Рубрика развивается при поддержке

Соцопросы не работают

Разобрал один способ оффлайн-исследования и как он работает на практике

В закладки

Социологические, маркетинговые, политические и прочие исследования не объективны/не предоставляют достоверных результатов.

Для кого эта статья:

Для владельцев бизнеса

Для маркетологов (онлайн / оффлайн — неважно)

Почему?

Начну с того, как, примерно, проводятся исследования.

Почему примерно — потому что исследовательских центров, которые занимаются исследованием — много, методы и способы проведения опросов могут различаться друг от друга, но суть одна.

Эта статья — одна большая оговорка в том плане, что я работал всего лишь в одном центре и знаю только те способы обмана — которые применялись там. Но по рассказам ребят - остальные конторы не отличаются качеством. Но хочу опять же уточнить — я уверен, что есть и честные центры, которые проводят исследования на совесть, но и их услуги могут стоить больше.

В центр поступает заказ от организации N на проведение опроса. Далее проводится согласование на формат его проведения:

  • фокус-группа (это групповое обсуждение или групповой опрос);
  • уличные опросы (когда к вам на улице подходят ребята с электронным или бумажным планшетом и опрашивают вас);
  • квартирные опросы (когда интервьюеры стучатся к вам в квартиру для проведения опроса);
  • опросы экспертов (без комментариев);
  • холл-тесты (группу поселяют в павильоне торгового центра и зазывает людей для опроса);
  • опросы в точках продаж (замечали ребят, которые проводят опросы про марки сигарет, которые вы курите?);
  • и другое;

Главное, чтобы опрос проводился на добровольной основе - вашего согласия. Но это не всегда так.

Когда формат согласован, задаются сроки, бюджет и список вопросов.

Потом это передается координатору группы (обычно это самый жополизливый человек) и он дальше руководит процессом.

Мой опыт

Как я вообще попал в это место?

Увидел объявление о вакансии в группе по поиску работы в ВК.

Как раз было лето — сезон для опросов — люди чаще бывают вне дома, где их легче отпросить.

Позвонил по номеру, мне назначили встречу.

Как я понял, собеседование они проводят, чтобы отсеять прямо совсем тупиц. Так как «мы всему научим», а прошлый опыт работы был не важен и не интересен.

Само обучение прошло так — мне дали журнал и сказали изучать его (типа учебника или методички), после я должен был написал тест по изученному материалу.

Но результатов теста я так и не узнал — наверное, его и не проверяли.

После меня отправили на точку (на опрос в ТК, холл-тест), чтобы я посмотрел, как всё происходит на практике.

Теперь самое интересное

Как мы работали

Заказчиком был бренд пива N.

Я не совсем понял цель этого исследования, но могу предположить, что — презентация новой формы пивной бутылки, ребрендинг — следовательно повышение узнаваемости и прочей лабуды. Ну и конечно — узнать, есть ли интерес у людей к этой пивной марке.

Суть

Мы находились в маленьком павильоне: 5 интервьюеров с ноутбуками, стеллаж с разными марками пива (в народе — сиськи).

Зазывался респондент (участник опроса), как правило не совсем опрятный и вежливый (ведь надо знать свою ЦА), ему говорили какую марку пива нужно выбрать, а дальше мы сами заполняли анкеты, теми ответами — которые нужны были для выполнения плана.

Сам респондент получал «подарок» на выбор за прохождение опроса — это были ланч-боксы, кухонные полотенца или стаканы.

Как вы догадались, помимо «реальных» людей, которые реально пришли к нам, мы «использовали» своих друзей и знакомых.

По итогу мы быстро выполняли свою работу, с теми результатами, которые устраивали заказчика.

Но без объективных результатов, да и чего таить — правдивых анкет от силы было 10%.

И как разрабатывать маркетинговую стратегию? На основе таких исследований? Я не знаю. Но они как-то это делают.

Еще чуток интересного

По рассказам ребят:

Они работают и на опросах другого формата.

И написать отсебятину можно почти во всех случаях — люди просто не хотят тратить своё время на какие-то вопросы - «просто дайте мне подарок и пишите, что хотите».

По их словам — самые объективные исследования (но не любимые для работников) — это квартирный обход и опрос на электронных планшетах.

Квартирники: если тебя и впустили в квартиру для данного мероприятия, то сам ты не сможешь ничего заполнить, только со слов участника. Так как они будут вчитываться в каждую букву и следить за тобой, боясь, чтобы ты их случаем не обманул или не обокрал — это самые ответственные респонденты.

Через планшеты: тут всё просто, они ведут аудиозапись и работники об этом знают.

Но у данного вида опроса самая проблема заключается в тупости (необразованности) людей.

Так как ты, по большому счёту, опрашиваешь всех подряд (не спрашивая учёную степень респондента) → ведётся аудиозапись → ты задаёшь вопрос → вопрос как правило глупый, тупой, не совсем чёткая формулировка или в нём непонятные заумные слова → человек не понимает значения вопроса и выражает своё недовольство→ ты бесишься, но и сам заполнить анкету не можешь → в итоге, вы стоите пол часа и гуглите «правильный» ответ.

Менее интересное

Оплата труда.

Не было ни почасовой ни посменной ставки, только фикс цена за анкету. Получается, сколько анкет сделал за день — столько и заработал. При условии, что их примут после проверки.При средней загруженности — 5 дней в неделю — 10-13 тысяч рублей в месяц. Для студентов, которые ничего не умеют и не знают, самое то.

Проверка анкеты:

при заполнении анкеты нужно указать номер телефона участника. Через какое-то время ему могут позвонить и уточнить — правда ли он проходил данный опрос, в какой форме оно происходило и какие вопросы ему задавали. Чтобы все было гладко, мы договаривались с респондентами. И за моё время работы я и другие ребята ни разу не прокололись.

Вывод:

Критикуешь-предлагай.

Для получения более честных/объективных результатов нужно убрать слабое звено — человека, который проводит опрос.

Так как в его интересах быстрее сделать свою работу — не обращая внимания на истинность результатов.

Автоматизировать.

Проводить в интернете.

Например, я увидел в ВК рекламу: пройди опрос и получи скидку в 20% на asos (или на другой магазин, в зависимости от твоих интересов). Тогда и человек реально добровольно станет отвечать. Возрастет точность исследования.

Хотя… сразу бы нашлись халявщики, которые будут «на отвали» проходить опрос ради скидки. Тогда истинность результатов падает и ничего не изменится.

Но можно запариться и поставить на опросник счётчик времени — т.е. за примерно такое-то время среднестатистический человек может пройти данный опрос, если быстрее — то аннулировать результаты и не выдать плюшку — так как есть подозрения в нечестности из-за высокой скорости.

Ладно, мою историю и моё мнение вы услышали, дальше думайте сами.

Резюме

При проведении данного вида исследования — внимательно изучите организацию, которая будет его проводить. Благо выбор среди них всегда есть.

Выбирайте только опрос по квартирам или электронным планшетам. Их проще проконтролировать. Либо присутствуйте на них лично.

Материал подготовил онлайн-маркетолог Назаров Иван

Для связи писать на почту nazvan.marketolog@gmail.com

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Иван Назаров", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 6, "likes": -3, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 110693, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 04 Mar 2020 22:05:19 +0300", "is_special": false }
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Новый алгоритм с
настройкой в два клика
Узнать больше
Коллтрекинг
без боли
Простые настройки
Умный алгоритм
Чистая аналитика
Подробнее
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
познать
Простой коллтрекинг
для малого бизнеса
Знание источников продаж
постичь ты сможешь
постичь
(function(d, w) { var analyticsCategory = "CoMagic branding"; var sendEvent = function sendEvent(label) { var action = arguments.length > 1 && arguments[1] !== undefined ? arguments[1] : "Click"; var value = "" .concat(analyticsCategory, " \u2014 ") .concat(label, " \u2014 ") .concat(action); console.log("Analytics: %c".concat(value), "color: #E87E04"); if (window.dataLayer !== undefined && analyticsCategory) { window.dataLayer.push({ event: "data_event", data_description: value }); } }; var rand = function rand(min, max) { min = Math.ceil(min); max = Math.floor(max); return Math.floor(Math.random() * (max - min + 1)) + min; }; var id = rand(1, 4); var head = document.querySelector(".comagic-branding-head"); head.setAttribute("data-comagic", id); sendEvent(id + " — Header", "Init"); head.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Header"); }); var branding = document.querySelector( '.comagic-branding[data-comagic="' + id + '"]' ); branding.style.display = "block"; sendEvent(id + " — Footer", "Init"); branding.addEventListener("click", function() { sendEvent(id + " — Footer"); }); })(document, window);
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Интересно. Спасибо!

Ответить
0

Я подозревал , что поручать кастомер девелопмент аутсорсерам, это не лучший способ получить точную картину по новому продукту. Но автор статьи меня убедил в этом окончательно. Спасибо за такой ценный инсайд!

Ответить
1

Не нужно полностью отказываться от опросов (как и от других инструментов), нужно организовать все так, чтобы вероятность обмана была минимальной. Ложные данные есть всегда и везде, надо стараться минимизировать их - эта и была цель статьи.

Ответить
0

С онлайн опросами тоже мутят. Если нужны количественные исследования, то надо делать телефонные опросы (CATI). Вы можете влиять и на базу, чтобы она была репрезентативной, всегда ведётся запись интервью. Вы можете после первого дня послушать записи и убрать интервьюеров, которые плохо работают, услышать, где респонденты тупят и может быть изменить анкету. В общем, больше контроля и уверенности в результатах.

Ответить
0

Телефонные опросы - тоже спорный момент (только если он у вас не отработан). Много приколов уже есть, типа "оцените качество наших услуг" - которые бесят людей и воспринимаются как спам. 

Ответить

Прямой эфир