным или банковским данным, но и к e-mail.

В целом, если это не предложение какой-то услуги в лоб, а приглашение познакомиться, писать можно.

Например, есть практика, когда люди друг друга знакомят. Когда мне нужен человек из какого-нибудь бизнеса, я сначала прошу меня познакомить. И только потом пишу этому человеку, что у нас есть какой-то общий друг, а у меня ― запрос к тебе.

Про управление командой и профессиональный рост

― Поговорим про твою роль в компании. Сколько человек сейчас под твоим началом?

— Сорок пять: есть редакция и отдел продаж, я за них отвечаю. В продажах есть head и два блока. Первый блок — это четыре человека, которые отвечают за продажи. Вторая часть — это агентство.

В агентстве ребята занимаются стратегиями, исследованиями, упаковкой. Мы пытаемся нарастить средний чек и решать более стратегические задачи. Например, сейчас думаем про контентные рассылки, которых в России не хватает.

Отдел маркетинга устроен таким образом, что есть редакция ― 15 человек, и есть маркетинговая коммуникация. Там два человека из пиара, ивент-менеджер, бренд-менеджер, SEO-специалисты, PPC, ищем специалиста по маркировке и трафик-менеджера.

Есть отдельное направление, которое мы сейчас выводим ― это PMMA. То есть три человека PMM-ов — это те, кто будут завязаны на разработку чат-ботов. Вот это три таких больших продуктовых блока работы. Есть продуктовая команда, но она не в моем, скорее в кросс-функциональном подчинении.

― Ты сказал, отдельный человек на маркировку? А чем он занимается?

— Мы ищем человека на фулл-тайм, потому что законодательство про маркировку рекламы меняется, а штрафы и требования возрастают. Кто-то вешает это на каждое направление: SMM маркирует в соцсетях, редактор в блоге. Но мы хотим эту экспертизу в объединить в одном человеке.

У нас большая аудитория в рассылке и соцсетях: ВК ― 30 тысяч, Телеграм ― 12 тысяч, рассылка ― 27, хотим ее вырастить до 60 к концу года. И трафик полтора миллиона. Объемы большие, есть рекламные кампании. Процессы в маркетинге у нас такие же, как в крупных компаниях, тех же, например, Яндекса или Иви, где я работал. И поэтому нужно это маркировать. Человек будет этим заниматься, выдавать все токены, вести договора.

― Яндекс, Мегафон, Яндекс Практикум, Иви. Столько компаний. Как ты принимаешь решение, что пора переходить куда-то еще?

— Я в маркетинг пришел поздно, в 30 лет, и мне кажется, это то, что позволяет мне еще удерживать интерес к этой профессии.

Есть такое понятие, как джампер, то есть человек, который прыгает из одной компании в другую. Но я вообще считаю, что рынок диджитал быстро меняется, и цикл жизни сотрудника ― это где-то год-два. Если человек сидит больше двух лет, и он не растет внутри компании, он немножко начинает деградировать.

Проблема многих бизнесов: они не заинтересованы в развитии своего сотрудника.

Если компания будет постоянно заниматься эволюцией сотрудников, то это доп. косты. Всех сотрудников не будешь выращивать, это более точечная работа. И никто не хочет этим заниматься.

Поэтому самая хорошая история роста в доходе и в должности — это переход в новую компанию. И у меня были такие кейсы. Я приходил к руководителю, говорю, дайте мне, плюс 20 тысяч рублей к зарплате, я готов остаться в компании. Мне говорят, нет, ты меньше года проработал, поэтому пока дать не можем. Я уходил. А что делать, когда ты понимаешь, что ты перерос эту должность.

Есть другая проблема: сотрудники больше не хотят работать. Из-за сложного геополитического контекста люди поняли, что жизнь одна. Как тут работодателю вовлекать сотрудника, особенно если он на удаленке? Это из ключевых вызовов для меня: порой сложно мотивировать ребят на работу. Я не собираю в 10 утра на планерки. Если ты собираешь планерки, ты становишься авторитарным каким-то лидером, и у тебя, и у людей негатив. А если ты им не становишься, то люди немножко расползаются и теряют фокус. Потому что дома дети, школа. Это сейчас глобальная проблема, что делать с сотрудниками.

― А это зависит от поколений миллениалы, Z и так далее?

Исследования показывают, что зависит, потому что разные смыслы жизни. Люди теперь хотят понимать: вот я там 8 часов рабочих на что трачу, что мне это дает с точки зрения своего развития, качества жизни. Молодежь жалуется, что всем рассказывают в институте: будешь классным специалистом, будешь наслаждаться жизнью. А в реальности ты работаешь и света белого не видишь. Это ощущение было и у предыдущих поколений. Но какие-то поколенческие вещи, конечно, есть. Например, сейчас есть «серебряное поколение», пожилые люди, которых тоже как-то очень активно вовлекают в работу.

Есть кейсы, где люди в 40-45 лет открывают бизнесы, меняют профессию. Но у нас все равно в России есть эйджизм. Я сложно представляю, что в 45 лет человек спокойно пошел и нашел себе любую работу. Когда я пришел в маркетинг, все мои руководители были моложе меня. Такая вот история существует.

Смотрите полную версию интервью на YouTube.

Другие интервью с моего канала:

  • Павел Телитченко — основатель и директор платформы для гибридных мероприятий Zeen.
  • Алексей Боев — основатель и директор сервиса учета финансов «ПланФакт».
  • Александр Егоров — основатель сервиса сквозной аналитики Alytics и агентства интернет-маркетинга Alteasy.
  • Валерий Комягин — основатель и директор сервиса хранения корпоративных секретов BearPass и «Студии Валерия Комягина».

Я пишу о бизнесе и разработке B2B-сервисов в России в своём телеграм-канале — подписывайтесь, чтобы не пропускать новые выпуски интервью с предпринимателями и экспертами из этой ниши.

1313
19 комментариев

Вообще довольно странно — не вкладываться в прокачку сотрудников.
С другой стороны, большинство думает: вот я вкладываюсь, развиваю, а он, паршивец эдакий, уйдёт через пару-тройку лет, а мне заново качать?

Старая поговорка, Вадим: лучше обучить сотрудника и он уйдет, чем не обучить — и он останется.

3

Д сейчас уже такое время, что сотрудники сами не хотят обучаться)

Даже если директора хотят и готовы вкладываться)

Как быть?

Много лет реализую емайл-проекты в том числе на сервисе Юнисендер. С какого перепугу он №1?? Подходит только для прямой рассылки по 1 списку. Куча проблем в функционале триггерных рассылок, не буду здесь перечислять. И эти проблемы не решаются годами!!
Ну да, запилили новый редактор писем с ИИ. Да он и старый неплох был.
Сервис лендингов у них отвратительный и с их собственными рассылками никак не коннектится.
В общем, Юнисендер только для решения простейших задач. Чуть задачи усложнились - все, надо переезжать.

Андрей, unisender лидер по выручке из сервисов рассылок.

А вы какими ещё сервисами пользуетесь?

Обучать сотрудников нужно всегда. Важно создать правильную систему мотивации сотрудников. Поощрять их за это. Тогда как никак будет качественнее выполняться работа. Всё таки лучше "прокачанный" сотрудник, чем дилетант.. кто бы что не говорил.