{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Алиса» в стране запросов

Поиск через Алису набирает темпы. Часть этого попадает в поиск Яндекса. Поступает через смартфоны из приложения Яндекс и браузера. Проанализировали собранные цифры и рассказали ниже.

В конце статьи три теории о процессах запросов в инфраструктуре Яндекса.

Это неофициальная информация о продуктах Яндекса. Мы воспользовались сервисом аналитики в общем доступе и действовали как независимые аналитики.

Что сделали?

  • Зашли в wordstat.yandex.ru и ввели запрос «Алиса».

  • Обнаружили большое число запросов, типа «алиса включи».
  • Отминусовали запросы типа: -страна -скачать -голосовой -помощник -онлайн -яндекс -чудес -качество -дирилиш -осман -зазеркалье -фрейндлих -бесплатно (и подобные).

  • Проанализировали что ищут, какой объем спроса, устройства. Написали ниже выкладки того, что показалось интересным.

Выводы из анализа ключевых слов введенных голосовым поиском через Алису

1. С ноября 2019 к январю 2020 году количество показов с запросами, куда включается слово Алиса выросло в 2 раза. С 5 млн до 10 млн. Правда в феврале упало до 6,9 млн.

Возможно, причина такого роста запросов связана с видео-рекламой Алисы на Новый год. Плюс новогодние каникулы.

В феврале 2019 года: 4 609 345 показов, а феврале 2020 года: 6 972 795 показов.

Вывод: Из видимых данных рост упоминаний Алисы в Яндексе за год составил в районе 34%.

2. Взяли январь, как пиковый месяц.

Вывод: Более 80% упоминаний Алисы в поиске совершаются через телефоны. Заметим, что в десктопном Яндекс.Браузере тоже можно спросить Алису голосом.

3. Структура голосового поискового спроса:

Взяли весь хвост ключевых запросов. Отпарсили базовую частотность. Кластеризовали. И вот, какие группы увидели.

Привет Алиса
Алиса найди мне
Алиса сколько стоит
Алиса какая погода
Алиса пожалуйста найди
Алиса куда сходить
Алиса покажи
Алиска скажи
Алиса сыграем в
Алиса смотреть
Алиса давай
Алиса как найти
Алиса включи
Алиска сколько время

Вывод: Пользователи ищут через Алису с помощью глаголов, вопросов и обращений. Глаголы направлены фактически на «дай мне». Вопросы сколько, куда, какой. Запросы состоят из простых конструкций.

4. Наиболее распространенные конечные запросы пользователей (Цифра — это количество показов фразы именно в таком виде «!» в результатах поиска Яндекса на 17.03)

Привет Алиса — 80922
Алиса мультики — 33855
Алиса на кого я похожа — 29559
Алиса как найти хорошего мужа — 15784
Алиса игры — 10213
Пока Алиса — 7916
Алиса загадай загадку — 7418
Алиса давай поиграем — 7330
Алиса знает что делать — 6950
Слушай Алиса — 6020
Алиса где я — 4967
Здравствуй Алиса — 4075
Алиса включи — 3811
Алиса видео — 3773
Алиса где я нахожусь — 3137
Алиса что ты умеешь — 2885
Алиса как дела — 2866
Алиса включи музыку — 2745
Алиса что нового — 2656
Алиса запусти навык — 2572
Поговорить с алисой — 2050
Алиса ты дура — 1963
Алиса как найти мужа — 1839
Алиса погода — 1745
Алиса погода на завтра — 1591
Алиса купи мне — 1514
Алиса какая сегодня погода — 1273
Алиса какая завтра погода — 1256
Алиса давай поболтаем — 1252
Алиса сколько время — 1196
Алиса реши задачу — 1171
Алиса давай поиграем в угадай — 1168
Алиса включи мультики — 1103
Алиса ты тупая — 1015
Алиса сколько сейчас время — 900
Окей Алиса — 832
Алиса какая погода — 775
Алиса открой — 751
Алиса закажи мне — 665
Разговаривать с алисой — 660
Алиса музыки — 649
Алиса мультфильм — 634
Алиса найди телефон — 634
Алиса назад — 605
Алиса включи навык — 551
Алиса включи пожалуйста — 522
Алиса сказочный патруль — 495
Алиса найди игрушки — 491
и т.д.

По некоторым запросам видно, что часть запросов идет от детей и родителей. Кстати детям легче сказать, чем нажать на экран. Алиса создает рынок голосовых помощников для детей уже сейчас. Можем предположить, что пользовательский опыт работы с помощником вполне окажет влияние на будущее интерфейсов всего веба и устройств.

Возможно, это поколение будет ждать диалога от интерфейсов в таком формате: Не хочу разбираться. Я сказал. Дайте мне это.

Полнота данных

Показ запроса в wordstat.yandex.ru может считаться только если он был введен в поисковую строку и по нему показаны результаты поиска. Это значит, что наше исследование это лишь примерная и маленькая проекция всей части голосового поиска. Почему так? Дело в том, что у Алисы большое число встроенных и партнерских навыков. Это значит, что на вопрос, Алиса не открывает поиск, а дает устно ответ, либо запускает приложение и выполняет задачу. И только во всех остальных случаях люди попадают по каким-либо причинам в поиск.

Что мы нашли в поиске?

Мы думаем, что нашли новый тип запросов. Это запросы, которые переведены из голосового поиска Алисы на смартфоне в результаты поиска Яндекса.

Что еще может служить источником такого запроса? У нас нет достоверного ответа, но есть варианты:

1. Все устройства Яндекса начали передавать голосовые запросы в Яндекс подбор слов (вряд ли).

2. Люди ищут в смартфонах у Алисы информацию и потом нажимают рядом кнопку «поискать в яндексе» (смотри скриншот выше). Запросы из Алисы в поиск передаются иногда с упоминанием Алисы.

3. Люди путают Алису с голосовым поиском в Яндексе и обращаются к поисковику, используя обращение Алиса (вряд ли т.к. основная доля запросов со смартфонов).

Что делать с этой информацией специалистам и бизнесу?

1. Создать раздел вопрос-ответ на сайте. Где один вопрос - одна страница. Эти страницы оптимизировать под поисковой информационный спрос клиентов. В оптимизации страницы использовать простые связки и ответы, которые понятно воспринимаются на слух. Возможно эти страницы начнет читать Алиса пользователю. Это сработает для тех вопросов, на которые требуется развернутый ответ. Например, инструкция. В остальных случаях помощник зачитает ответ из Wikipedia. Основное правило — развернутый и ценный контент Алиса не даст. Она дает только заголовки. Остальное найдется в поиске Яндекса.

2. Создать навык в Алисе. Взаимодействовать с клиентами через голосового помощника, не доводя его до результатов поиска. Подробнее здесь.

3. Пойти и протестировать сценарии поведения покупателей через голосового помощника. Что они ищут? Что могли бы спрашивать? Ищут ли уже? Напишите что-то из вашей темы +алиса. Изучите этот спрос.

4. Разобраться в разнообразии Алисы, где она живет и как клиенты с ней общаются. Информация кратко:

  • Алиса живет в Яндекс.Станциях, в приложениях Яндекс, Яндекс.Браузер.

  • В станциях нет текстового поиска. Только голосовые ответы и звук. На большой станции вам еще покажут видео, если подключить к ТВ.
  • В смартфонах диалог похож на чат. В чат Алиса закидывает результаты поиска из Яндекса и предлагает перейти к результатам поиска. Мы считаем, это основной источник трафика из Алисы в поиск.

Предлагаем вам также присоединиться к изучению вопроса. Будем рады наблюдения и комментариям.

Евгений Костров, руководитель агентства Evklead.

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Дмитрий Севальнев

Молодцы, тема очень старая, конечно, со времён «Okey, Google», но никто не писал по ней, вроде.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Костров

Видимо мы здесь только проснулись, не претендовали на открытие. Интересно узнать, Дмитрий, ваше мнение о механике попадания запросов из Алисы в результаты поиска Яндекса. Есть догадки, нет точной инфы. 

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Севальнев

Подсказка -)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Uryadov

ok google в яндексе 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Uryadov

Интересно, что "окей", а не "OK"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Uryadov

Кажется, что просто люди повторяют команду Алисе дважды, думая, что в первый раз она не сработала, и она уводит в поиск

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Uryadov

Или ей нечего включать на устройстве и она уводит в поиск

Ответить
Развернуть ветку
Evklead
Автор

Да, это хороший повод для фантазий)
В конце статьи написали три варианта, почему запросы уходят в Яндекс. Склоняемся ко второму, когда пользователь не решает проблему внутри Алисы и запрос уходит в поиск вместе с «хвостом» имени.

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Uryadov

Просто занимательный факт, это, наверное, что-то значит)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Krivin

Использую голосовой поиск только за рулем, но мне привычно пользоваться Siri. А кто-нибудь опишет разницу? Может на Алису перейти

Ответить
Развернуть ветку
Макс Василенко

Алиса удобна, речь понимает хорошо, даже в шумных местах. Лойс

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Туз

Алиса стремительно набирает популярность, а вот почему то Маруся голосовой ассистент нет, хотя приложение тоже прикольное https://androidflash.ru/browser/marusya.html

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда