Визор: шпион за конкурентами на Ozon

Толковый сервис для увеличения прибыли на маркете

Ну что же, друзья, поговорим сегодня о шпионаже. Да - да, понимаю, следить за кем-то плохо. Но в мире e-commerce это называется не "слежка", а "анализ конкурента". Знать стратегию конкурента в продвижении, знать его силу и вес, знать, в каких показателях вы уступаете другим селлерам на Озон. Чувствовать, как кто-то дышит вам в спину - значит оставаться в игре, усиливая свои позиции. Ведь когда мы говорим про выживание и деньги, все средства хороши, верно?

Итак, если вам интересно все, что я перечислил выше, и ваш моральный компас переключился на наполняемость собственного кошелька, приступаем к чтению. Сегодня мы разберем инструменты, которые помогут вам изучить конкурента вдоль и поперек, в частности, инструмент Визор сервиса iBereg.ru. Если коротко, он сохраняет данные изменений в карточках конкурентов которые повлияли на их позиции в выдаче, и как бонус, делает прогноз ставки по «Продвижению в поиске» для достижения позиции конкурента по конкретному ключевому запросу.

Визор: шпион за конкурентами на Ozon

Хитрый «шпионский перископ» собирает информацию и анализирует: как на позицию карточки товара повлияла реклама, участие в акциях, отзывы и прочее. Я протестировал Визор на своих магазинах в течение 2 месяцев. Раскрывать специфику товара не буду, а результаты - вот:

● продавец №1 сэкономил 57000 руб., убрав из рекламы магазина неэффективные рекламные кампании. В этом помог Визор, проанализировав, какие параметры придают товару больше веса в выдаче по запросам.

● Продавец №2 выполнил рекомендацию увеличить базовый параметр и добавил необязательные характеристики товара, чего не было у конкурентов. А чтобы мотивировать покупателей писать отзывы, он вкладывал в каждый товар открытки с кошечками. В результате обогнал конкурентов по продажам и заработал на 46000 руб. больше.

Посмотрим, какую информацию мы можем получить в самом Озон. На площадке, есть таблица ТОП-108 товаров в поисковой выдаче Озон по ключевым запросам.

Где найти: Аналитика -> Товары в поиске -> Что влияет на место в поиске

Собственно здесь мы можем получить информацию, что сейчас происходит у конкурентов, и какие позиции занимает наш товар в этом рейтинге. Чем товар выше, тем больше он получат охвата. И тут появляется закономерный вопрос: “А что мне надо делать, чтобы попасть на первые места в выдачи?”. Ответ: «Усиливать свои позиции по всем параметрам, которые есть в таблице». Звучит просто, но как вы понимаете, есть нюансы.

Во-первых, чтобы анализировать несколько ключевиков, нужно покупать подписку Озон.

Во-вторых, мы видим показатели, только в моменте. Т.е. сухие данные, которые говорят лишь, что ты вот на такой позиции и просто слабее конкурентов.

В-третьих, разные показатели, имеют разный вес на выдачу товара в поисковом запросе. И как из этого понять, какие усилия и и в каком направлении надо применить?

В-четвертых, конкуренты тоже не в отпусках, и постоянно сражаются за место под солнцем в рейтинге Озона. И вот где именно они усилились или ослабли, из последнего нашего анализа совершенно не понятно. Мы не видим ни динамику, ни историю изменений. Просто принимаем по факту сухие цифры на данный момент. Согласитесь, так себе аналитика.

<p><i><b>Для слежки на Озоне эту штуку можно не надевать</b></i></p>

Для слежки на Озоне эту штуку можно не надевать

Но мой пытливый мозг не давал покоя! Я начал бороздить просторы интернета в поиске инструментов, которые могли бы решить все описанные выше задачи. И такой инструмент нашелся - это Визор для мониторинга конкурентов от iBereg. Аналога ему я пока что не обнаружил, так что будем работать с ним. Если коротко, его разработчики взяли за основу таблицу «ТОП 108 Озон» по ключевым запросам, и «накидали туда мяса». Нюансы остались, но они несущественны.

Да, инструмент платный, но сервис дает тестовый период, что меня и привлекло. Также, Визор каждые полчаса отслеживает динамику всех изменений по показателям у всех товаров по запросу, и формирует историю, которую можно проследить на графиках. А главное - можно увидеть, когда и по каким ставкам конкурент запускает рекламу на товар. К сожалению, ставку можно увидеть только на «Продвижении в поиске». Но вам доступны сведения, когда и какой тип рекламы был запущен.

Ну и вишенка на торте: Визор дает прогноз, какую ставку в «Продвижении в поиске» можно поставить, чтобы достичь рейтинга конкурента, даже если у вас слабая по всем показателям карточка.

Пользуйтесь, не благодарите. Хотя нет, лайки и комментарии извольте :-)

Итак, мы вооружились, теперь начнем слежку. Посмотрим, какие показатели в таблице ТОП 108 в поисковой выдаче Озон нам важны, и что мы можем с ними сделать. Как говорится, ловкость рук, и никакого мошенничества.

Начнем с базы. Вначале разберем, как алгоритмы Озон оценивают параметры, и определяют, на каком месте в рейтинге будет размещаться тот или иной товар. Ниже приводится краткая выжимка статьи от самого Озон, с моими вставками (подробнее со статьей вы можете ознакомиться здесь https://seller-edu.ozon.ru/analytics-and-metrics/graphs/explainer)

Как происходит расчет параметров товара на Озоне.

Клиент вводит запрос, например "красные носки". На его основе алгоритмы Озон проводят отбор товара для показа клиенту в 4 этапа.

<i><b>Как рассчитываются параметры на OZON</b></i><br />
Как рассчитываются параметры на OZON

1-й этап

Озон отбирает товары, у которых в названии, описании и других полях есть совпадения с запросом.

2-й этап

Затем из этого массива карточек отбираются самые подходящие — с наибольшей текстовой близостью к запросу, и рассчитываются базовые параметры, такие как отзывы, соответствие запросу, цена, популярность по запросу, общая популярность по запросу, продажи товара за последние 60 дней.

Каждому базовому параметру присваиваются баллы от 0 до 100. Товар с самым высоким показателем получает 100 баллов, а товар с самым низким — 0 баллов. Остальные баллы распределяются между этими двумя товарами.

Например, базовый параметр «Отзывы» по запросу «Красные носки» в регионе Санкт-Петербург получает 59 баллов.

<i><b>Рассчитываем показатель "Отзывы"</b></i><br />
Рассчитываем показатель "Отзывы"

Из всех базовых параметров формируется общая сводная оценка от 0 до 1: чем выше оценка, тем выше товар в поисковой выдаче в рейтинге Озон, и соответственно тем больше охвата он получает. Товар с самой высокой сводной оценкой среди конкурентов попадает на первое место в выдаче.

Здесь у Озона своя фишка: баллы базовых показателей между собой не суммируются, так как у каждого показателя, есть свой определенный вес, который по разному влияет на увеличение сводной оценки. Например, 40 баллов за базовый показатель “Отзывы” влияют на сводную оценку меньше, чем 40 баллов по показателю “Продажи”. Так как вес к сводной оценке в “Отзывах” составляет 5%—10%, а в “Продажах” 15%—20%.

Совет: чтобы товар показывался выше в поисковой выдаче Озон, в первую очередь нужно работать над параметрами, которые дают больше веса к сводной оценке.

Как понять, какие показатели дают больше веса? В Визоре iBereg и в самой таблице Озон, эта информация находится в описании к каждому показателю, также, как и описание каждого показателя. Поэтому, думаю, разберетесь.

А дальше начинается самое интересное. Прежде чем показать товар клиенту в поисковой выдаче (4 этап), ОЗОН выполняет этап 3.

3-й этап

На третьем этапе идет проверка на наличие у товара повышающих параметров (бустинг), таких как: продвижение, акции, быстрая доставка, срок доставки. Эти параметры не обязательны (говорит нам Озон), но именно они определяют финальное место в выдаче. С помощью бустов, ваш товар может значительно усилить позиции в выдаче.

Каждый бустинг имеет свой коэффициент, который умножается на показатель сводной оценки товара или поднимает позицию в выдаче. Самое интересное, что Озон не дает точных данных по коэффициентам бустинга, так как они, якобы, часто меняются.

Как работает бустинг? Для примера рассмотрим наши любимые «красные носки». Допустим, после прохождения двух этапов поиска товар получает сводную оценку 0,7. Если на товар применен бустинг с платным продвижением в поиске, то товар дополнительно получит, к примеру, × 1,3. В этом случае итоговая оценка товара составит 0,91 вместо 0,7.

Важно! Все бустинги между собой суммируются. Предположим, товар имеет одновременно несколько бустингов: продвижением в поиске, быстрая доставка, выгодная индексная цена, и у каждого бустинга коэффициент составляет 10%. Тогда товар со сводной оценкой 0,7 будет иметь итоговую оценку 0,7 × 1,1 × 1,1 × 1,1 = 0,9317.

<i><b>А конкурент и не знает, что Визор за ним наблюдает</b></i><br />
А конкурент и не знает, что Визор за ним наблюдает

Вот такая магия происходит, прежде чем товар покажется покупателю на 4-ом этапе. И как со всем этим работать?

Скажу честно: в самом Озон - практически никак! Если, конечно, вы не хотите прочно приковать себя к компьютеру. Поэтому лично меня, Визор от iBereg очень спасает. Теперь я могу проследить в срезе временного периода, как мои манипуляции с карточкой товара меняют сводную оценку, как при этом вели себя конкуренты, что они делали, и как это все повлияло на их позиции в поисковой выдаче.

44
3 комментария

Рад, что мой опыт оказался полезным!

1
Ответить

Очень полезен. За такие подсказки следует давать премию, но боюсь, что конкуренты обвинят меня в поднятии вашего рейтинга))))

Ответить

Спасибо за статью.

Ответить