«Алиса» в стране запросов

Поиск через Алису набирает темпы. Часть этого попадает в поиск Яндекса. Поступает через смартфоны из приложения Яндекс и браузера. Проанализировали собранные цифры и рассказали ниже.

В конце статьи три теории о процессах запросов в инфраструктуре Яндекса.

Это неофициальная информация о продуктах Яндекса. Мы воспользовались сервисом аналитики в общем доступе и действовали как независимые аналитики.

«Алиса» в стране запросов

Что сделали?

  • Зашли в wordstat.yandex.ru и ввели запрос «Алиса».

  • Обнаружили большое число запросов, типа «алиса включи».
  • Отминусовали запросы типа: -страна -скачать -голосовой -помощник -онлайн -яндекс -чудес -качество -дирилиш -осман -зазеркалье -фрейндлих -бесплатно (и подобные).

  • Проанализировали что ищут, какой объем спроса, устройства. Написали ниже выкладки того, что показалось интересным.

Выводы из анализа ключевых слов введенных голосовым поиском через Алису

«Алиса» в стране запросов

1. С ноября 2019 к январю 2020 году количество показов с запросами, куда включается слово Алиса выросло в 2 раза. С 5 млн до 10 млн. Правда в феврале упало до 6,9 млн.

Возможно, причина такого роста запросов связана с видео-рекламой Алисы на Новый год. Плюс новогодние каникулы.

В феврале 2019 года: 4 609 345 показов, а феврале 2020 года: 6 972 795 показов.

Вывод: Из видимых данных рост упоминаний Алисы в Яндексе за год составил в районе 34%.

2. Взяли январь, как пиковый месяц.

Вывод: Более 80% упоминаний Алисы в поиске совершаются через телефоны. Заметим, что в десктопном Яндекс.Браузере тоже можно спросить Алису голосом.

3. Структура голосового поискового спроса:

Взяли весь хвост ключевых запросов. Отпарсили базовую частотность. Кластеризовали. И вот, какие группы увидели.

Привет Алиса
Алиса найди мне
Алиса сколько стоит
Алиса какая погода
Алиса пожалуйста найди
Алиса куда сходить
Алиса покажи
Алиска скажи
Алиса сыграем в
Алиса смотреть
Алиса давай
Алиса как найти
Алиса включи
Алиска сколько время

Вывод: Пользователи ищут через Алису с помощью глаголов, вопросов и обращений. Глаголы направлены фактически на «дай мне». Вопросы сколько, куда, какой. Запросы состоят из простых конструкций.

4. Наиболее распространенные конечные запросы пользователей (Цифра — это количество показов фразы именно в таком виде «!» в результатах поиска Яндекса на 17.03)

Привет Алиса — 80922
Алиса мультики — 33855
Алиса на кого я похожа — 29559
Алиса как найти хорошего мужа — 15784
Алиса игры — 10213
Пока Алиса — 7916
Алиса загадай загадку — 7418
Алиса давай поиграем — 7330
Алиса знает что делать — 6950
Слушай Алиса — 6020
Алиса где я — 4967
Здравствуй Алиса — 4075
Алиса включи — 3811
Алиса видео — 3773
Алиса где я нахожусь — 3137
Алиса что ты умеешь — 2885
Алиса как дела — 2866
Алиса включи музыку — 2745
Алиса что нового — 2656
Алиса запусти навык — 2572
Поговорить с алисой — 2050
Алиса ты дура — 1963
Алиса как найти мужа — 1839
Алиса погода — 1745
Алиса погода на завтра — 1591
Алиса купи мне — 1514
Алиса какая сегодня погода — 1273
Алиса какая завтра погода — 1256
Алиса давай поболтаем — 1252
Алиса сколько время — 1196
Алиса реши задачу — 1171
Алиса давай поиграем в угадай — 1168
Алиса включи мультики — 1103
Алиса ты тупая — 1015
Алиса сколько сейчас время — 900
Окей Алиса — 832
Алиса какая погода — 775
Алиса открой — 751
Алиса закажи мне — 665
Разговаривать с алисой — 660
Алиса музыки — 649
Алиса мультфильм — 634
Алиса найди телефон — 634
Алиса назад — 605
Алиса включи навык — 551
Алиса включи пожалуйста — 522
Алиса сказочный патруль — 495
Алиса найди игрушки — 491
и т.д.

По некоторым запросам видно, что часть запросов идет от детей и родителей. Кстати детям легче сказать, чем нажать на экран. Алиса создает рынок голосовых помощников для детей уже сейчас. Можем предположить, что пользовательский опыт работы с помощником вполне окажет влияние на будущее интерфейсов всего веба и устройств.

Возможно, это поколение будет ждать диалога от интерфейсов в таком формате: Не хочу разбираться. Я сказал. Дайте мне это.

Полнота данных

Показ запроса в wordstat.yandex.ru может считаться только если он был введен в поисковую строку и по нему показаны результаты поиска. Это значит, что наше исследование это лишь примерная и маленькая проекция всей части голосового поиска. Почему так? Дело в том, что у Алисы большое число встроенных и партнерских навыков. Это значит, что на вопрос, Алиса не открывает поиск, а дает устно ответ, либо запускает приложение и выполняет задачу. И только во всех остальных случаях люди попадают по каким-либо причинам в поиск.

Что мы нашли в поиске?

Мы думаем, что нашли новый тип запросов. Это запросы, которые переведены из голосового поиска Алисы на смартфоне в результаты поиска Яндекса.

Что еще может служить источником такого запроса? У нас нет достоверного ответа, но есть варианты:

1. Все устройства Яндекса начали передавать голосовые запросы в Яндекс подбор слов (вряд ли).

«Алиса» в стране запросов

2. Люди ищут в смартфонах у Алисы информацию и потом нажимают рядом кнопку «поискать в яндексе» (смотри скриншот выше). Запросы из Алисы в поиск передаются иногда с упоминанием Алисы.

«Алиса» в стране запросов

3. Люди путают Алису с голосовым поиском в Яндексе и обращаются к поисковику, используя обращение Алиса (вряд ли т.к. основная доля запросов со смартфонов).

Что делать с этой информацией специалистам и бизнесу?

1. Создать раздел вопрос-ответ на сайте. Где один вопрос - одна страница. Эти страницы оптимизировать под поисковой информационный спрос клиентов. В оптимизации страницы использовать простые связки и ответы, которые понятно воспринимаются на слух. Возможно эти страницы начнет читать Алиса пользователю. Это сработает для тех вопросов, на которые требуется развернутый ответ. Например, инструкция. В остальных случаях помощник зачитает ответ из Wikipedia. Основное правило — развернутый и ценный контент Алиса не даст. Она дает только заголовки. Остальное найдется в поиске Яндекса.

2. Создать навык в Алисе. Взаимодействовать с клиентами через голосового помощника, не доводя его до результатов поиска. Подробнее здесь.

3. Пойти и протестировать сценарии поведения покупателей через голосового помощника. Что они ищут? Что могли бы спрашивать? Ищут ли уже? Напишите что-то из вашей темы +алиса. Изучите этот спрос.

4. Разобраться в разнообразии Алисы, где она живет и как клиенты с ней общаются. Информация кратко:

  • Алиса живет в Яндекс.Станциях, в приложениях Яндекс, Яндекс.Браузер.

  • В станциях нет текстового поиска. Только голосовые ответы и звук. На большой станции вам еще покажут видео, если подключить к ТВ.
  • В смартфонах диалог похож на чат. В чат Алиса закидывает результаты поиска из Яндекса и предлагает перейти к результатам поиска. Мы считаем, это основной источник трафика из Алисы в поиск.

Предлагаем вам также присоединиться к изучению вопроса. Будем рады наблюдения и комментариям.

Евгений Костров, руководитель агентства Evklead.

99
13 комментариев

Молодцы, тема очень старая, конечно, со времён «Okey, Google», но никто не писал по ней, вроде.

2
Ответить

Видимо мы здесь только проснулись, не претендовали на открытие. Интересно узнать, Дмитрий, ваше мнение о механике попадания запросов из Алисы в результаты поиска Яндекса. Есть догадки, нет точной инфы. 

Ответить

Кажется, что просто люди повторяют команду Алисе дважды, думая, что в первый раз она не сработала, и она уводит в поиск

1
Ответить

Или ей нечего включать на устройстве и она уводит в поиск

Ответить

Просто занимательный факт, это, наверное, что-то значит)

1
Ответить

Использую голосовой поиск только за рулем, но мне привычно пользоваться Siri. А кто-нибудь опишет разницу? Может на Алису перейти

Ответить

Алиса удобна, речь понимает хорошо, даже в шумных местах. Лойс

Ответить