{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Aha-момент — как подать свой продукт, чтобы клиент восхитился и купил его не торгуясь

• Как помочь клиенту самого себя убедить, восхититься и купить?
• Как работает Aha-момент с психологической точки зрения?
• Как превосходить и без того высокие ожидания?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобраться как устроен Aha-момент и как использовать его в продажах

Кадр из сериала «Друзья»

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Машина с пробегом — это всегда лотерея. Но если покупать ее как я, то лотерея превращается в гарантию. Гарантию того, что ездить на ней будет невозможно.

За два дня до осознания своего провала мы с товарищем и моей будущей женой отправились на авторынок. Почти сразу я увидел ее — девятку цвета мокрый асфальт.

Продавец повел себя странно. Он сказал, что нужно отойти и оставил ключи. Я сел на водительское место, потянул рычажок капота, и когда замок сработал, деловито вышел.

Мы рассматривали двигатель и навесное оборудование, стучали по крыльям, чтобы определить где родное, а где битое. Я заглянул под машину: днище живое, масло не капает. Хозяин не появлялся.

Открыли багажник. Закрыли. Решили завести. Внимательно послушали не стучат ли клапана. Я заглянул в выхлопную трубу. Мне показалось это важным. Заглушили. Спидометр показывал 70 тысяч пробега, и машина выглядела довольно свежей, а цена привлекательной.

Утвердившись в этой мысли, я оглянулся в поисках продавца и обнаружил его направляющимся к нам.
— Все? Посмотрели? — спросил он, протягивая руку за ключами.
— Да. — ответил я.
— Берете?
— Берем. — ответил я.

Мне не хватало уверенности, но я думал, что так всегда в первый раз. Я сам во всем убедился, все посмотрел, послушал, понюхал. Меня никто не торопил, не стоял над душой, не отвечал натянуто на мои вполне закономерные вопросы.

Aha-момент

Aha-момент — это инсайт, озарение. «Я понял, что хочу именно это», «Это оно!» — чувство, знакомое каждому.

Термин введен немецким психологом и лингвистом-теоретиком Карлом Бюлером, и в оригинале на немецком пишется Aha-Erlebnis.

Существует некоторая понятийная путаница. Помимо самого озарения, есть метрика Aha-момент, которая в частности помогает нащупать Product Market Fit (соответствие продукта ожиданиям целевой аудитории).

В известном примере Марк Цекерберг упоминает Aha-момент как возможность в его соцсети найти семь друзей за десять дней.

Похожим образом рассматривают кейс корпоративного мессенджера Slack. По итогам исследования выяснили, что после того, как сотрудники компании-клиента через приложение отправят 2000 сообщений, она с 93%-ой вероятностью станет постоянным пользователем продукта.

Уверен, что определенные озарения происходят в головах пользователей, но метрика — это не сами озарения, а способ измерить их количество.

Ну и конечно попытка рассматривать Aha-момент в виде ключевого этапа воронки — это огрубление. Aha-момент может наступать на разных этапах продажи. Я писал об этом в статье «Секретная методика переговоров, способная свергать президентов (исторический факт)».

Если глубоко разбираться в этой теме, то нужно обратить внимание на четвертое свойство модели Такмана — фрактальность. Aha-момент наступает всегда в норминге, но это может быть норминг форминга, норминг шторминга, норминг основной модели и даже норминг перформинга.

С психологической точки зрения Aha-момент — это момент осознания причинно-следственной связи в определенном контексте. Когда, что называется, пазл сложился.

В голове человека есть не только нерешенные вопросы, но и ответы на них. Разумеется одни ответы принимаются, другие — нет. Этот выбор сам по себе является довольно сложным вопросом, на который, впрочем, человек тоже сам знает ответ.

Процесс выбора приемлемых ответов можно сравнить с черным ящиком. Внутри ничего не видно, но получив вариант ответа, человек заглядывает в него и с уверенностью отвечает себе: «Да, это верный ответ» или «Нет, ответ не верный».

Есть анекдот, иллюстрирующий этот процесс. У подростка спрашивают о чем он мечтает:
— Я мечтаю, что вот выйду из дома, а сверху на меня — ба-бах! — упадет двести пятьдесят тысяч долларов.
— А почему не пятьсот?
— Нет, ну пятьсот — это совсем не реально.

Проблема в том, что вопрос и ответ находят друг друга не так быстро, как нам бы того хотелось. Как говорится: «хорошая мысля приходит опосля» или «задним умом крепок». Но когда это все-таки происходит, мотивация резко повышается.

В латыни слова «эмоциональный» (affectionalis) и «действие» (effectus) имеют один корень, который можно перевести как «к действующей причине». Внезапное осознание причины и следствия порождает сильную эмоцию, которая тут же приводит к действию — в нашем случае покупке.

Этот эффект активно используется в коучинговых технологиях (не путать с обучением). Подробнее я писал о них в статье «Коучинг — как настоящие коучинговые технологии могут в разы упростить менеджмент и продажи».

Сюрприз

Компания Zappos известна трогательными историями, когда сотрудники помогают клиентам в самых неожиданных ситуациях, никак не связанных с доставкой обуви: то пиццу заказали, то деньги собрали для погорельца.

У основателя компании Тони Шея спросили как их клиентский сервис умудряется превосходить ожидания, ведь они и так очень высоки. Шей ответил, что все дело в сюрпризе.

Если построить график уровня ожиданий на линии времени, то мы увидим, что по большей части какие-либо ожидания равны нулю. Поэтому любое приятное неожиданное событие их превосходит.

Zappos использует сюрприз как способ создавать Aha-момент, когда новый неожиданный исключительный социальный опыт побуждает поделиться им с близкими, коллегами, друзьями, а также в соцсетях. Подобные рекомендации являются для Zappos основным каналом получения новых клиентов.

Клиент сам создает Aha-момент

Есть любопытный эксперимент с кусочками цветной ткани. Испытуемым дали посмотреть на ткань, после чего отвлекли на 30 секунд и предложили выбрать нужный цвет из набора разноцветных кусочков. Ошиблись 27% испытуемых. За полминуты они не просто забыли цвет, а изменили свои воспоминания, выбрав другой вариант.

На втором этапе респондентов попросили сначала описать цвет и лишь потом выбрать из предложенных лоскутов. В этом случае ошиблись 67%.

Когда человек думает или рассказывает о своем воспоминании либо переживании, он видоизменяет первоначальное событие. Рассказ в позитивном ключе делает событие позитивным и наоборот.

Когда официант спрашивает все ли понравилось, то получает социально желательный позитивный ответ. С точки зрения объективной обратной связи он бесполезен, но для формирования положительного впечатления у посетителя — это идеальный прием.

В каждый момент времени человек способен испытать лишь одно переживание — то, которое происходит здесь и сейчас. При этом в памяти остается наиболее свежее. Это значит, что рассказ вытесняет реальные события раз и навсегда.

Особенно ярко я увидел этот эффект на примере покупки машины. Если бы я тогда задавал вопросы продавцу, то он бы отвечал, а я оценивал. А поскольку его не было, то мне самому пришлось отвечать себе и своим спутникам.

Судя по результату, я с этой задачей прекрасно справился. В какой-то момент я почувствовал эту машину своей, понял, что не готов уйти без нее. Больше того, даже не готов смотреть другие варианты. Ни один продавец так бы не смог.

Давайте общаться

  • Напишите в комментариях Aha-момент, который особенно вам запомнился.
  • Подпишитесь на мой ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж, а по средам провожу экспертные сессии в прямом эфире.
  • Либо пообщайтесь с нашим шеринговым РОПом, который может вести ваш отдел продаж. Это можно сделать в формате экспресс-аудита.
0
104 комментария
Написать комментарий...
Оксана Репина

Aha - неотъемлемая часть женской логики. Сама себе придумала, убедила себя, обиделась, мысленно развелась, а потом оказалось, что он просто не отличает разные оттенки красного в ее маникюре (утрировано).

Ответить
Развернуть ветку
flash

что такое эта ваша "женская логика"?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вдумчиво о продажах
Автор

Вся жизнь — озарения)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Инна Большакова

Ах вот это как называется, не шопоголизм, а aha-момент, который не выключается😂

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна

О, у меня подруга такая)) сама себя убеждает всегда купить все что нужно, и не нужно)) продавцам остается только подносить вещи к примерочной)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Вдумчиво о продажах
Автор

Ты раскрыла страшную тайну. Срочно закрой ее обратно)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Natalia Korennaia

)))

Ответить
Развернуть ветку
Сообщество WSA.vc

Первый) Друзья, любимый сериал)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

ВТорой

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Anastasia

блин, когда зашла спустя 40 мин :D
кто последний?))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Брайан Гриффин

Плюсую

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Aha-момент — как подать свой продукт, чтобы клиент восхитился и купил его не торгуясь — Маркетинг на vc.ru

• Aha-момент - это инсайт, озарение, которое может произойти в продажах.
• Термин введен немецким психологом Карлом Бюлером и в оригинале на немецком пишется Aha-Erlebnis.
• Aha-момент помогает нащупать соответствие продукта ожиданиям целевой аудитории.
• Процесс выбора приемлемых ответов может быть сложным, но человек сам знает ответ.
• Внезапное осознание причины и следствия порождает сильную эмоцию, которая тут же приводит к действию - в нашем случае покупке.
• Zappos использует сюрприз как способ создавать Aha-момент, когда новый неожиданный исключительный социальный опыт побуждает поделиться им с близкими, коллегами, друзьями, а также в соцсетях.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Aha)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yaroslav R.

Мало кто будет проводить такой глубокий анализ, в основном все относятся на отстань!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

И зря)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
flash

вот только вчера этот aha-момент произошёл, смотрю на фото вещи и вдруг ясно понимаю что она слишком прекрасна и ооочень мне нужна, остановило только отсутствие денег, но ничего потом её точно куплю 😁

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Слишком прекрасна — это точно aha-момент))

Ответить
Развернуть ветку
Игорь про маркетинг

Это именно маркетинг. Набираем ЦА будущего авто 10 000 человек, проводим опрос, цвет, внешний вид, двигатель, другие комплектующие, разные цены. В итоге получаем, то что большинство сочтет - эта машина для меня. В малом бизнесе денег на это нет, поэтому путем проб и ошибок, из-за чего в малом бизнесе гарантий не бывает. Но на помощь приходят соц. сети. Если у вас есть группа или канал где-то на 5000 чел и они активны, то можно проводить опросы. К примеру продаете шкафы-купы, выкладываете 4 варианта и спрашиваете какой больше нравиться, вот парочку лучших и продвигаете. А так лично, у меня особо нет такого, разве что осветленный особым образом деним, но это хобби))).

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Либо подсмотреть у конкурента и всех делов))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Татьяна

Так машина в итоге оказалась хламом?))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Еще каким! Но с Aha-моментом)

Ответить
Развернуть ветку
29 комментариев
Евгений Ма

А лид-магнит для буквоедов сегодня - ошибка в фамилии Цукерберг ;)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, поправим)
Лид-магнит — ценное дополнение.

Ответить
Развернуть ветку
ELGRECO

Это все, что вас покоробило?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Мельников маркетолог

Это почти то же самое что покупателю одежды попасть в примерочную . В автосалоне пройти тест драйв автомобиля .

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Да. Aha-момент можно запроектировать в алгоритм продажи.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Я думаю, действительно, важно понимать, какие факторы могут вызвать этот всплеск эмоций и убедить клиента сделать покупку

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Психология)

Ответить
Развернуть ветку
Natalia Korennaia

Спасибо за статью)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо, что читаете!)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Сафонов

Хорошая статья, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ульянов

В чём смысл примера с машиной? Есть какая-то особенность в том, что продаван отошёл? Я не верю, что его присутствие помешало было тебя развести. Ничего бы не изменилось.

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Это вы через хрустальный шар посмотрели? Или жизненный опыт подсказывает?))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Pavel Patrikeev

Запомню фишку с ключами)

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Рабочая фишка))

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr

Спасибо, интересная статья
(для продажи ширпотреба отлично подходит)
я первое авто года два выбирал
мясорубку полгода - так и не выбрал - купил три разных,поработал
и оставил одну.
У меня кредо - когда какая-либо контора меня торопит (это они
используют технологию "закрытия сделки" ) сразу посылаю лесом)

Ответить
Развернуть ветку
MikhailSH

вот точно - телефон в магазине дают подержать в руках, чтоб ты почувствовал его своим и отдавать обратно было уже жалко)

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Борис

да, это же одна из манипуляций, как три "да"

Ответить
Развернуть ветку
ELGRECO

Как дошел до "кейс корпоративного менеджера, норминг форминга, норминг булщитинга....." понял:
Дальше, эту БРЕДЯТИНУ можно не читать!😭

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Приятно, когда в комменты приходят специалисты по булщитингу. Сразу видно, человек знает свое дело. Короче, приходите еще

Ответить
Развернуть ветку
Денис Сиденко

Зумеры придумали УТП!)) Еще немного они придумают этапы продаж и AIDA.))))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Термин USP и сама стратегия предложены американским копирайтером и рекламистом Россером Ривзом в середине прошлого века

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
101 комментарий
Раскрывать всегда